Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 4. Факторы экономической эффективности деятельности предприятия

Поиск

 

Экономическая эффективность деятельности предприятия (фирмы), т.е. его способность создавать стоимость в размерах, превышающих стоимость использованных факторов производ­ства, обусловливается множеством различных причин, условий и ограничений, которые можно объединить в несколько групп, выделяемых по несовпадающим основаниям и отражающих общие для этих причин свойства и механизмы влияния на эф­фективность.

Упомянутые факторы эффективности предприятия следует подразделить на внешние и внут­ренние.

В числе внешних факторов представляется целесообраз­ным выделить прежде всего такие группы, как институ­циональные условия, в которых функционирует предприятие, отраслевая принадлежность предприятия, структура рынка, на котором действует предприятие, природно-климатические условия работы предприятия, уровни цен на рынках факторов производства. Рассмотрим их содержание более подробно.

 

4.1. Институциональныеусловия функционирования предпри­ятия

Под институ­циональными условиями понимается совокупность фор­мальных и неформальных правил (законов, указов, постанов­лений, сложившихся норм делового оборота и т.п.) и механиз­мов принуждения к их исполнению, ограничивающих возмож­ности предприятия в принятии решений относительно исполь­зования ресурсов.

Совокупность правил имеет обычно долговременный характер действия, сказываясь на параметрах функ­ционирования предприятий разных отраслей. Правила такого типа принято относить к институциональной среде функционирования экономики.

Наряду с правилами длительного действия в состав инсти­туциональных условий функционирования предприятий входят также и отдельные соглашения и договоренности, как правило, между предприятиями и властными структурами, создающие для отдельных фирм особые условия хозяйствования. В Рос­сийской Федерации такой характер имеют, например, соглаше­ния между отдельными крупными компаниями и налоговыми органами относительно временной структуры, размеров и пла­тежной формы вносимых в бюджет налоговых платежей.

Другой пример влияния институциональных соглашений на эффективность работы предприятия — выбор контрагента­ми типа контракта, точнее, предполагаемой в нем формы оп­латы поставок. В частности, издержки аналогичных предприятий, одно из которых предпочитает бартерный оборот, а другое — денежный, могут в результате значительно


отличаться, скрывая влияние других факторов, воздействующих на эффективность (прибыльность или рентабельность) работы предприятий.

Важным компонентом институциональных условий функ­ционирования предприятий являются правила, определяющие барьеры входа и выхода предприятий в отрасль или на рынок.

Промежуточное место между институциональными факто­рами эффективности, относящимися к институциональной среде, и индивидуальными институциональными соглашения­ми занимают правила, регулирующие отдельные рынки или отрасли. К ним относятся такие нормы, как особый порядок налогообложения отдельных видов продукции (например, пи­щевой или сельскохозяйственной), наличие ограничений на характер собственности в отрасли (например, в России — за­прет на приватизацию условий производства продукции обо­ронного назначения) и т.п.

 

4.2. Отраслевая принадлежность и эффективность предпри­ятия

Производство продукции различной отраслевой принадлежности ха­рактеризуется использованием несовпадающих сочетаний фак­торов производства, имеющих разные скорости хозяйственного оборота, требующих различных скоростей обновления и т.п., т.е. различным сочетанием постоянного и переменного капи­тала, необратимых и обратимых издержек, капитальных и тру­довых ресурсов, единовременных и текущих издержек, и дли­тельностью производственного цикла. Разумеется, наличие развитого рынка капитала, обеспечивающего возможности для перетока последнего в отрасли с относительно более высокой прибыльностью, сглаживает упомянутые различия, однако на каждый данный момент времени нельзя, очевидно, утверждать, что в различных национальных экономиках постоянно имеет место равенство эффективностей использования ресурсов.

Кроме того, влияние отраслевой принадлежности пред­приятия на его эффективность тесно связано с характером производимых им благ, т.е. с тем, являются ли они частными или общественными благами. Известный феномен недопроиз­водства общественных благ, объясняемый объективным суще­ствованием эффекта безбилетника, обусловливает необходи­мость государственного вмешательства в той или иной форме для обеспечения приемлемой рентабельности производства общественных благ, которая без такого вмешательства не по­зволяла бы достичь безубыточности производственной дея­тельности.

Такое вмешатель­ство может осуществляться в следующих основных «чистых» формах:

· выплата дотаций потребителям общественных благ с тем, чтобы они могли приобретать их в желаемом объ­еме по ценам, покрывающим издержки частных произ­водителей;

· выплата дотаций частным производителям обществен­ных благ с тем, чтобы они могли продавать их потреби­телям в достаточных объемах по ценам ни­же издержек производства;

· производство общественного блага непосредственно го­сударственными учреждениями (казенными предпри­ятиями) в необходимых объемах и распределение блага между потребителями.

От типа применяемой формы государственного вмеша­тельства существенно зависит оцениваемая эффективность функционирования предприятий, осуществ­ляющих производство общественных благ.

 

4.3. Структура рынка

В качестве параметров рыночной структуры, влияющей на прибыльность предприятий, рассматриваются: рыночная доля фирмы (масштаб производства), число фирм в отрасли и уровень дифференциации товара.

Отраслевая норма прибыли изменяется прямо пропорционально индексу концентрации Герфиндаля-Гиршмана по отраслям и обратно пропорционально эластичности спроса.

Уровень концентрации на рынке определяет степень сложности (относительную величину трансакционных издер­жек) заключения сговора между фирмами. В отраслях с высо­кой концентрацией, где действует небольшое число фирм, их совместные (согласованные) действия осуществляются легче и чаще, чем на рынках с низкой степенью концентрации, по­этому прибыльность на таких рынках будет выше вследствие приближения типа рынка к монопольному.

Данная зависимость проявляется под влиянием целого ряда дополнительных факторов, к которым относятся:

· правила, регулирующие взаимоотношения предприятий, прежде всего, наличие или отсутствие эффективного антимонопольного законода­тельства и практики его применения, касающегося запрета на сговоры;

· степень состязательности рынка: при низкой состязательности, т.е. когда проникновение на рынок «нович­ков» затруднительно, сговоры между фирмами, давно дейст­вующими на рынке, более вероятны, а олигопольное поведе­ние, т.е. учет действий конкурента, будет осуществляться в формах различных стратегий;

· перемещаемость или неперемещаемость активов фирм, т.е. возможность использования их для производства продукции других товарных групп: при высокой перемещаемости вопрос о формах взаимодействия с конкурентами становится вопросом экономического сопоставления двух базовых вариантов — ос­ваивать ли другой рынок либо договариваться с конкурентами; если же активы фирмы неперемещаемы, вероятными становят­ся ее действия по обеспечению (поддержанию, сохранению) своего особого положения в отрасли, в том числе за счет лоб­бирования, применения различных методов недобросовестной конку­ренции;

· наличие или отсутствие входных барьеров в смежные от­расли или барьеров выхода из данной отрасли.

Заслуживает внимания и такой фактор, как на­личие свободных мощностей на предприятиях отрасли. Факт их наличия является индикатором монополизации при наличии устойчивого роста объемов производства в отрасли или его стабильности.

Уровень дифференциации продукции на рынке, выра­жающийся через наличие товарных знаков и других аналогич­ных средств индивидуализации товара, может непосредственно повышать экономическую эффективность дея­тельности предприятия через формирование посредством рек­ламы приверженности покупателей определенному товарному знаку.

 

4.4. Природно-климатические условия и эффективность рабо­ты предприятий

Для России, на территории которой разнообразие природно-климатических условий весьма велико, данный фактор мо­жет оказывать весьма серьезное влияние на соотношение из­держек и результатов функционирования предприятий.

Внутри самого природно-климатического фактора можно выделить несколько составляющих, которые влияют на структуру издержек различных групп отраслей.

Температурный режим территории, на которой размещено предприятие, сказывается на его издержках практически неза­висимо от отраслевой принадлежности, обусловливая повы­шенные затраты как текущего (на отопление и освещение про­изводственных помещений), так и капитального (стеновые материалы и фундаменты при строительстве на вечномерзлых грунтах) характера в регионах, расположенных на Крайнем Севере страны.

Чистота окружающей среды в целом и отдельных ее ком­понентов существенно влияет на издержки в отдельных отрас­лях. Так, чистота воздуха существенна для эффективности функционирования предприятий наукоемких отраслей (напри­мер, производящих компоненты элементной базы электрони­ки).

Все подобные влияния низкого качества компонентов ок­ружающей среды на качество производимой продукции компенсируются посредством осуществления дополнительных издержек на совершенствование технологии, что отражается на рентабельности производимой продукции.

 

4.5. Уровень цен на факторных рынках

Если предприятие не является единственным покупателем
какого-либо ресурса, т.е. рынок соответствующего фактора про­изводства не является монопсоническим, цены, складывающиеся на факторных рынках, с одной стороны являются внешними факторами эффективности функционирования такого предприятия, а с другой стороны — одним из важнейших факторов, способных «перекрыть» по степени своего влияния практически все прочие факторы (как внешние, так и внутренние).

Цены на рынках факторов производства влияют на эффектив­ность работы предприятия не непосредственно, а через структуру издер­жек производства, зависящую от той технологии, по которой на предприятии осуществляется его производственная деятель­ность. Поэтому нормальной реакцией на рост цен на ресурсы является снижение норм расхода последних, достигаемое бла­годаря использованию различных нововведений — технологи­ческих, маркетинговых и организационных.

В числе основных внутренних факторов эффективности предприятия могут быть выделены такие, как тех­нология производства, качество управления, размер предприятия.

4.6. Технология производства

Данный фактор оказывает самое прямое и непосредствен­ное влияние как на совокупные, так и на удельные издержки производства, поскольку предопределяет состав и структуру последних, а также объемы выхода (выпуска) продукции, на­правляемой предприятием на рынок. Структура издержек в натуральном выражении формируется нормами расходования конкретных видов ресурсов, производственное потребление которых обусловливается использованием соответствующей тех­нологии, а общий объем таких ресурсов -намечаемым объе­мом выпуска предприятия.

4.7. Качество управления

Если за счет монопольно­го фактора можно объяснить различия в эффективности по­рядка единиц процента, то изменения в качестве управления приводят к изменениям в эффективности порядка десятков процентов.

Качество управления предприятием не имеет общепринятых измерителей. Эта характеристика деятель­ности менеджеров лишь проявляется, наряду со многими дру­гими сторонами деятельности предприятия, в серии финансо­вых и иных показателей, оценивающих конечные результаты функционирования предприятия: стоимость фирмы на фондо­вом рынке, стоимость, создаваемая для акционеров, прибыль фирмы и др.

На качество управления предприятием воздействуют как субъективные особенности ее управляющих, так и относительно более объективные факторы, прежде всего — структура собственности предприятия. Трансформируясь в систему стимулов к рациональному ис­пользованию ресурсов, структура собственности способна существенно влиять на корпоративное управление и, через него, на конечные результаты функционирования предприятий.

Однако такая трансформация опосредуется действием многих факторов, в частности — состоянием и характером ин­ституциональной среды, уровнем исполнения заключенных соглашений и степенью защищенности правомочий собствен­ности.

Специфической для современной России формой проявле­ния влияния фактора качества управления на эффективность ра­боты предприятия является структура расчетов с контрагентами, т.е. соотношение денежных и неденежных форм оплаты ресурсов и продаваемой продукции. Поскольку цены, применяемые в сделках с использованием подобных форм, могут различаться весьма существенно (по некоторым наблюдениям, на десятки процентов), находя соответствующее отражение в бухгалтерском учете и расчетах издержек и прибыли, то и результирующие (от­четные) показатели эффективности будут существенно варьиро­вать в зависимости от упомянутой структуры расчетов.

К управленческим факторам эффективности предприятия можно отнести и эффекты агломерации, связанные с простран­ственным положением предприятия по отношению к его контрагентам. Близость такого расположения по отношению к поставщикам ресурсов или покупателям продукции обуслов­ливает возможность достижения экономии на транспортных издержках, причем реализация такой возможности всецело связана именно с качеством управления.

Другая составная часть эффектов агломерации, связанная с возможностями экономии издержек за счет использования общей производственной инфраструктуры и возникновения экономии от масштаба, также требует для своей реализации определенного качества управления, ибо предполагает дости­жение соответствующих договоренностей между руководите­лями или собственниками предприятий.

4.8. Размер предприятия

Влияние размера предприятия на эффективность использования ресурсов осуществляется, прежде всего, через механизм экономии от масштаба и от разнообразия производства, ядром которого выступает экономия на условно-постоянных издержках.

Необходимо учитывать также наличие связи между размером предприятия (экономией на масштабах произ­водства) и динамикой трансакционных издержек внутри фир­мы, обусловливаемой увеличением ее размеров и постепенно сводящей на нет позитивное влияние экономии на масштабах и разнообразии.

Трансакционные издержки, сопровождающие осуществляемую ею трансформационную деятельность предприятия по преобразованию факторов производства в товары, подразделяются на внутренние и внешние. При этом несущественно, трактуется ли фирма социологически — как группа индивидов, соединившихся для решения какой-то общей задачи, либо экономически — как исполняемый мно­госторонний отношенческий контракт. В любом случае внут­ренние трансакционные издержки будут включать прямые за­траты на осуществление координации деятельности субъек­тов, использующих ресурсы для производства товара (оплату труда менеджера в части, связанной с организацией производ­ства внутри фирмы), и косвенные затраты, или издержки оп­портунистического поведения, связанные с неэффективным использованием ресурсов.

Деятельность менеджмента по формированию заданий работникам, контролю их выполнения, измерению результатов и их оценке требует издержек, и чем качественнее она осуществ­ляется, тем выше их уровень, тем значительнее прямые внут­ренние трансакционные издержки.

На величину косвенных внутренних трансакционных из­держек более всего влияют численность работников организа­ции и однородность их предпочтений, при этом влияние их в значительной степени противоположно.

Зависимость между размером однородной организации, измеренным численностью занятых в ней работников, величиной совокупных внутренних трансакционных издержек и эффективностью использования ресурсов можно проиллюстрировать следующими графиками (рис. 2, 3).

 

Как видно из графиков, начиная с определенного размера (численности работников) Р*, эффект экономии на масштабах производства в организациях начинает «поглощаться» возрастающими издержками координации, т.е. прямыми и косвенными внутренними трасакционными издержками.

Приватизация отечественных предприятий обусловила существенную неоднородность предпочтений собственников, менеджеров, наемных рабочих, а также неоднородность интересов этих групп экономических агентов. В силу этой неоднородности фактор размера предприятия приобрел существенное значение в процессах формирования структуры и величины издержек на отечественных предприятиях.


Определение предприятия и варианты оценки его размеров

В связи с решением задачи эмпирической проверки при­веденных теоретических положений необходимо обратить внимание прежде всего на содержание понятия «размер предприятия», фигурирующего в упомянутом обсуждении. Дело в том, что не только размер предприятия может быть измерен с по­мощью различных показателей, но и само понятие предпри­ятия, фигурирующее в составе этого термина, может иметь от­нюдь не совпадающие трактовки.

Современные предприятия характеризуются значительным разнообразием своих организационно-правовых форм и структур. Их спектр простирается от полюса малых частных (индивидуальных) предприятий, в которых специализированная и единственная производственная дея­тельность осуществляется на единой площадке (территории), а функции менеджера, собственника и непосредственного ра­ботника соединены в лице одного индивида, до полюса транс­национальных корпораций, производственная деятельность которых осуществляется на множестве разобщенных территорий, расположенных в разных странах, относится к несвязанным отраслям, ведется самостоятельными юридическими лицами, функции конечного контроля деятельности которых распределены между множеством собственников, а функции менеджмента выполняются наемными работниками.

В промежутке между этими полюсами размещаются разновидности фирм, в которых в той или иной степени совмещаются три основных аспекта анализа предприятия:

1) производственно-технологический;

2) административно-правовой;

3) финансово-экономический.

В рамках первого аспекта предприятие представляет собой территориально локализованную и единую площадку, на которой построены те или иные здания и сооружения, размещено производственно-технологическое оборудование, сформированы рабочие места, осуществляется координация действий работников и выпуск той или иной продукции или оказание услуг, являющихся непосредственным результатом взаимодействия факторов производства.

В рамках второго аспекта предприятие выступает как организация, являющаяся в частном, но широко распространенном случае юридическим лицом, несущим установленную законом ответственность за свои действия по заключенным контрактам-обязательствам перед государством. В рамках «предприятия — юридического лица» может функционировать одновременно несколько предприятий — производственных площадок, в том числе и имеющих различную отраслевую принадлежность.


 
 
 
 


 
 

Предприятие — производственная площадка может существовать как несколько предприятий — юридических лиц. Так, например, машиностроительное предприятие, физически представляющее собой одно цельное строение, может вмещать в себя ряд независимых юридических лиц, скажем, торгово-посредническую фирму, це­хи, приватизированные как отдельные предприятия, и т.п. В то же время группа программистов, каждый из которых трудится дома, взаимодействуя с коллегами через Интернет, будет пред­ставлять собой предприятие — юридическое лицо, состоящее из соответствующего числа предприятий — производственных площадок, совпадающих с домашними рабочими местами.

В рамках третьего аспекта предприятие предстает как цен­трализованно контролируемое (через соответствующую струк­туру собственности) формальное объединение нескольких юридических лиц, выступающих под единым фирменным на­именованием. Каждое из предприятий — юридических лиц, входящих в состав такого «предприятия — финансового ком­плекса», может также представлять собой сложную совокуп­ность предприятий — производственных площадок. Такими предприятиями являются многие современные многоотрасле­вые корпорации.

В соответствии с данной классификацией пред­ставляется целесообразным различать:

1) технологические (физические) размеры предприятия. Если предприятие — производственная площадка является производителем монопродукции, экономически осмысленны­ми (для целей анализа


эффективного размера предприятия) измерителями его размера могут выступать такие показатели, как численность занятых, объемы продаж (выпуска) продукции, стоимость активов, стоимость основных производственных фон­дов, занимаемая производственная площадь в целом по пред­приятию. Косвенной (вспомогательной) характеристикой технологических размеров может служить также годовой объем прибыли, полученной таким предприятием. Все эти показатели позволяют исследовать влияние как внешних, так и внутренних факторов эффективности. Если же такое предприятие выступает производителем нескольких различных продуктов, от­носящихся к независимым (несвязанным) товарным рынкам, то для учета внешних факторов эффективности указанные по­казатели должны разрабатываться по каждому из видов про­дукции, в то время как учет внутренних факторов эффектив­ности может вестись и без такой разбивки;

2) организационные размеры предприятия. В качестве его измерителей могут выступать все показатели, перечисленные в предыдущем пункте, однако для предприятия — юридического лица наиболее информативными представляются такие показа­тели, как годовые объемы продаж и прибыли (точнее, производные от них удель­ные показатели, отнесенные к объему всех продаж соответст­вующего отраслевого продукта и объему прибыли, полученной в отрасли);

3) финансовые размеры предприятия; их характеристикой выступают прежде всего величина уставного капитала, рыноч­ная стоимость фирмы, годовой объем произведенной продукции и полученная в течение года прибыль, а также производные от них удельные показатели, приведенные в предыдущем пункте.

Каждый из вышеназванных измерителей может иметь самостоятельную значимость при решении различных аналитических задач, т.е. оценка некоторого предприятия как малого, среднего или крупного не может быть абсолютной, она всегда дается лишь по отношению к той или иной задаче, решаемой исследователем.

Важность данного разграничения обусловлена тем, что упомянутое выше воздействия факторов трансакционных издержек и эко­номии от масштабов производства и разнообразия проявляется для каждого из трех типов в несовпадающих формах. Сущест­венно, что эти формы зачастую способны значительно иска­зить зависимости между факторами эффективности и уровнем эффективности предприятия, оцениваемым на основе офици­ально собираемых статистических данных.

Наиболее сложным для ана­лиза выступает предприятие — финансовый комплекс. Поскольку его составляют в той или иной степени зависимые от него (аффинированные) юридические лица, сбор статистических данных может и должен вестись в разрезе именно последних, а данные по «интегрирующему» их предпри­ятию (корпорации, концерну) будут формироваться как сово­купные по множеству его составляющих. Тем самым для по­добных предприятий имеются возможности анализировать влияние различных факторов на эффективность как для предприятий — подсистем, так и для предприятия как финансово-экономической системы в целом.

При этом подобный анализ на локальном уровне способен выявить действие внешних факторов эффективности (т.е. отрас­левой принадлежности и структуры рынка) и таких внутренних факторов эффективности, как качество управления. В то же вре­мя анализ на уровне всего предприятия — финансового ком­плекса позволяет выявить действие только внутреннего фактора качества управления, прежде всего в форме влияния на эффек­тивность такого феномена, как экономия от разнообразия. Ведь именно с качеством управления всем предприятием — финан­совым комплексом можно связать удачность дополнения друг друга отдельными предприятиями — юридическими лицами, позволяющего реализовать этот вид экономии.

Для установления (выявления) дей­ствительных связей между уровнями концентрации производ­ства и эффективностью необходимы дополнительные данные, отражающие соотношение физических и организационных размеров изучаемых предприятий.

В этой связи значительный интерес представляют методо­логия и опыт статистического учета соотношений между пред­приятиями — финансовыми комплексами и предприятиями — юридическими лицами, имеющиеся во Франции.

В основе учета лежит понятие группы предприятий (фирм). Согласно определению, используемому французской статисти­кой, группа представляет собой объединение хозяйственных единиц (предприятий или иных юридических лиц), деятель­ность которых зависит от единого центра принятия решений, именуемого «центром группы», посредством установления со­ответствующих отношений собственности. Соответственно в качестве центра группы рассматривается фирма, которая ни прямо, ни косвенно не контролируется какой-либо другой фирмой, но имеет под своим контролем хотя бы одну фирму. Уровень или степень зависимости, существующей между фир­мами, оценивается при этом долей голосов на собрании ак­ционеров или в совете директоров подконтрольной фирмы, которую имеет контролирующая компания.

В рамках данного подхода разделяются два уровня зависи­мости: ядро (noyau dur) — совокупность предприятий, прямо или косвенно контролируемых головной компанией не менее чем на 50%, и группа в широком смысле (contour elargi) — сово­купность предприятий, принятие решений в которых зависит от одного или нескольких центров группы, независимо от сте­пени их влияния.

Понятие предприятия — финансо­вого комплекса является частным случаем понятия ядра группы предприятий, а именно такой разновидностью ядра, в которой входящие в него организации обозначаются общим фирмен­ным наименованием.

Основные нормативно-правовые положения, определяю­щие организацию постоянного статистического наблюдения за деятельностью групп предприятий, были приняты во Франции еще в 1979 г.

Как представляется, проведение систематических (ежегод­ных) обследований по программе, совпадающей с методологи­ей, реализуемой во Франции, и дополненной разделом о нали­чии у предприятия обособленных подразделений, позволило бы существенно повысить качество проводимых исследований в сфере оценки эффективности предприятий, уровня концентрации производства и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.035 с.)