История возникновения и развития внутреннего аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения и развития внутреннего аудита



Термин «внутр. аудит» вызывает вопрос: внутр. аудит не есть независ. оценка фин. отчетности, значит формально он не аудит. Если есть внутр., значит должен быть и внеш. аудит, однако термин «внеш. аудит» не прижился, есть просто «аудит».

Первоначально аудит был подтверждающим, т.е. проверял точность бух. записей. Такая работа была малоэффективна. В середине XX века появился так называемый системно ориентированный аудит, когда во главу угла аудиторы стали ставить понимание бизнеса клиента и состояние системы внутр. контроля. Структура внутр. аудита – это внутр. структура, он выполняется внутр. подразделениями. Внутр. аудит появился раньше, чем аудиторы начали проверять отчетность, как реализация естеств. потребности в управлении. Появился он в орг-циях, кот. имели много разл. филиалов, на ж/д транспорте за рубежом, в России первыми, кто начал работу по внутр. аудиту, были пр-тия связи, которые заменяли функцией внутр. аудита уже существующие ведомств. формы контроля. Кроме того при наличие внутр. аудита было проще догов-ся с независ. аудиторами (в смысле согласовать действия). Сейчас многие крупные и средние пр-тия создают службу внутр. аудита либо нанимают внутр. аудиторов, при этом методология внутр. аудита ориентирована на внешний. Внутр. аудит позволяет создать высокоэф. систему внутр. контроля.

Элементы:

· мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля

· исследование финансовой управленческой информации

· контроль экономности, эффективности и результативности с использованием и финансовых, и нефинансовых методов контроля

· контроль за соблюдением внешних и внутренних требований

Внешний аудитор должен достичь понимания деятельности внутреннего аудита, т.е. статус этой службы, компетентность, добросовестность и т.п. Аудиторы, полагаясь на деятельность службы внутреннего аудита, могут сократить объем аудиторской проверки или не сократить в зависимости от доверия к этой службе. Независимо от качества внутреннего аудита, вся полноту ответственности за выраженное мнение о достоверности высказанного мнения несут внешние аудиторы.

 

Какие услуги может выполнять аудитор-предприниматель

Ауд. деятельность (ауд. услуги) – деятельность по провед. аудита и оказ. сопутств. аудиту услуг, осуществляемая ауд. орг-ми, инд. аудиторами.

Т.о. ауд. деят-ть складывается из проведения аудита и сопутств. услуг.

Услуги, которые могут выполнять ауд. организации: -//- + прочие услуги.

Сопутств. услуги установлены опред. стандартами, к ним относятся обзор. проверка, согласованные процедуры и компиляция фин. информации.

Прочие услуги:

1) постановку, восстановление и ведение бухучета, составление бух (фин) отчетности, бух консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ фин-хоз деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и фин консультирование;

4) управленческое консультирование;

5) юридическую помощь в областях, связанных с ауд. деятельностью;

6) автоматизацию бухучета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвест. проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исслед и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в т.ч. на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.


Теория аудита

Первоначально аудит заключался учетных регистров, на основании которых была составлена отчетность, и первичных документов, и он получил название «подтверждающего аудита». Первым идеологом и теоретиком этого аудита был английский ученый Лоуренс Роберт Дикси (1864-1932). Он определил следующие цели аудита:

1) выявление подлогов

2) выявление случайных ошибок

3) выявление недостатков в организации учета

Это направление развивалось другими английскими учеными, были выделены 11 наиболее типичных нарушения, допускаемых бухгалтерами.

Ученые относят начало науки об аудите к 1961 году, когда были сформулированы первые постулаты аудита. Постулаты – это положения принимаемые за истинные до тех пор, пока не будет доказано обратное. Их предложили Маутц Р.К. и Шараф Х.А. Соколов Я.В. сделал их интерпретацию:

1. Бухгалтерский отчет должен быть проверен.

2. Непроверенный отчет не заслуживает доверия.

3. Каждая последующая проверка одного и того же отчета может снижать ценность предыдущей и всегда менее информативна.

4. Отчет составлен неверно.

5. Никто не свободен от ошибок.

6. Каждое утверждение аудитора должно быть убедительно.

От трудов английских теоретиков ведет свою историю теория адекватности. Эта теория тоже относится к развитию направления подтверждающего аудита. В 1989 г. Т. Рууд дал следующую формулировку аудита: аудит должен быть определен как процесс проверки с целью получения подтверждения соответствия учетной информации экономической деятельности. Он дал последовательность такой проверке:

1. Сравнение с учетными регистрами.

2. Сравнение с первичными документами.

3. Проверка логической увязки отчетных данных.

4. Прямое сравнение учетных данных с фактическим наличием имущества.

Еще одно название этой теории (адекватности) – полицейская теория или теория сторожевого пса. Согласно этой теории, аудитор как сторожевой пес охраняет… Недостаток теории – трудоемкость; то, что на момент доведения мнения аудитора до собственника эта информация уже устаревает. Аудиторскими стандартами предписывается тогда, когда отчетный год закончен, очень внимательно изучить все факты, которые произошли, пока аудитор еще находится на фирме.

Все это характерно для 1 этапа становления аудита.


На 2 этапе после 1949 г. аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна. И аудит сместился с т.н. «мертвых» документов на живую организацию системы внутреннего контроля. Такой подход получил название «системно ориентированного», а если говорить образно, то сторожевой пес был заменен на собаку-ищейку, которая должна была показать собственнику насколько эффективно работает наемная администрация. Была разработана соответствующая методика проверки, она была менее трудоемкой, т.к. аудиторы доверяли системе внутреннего контроля, если находили, что она эффективна. При таком подходе могут быть вскрыты неиспользуемые резервы системы внутреннего контроля. Недостаток теории в том, что оценка системы внутреннего контроля не поддается каким-либо математическим расчетам, опирается на профессиональное мнение е аудитора и поэтому всегда субъективна. Мнение аудитора может вызвать сомнение. Переходя к существующей практике, аудиторы не только проверяют систему внутреннего контроля, но и обязательно проводится т.н. проверка по существу, когда аудитор работает с конкретными документами, подтверждающими достоверность бухгалтерской отчетности.

Продолжая развитие этой теории еще 2 ученых М. Шерер и Д. Кент свели задачу аудита к анализу эффективности работы предприятия («аудит эффективности»). Эффективность работы предприятия во многом определяется эффективностью работы его сотрудников. Аудит стали понимать как одну из форм консалтинга собственников относительно качества работы наемной администрации. Говоря образно, ее называют теорией собаки-поводыря. аудитор выступает как помощник собственника и администрации. Предполагается, что если конфликт между собственником и администрацией отсутствует, аудитор помогает обеим сторонам придти к согласию. Такой подход, когда аудитор выступает посредником, называют также теорией модератора.

В настоящее время говорят о 3 этапе развития аудита. Это аудит, ориентированный на риск. Т.е. аудиторская проверка проводится выборочно, там, где риск ошибки максимальный. Этот аудит получил начало в США, аудиторы не поспевали за бурным развитием промышленности, и старые подходы им не подходили.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.008 с.)