Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценовая политика в условиях олигополииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как правило, рыночная власть продавцов зависит от их поведения по отношению друг к другу. Именно такие, более сложные, ситуации рассматривают модели рынка олигополии. К основным признакам рынка олигополии относятся ограниченное число продавцов, высокие нестратегические барьеры входа на рынок, заменяемость товаров разных предприятий. Особенности рынка олигополии оказывают противоречивое влияние на конкуренцию между предприятиями и масштабы их монопольной власти. С одной стороны, заменяемость товаров стимулирует конкуренцию между предприятиями. С другой стороны, высокие барьеры позволяют сохранять рыночную власть и монопольную прибыль, если продавцы назначают цену как «коллективная монополия». И действительно, монопольная власть на рынке олигополии ограничена только взаимной политикой продавцов. При одном и том же числе продавцов на рынке, одинаковом уровне затрат и эластичном спросе цены на рынке олигополии могут устанавливаться в достаточно широком интервале. Двумя крайними ситуациями являются ценовая война и картель. Ценовая война между предприятиями, стремящимися к расширению рыночной доли, описывается олигополистической моделью Бертрана. Будем для простоты считать, что на рынке только два предприятия (обозначим их индексами i и j). Тогда объем спроса на товар каждого продавца зависит от цены другого так, что 0, если Рi > Pj, Qi(Pi,Pj) = αQ(Pi), если Рi = Pj (0 < α < 1), (10) Qd(Рi), если Рi < Pj, где Q — объем спроса, i, j = 1,2; i ≠ j. Следует отметить, что при любой цене другого продавца, превышающей средние затраты, оптимальной ценовой политикой предприятия служит назначение цены несколько ниже цены другого продавца: Рi* = Рj - ε, где ε — бесконечно малая величина. При одинаковых средних затратах (АС) продавцов существует единственная цена, когда ни у одного из них нет стимула для ее изменения, — это цена, равная средним затратам: Рi* = Pj*= AC, которая будет равновесной на данном рынке. При такой цене продавцы лишены монопольной власти, коэффициент монопольной власти Лернера (при постоянной отдаче от масштаба, когда средние затраты равны предельным) принимает нулевое значение. Независимые решения продавцов, назначающих цену так, чтобы получить максимально возможную прибыль, приводят в конечном итоге к полному лишению экономической прибыли. Равновесная рыночная цена равна такой, которая сложилась бы при долгосрочном равновесии на рынке совершенной конкуренции. В этом состоит так называемый парадокс Бертрана: достаточно конкуренции между двумя предприятиями на рынке, чтобы получить эффективный для общества результат — наиболее низкую из возможных цен и, соответственно, наибольший из возможных объем продаж. Противоположная картина наблюдается в случае заключения продавцами картельного соглашения о единой цене и квотах продаж. Определение и соблюдение квот продаж каждым продавцом на рынке позволяет олигопольным предприятиям получить максимальную при данной емкости рынка прибыль, равную прибыли, которую получало бы монопольное предприятие. В этом случае коэффициент монопольной власти Лернера для каждого предприятия на олигопольном рынке составляет L = -l/Ed, иначе говоря, монопольная власть ограничена только эластичностью рыночного спроса. Таким образом, параметры равновесия рынка олигополии могут совпадать с параметрами равновесия как рынка совершенной конкуренции (при взаимодействии по Бертрану), так и рынка монополии (при формировании картеля). В общем случае единственное, что можно сказать о цене, назначаемой предприятиями на рынке олигополии, эта то, что цена не опустится ниже средних экономических затрат и не будет установлена выше цены рынка чистой монополии. Проблемы устойчивости картеля. Если картель включает все предприятия, действующие в отрасли, то их объединение играет роль доминанта и получает монопольную прибыль. Но если картель уже сформирован, эффективно ограничивает выпуск и устанавливает монопольную цену, у каждого предприятия появляется стимул явно или тайно нарушить картельное соглашение — продать товар в количестве, превышающем квоту. Такая стратегия оказывает двоякое влияние на прибыль предприятия-участника соглашения и картеля в целом. С одной стороны, прибыль «нарушителя» растет благодаря увеличению объема его продаж. С другой стороны, увеличение объема продаж приводит в конечном итоге к снижению рыночной цены. Второй эффект влияет как на суммарную прибыль участников картеля, так и на прибыль «нарушителя». Однако если первый, положительный, эффект действует только по отношению к предприятию, уклоняющемуся от выполнения условий соглашения, второй эффект действует на все предприятия пропорционально их доле в продажах картеля. Таким образом, стимул нарушать картельное соглашение возникает у всех его участников. Поэтому для поддержания картельных соглашений в течение продолжительного времени требуются дополнительные усилия продавцов-участников соглашения. Вывод о стимулах к нарушению картельного соглашения может измениться, если проанализировать влияние решений предприятия не только на сегодняшнюю прибыль, но и на весь объем ожидаемой в будущем прибыли. Очевидно, что в долговременной перспективе предприятие может быть заинтересовано придерживаться установленной для него квоты. Рассмотрим условия, при которых картельное соглашение является стабильным. Пусть π1 — прибыль предприятия, придерживающегося картельного соглашения (в условиях установления картелем монопольной цены), π0 — прибыль предприятия, нарушающего соглашение, F — оценка предприятием потерь, возникающих при проведении другими членами картеля по отношению к «нарушителю» политики «возмездия» (например, понижении цены так, что производство и продажи «нарушителя» станут убыточными). Если предприятие уверено в том, что отклонение от условий картельного соглашения будет раскрыто, после чего оно понесет потери на протяжении всего периода деятельности на рынке, то нарушение соглашения ему будет невыгодно, при выполнении следующего условия:
где ρ - вероятность повторных продаж; δ – ценность будущей прибыли в настоящий момент времени (дисконтируемый множитель) 1 руб. завтрашней прибыли (дисконтирующий множитель). Соблюдение картельного соглашения тем выгоднее предприятию, чем выше вероятность повторных продаж, ниже ставка процента, меньше выигрыш, который предприятие может кратковременно получить благодаря нарушению картельного соглашения, особенно если сравнить его с потерями в результате «ответных действий» других членов картеля. Помимо возможности и стимулов для нарушения условий картельного соглашения, на его устойчивость существенно влияют такие факторы, как вероятность обнаружения и наказания регулирующими органами, число предприятий-участников картеля, заменяемость продукта предприятий, входящих в картель, различия структуры затрат картеля. Ограниченное число предприятий-участников картеля и однородность товаров разных предприятий создают предпосылки для повышения результативности контроля выполнения картельного соглашения. Существенную роль играет структура затрат производителей, входящих в картель. Различие в этой структуре предполагает различный характер реакции продавцов на изменение спроса. Так, при сокращении спроса на продукцию предприятия с высокой долей постоянных затрат в общих затратах предпочтение будет отдано снижению цены, а не выпуску продукции, а для предприятия с высокой долей переменных издержек — наоборот. Очевидно, что разная реакция на изменение рыночных условий ведет к неустойчивости картеля. Модель олигополии Курно: концентрация и рыночная власть. Сравнивая типы рынков совершенной конкуренции и монополии, можно утверждать, что единственный продавец на рынке всегда обладает монопольной властью. При прочих равных условиях, чем больше продавцов на рынке, тем ниже уровень рыночной власти. В то же время известно, что рыночная власть зависит не только от числа продавцов, но и от распределения рыночных долей между ними. Рассмотрим модель поведения предприятий Курно, в рамках которой можно более определенно показать влияние концентрации на уровень рыночной власти. Предположим, что предприятия, максимизируя прибыль, выбирают объем продаж. При этом мощности продавцов существенно влияют на равновесные рыночные цены. Предположим, что каждое предприятие определяет выпуск (мощность) независимо от поведения других предприятий, более того, считаем выпуск (мощности) других продавцов на рынке неизменным. В действительности, чем больше предприятий на рынке, тем более адекватна эта предпосылка.
В рассматриваемой модели предельная выручка предприятия, помимо рыночной цены, находится в положительной зависимости от рыночной доли предприятия и в отрицательной - от эластичности спроса. Считая, что продавец выбирает такой выпуск, чтобы его прибыль была максимальна, находим коэффициент монопольной власти Лернера:
Таким образом, существует зависимость монопольной власти предприятия от его рыночной доли. Теперь рассчитаем средневзвешенное значение коэффициента Лернера для всего рынка, где весами являются опять-таки рыночные доли продавцов:
i =1 Следовательно, при некооперативном поведении предприятий на рынке среднее значение монопольной власти находится в положительной зависимости от коэффициента концентрации Герфиндаля—Гиршмана (ННI) и в отрицательной - от эластичности спроса. Для одного и того же рынка, предполагая эластичность спроса приблизительно постоянной, изменение коэффициента Герфиндаля—Гиршмана служит индикатором изменения рыночной власти продавцов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.76 (0.01 с.) |