Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1. Отраслевая структура экономики

Поиск

Пример

Продукция автомобилестроения представлена на нескольких укрупненных товарных ранках: легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов и т.д. Если потребность формулируется как возможность передвижения со скоростью не менее 100 км/час индивидуального пользователя транспортного средства, способного перевозить не менее четырех пассажиров, (здесь должно следовать описание свойств условного товара, который удовлетворяет потребность например, защищенного от ветра и пыли, грузоподъемностью не менее 250 кг и т.д.), то для определения товарных границ рынка необходимо вычленить из всего объема продукции, производимой данной отраслью, легковые или другие автомобили, способные удовлетворить описанную потребность. Затем следует определить, являются ли, по мнению потребителей, выделенные автомобили взаимозаменяемыми при удовлетворении описанной потребности. Если взаимозаменяемыми признаются, например, автомобили с рабочим объемом двигателя до 1,5 л, то они войдут в один товарный рынок.

При определении продуктовых границ товарного рынка возможно использование любых достоверных официальных источников информации о характеристиках товара и его свойствах, позволяющих оценить степень удовлетворения определенной потребности, в то числе:

· действующих классификаторов продукции, услуг, видов деятельности;

· товарных словарей;

· справочников товароведов;

· ГОСТов на соответствующие виды товарной продукции;

· технических условий (ТУ) на изготовление продукции;

· данных товароведческой экспертизы;

· заключений независимых экспертов.

Для товаров производственно-технического назначения критерием взаимозаменяемости является удовлетворение техническим условиям (ТУ) на изготовление изделий потребителей (покупателей). При этом необходимо выяснение мнения потребителей относительно возможного применения товаров предположительно одной товарной группы, влекущих некоторые отклонения от установленной технологии производства, не определенные в ТУ.

Одним из критериев взаимозаменяемости товаров при наличии потребительского выбора является перекрестная эластичность спроса, которая определяется отношением изменения объема реализации первого товара (в %) к изменению цены второго товара (в %) за определенный период. Спрос на первый товар при увеличении цены на второй товар может и возрастать, и убывать в зависимости от отношения покупателя к совместному использованию того и другого товара. Таким образом, перекрестная эластичность может быть и положительная, и отрицательная. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение, то первый и второй товары являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует о невозможности замены одного товара другим. Отрицательная перекрестная эластичность характерна для взаимодополняющих товаров (например, рост цены бензина должен снижать спрос на автомобили).

 

2.4. Определение состава продавцов и покупателей

Рынок представляет собой упорядоченное взаимодействие между людьми по поводу передачи прав собственности на товар посредством установления и использования пропорции (пропорций) обмена товара на деньги (цены).Субъектами товарного рынка являются независимые друг от друга продавцы как обладатели прав собственности на товар и независимые друг от друга покупатели.

Обладатели прав собственности на товар не обязательно являются его производителями. Соответственно товаропроизводители становятся продавцами только тогда, когда участвуют в обмене правами собственности.

Выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы. Если это невозможно, выделяются группы продавцов и для каждой из них оцениваются объемы продаж, которые в совокупности дают общий объем продаж на данном товарном рынке.

Определяются все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца. Группировку покупателей следует производить по способам приобретения ими конкретного товара (оптовые покупатели, мелкооптовые, розничные). Состав выделенной группы покупателей уточняется по следующему критерию: каждый покупатель выделенной группы может приобрести товар у любого продавца, реализующего товар на определенном рынке.

Наряду с фактически действующими желательно выявить и потенциально возможных покупателей на определяемом товарном рынке.

 

2.5. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка – границы территории, на которой покупатели приобретают или могут приобрести (а продавцы – продать) данный товар или его близкие заменители и не имеют такой возможности за ее пределами.

Географические границы товарного рынка определяются для определенного товара, установленных продуктовых границ, временного интервала и способа реализации товара.

Спрос на товар выделенной группы покупателей удовлетворяется в основном в пределах географических границ товарного рынка. При этом в пределах географических границ товарного рынка каждый покупатель имеет экономическую возможность приобрести товар каждого продавца, работающего на этом товарном рынке, т.е. территория рынка определяется с учетом признания покупателями на этой территории примерно равной возможности приобретения товаров разных продавцов. Если покупатели считают товар, продаваемый в ожидаемом регионе, заменителем по полезности и цене товара, продаваемого в другом регионе, а регионы


примерно одинаково доступными, то эти регионы можно рассматривать как один географический рынок.

Покупатели объединяют различные территории в единую территорию товарного рынка. Набор покупателей различных географических рынков практически не пересекается, чего нельзя сказать о наборе продавцов. Один продавец может работать на различных географических рынках.

Потребительские предпочтения в приобретении товара на каком-то рынке можно определить сравнением выгоды от приобретения товара на различных возможных рынках. Сравнение приведет к выбору рынка с минимальными потерями для потребителя. В один географический товарный рынок могут быть объединены территории, на которых стоимость товара с доставкой колеблется в допустимых для потребителя пределах. В мировой практике принято принимать в качестве границы максимальной удаленности места приобретения товара от места расположения потребителя рубеж пятипроцентного повышения цены товара с доставкой по сравнению с ценой товара, приобретенного недалеко. Для российских условий, когда цены на одной торговой площадке отличаются на величину, большую 5%, пятипроцентный рубеж неоправданно сужает географические границы товарного рынка. Поэтому возможный рубеж повышения цены приобретаемого товара в точке его реализации требует уточнения через опросы покупателей.

Если вероятность приобретения товара снижается, например, в связи с падением доходов покупателей, снижением потребности в данном виде товаров, высокими ценами на рынке или увеличением цены товара с доставкой более возможного предела, это означает, что число потенциальных покупателей сократилось. Если вероятность продажи товара в случае монопсонии снижается, например, при снижении потребности в товаре в связи с изменением технологии производства предприятия-потребителя, при снижении закупочных цен, что делает невыгодной реализацию продукции данному покупателю при увеличении стоимости, а также сроков доставки грузов, сокращается список продавцов. Сужение контингента покупателей (продавцов) приведет либо к переориентации их на другой товарный рынок, либо к сокращению спроса. Следствием этого процесса может явиться сокращение емкости рассматриваемого товарного рынка и (или) изменение его географических границ. Например, если цены на товар на рассматриваемом рынке выросли до уровня цен на соседнем географическом рынке при сохранении примерно одинаковых условий доставки грузов в условиях неизменности доходов покупателей, это приведет к размыванию границ товарного рынка.

На географические границы рынков влияют не только транспортные, но и трансакционные издержки, порождаемые административными, а в более общем плане – институциональными ограничениями на перемещение товаров и услуг.


2.6.Определение объема товарных ресурсов (емкости) рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке

Объем товарных ресурсов рынка количественно характеризуется общим объемом реализации товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в определенном периоде в стоимостных и (или) натуральных показателях.

Общий объем реализации товаров представляет собой сумму реализации товаров изданном рынке всеми продавцами в натуральном или стоимостном выражении за соответствующий период:

п

Qг = Σ qi, (1)

i = l

где qi — объем реализации товара (услуги) i-м продавцом товара (в стоимостных или натуральных единицах); п — число продавцов (поставщиков), действующих в географических границах рынка. При отсутствии непосредственных сведений об объемах реализуемой покупателям продукции объем товарного предложения рассчитывают по формуле

Qm = 31+Qp+Qim-Qex-32, (2)

где 31, 32— запасы соответствующего товара (или совокупности взаимозаменяемых товаров), представленные на рынке на начало и конец соответствующего периода; Qp — объем производства товара местными товаропроизводителями за соответствующий период; Qim — объем ввоза товара на территорию изучаемого рынка; Qex — объем вывоза товара за пределы изучаемого рынка.

Доля i-го хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке определяется двумя способами:

· как отношение реализованной им на рынке товарной продукции Qi к общему объему реализации товара Qr за соответствующий период:

Si = Qi/Qr; (3)

· как отношение представленной им для продажи на данном рынке продукции к общему объему предложения данного товара:

Si = Qpi/Qm, (4)

где Qpi — товарное предложение (поставка продукции на соответствующий товарный рынок i-м производителем за соответствующий период плюс запасы его товаров, представленные на рынке к началу отчетного периода, за минусом запасов его товаров, представленных на рынке на конец отчетного периода).

Чем меньше объем запасов на товарном рынке у хозяйствующих субъектов либо чем более пропорциональны соотношения поставок товарных запасов и реализации у всех хозяйствующих субъектов, тем меньше различаются показатели доли на рынке i-го хозяйствующего субъекта, рассчитанные на основе данных о товарном предложении и фактической реализации.


При значительном объеме товарных запасов и замедлении их оборачиваемости реальная рыночная власть конкретного хозяйствующего субъекта может оказаться значительно меньшей, чем о том говорят масштабы его производства. Например, доля хозяйствующего субъекта в производстве, объем товарного предложения и объем реализации могут варьироваться таким образом, что по первому показателю — производству — предприятие будет бесспорно доминирующим (свыше 65%), по второму — товарному предложению (запасы плюс новая поставка) — оно будет в интервале оспоримого доминирования (от 35 до 65%), а по доле в реализации — бесспорно недоминирующим (менее 35%). Поэтому расчет доли на рынке по показателю товарного предложения и показателю фактической реализации очень важен. При существенном их расхождении следует провести содержательный анализ причин, чтобы обеспечить реальную (объективную) оценку рыночной власти соответствующего хозяйствующего субъекта. Предпочтительнее исчислять долю в натуральных показателях для элиминирования дифференциации цен и затем - в стоимостных показателях.

Если хозяйствующий субъект производит данный товар и использует часть своей продукции для нужд собственного производства, то в общем объеме реализации следует учитывать только ту часть, которая реализуется им на рынке.

Потенциальные конкуренты (продавцы) включаются в расчет доли на рынке, если состояние конкурентной среды на рынке анализируется для прогнозной оценки рынка. Тогда целесообразно учитывать возможные объемы реализации на рынке потенциальными конкурентами (продавцами) при условии, что вход на рынок новых хозяйствующих субъектов может осуществляться в кратчайшие сроки (определяемые в зависимости от конкретного рынка в пределах 1—2 лет) без существенных дополнительных затрат. Потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые:

· имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

· изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

· имеют намерение войти на данный товарный рынок.

2.7. Показатели концентрации товарного рынка

Оценивать концентрацию производства целесообразно следующими показателями, которые наиболее часто используются в мировой практике:

коэффициент концентрации производства (CR-n), равный суммарной доле (%) в общем объеме реализации определенного числа (n) товаропроизводителей. По аналогии с рынком коэффициент концентрации определяется для трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших товаропроизводителей;

· индекс концентрации производства Герфиндаля—Гиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке.

Таблица 1

Концентрации производства

 

Наименование показателя Диапазон изменения значений показателя Высококонцентрированное производство Умеренно концентрированное производство Низкоконцентрированное производство
Коэффициент концентрации производства (СR) 70-100% +    
45-70%   +  
менее 45%     +
Индекс концентрации производства Герфиндаля-Гиршмана (НН1) 2000 –10000 +    
1000 – 2000   +  
Менее 1000     +

Показатель уровня концентрации производства, определенный через коэффициент концентрации, имеет ограничение в применении, поскольку не позволяет дифференцировать роль в производстве различных товаропроизводителей. Действительно, система производства, в которой один товаропроизводитель имеет рыночную долю 77%, а остальные 23 – по 1%, будет иметь такой же коэффициент концентрации четырех товаропроизводителей, как и система производства, в которой четыре товаропроизводителя имеют долю в производстве по 20% каждый, а остальные – по 1%.

Измерение концентрации производства с помощью индекса Герфиндаля—Гиршмана (HHI) позволяет преодолеть этот недостаток. Индекс концентрации производства по Герфиндалю—Гиршману рассчитывается путем возведения в квадрат процентной доли в производстве каждой из фирм, изготавливающих взаимозаменяемую продукцию для данного рынка, и суммирования полученных результатов. Для отрасли, где условиям определения концентрации производства соответствуют товаропроизводителей, формула имеет вид

 

HHI = (Sl)2 + (S2)2+...+ (Sn)2, (5)

где si — доля продаж i-го товаропроизводителя, выраженная в процентах: i =1,2,..., n.

С увеличением концентрации производства индекс Герфиндаля—Гиршмана увеличивается, достигая максимальной величины, равной 10000 для монопольного производства. В отличие от коэффициента концентрации индекс Герфиндаля— Гиршмана показывает разницу между системами производства, имеющими одинаковое число товаропроизводителей при разной их доле в реализации продукции. Так для вышеприведенных примеров (доли производства: 77% у одной фирмы и по 1% у двадцати трех; 20% у четырех фирм и по 1% у двадцати) индекс Герфиндаля—Гиршмана будет равен соответственно 5952 и 1620, т.е. концентрация производства выше в том случае, когда один товаропроизводитель имеет долю в производстве 77%.

Коэффициент концентрации и индекс концентрации определяются по одинаковым формулам для случаев, когда рассматриваются система производства, рынок или структура покупателей с учетом соответственно долей на рынке товаропроизводителей, продавцов и покупателей. Доля каждого покупателя на рынке определяется суммой индивидуальных покупок у всех продавцов на рынке, отнесенной к общему объему реализации (емкости рынка). Доля каждого продавца определяется суммой продаж по всем его покупателям, соотнесенной с емкостью рынка. Доля товаропроизводителя на рынке определяется суммой продаж товара данного производителя по всем продавцам на рынке, соотнесенной с емкостью рынка. Таким образом, анализ концентрации любых хозяйствующих субъектов, действующих на различных стадиях движения рассматриваемой группы взаимозаменяемых товаров, связан с анализом рынка этих товаров.

Товаропроизводитель работает на тех товарных рынках, на которые поставляется его продукция. Если объем поставляемой на рынок продукции превышает 50% общего объема реализации, можно предполагать наличие устойчивой тенденции работы данного товаропроизводителя на этом товарном рынке1. Анализ деятельности товаропроизводителей нужно начинать с рынков, на которые осуществляется поставка максимальных объемов продукции. И так далее до последнего адреса поставки в последовательности, соответствующей уменьшению объемов реализации. Заранее без анализа рынков, на которых работает товаропроизводитель, нельзя сказать, какие объемы поставок можно не учитывать как несущественные, поскольку возможно, что даже небольшой объем поставки на рынок с малой емкостью определяет доминирование на нем товаропроизводителя (поставщика). Ориентировочно можно предположить, что исключение из рассмотрения поставок на рынок не приведет к ложным результатам анализа, если доля на рынке, соответствующая этим объемам поставки, не сильно изменяет значение индекса концентрации производства. При этом нужно иметь в виду, что определение индекса концентрации как суммы квадрата долей в производстве увеличивает вес более крупных поставщиков по сравнению с мелкими поставщиками. Это означает, что если точные данные о долях в производстве мелких товаропроизводителей отсутствуют, то итоговая ошибка не будет большой, если доля крупных поставщиков товара определена верно.

Методические основы расчетов коэффициентов концентрации, выполняемых до сих пор российскими статистическими органами, в отсутствие национальных исследований такого рода были разработаны на основе зарубежных аналогов. Однако при этом не были учтены:

· специфика и пути реформирования российских отраслей производства;

· специфика отношений собственности в Российской Федерации;

· специфика географических границ товарных рынков в Российской Федерации.

· специфика форм государственной статистической отчетности и системы статистического наблюдения в Российской Федерации.

Существующая методология и исходная информация для расчета показателей концентрации производства и рынка в России недостаточно корректна в силу следующих причин:

1. При наблюдении товарных групп в настоящее время не выделяются так называемые «чистые отрасли», что приводит к занижению объемов производства продукции выделенной товарной группы.

2. При определении концентрации производства не учитывается разница между произведенной и реализованной продукций или, точнее, молчаливо предполагается, что вся произведенная продукция реализуется. На самом деле объем произведенной продукции не в полной мере отражает реальное участие национального производителя в экономической жизни. Таким образом, доля в производстве не увязывается со спросом и искажается.

3. Не учитывается географическая замкнутость отдельных товарных рынков. Важность этого обстоятельства стала особенно очевидной, когда в результате развития кризисных явлений произошла существенная регионализация товарных рынков. Поэтому при расчетах концентрации производства, выполняемых Госкомстатом России, молчаливо предполагается, что все входящие в расчет предприятия работают на федеральном рынке.

4.Отсутствует единая система статистического наблюдения за ввозом и вывозом продукции. Кодирование ассортимента ввозимой из-за рубежа продукции осуществляется по укрупненным товарным группам, не совпадающим с классификацией Госкомстата России и в принципе не позволяющим осуществлять дифференцированный анализ концентрации производства и рынка, а также положения хозяйствующего субъекта на рынке с учетом ввоза продукции. Поэтому при расчетах концентрации производства, осуществляемых Госкомстатом России, не учитываются товаропроизводители, осуществляющие ввоз продукции на рассматриваемый (федеральный) товарный рынок.

5. При оценке концентрации производства, осуществляемой, Госкомстатом России, в настоящее время не учитывается степень экономической зависимости хозяйствующих субъектов и принадлежность их к группе лиц, что существенно искажает полученные результаты.

Расчеты концентрации производства, производимые Госкомстатом России, по установленной методологии и с указанными погрешностями осуществляются в продуктовом и так называемом отраслевом разрезах. Продуктовый разрез в определенной мере (с учетом указанных недостатков) отражает и позволяет изучать концентрацию производства взаимозаменяемой продукции, производители которой являются объектами исследования. Подход на основе изучения продуктовых рынков позволяет выделить действительных экономических агентов, отвечающих за возникновение и развитие монопольных эффектов. В этом случае принимается во внимание не весь спектр товаров, с которыми предприятие выходит на рынок, как при отраслевом подходе, а только те товары или товарные группы, рынок которых анализируется. Оценка уровня концентрации производства осуществляется в этом случае по объему произведенной (в Российской Федерации) продукции (без учета ее реализации) по видам, как правило, в натуральном выражении или в показателях, однозначно связанных с единицей произведенной продукции.

Отраслевой разрез расчетов концентрации производства возник как наследие социалистической экономики и позволяет, по существу, изучать концентрацию производства не в рыночном понимании этого термина, а скорее в смысле концентрации производственных мощностей (или концентрации средств производства и рабочей силы) в производственных комплексах, которые в дореформенный период назывались отраслями производства. Измерение концентрации производства в отрасли (в российском понимании) осуществляется по результатам статистических наблюдений за предприятиями по таким показателям, как объем всей произведенной продукции в стоимостном выражении,численность занятых или фонд заработной платы. Указанные экономические характеристики по каждому из предприятий отрасли сопоставляются с отраслевыми показателями, после чего рассчитывается доля в процентах, занимаемая каждым предприятием в совокупном отраслевом показателе.

В дополнение к перечисленным выше недостаткам производимых в настоящее время расчетов коэффициентов концентрации производства следует отметить, что отраслевой разрез этих расчетов не предполагает выделения объемов производства именно рассматриваемой группы товаров, а учитывает весь произведенный предприятием товар. Таким образом, в расчет включается производство других видов изделий, услуг, содержание непроизводственной сферы и т.д.

Переход к выделению «чистых отраслей» позволит унифицировать расчеты показателей концентрации производства и пользоваться едиными исходными данными как для масштабного сопоставительного анализа концентрации производства, так и для оценки концентрации производства отдельных товарных групп.

Кроме вышеуказанных, для более глубокого анализа концентрации возможно использование других показателей.

Коэффициент Линда (L) определяет степень неравенства между лидирующими на рынке поставщиками товаров

 

L =
I=1
k
Σ Qi
k(k-1)

(6)

 

 

где k — число крупных поставщиков (не менее двух);

 
 


Qi = (7)

 

— отношение средней доли рынка i-го поставщика к доле k—i поставщиков; i — число ведущих поставщиков среди k крупных поставщиков; Ai — общая доля рынка, приходящаяся на i поставщиков; Ak — доля рынка, приходящаяся на k крупных поставщиков.

Коэффициент Линда используется в качестве определителя «границы» олигополии следующим образом: рассчитывается L для k = 2, k = 3 и так далее до тех пор, пока Lk+l > Lk, т.е. до момента, пока не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. «Граница» считается установленной при достижении значения Lk, меньшего Lk+l. Определяемая граница может характеризовать рынок на наличие жесткой или размытой олигополии, тем самым позволяя эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, которые могут выполнять согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции.

Коэффициент Лернера, определяемый как разница между ценой товара и предельными издержками его производства, отнесенная к цене:

L = [P-MC]/P, (8)

Этот показатель отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии. Чем больше цена реализации предприятия отклоняется от конкурентных цен, тем выше коэффициент Лернера.

Этот коэффициент для совершенно конкурентного рынка равен нулю (рыночная власть отсутствует); для рынка монополистической конкуренции находится в диапазоне 0,3—0,5; для рынка олигополии — в диапазоне 0,6-0,8 в зависимости от числа предприятий (чем их меньше, тем, скорее всего, коэффициент Лернера будет больше); для рынков с доминирующим предприятием он может достигать 0,8—0,9, а для рынка монополии приближается к 1.

2.8. Качественные характеристики товарного рынка

Одним из существующих факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке и на поведение предприятий отрасли, является наличие и высота барьеров входа.

Под барьером входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими субъектами.

Нередко в экономической литературе наряду с барьерами входа говорится и о барьерах выхода с рынка, т.е. о тех условиях, которые препятствуют выходу предприятия с рынка в случае необходимости. Например, к числу основных барьеров выхода с рынка, возможно отнести низкую ликвидность активов в отрасли в целом либо данного предприятия. Можно, однако, сказать, что барьеры выхода с рынка представляют собой дополнительное препятствие для входа новых фирм на рынок, т.е., по существу, это разновидности барьера входа.

Барьеры входа могут быть обусловлены особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции) либо поведением хозяйствующих субъектов, уже действующих на данном рынке (включая антиконкурентные действия и соглашения). Важное значение имеют также барьеры входа, связанные с действием таких факторов, как сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса.

Барьеры входа на рынок подразделяются на структурные и поведенческие. Структурные барьеры обусловлены особенностями данной отрасли и рынка (технологией производства, стартовыми и текущими затратами, зрелостью и развитостью рынка, объемом спроса, типом конкуренции). Поведенческие барьеры связаны с действиями субъектов рынка, к которым относятся соглашения и согласованное поведение, вертикальная и горизонтальная интеграция, злоупотребление доминирующим положением и недобросовестная конкуренция, криминальное воздействие на рынок.

Важное значение имеют такие виды барьеров, как происходящее в связи с глобализацией экономических отношений расширение географических границ рынка до мировых и возрастание конкуренции, особенно в условиях ограниченного спроса. С другой стороны, возрастание транспортных издержек, особенно в моменты обострения ситуации на рынке транспортных услуг (рост тарифов, увеличение цены на топливо), ведет к сужению географических границ рынка, что также является барьером входа на рынок.

С точки зрения последствий для развития предпринимательства и состояния конкуренции на рынках наиболее негативны административные барьеры. Они основаны на различных действиях органов государственной власти всех уровней по регулированию экономики, включая налоговую, тарифно-таможенную политику, лицензирование отдельных видов деятельности, государственную помощь субъектам рынка, распределение бюджетных средств на закупки для государственных нужд.

Рассмотрим структурные барьеры и способы их выявления подробнее.

Экономические и организационные ограничения. При их выявлении анализируется значимость для входа на рынок следующих экономических факторов:

· государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;

· среднеотраслевая норма прибыли;

· сроки окупаемости капитальных вложений;

· неплатежи;

· наличие (отсутствие) эффективной поддержки предпринимательства: доступность финансово-кредитных ресурсов для субъектов предпринимательства, низкий (высокий) уровень арендной платы за производственные и офисные помещения.

Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок (например, неэффективно предприятие, рассчитанное на выпуск ста грузовых автомобилей в год, а экономически оправдано производство десятков тысяч их), то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь значительно большие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными. Сроки и затраты, необходимые для преодоления этого барьера, оцениваются путем опроса действующих продавцов и потенциальных конкурентов, а также отраслевых специалистов.

Неразвитость рыночной инфраструктуры. Выявляется наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т.п. Особенно важно определить условия транспортной доступности данного рынка для потенциальных конкурентов. Целесообразность дополнительных транспортных издержек для входа на рынок соотносится со стоимостью конкретного товара, а дальность перевозок – с качественными и техническими характеристиками товара, позволяющими (не позволяющими) эту транспортировку осуществлять.

Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Эти барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов. Различия в уровнях затрат могут быть обусловлены следующими причинами: неравенством стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имущественным и ценовым; ограниченным доступом новых продавцов к дешевым и более удобным сырьевым источникам; технологическим превосходством уже действующих продавцов на товарных рынках, а также объемами первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.

Экологические ограничения. Выявляются факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями и движениями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке, строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т.п.

Ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, - серьезное препятствие для освоения рынка потенциальными конкурентами. В качестве информации следует использовать данные опроса основных покупателей изучаемого товара. Вместе с тем при рассмотрении данного вида барьеров целесообразно учитывать эластичность спроса в зависимости от изменения (снижения) цен, которое должно происходить при входе на рынок новых субъектов. Если рынок становится более конкурентным, то должны снижаться цены и соответственно увеличиваться спрос.

Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Значительный капитал, необходимый для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может служить одним из барьеров входа на рынок. Для анализа ситуации экспертным путем оцениваются капитальные затраты, связанные с освоением выпуска изучаемого товара потенциальными конкурентами (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара, и возможность покрытия этих затрат в течение определенного времени). Источниками соответствующей информации могут быть данные опроса действующих продавцов и потенциальных конкурентов, отраслевых специалистов и т.п.

К поведенческим объектам относятся следующие:

Административные ограничения. Для продавцов на данном товарном рынке выявляется наличие (отсутствие) ограничений деятельности, создаваемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), препятствия в отведении земельных участков, предоставление производственных и офисных помещений и т.п.

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов. Анализируются ценовая и сбытовая стратегия ведущих продавцов, политика их как держателей патентов, лицензий, товарных знаков и т.п. Наиболее крупные из действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов имеют прочные хозяйственные связи с продавцами материально-технических ресурсов и покупателями выпускаемых товаров, что дает им преимущества перед потенциальными конкурентами, входящими на товарный рынок. Крупные размеры хозяйственного оборота, определяющие соответствующую массу прибыли, позволяет им создавать резервные мощности, использовать льготный режим расчета с продавцами, оттесняя тем самым конкурентов. Крупным субъектам более доступны неценовые методы конкуренции.

При анализе данного вида барьеров следует выделить существование (или отсутствие) долгосрочных контрактов на поставку продукции с уж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.183 (0.019 с.)