Понятие и необходимость аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и необходимость аудита



Ульяна Ринатовна Лукьянчук

Шпаргалка по аудиту

 

Издательство: Аллель, 2009 г; 64 стр.

 

Все выучить – жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Аудиту, а остальное – дело техники.

Ни пуха, ни пера!

 

 

Содержание

 

1. Понятие и необходимость аудита

2. Виды аудита

3. Цели внешнего аудита

4. Виды внешних аудиторских услуг

5. Цель внутреннего аудита

6. Ответственность аудита

7. Аудиторские стандарты

8. Необходимость международного регулирования аудита

9. Перечень международных аудиторских стандартов

10. Перечень стандартов, относящихся к целям аудита

11. Необходимость изучения специфики деятельности клиента

12. Методы получения знаний о деятельности экономического субъекта

13. Источники получения знаний о деятельности экономического субъекта

14. Цели проверки нормативных активов

15. Влияние соблюдения законодательства на достоверность отчетности

16. Ответственность руководителей предприятий за несоблюдение нормативных актов

17. Методика проверки соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства

18. Действия аудитора при установлении нарушений требований нормативных актов

19. Задачи и понятия оценки бухгалтерского учета и внутреннего контроля

20. Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы бухгалтерского учета

21. Требования, предъявляемые к оценке системы внутреннего контроля

22. Методика оценки системы внутреннего контроля

23. Задачи и требования Стандарта аудиторской проверки

24. Условия подготовки письма-обязательства

25. Форма и содержание письма-обязательства

26. Рекомендуемая форма письма-обязательства

27. Договор на оказание аудиторских проверок

28. Задача и обязательность планирования аудита

29. Принципы планирования аудита

30. Содержание предварительного планирования аудита

31. Принципы подготовки общего плана и программы аудита

32. Составление программы аудита

33. Цели применения аналитических процедур

34. Виды аналитических процедур

35. Порядок выполнения аналитических процедур

36. Действия по результатам осуществления аналитических процедур

37. Задачи Стандарта по вопросам существенности ошибок

38. Понятие уровня существенности

39. Требования к нахождению уровня существенности

40. Применение уровня существенности

41. Понятие аудиторского риска и его компонентов

42. Внутрихозяйственный риск

43. Риск средств контроля

44. Риск необнаружения

45. Требования к аудиторским доказательствам

46. Виды аудиторских доказательств

47. Источники аудиторских доказательств

48. Методы получения доказательств

49. Виды выборок в инструментарии аудитора

50. Порядок построения выборки

51. Оценка результатов выборки

52. Цели и задачи значений пассивных статей баланса

53. Виды оценочных значений в бухгалтерском учете

54. Аудиторские процедуры проверки оценочных значений

55. Анализ результатов аудиторских процедур

56. Цели и задачи сравнительных показателей отчетности

57. Требования к первичному аудиту показателей бухгалтерской отчетности

58. Методика проведения первичности аудита

59. Цели и задачи проверки со связанными сторонами

60. Основные требования к раскрытию информации по операциям со связанными сторонами

61. Выявление операций со связанными сторонами

62. Порядок проверки операций со связанными сторонами

63. Анализ результатов проверки операций со связанными сторонами

64. Нормы определений аудита в условиях компьютерной обработки (КОД)

65. Общие требования к проведению аудита в условиях КОД

66. Действия аудитора в условиях КОД

67. Аудиторские доказательства и документация в условиях КОД

68. Компетентность аудитора в вопросах КОД

69. Изучение и оценка внутреннего аудита

70. Услуги эксперта

71. Требования к рабочей документации эксперта

72. Основы подготовки рабочей документации

73. Содержание и состав документов аудита

74. Оформление документов аудита

75. Порядок хранения рабочей документации

76. Назначение аудиторского заключения

77. Принципы составления аудиторского заключения

78. Состав и содержание аудиторского заключения

79. Представление аудиторского заключения

80. Цели и задачи итоговых документов аудита

81. Предшествующие дате подписания аудиторского заключения события

82. Последующие события аудиторского заключения

83. Отказ аудиторов от выражения мнения

84. Цели и задачи проверки проаудированной отчетности

85. Установление непротиворечивости прочей информации

86. Принципы проверки прогнозной финансовой информации

87. Отчет о результатах проверки прогнозной финансовой информации

88. Порядок проверки прогнозной финансовой информации

89. Объекты и источники проверки учредительных документов

90. Лицензирование аудиторской деятельности

 

 

ВИДЫ АУДИТА

 

Теория аудита на Западе ограничивается рассмотрением трех следующих видов аудита.

1. Операционный аудит – это проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности.

2. Аудит на соответствие. Его цель – определить, соблюдаются ли в хозяйственной системе те специфические процедуры или правила, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией), а также (если есть такой заказ от клиента) действующими нормативными актами.

3. Аудит бухгалтерской отчетности – может проводиться независимыми от проверяемого экономического субъекта аудиторами, хотя им нанятыми и оплачиваемыми. Под независимостью аудитора понимается то, что на его мнение не может быть кем-либо оказано влияние.

Аудиторская проверка, осуществленная по любому из трех перечисленных выше видов аудита, требует итоговой документации. Обычно это аудиторское заключение может быть предоставлено не только по результатам аудита, но и по результатам некоторых сопутствующих аудиторских услуг (видов деятельности).

Таким образом, услуги, оказываемые аудиторами, подразделяются на аттестуемые (требующие предоставления аудиторского заключения, прежде всего – это собственно аудит) и на неаттестуемые (не требующие представления аудиторского заключения). Помимо трех видов аудита (и прежде всего аудита бухгалтерской отчетности), к аттестуемым услугам аудиторов и аудиторских фирм относятся: а)контроль правильности с объемами проверки меньшими, чем при аудите. Контроль правильности строится на анализе эффективности внутрихозяйственного контроля проверяемого экономического субъекта или – в более редких случаях – на представлении аудитором заключения о прогнозируемых перспективах работы клиента (также основанных на проверке подробных бизнес-планов и других прогнозируемых утверждений администрации);

б) обзорная проверка. По сравнению с собственно аудитом, а также с контролем правильности она проводится по сокращенной программе. Например, обзорная проверка применяется для квартальной бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ и других экономических субъектов при аудиторском сопровождении бизнеса клиента, хотя практика показывает, что существует спрос на обзорные проверки и годовой бухгалтерской отчетности;

в) согласованные с клиентом процедуры. В соответствии с заказом клиента аудитор может проверить отдельные участки учетно-аналитической работы фирмы-клиента.

В свою очередь, к неаттестуемым (не требующим представления аудиторского заключения) относятся услуги, по которым формальная отчетность аудитора непосредственно в адрес клиента отсутствует. Среди них:

а) восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности, а также отчетности по ценным бумагам, проспектов эмиссии и др.;

б) налоговое планирование и оптимизация налогообложения, составление деклараций о доходах и представление интересов клиента в налоговых службах;

в) консультационные услуги, оказываемые обычно не только в области бухгалтерского учета и налогов, но и компьютерных систем (в том числе автоматизации бухгалтерского учета и аналитических работ), технологии производства и даже по набору кандидатов на руководящие должности.

Из-за особой сложности процесса аудита нельзя быть до конца уверенным в абсолютной верности аудиторского заключения. Выражая в заключении по результатам аудита соответствующее мнение, аудитор почти всегда преодолевает определенные сомнения в том, насколько он прав.

 

 

ЦЕЛИ ВНЕШНЕГО АУДИТА

 

Внешний аудит осуществляется наряду с иными формами финансового контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, специально уполномоченного на то государственными органами.

Цель данного аудита может дополняться по договору с клиентом задачами анализа правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения организации, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

В ходе проведения аудита проверяется правильность составления баланса, отчета прибыли и убытков, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

– насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики организации;

– все ли активы и пассивы отражены в отчете;

– все ли документы использованы в отчете. Отчет о прибыли и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.

Внешний аудит призван:

– проверить полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации;

– проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

– выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов более совершенного использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. Баланс может проверяться составлением альтернативного баланса на основе счетов Главной книги, что позволит аудитору констатировать возможные искажения.

При этом устанавливают:

– все ли активы и пассивы отражены в отчете;

– все ли документы использованы в отчете;

– насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики организации.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли. Балансовая прибыль должна быть определена по организации в целом и отдельно по ее структурным подразделениям и видам деятельности.

Внешний аудит может решать также другие задачи:

– по организации, восстановлению, постановке и ведению бухгалтерского учета;

– по планированию и оптимизации налогооблагаемой базы и расчету налогов;

– по анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

– по решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов клиентов и т. д.

 

 

ЦЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

 

Внутренний аудит может быть осуществлен специалистами организации, ревизионной комиссией или специально созданным подразделением аппарата управления, которое подчиняется только руководителю организации. Внутренний аудит – это независимая деятельность в организации по проверке ее работы в ее интересах.

Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров). Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим аудитом.

Управленческий аудит – это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономическому и эффективному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработке политики организации. Он должен помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности организации.

Внутренний аудит в организациях может решать следующие основные задачи:

– проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;

– проверка достаточности и соответствия действующим правовым актам и уставу системы экономических регламентов и регуляторов;

– проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

– проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-пла-тежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

– экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;

– экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и создания фондов (накопления капитала);

– оценка экономичности и эффективности операций организации;

– проверка уровня достижения программных целей;

– разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

– консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления по вопросам организации и управления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам;

– организация подготовки к проверкам (экспертизам) внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля.

Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и иные задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации.

 

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТА

 

По законодательству России аудиторы несут ответственность за несоблюдение Порядка добросовестной проверки, осуществляемой с должной тщательностью.

Большая ответственность аудитора, высокий общественный рейтинг его профессиональной деятельности обусловливают необходимость широкой эрудиции как по специальным базовым дисциплинам, так и в вопросах общей культуры.

Основными требованиями к образованию аудитора являются:

– базовое образование;

– практический опыт;

– специальное профессиональное образование;

– свободное владение деловым русским языком.

Базовое образование включает в соответствии с законодательством:

– высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо полученное в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации;

– среднее специальное экономическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию. Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех из последних пяти лет в качестве:

– руководителя, аудитора или специалиста аудиторской организации;

– бухгалтера;

– экономиста;

– ревизора;

– научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

В стаж засчитывается работа на вышеуказанных должностях в штате организации; работа по совместительству определяется с учетом фактически отработанного времени в пересчете на целые рабочие дни.

Специальное профессиональное образование включает обучение с отрывом или без отрыва от производства в определенных учебно-методических центрах и организациях по обучению и переподготовке аудиторов, стажировку в аудиторской фирме.

Специальное образование организуется в следующих формах обучения:

– очная с отрывом от производства;

– очная без отрыва от производства;

– очно-заочная.

Владение деловым русским языком включает наличие навыков владения русским языком в объеме, необходимом для изучения нормативных актов, проверки бухгалтерской и иной документации, ведения рабочей документации, делового общения с клиентами и составления аудиторского заключения и письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Каждый аттестованный аудитор должен систематически самостоятельно повышать свою квалификацию путем:

– изучения законов, стандартов, инструкций и других нормативных актов, вносимых в них дополнений и изменений;

– изучения зарубежного и отечественного опыта по организации и методике проведения аудита;

– участия в семинарах, конференциях, симпозиумах;

– разработки пособий, монографий по вопросам теории и практики аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и права;

– участия в работе над правилами (стандартами), методиками, программами учебных курсов по аудиту. Подтверждением повышения квалификации аудитора является документ установленного образца о прохождении ежегодного повышения квалификации в УМЦ или иных организациях, определяемых ЦАЛАК, в объеме не менее 40 ч.

 

 

АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ

 

Формированию целей и задач аудиторской деятельности посвящено несколько Правил (Стандартов), раскрывающих различные аспекты данной проблемы.

Прежде всего это стандарт «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» (одобрено Комиссией 29 августа 1999 г., протокол № 5). Чтобы качественно провести работу, следует глубоко разобраться в особенностях функционирования клиента. При этом надо руководствоваться Стандартом «Понимание деятельности экономического субъекта» (одобрено Комиссией 27 апреля 1999 г., протокол № 3). Одна из задач аудита состоит в проверке соответствия организации учета и отчетности требованиям законодательства. Такие правила регламентированы Стандартом «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита» (одобрено Стандартом «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита» (одобрено Комиссией 15 июля 1998 г., протокол № 4).

Цель аудита заключается также в том, чтобы дать объективную оценку организации и порядку бухгалтерского учета, а также внутреннего контроля.

Аудиторские организации могут по договору с клиентом оценить его прогнозные расчеты. Это один из видов сопутствующей аудиту услуги, которая может оказываться по правилам, предусмотренным Стандартом «Проверка прогнозной финансовой информации» (одобрено Комиссией 20 августа 1999 г., протокол № 5).

Данный Стандарт имеет следующие рубрики:

1) общие положения;

2) цели аудита бухгалтерской отчетности;

3) основополагающие принципы аудита;

4) объем и стадии аудиторской проверки;

5) уровень аудиторских гарантий;

6) ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности.

Целью правила (стандарта) является определение основ и рамок аудиторской деятельности, связанной с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности.

Задача правила (стандарта) определена так:

– формулировка целей аудита бухгалтерской отчетности;

– описание основополагающих принципов, связанных с этим;

– установление порядка определения объема аудиторской проверки и характеристика основных мероприятий, проводимых в ходе аудита бухгалтерской отчетности;

– обозначение уровня аудиторских гарантий и рамок ответственности проверяемого экономического субъекта и аудиторской фирмы.

Требования этого Стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, кроме тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

Требования носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете заказавшему аудит руководству экономического субъекта.

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

При планировании аудиторской проверки аудитор обязан исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность этого субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования.

Аудитор должен обратить особое внимание на такие нормативные акты, невыполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:

1) изучить имеющуюся информацию и нормативно-правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

2) получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;

3) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки, с руководством экономического субъекта;

4) проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.

Как и в других вопросах, касающихся проверки соблюдения экономическим субъектом требований нормативных актов, аудитор должен планировать и проводить аудит с достаточной степенью профессионального скептицизма.

Аудитор должен иметь в виду, что при проведении аудиторских проверок существует риск необнаружения, несмотря на то что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена в соответствии с требованиями Правил (Стандартов) аудиторской деятельности. Вероятность этого риска значительно возрастает при наличии следующих факторов:

1) значительное количество нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

2) ограниченность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;

3) низкая квалификация персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;

4) получение аудитором большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный характер.

При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться Правилом (Стандартом) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта».

Аудитор должен добиваться того, чтобы руководство экономического субъекта принимало меры по выявлению, предупреждению и устранению нарушений требований нормативных актов, которые могут исказить бухгалтерскую отчетность.

 

 

ДЕЙСТВИЯ АУДИТОРА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

 

При обнаружении аудитором фактов невыполнения экономическим субъектом требований нормативных актов он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как повлияют выявленные нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности.

При оценке влияния выявленных нарушений на достоверность бухгалтерской отчетности аудитор должен учесть возникновение таких п оследствий, как:

– взыскание с проверяемого экономического субъекта штрафных санкций в проверяемом отчетном периоде;

– появление угрозы отчуждения имущества, стоимостная оценка которого отразится на структуре имущества проверяемого экономического субъекта;

– прекращение деятельности экономического субъекта;

– появление сомнений в правдивости и достоверности данных, отраженных в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудитору необходимо учесть, что к нему могут быть применены меры ответственности в случае сокрытия им обнаруженных фактов, подтверждающих наличие состава преступления в действиях(бездействии)экономического субъекта. При наступлении подобных обстоятельств аудитору следует руководствоваться Правилом (Стандартом) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», а также целесообразно получить консультацию у юриста о возможных последствиях.

В тех случаях, когда получить информацию о действительном или предполагаемом нарушении требований нормативных актов невозможно, аудитор должен реально оценить влияние отсутствия необходимых документов на достоверность выводов, содержащихся в аудиторском заключении.

Аудитору следует учесть влияние невыполнения требований нормативных актов экономическим субъектом на другие аспекты аудита, в особенности на достоверность сведений, представленных руководством экономического субъекта. В случае если нарушения не были обнаружены системой внутреннего контроля или не были включены в сведения, которые представило руководство, аудитор вправе пересмотреть оценку возможных рисков, а также степень достоверности сведений, представляемых руководством экономического субъекта.

Если невыполнение требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению является существенным, аудитор обязан сделать следующее:

1) отразить все такие нарушения в своей рабочей документации;

2) учесть влияние отмеченных нарушений на надежность аудиторских доказательств и дальнейшее планирование процедур аудита;

3) сообщить руководству экономического субъекта о замеченных нарушениях в своей письменной информации;

4) сообщить пользователям бухгалтерской отчетности о замеченных нарушениях (отразить в аудиторском заключении, выступить на собрании акционеров и т. п.).

Если аудитор пришел в выводу, что руководство экономического субъекта, включая и работников экономических служб, причастно к фактам невыполнения требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению, то аудитор должен сообщить об этом высшему органу управления экономического субъекта.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИЗУЧЕНИЮ И ОЦЕНКЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета.

Знакомство с ней включает изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности:

1) учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;

2) организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности;

3) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;

4) организация подготовки, оборота и хранения документов;

5) порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;

6) порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности;

7) роль средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

8) критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

9) средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Аудиторская организация в ходе проверки обязана проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета нормативным актам и отразить в рабочей документации аудитора случаи отмеченных нарушений.

Следует иметь в виду, что система бухгалтерского учета может считаться эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:

1) операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;

2) операции в учете зафиксированы в верных суммах;

3) операции правильно и в соответствии с нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;

4) зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;

5) ограничена возможность появления злоупотреблений. В ходе проверки необходимо ознакомиться с внутренними документами экономического субъекта, касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное состояние дел соответствует положениям вышеперечисленных документов. В необходимых случаях для такой сверки рекомендуется прослеживать движение отдельных сумм в учете от первичных документов до их включения в отчетные документы.

Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля служат для аудитора базой определения задач, сроков и методов проведения проверки.

Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны соответствовать особенностям хозяйственной деятельности и размерам проверяемого экономического субъекта. Аудиторские организации сами разрабатывают методики и порядок изучения и оценки таких систем, принимая во внимание требования стандартов и других нормативных актов, принимающих во внимание требования стандартов и других нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Процедуры и результаты такого изучения и оценки следует документировать.

Отдельно в правиле (стандарте) рассмотрены особенности изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита бухгалтерской отчетности малых предприятий.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОЦЕНКЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

 

Аудитор в ходе проверки должен принимать во внимание, что система внутреннего контроля должна включать:

1) надлежащую систему бухгалтерского учета;

2) контрольнуюсреду;

3) отдельные средства контроля.

Контрольная среда – осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

К этой среде относят: стиль и основные принципы управления; организационную структуру; распределение ответственности и полномочий; кадровую политику; порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей; порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей; соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы эта система отвечала размерам и специфике деятельности экономического субъекта, функционировала регулярно и эффективно. Эффективная организационная структура предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна по возможности препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций.

Надлежащее функционирование системы внутреннего контроля зависит также от сотрудников. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность соответствующего персонала.

Аудитор обязан принимать во внимание, что система внутреннего контроля может не с абсолютной уверенностью, но лишь с определенной степенью вероятности подтвердить, что цели, ради которых она была создана, достигнуты.

Аудитор должен убедиться в том, что средства контроля проверяемого субъекта достигают следующих целей: хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях; все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих балансовых счетах, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной отчетности; доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства; соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов определяется руководством с установленной периодичностью и в случае расхождений руководством предпринимаются надлежащие действия.

Аудитору следует убедиться в применении на проверяемом им экономическом субъекте таких процедур внутреннего контроля, как: арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей; проведение сверок расчетов; проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала; проведение периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию; использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне данного экономического субъекта; осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам экономического субъекта, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам; исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных показателей с фактически имевшими место и выяснение причин существенных расхождений.

 

 

ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.185 с.)