Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ГЛАВА 4. Факторы экономической эффективности деятельности предприятияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономическая эффективность деятельности предприятия (фирмы), т.е. его способность создавать стоимость в размерах, превышающих стоимость использованных факторов производства, обусловливается множеством различных причин, условий и ограничений, которые можно объединить в несколько групп, выделяемых по несовпадающим основаниям и отражающих общие для этих причин свойства и механизмы влияния на эффективность. Упомянутые факторы эффективности предприятия следует подразделить на внешние и внутренние. В числе внешних факторов представляется целесообразным выделить прежде всего такие группы, как институциональные условия, в которых функционирует предприятие, отраслевая принадлежность предприятия, структура рынка, на котором действует предприятие, природно-климатические условия работы предприятия, уровни цен на рынках факторов производства. Рассмотрим их содержание более подробно.
4.1. Институциональныеусловия функционирования предприятия Под институциональными условиями понимается совокупность формальных и неформальных правил (законов, указов, постановлений, сложившихся норм делового оборота и т.п.) и механизмов принуждения к их исполнению, ограничивающих возможности предприятия в принятии решений относительно использования ресурсов. Совокупность правил имеет обычно долговременный характер действия, сказываясь на параметрах функционирования предприятий разных отраслей. Правила такого типа принято относить к институциональной среде функционирования экономики. Наряду с правилами длительного действия в состав институциональных условий функционирования предприятий входят также и отдельные соглашения и договоренности, как правило, между предприятиями и властными структурами, создающие для отдельных фирм особые условия хозяйствования. В Российской Федерации такой характер имеют, например, соглашения между отдельными крупными компаниями и налоговыми органами относительно временной структуры, размеров и платежной формы вносимых в бюджет налоговых платежей. Другой пример влияния институциональных соглашений на эффективность работы предприятия — выбор контрагентами типа контракта, точнее, предполагаемой в нем формы оплаты поставок. В частности, издержки аналогичных предприятий, одно из которых предпочитает бартерный оборот, а другое — денежный, могут в результате значительно отличаться, скрывая влияние других факторов, воздействующих на эффективность (прибыльность или рентабельность) работы предприятий. Важным компонентом институциональных условий функционирования предприятий являются правила, определяющие барьеры входа и выхода предприятий в отрасль или на рынок. Промежуточное место между институциональными факторами эффективности, относящимися к институциональной среде, и индивидуальными институциональными соглашениями занимают правила, регулирующие отдельные рынки или отрасли. К ним относятся такие нормы, как особый порядок налогообложения отдельных видов продукции (например, пищевой или сельскохозяйственной), наличие ограничений на характер собственности в отрасли (например, в России — запрет на приватизацию условий производства продукции оборонного назначения) и т.п.
4.2. Отраслевая принадлежность и эффективность предприятия Производство продукции различной отраслевой принадлежности характеризуется использованием несовпадающих сочетаний факторов производства, имеющих разные скорости хозяйственного оборота, требующих различных скоростей обновления и т.п., т.е. различным сочетанием постоянного и переменного капитала, необратимых и обратимых издержек, капитальных и трудовых ресурсов, единовременных и текущих издержек, и длительностью производственного цикла. Разумеется, наличие развитого рынка капитала, обеспечивающего возможности для перетока последнего в отрасли с относительно более высокой прибыльностью, сглаживает упомянутые различия, однако на каждый данный момент времени нельзя, очевидно, утверждать, что в различных национальных экономиках постоянно имеет место равенство эффективностей использования ресурсов. Кроме того, влияние отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность тесно связано с характером производимых им благ, т.е. с тем, являются ли они частными или общественными благами. Известный феномен недопроизводства общественных благ, объясняемый объективным существованием эффекта безбилетника, обусловливает необходимость государственного вмешательства в той или иной форме для обеспечения приемлемой рентабельности производства общественных благ, которая без такого вмешательства не позволяла бы достичь безубыточности производственной деятельности. Такое вмешательство может осуществляться в следующих основных «чистых» формах: · выплата дотаций потребителям общественных благ с тем, чтобы они могли приобретать их в желаемом объеме по ценам, покрывающим издержки частных производителей; · выплата дотаций частным производителям общественных благ с тем, чтобы они могли продавать их потребителям в достаточных объемах по ценам ниже издержек производства; · производство общественного блага непосредственно государственными учреждениями (казенными предприятиями) в необходимых объемах и распределение блага между потребителями. От типа применяемой формы государственного вмешательства существенно зависит оцениваемая эффективность функционирования предприятий, осуществляющих производство общественных благ.
4.3. Структура рынка В качестве параметров рыночной структуры, влияющей на прибыльность предприятий, рассматриваются: рыночная доля фирмы (масштаб производства), число фирм в отрасли и уровень дифференциации товара. Отраслевая норма прибыли изменяется прямо пропорционально индексу концентрации Герфиндаля-Гиршмана по отраслям и обратно пропорционально эластичности спроса. Уровень концентрации на рынке определяет степень сложности (относительную величину трансакционных издержек) заключения сговора между фирмами. В отраслях с высокой концентрацией, где действует небольшое число фирм, их совместные (согласованные) действия осуществляются легче и чаще, чем на рынках с низкой степенью концентрации, поэтому прибыльность на таких рынках будет выше вследствие приближения типа рынка к монопольному. Данная зависимость проявляется под влиянием целого ряда дополнительных факторов, к которым относятся: · правила, регулирующие взаимоотношения предприятий, прежде всего, наличие или отсутствие эффективного антимонопольного законодательства и практики его применения, касающегося запрета на сговоры; · степень состязательности рынка: при низкой состязательности, т.е. когда проникновение на рынок «новичков» затруднительно, сговоры между фирмами, давно действующими на рынке, более вероятны, а олигопольное поведение, т.е. учет действий конкурента, будет осуществляться в формах различных стратегий; · перемещаемость или неперемещаемость активов фирм, т.е. возможность использования их для производства продукции других товарных групп: при высокой перемещаемости вопрос о формах взаимодействия с конкурентами становится вопросом экономического сопоставления двух базовых вариантов — осваивать ли другой рынок либо договариваться с конкурентами; если же активы фирмы неперемещаемы, вероятными становятся ее действия по обеспечению (поддержанию, сохранению) своего особого положения в отрасли, в том числе за счет лоббирования, применения различных методов недобросовестной конкуренции; · наличие или отсутствие входных барьеров в смежные отрасли или барьеров выхода из данной отрасли. Заслуживает внимания и такой фактор, как наличие свободных мощностей на предприятиях отрасли. Факт их наличия является индикатором монополизации при наличии устойчивого роста объемов производства в отрасли или его стабильности. Уровень дифференциации продукции на рынке, выражающийся через наличие товарных знаков и других аналогичных средств индивидуализации товара, может непосредственно повышать экономическую эффективность деятельности предприятия через формирование посредством рекламы приверженности покупателей определенному товарному знаку.
4.4. Природно-климатические условия и эффективность работы предприятий Для России, на территории которой разнообразие природно-климатических условий весьма велико, данный фактор может оказывать весьма серьезное влияние на соотношение издержек и результатов функционирования предприятий. Внутри самого природно-климатического фактора можно выделить несколько составляющих, которые влияют на структуру издержек различных групп отраслей. Температурный режим территории, на которой размещено предприятие, сказывается на его издержках практически независимо от отраслевой принадлежности, обусловливая повышенные затраты как текущего (на отопление и освещение производственных помещений), так и капитального (стеновые материалы и фундаменты при строительстве на вечномерзлых грунтах) характера в регионах, расположенных на Крайнем Севере страны. Чистота окружающей среды в целом и отдельных ее компонентов существенно влияет на издержки в отдельных отраслях. Так, чистота воздуха существенна для эффективности функционирования предприятий наукоемких отраслей (например, производящих компоненты элементной базы электроники). Все подобные влияния низкого качества компонентов окружающей среды на качество производимой продукции компенсируются посредством осуществления дополнительных издержек на совершенствование технологии, что отражается на рентабельности производимой продукции.
4.5. Уровень цен на факторных рынках Если предприятие не является единственным покупателем Цены на рынках факторов производства влияют на эффективность работы предприятия не непосредственно, а через структуру издержек производства, зависящую от той технологии, по которой на предприятии осуществляется его производственная деятельность. Поэтому нормальной реакцией на рост цен на ресурсы является снижение норм расхода последних, достигаемое благодаря использованию различных нововведений — технологических, маркетинговых и организационных. В числе основных внутренних факторов эффективности предприятия могут быть выделены такие, как технология производства, качество управления, размер предприятия. 4.6. Технология производства Данный фактор оказывает самое прямое и непосредственное влияние как на совокупные, так и на удельные издержки производства, поскольку предопределяет состав и структуру последних, а также объемы выхода (выпуска) продукции, направляемой предприятием на рынок. Структура издержек в натуральном выражении формируется нормами расходования конкретных видов ресурсов, производственное потребление которых обусловливается использованием соответствующей технологии, а общий объем таких ресурсов -намечаемым объемом выпуска предприятия. 4.7. Качество управления Если за счет монопольного фактора можно объяснить различия в эффективности порядка единиц процента, то изменения в качестве управления приводят к изменениям в эффективности порядка десятков процентов. Качество управления предприятием не имеет общепринятых измерителей. Эта характеристика деятельности менеджеров лишь проявляется, наряду со многими другими сторонами деятельности предприятия, в серии финансовых и иных показателей, оценивающих конечные результаты функционирования предприятия: стоимость фирмы на фондовом рынке, стоимость, создаваемая для акционеров, прибыль фирмы и др. На качество управления предприятием воздействуют как субъективные особенности ее управляющих, так и относительно более объективные факторы, прежде всего — структура собственности предприятия. Трансформируясь в систему стимулов к рациональному использованию ресурсов, структура собственности способна существенно влиять на корпоративное управление и, через него, на конечные результаты функционирования предприятий. Однако такая трансформация опосредуется действием многих факторов, в частности — состоянием и характером институциональной среды, уровнем исполнения заключенных соглашений и степенью защищенности правомочий собственности. Специфической для современной России формой проявления влияния фактора качества управления на эффективность работы предприятия является структура расчетов с контрагентами, т.е. соотношение денежных и неденежных форм оплаты ресурсов и продаваемой продукции. Поскольку цены, применяемые в сделках с использованием подобных форм, могут различаться весьма существенно (по некоторым наблюдениям, на десятки процентов), находя соответствующее отражение в бухгалтерском учете и расчетах издержек и прибыли, то и результирующие (отчетные) показатели эффективности будут существенно варьировать в зависимости от упомянутой структуры расчетов. К управленческим факторам эффективности предприятия можно отнести и эффекты агломерации, связанные с пространственным положением предприятия по отношению к его контрагентам. Близость такого расположения по отношению к поставщикам ресурсов или покупателям продукции обусловливает возможность достижения экономии на транспортных издержках, причем реализация такой возможности всецело связана именно с качеством управления. Другая составная часть эффектов агломерации, связанная с возможностями экономии издержек за счет использования общей производственной инфраструктуры и возникновения экономии от масштаба, также требует для своей реализации определенного качества управления, ибо предполагает достижение соответствующих договоренностей между руководителями или собственниками предприятий. 4.8. Размер предприятия Влияние размера предприятия на эффективность использования ресурсов осуществляется, прежде всего, через механизм экономии от масштаба и от разнообразия производства, ядром которого выступает экономия на условно-постоянных издержках. Необходимо учитывать также наличие связи между размером предприятия (экономией на масштабах производства) и динамикой трансакционных издержек внутри фирмы, обусловливаемой увеличением ее размеров и постепенно сводящей на нет позитивное влияние экономии на масштабах и разнообразии. Трансакционные издержки, сопровождающие осуществляемую ею трансформационную деятельность предприятия по преобразованию факторов производства в товары, подразделяются на внутренние и внешние. При этом несущественно, трактуется ли фирма социологически — как группа индивидов, соединившихся для решения какой-то общей задачи, либо экономически — как исполняемый многосторонний отношенческий контракт. В любом случае внутренние трансакционные издержки будут включать прямые затраты на осуществление координации деятельности субъектов, использующих ресурсы для производства товара (оплату труда менеджера в части, связанной с организацией производства внутри фирмы), и косвенные затраты, или издержки оппортунистического поведения, связанные с неэффективным использованием ресурсов. Деятельность менеджмента по формированию заданий работникам, контролю их выполнения, измерению результатов и их оценке требует издержек, и чем качественнее она осуществляется, тем выше их уровень, тем значительнее прямые внутренние трансакционные издержки. На величину косвенных внутренних трансакционных издержек более всего влияют численность работников организации и однородность их предпочтений, при этом влияние их в значительной степени противоположно. Зависимость между размером однородной организации, измеренным численностью занятых в ней работников, величиной совокупных внутренних трансакционных издержек и эффективностью использования ресурсов можно проиллюстрировать следующими графиками (рис. 2, 3).
Как видно из графиков, начиная с определенного размера (численности работников) Р*, эффект экономии на масштабах производства в организациях начинает «поглощаться» возрастающими издержками координации, т.е. прямыми и косвенными внутренними трасакционными издержками. Приватизация отечественных предприятий обусловила существенную неоднородность предпочтений собственников, менеджеров, наемных рабочих, а также неоднородность интересов этих групп экономических агентов. В силу этой неоднородности фактор размера предприятия приобрел существенное значение в процессах формирования структуры и величины издержек на отечественных предприятиях. Определение предприятия и варианты оценки его размеров В связи с решением задачи эмпирической проверки приведенных теоретических положений необходимо обратить внимание прежде всего на содержание понятия «размер предприятия», фигурирующего в упомянутом обсуждении. Дело в том, что не только размер предприятия может быть измерен с помощью различных показателей, но и само понятие предприятия, фигурирующее в составе этого термина, может иметь отнюдь не совпадающие трактовки. Современные предприятия характеризуются значительным разнообразием своих организационно-правовых форм и структур. Их спектр простирается от полюса малых частных (индивидуальных) предприятий, в которых специализированная и единственная производственная деятельность осуществляется на единой площадке (территории), а функции менеджера, собственника и непосредственного работника соединены в лице одного индивида, до полюса транснациональных корпораций, производственная деятельность которых осуществляется на множестве разобщенных территорий, расположенных в разных странах, относится к несвязанным отраслям, ведется самостоятельными юридическими лицами, функции конечного контроля деятельности которых распределены между множеством собственников, а функции менеджмента выполняются наемными работниками. В промежутке между этими полюсами размещаются разновидности фирм, в которых в той или иной степени совмещаются три основных аспекта анализа предприятия: 1) производственно-технологический; 2) административно-правовой; 3) финансово-экономический. В рамках первого аспекта предприятие представляет собой территориально локализованную и единую площадку, на которой построены те или иные здания и сооружения, размещено производственно-технологическое оборудование, сформированы рабочие места, осуществляется координация действий работников и выпуск той или иной продукции или оказание услуг, являющихся непосредственным результатом взаимодействия факторов производства. В рамках второго аспекта предприятие выступает как организация, являющаяся в частном, но широко распространенном случае юридическим лицом, несущим установленную законом ответственность за свои действия по заключенным контрактам-обязательствам перед государством. В рамках «предприятия — юридического лица» может функционировать одновременно несколько предприятий — производственных площадок, в том числе и имеющих различную отраслевую принадлежность. Предприятие — производственная площадка может существовать как несколько предприятий — юридических лиц. Так, например, машиностроительное предприятие, физически представляющее собой одно цельное строение, может вмещать в себя ряд независимых юридических лиц, скажем, торгово-посредническую фирму, цехи, приватизированные как отдельные предприятия, и т.п. В то же время группа программистов, каждый из которых трудится дома, взаимодействуя с коллегами через Интернет, будет представлять собой предприятие — юридическое лицо, состоящее из соответствующего числа предприятий — производственных площадок, совпадающих с домашними рабочими местами. В рамках третьего аспекта предприятие предстает как централизованно контролируемое (через соответствующую структуру собственности) формальное объединение нескольких юридических лиц, выступающих под единым фирменным наименованием. Каждое из предприятий — юридических лиц, входящих в состав такого «предприятия — финансового комплекса», может также представлять собой сложную совокупность предприятий — производственных площадок. Такими предприятиями являются многие современные многоотраслевые корпорации. В соответствии с данной классификацией представляется целесообразным различать: 1) технологические (физические) размеры предприятия. Если предприятие — производственная площадка является производителем монопродукции, экономически осмысленными (для целей анализа эффективного размера предприятия) измерителями его размера могут выступать такие показатели, как численность занятых, объемы продаж (выпуска) продукции, стоимость активов, стоимость основных производственных фондов, занимаемая производственная площадь в целом по предприятию. Косвенной (вспомогательной) характеристикой технологических размеров может служить также годовой объем прибыли, полученной таким предприятием. Все эти показатели позволяют исследовать влияние как внешних, так и внутренних факторов эффективности. Если же такое предприятие выступает производителем нескольких различных продуктов, относящихся к независимым (несвязанным) товарным рынкам, то для учета внешних факторов эффективности указанные показатели должны разрабатываться по каждому из видов продукции, в то время как учет внутренних факторов эффективности может вестись и без такой разбивки; 2) организационные размеры предприятия. В качестве его измерителей могут выступать все показатели, перечисленные в предыдущем пункте, однако для предприятия — юридического лица наиболее информативными представляются такие показатели, как годовые объемы продаж и прибыли (точнее, производные от них удельные показатели, отнесенные к объему всех продаж соответствующего отраслевого продукта и объему прибыли, полученной в отрасли); 3) финансовые размеры предприятия; их характеристикой выступают прежде всего величина уставного капитала, рыночная стоимость фирмы, годовой объем произведенной продукции и полученная в течение года прибыль, а также производные от них удельные показатели, приведенные в предыдущем пункте. Каждый из вышеназванных измерителей может иметь самостоятельную значимость при решении различных аналитических задач, т.е. оценка некоторого предприятия как малого, среднего или крупного не может быть абсолютной, она всегда дается лишь по отношению к той или иной задаче, решаемой исследователем. Важность данного разграничения обусловлена тем, что упомянутое выше воздействия факторов трансакционных издержек и экономии от масштабов производства и разнообразия проявляется для каждого из трех типов в несовпадающих формах. Существенно, что эти формы зачастую способны значительно исказить зависимости между факторами эффективности и уровнем эффективности предприятия, оцениваемым на основе официально собираемых статистических данных. Наиболее сложным для анализа выступает предприятие — финансовый комплекс. Поскольку его составляют в той или иной степени зависимые от него (аффинированные) юридические лица, сбор статистических данных может и должен вестись в разрезе именно последних, а данные по «интегрирующему» их предприятию (корпорации, концерну) будут формироваться как совокупные по множеству его составляющих. Тем самым для подобных предприятий имеются возможности анализировать влияние различных факторов на эффективность как для предприятий — подсистем, так и для предприятия как финансово-экономической системы в целом. При этом подобный анализ на локальном уровне способен выявить действие внешних факторов эффективности (т.е. отраслевой принадлежности и структуры рынка) и таких внутренних факторов эффективности, как качество управления. В то же время анализ на уровне всего предприятия — финансового комплекса позволяет выявить действие только внутреннего фактора качества управления, прежде всего в форме влияния на эффективность такого феномена, как экономия от разнообразия. Ведь именно с качеством управления всем предприятием — финансовым комплексом можно связать удачность дополнения друг друга отдельными предприятиями — юридическими лицами, позволяющего реализовать этот вид экономии. Для установления (выявления) действительных связей между уровнями концентрации производства и эффективностью необходимы дополнительные данные, отражающие соотношение физических и организационных размеров изучаемых предприятий. В этой связи значительный интерес представляют методология и опыт статистического учета соотношений между предприятиями — финансовыми комплексами и предприятиями — юридическими лицами, имеющиеся во Франции. В основе учета лежит понятие группы предприятий (фирм). Согласно определению, используемому французской статистикой, группа представляет собой объединение хозяйственных единиц (предприятий или иных юридических лиц), деятельность которых зависит от единого центра принятия решений, именуемого «центром группы», посредством установления соответствующих отношений собственности. Соответственно в качестве центра группы рассматривается фирма, которая ни прямо, ни косвенно не контролируется какой-либо другой фирмой, но имеет под своим контролем хотя бы одну фирму. Уровень или степень зависимости, существующей между фирмами, оценивается при этом долей голосов на собрании акционеров или в совете директоров подконтрольной фирмы, которую имеет контролирующая компания. В рамках данного подхода разделяются два уровня зависимости: ядро (noyau dur) — совокупность предприятий, прямо или косвенно контролируемых головной компанией не менее чем на 50%, и группа в широком смысле (contour elargi) — совокупность предприятий, принятие решений в которых зависит от одного или нескольких центров группы, независимо от степени их влияния. Понятие предприятия — финансового комплекса является частным случаем понятия ядра группы предприятий, а именно такой разновидностью ядра, в которой входящие в него организации обозначаются общим фирменным наименованием. Основные нормативно-правовые положения, определяющие организацию постоянного статистического наблюдения за деятельностью групп предприятий, были приняты во Франции еще в 1979 г. Как представляется, проведение систематических (ежегодных) обследований по программе, совпадающей с методологией, реализуемой во Франции, и дополненной разделом о наличии у предприятия обособленных подразделений, позволило бы существенно повысить качество проводимых исследований в сфере оценки эффективности предприятий, уровня концентрации производства и т.п.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.035 с.) |