В зависимости от значений этих показателей система производства может быть признана умеренно, высоко и низкоконцентрированной, что показано в таблице 1. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от значений этих показателей система производства может быть признана умеренно, высоко и низкоконцентрированной, что показано в таблице 1.



Таблица 1

Диапазон измерения и значений показателей

Концентрации производства

 

Наименование показателя Диапазон изменения значений показателя Высококонцентрированное производство Умеренно концентрированное производство Низкоконцентрированное производство
Коэффициент концентрации производства (СR) 70-100% +    
45-70%   +  
менее 45%     +
Индекс концентрации производства Герфиндаля-Гиршмана (НН1) 2000 –10000 +    
1000 – 2000   +  
Менее 1000     +

Показатель уровня концентрации производства, определенный через коэффициент концентрации, имеет ограничение в применении, поскольку не позволяет дифференцировать роль в производстве различных товаропроизводителей. Действительно, система производства, в которой один товаропроизводитель имеет рыночную долю 77%, а остальные 23 – по 1%, будет иметь такой же коэффициент концентрации четырех товаропроизводителей, как и система производства, в которой четыре товаропроизводителя имеют долю в производстве по 20% каждый, а остальные – по 1%.

Измерение концентрации производства с помощью индекса Герфиндаля—Гиршмана (HHI) позволяет преодолеть этот недостаток. Индекс концентрации производства по Герфиндалю—Гиршману рассчитывается путем возведения в квадрат процентной доли в производстве каждой из фирм, изготавливающих взаимозаменяемую продукцию для данного рынка, и суммирования полученных результатов. Для отрасли, где условиям определения концентрации производства соответствуют товаропроизводителей, формула имеет вид

 

HHI = (Sl)2 + (S2)2+...+ (Sn)2, (5)

где si — доля продаж i-го товаропроизводителя, выраженная в процентах: i =1,2,..., n.

С увеличением концентрации производства индекс Герфиндаля—Гиршмана увеличивается, достигая максимальной величины, равной 10000 для монопольного производства. В отличие от коэффициента концентрации индекс Герфиндаля— Гиршмана показывает разницу между системами производства, имеющими одинаковое число товаропроизводителей при разной их доле в реализации продукции. Так для вышеприведенных примеров (доли производства: 77% у одной фирмы и по 1% у двадцати трех; 20% у четырех фирм и по 1% у двадцати) индекс Герфиндаля—Гиршмана будет равен соответственно 5952 и 1620, т.е. концентрация производства выше в том случае, когда один товаропроизводитель имеет долю в производстве 77%.

Коэффициент концентрации и индекс концентрации определяются по одинаковым формулам для случаев, когда рассматриваются система производства, рынок или структура покупателей с учетом соответственно долей на рынке товаропроизводителей, продавцов и покупателей. Доля каждого покупателя на рынке определяется суммой индивидуальных покупок у всех продавцов на рынке, отнесенной к общему объему реализации (емкости рынка). Доля каждого продавца определяется суммой продаж по всем его покупателям, соотнесенной с емкостью рынка. Доля товаропроизводителя на рынке определяется суммой продаж товара данного производителя по всем продавцам на рынке, соотнесенной с емкостью рынка. Таким образом, анализ концентрации любых хозяйствующих субъектов, действующих на различных стадиях движения рассматриваемой группы взаимозаменяемых товаров, связан с анализом рынка этих товаров.

Товаропроизводитель работает на тех товарных рынках, на которые поставляется его продукция. Если объем поставляемой на рынок продукции превышает 50% общего объема реализации, можно предполагать наличие устойчивой тенденции работы данного товаропроизводителя на этом товарном рынке1. Анализ деятельности товаропроизводителей нужно начинать с рынков, на которые осуществляется поставка максимальных объемов продукции. И так далее до последнего адреса поставки в последовательности, соответствующей уменьшению объемов реализации. Заранее без анализа рынков, на которых работает товаропроизводитель, нельзя сказать, какие объемы поставок можно не учитывать как несущественные, поскольку возможно, что даже небольшой объем поставки на рынок с малой емкостью определяет доминирование на нем товаропроизводителя (поставщика). Ориентировочно можно предположить, что исключение из рассмотрения поставок на рынок не приведет к ложным результатам анализа, если доля на рынке, соответствующая этим объемам поставки, не сильно изменяет значение индекса концентрации производства. При этом нужно иметь в виду, что определение индекса концентрации как суммы квадрата долей в производстве увеличивает вес более крупных поставщиков по сравнению с мелкими поставщиками. Это означает, что если точные данные о долях в производстве мелких товаропроизводителей отсутствуют, то итоговая ошибка не будет большой, если доля крупных поставщиков товара определена верно.

Методические основы расчетов коэффициентов концентрации, выполняемых до сих пор российскими статистическими органами, в отсутствие национальных исследований такого рода были разработаны на основе зарубежных аналогов. Однако при этом не были учтены:

· специфика и пути реформирования российских отраслей производства;

· специфика отношений собственности в Российской Федерации;

· специфика географических границ товарных рынков в Российской Федерации.

· специфика форм государственной статистической отчетности и системы статистического наблюдения в Российской Федерации.

Существующая методология и исходная информация для расчета показателей концентрации производства и рынка в России недостаточно корректна в силу следующих причин:

1. При наблюдении товарных групп в настоящее время не выделяются так называемые «чистые отрасли», что приводит к занижению объемов производства продукции выделенной товарной группы.

2. При определении концентрации производства не учитывается разница между произведенной и реализованной продукций или, точнее, молчаливо предполагается, что вся произведенная продукция реализуется. На самом деле объем произведенной продукции не в полной мере отражает реальное участие национального производителя в экономической жизни. Таким образом, доля в производстве не увязывается со спросом и искажается.

3. Не учитывается географическая замкнутость отдельных товарных рынков. Важность этого обстоятельства стала особенно очевидной, когда в результате развития кризисных явлений произошла существенная регионализация товарных рынков. Поэтому при расчетах концентрации производства, выполняемых Госкомстатом России, молчаливо предполагается, что все входящие в расчет предприятия работают на федеральном рынке.

4.Отсутствует единая система статистического наблюдения за ввозом и вывозом продукции. Кодирование ассортимента ввозимой из-за рубежа продукции осуществляется по укрупненным товарным группам, не совпадающим с классификацией Госкомстата России и в принципе не позволяющим осуществлять дифференцированный анализ концентрации производства и рынка, а также положения хозяйствующего субъекта на рынке с учетом ввоза продукции. Поэтому при расчетах концентрации производства, осуществляемых Госкомстатом России, не учитываются товаропроизводители, осуществляющие ввоз продукции на рассматриваемый (федеральный) товарный рынок.

5. При оценке концентрации производства, осуществляемой, Госкомстатом России, в настоящее время не учитывается степень экономической зависимости хозяйствующих субъектов и принадлежность их к группе лиц, что существенно искажает полученные результаты.

Расчеты концентрации производства, производимые Госкомстатом России, по установленной методологии и с указанными погрешностями осуществляются в продуктовом и так называемом отраслевом разрезах. Продуктовый разрез в определенной мере (с учетом указанных недостатков) отражает и позволяет изучать концентрацию производства взаимозаменяемой продукции, производители которой являются объектами исследования. Подход на основе изучения продуктовых рынков позволяет выделить действительных экономических агентов, отвечающих за возникновение и развитие монопольных эффектов. В этом случае принимается во внимание не весь спектр товаров, с которыми предприятие выходит на рынок, как при отраслевом подходе, а только те товары или товарные группы, рынок которых анализируется. Оценка уровня концентрации производства осуществляется в этом случае по объему произведенной (в Российской Федерации) продукции (без учета ее реализации) по видам, как правило, в натуральном выражении или в показателях, однозначно связанных с единицей произведенной продукции.

Отраслевой разрез расчетов концентрации производства возник как наследие социалистической экономики и позволяет, по существу, изучать концентрацию производства не в рыночном понимании этого термина, а скорее в смысле концентрации производственных мощностей (или концентрации средств производства и рабочей силы) в производственных комплексах, которые в дореформенный период назывались отраслями производства. Измерение концентрации производства в отрасли (в российском понимании) осуществляется по результатам статистических наблюдений за предприятиями по таким показателям, как объем всей произведенной продукции в стоимостном выражении,численность занятых или фонд заработной платы. Указанные экономические характеристики по каждому из предприятий отрасли сопоставляются с отраслевыми показателями, после чего рассчитывается доля в процентах, занимаемая каждым предприятием в совокупном отраслевом показателе.

В дополнение к перечисленным выше недостаткам производимых в настоящее время расчетов коэффициентов концентрации производства следует отметить, что отраслевой разрез этих расчетов не предполагает выделения объемов производства именно рассматриваемой группы товаров, а учитывает весь произведенный предприятием товар. Таким образом, в расчет включается производство других видов изделий, услуг, содержание непроизводственной сферы и т.д.

Переход к выделению «чистых отраслей» позволит унифицировать расчеты показателей концентрации производства и пользоваться едиными исходными данными как для масштабного сопоставительного анализа концентрации производства, так и для оценки концентрации производства отдельных товарных групп.

Кроме вышеуказанных, для более глубокого анализа концентрации возможно использование других показателей.

Коэффициент Линда (L) определяет степень неравенства между лидирующими на рынке поставщиками товаров

 

L =
I=1
k
Σ Qi
k(k-1)

(6)

 

 

где k — число крупных поставщиков (не менее двух);

 
 


Qi = (7)

 

— отношение средней доли рынка i-го поставщика к доле k—i поставщиков; i — число ведущих поставщиков среди k крупных поставщиков; Ai — общая доля рынка, приходящаяся на i поставщиков; Ak — доля рынка, приходящаяся на k крупных поставщиков.

Коэффициент Линда используется в качестве определителя «границы» олигополии следующим образом: рассчитывается L для k = 2, k = 3 и так далее до тех пор, пока Lk+l > Lk, т.е. до момента, пока не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. «Граница» считается установленной при достижении значения Lk, меньшего Lk+l. Определяемая граница может характеризовать рынок на наличие жесткой или размытой олигополии, тем самым позволяя эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, которые могут выполнять согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции.

Коэффициент Лернера, определяемый как разница между ценой товара и предельными издержками его производства, отнесенная к цене:

L = [P-MC]/P, (8)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.016 с.)