Дайте определение аудит. деятельности. Какова осн. цель аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте определение аудит. деятельности. Какова осн. цель аудита



Дайте определение аудит. деятельности. Какова осн. цель аудита

В ФЗ №307: аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит - независимая проверка бух (фин) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудиторы не подтверждают бухотчетность (не берут на себя связанную с этим риски), они только выражают свое профессиональное мнение о достоверности фин (бух) отчетности во всех существенных отношениях. Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к фин (бух) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица. По предыдущему закону понятие достоверности было расшифровано как степень точности данных бух (фин) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении проверяемой организации и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Т.о. аудит проводится в интересах пользователей бухотчетности.

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бух (фин) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными гос. органами и органами МСУ.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что последняя проводится по решению судебных органов при наличии уголовного или арбитражного дела, и ее целью является получение источников доказательств.

Законодательно-нормативная база аудита в России

5 декабря 1991 г. Гайдар поручил Минфину рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы. В 1992 г. поступил проект закона и 2 официальных заключения по нему. Сам закон был принят только в 2001 г. После того как это закон появился (проект), поступило предложение по введению временных правил (1993 г.). Помимо Временных правил действовали отдельные положения правительства об аттестации и лицензировании, и о критериях, по которым организации подлежали обязательной проверке. Появилась необходимость в законе, который вобрал бы в себя все эти документы, и в 2008 г. был принят новый ФЗ №307-фз «Об аудиторской деятельности». Важную роль в его появлении сыграл ФЗ №315-фз «О СРО» (2007 г.), и в конечном счете по ходу вступления в силу этого закона лицензирование было заменено на саморегулирование.

Кроме этого в российской практике применяются стандарты аудита, которые носят название Правила (стандарты). Они стали разрабатываться с середины 90-х гг. на основе международных стандартов с учетом российской специфики. Различные страны по-разному применяют м/нар стандарты. В развитых странах они просто принимаются к сведению, а где-то полностью кладутся в основу деятельности аудиторов. Согласно ФЗ «Об АД» стандарты делятся на федеральные, внутренние правила (стандарты), действующие в СРО аудиторов, внутренние правила, действующие в отдельных аудиторских фирмах и ИП. Федеральные стандарты разрабатываются с 2001 г., до этого проходили одобрение Комиссией по АД при Президенте РФ, в высшем органе, который тогда регулировал АД. Сейчас федеральные стандарты утверждаются Правительством РФ. Как правило, они обязательны для проведения обязательного аудита, требующего обязательного аудиторского заключения.

Помимо стандартов существуют методики АД и иные нормативные документы. Например, при проверке МУПов и ГУПов используется Типовое техническое задание, которое содержит детальные процедуры по тем принципам, которые исторически сложились при проверке государственных предприятий. В отношении методик существуют общие методики для всех типов проверок, например, методика по сбору аудиторских доказательств при инвентаризации, при проверки МПЗ + несколько отраслевых методик.


Охарактеризуйте место внешнего аудита в системе внешнего контроля

Внешний аудит проводится на договорной основе независимыми аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами для проверки достоверности финансовых отчетов проверяемого предприятия, а также объективной оценки его финансовых возможностей. Выполнение такой независимой экспертизы деятельности хозяйствующего субъекта предполагает одновременно и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии предприятия, повышению эффективности его хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.

Объектом внешнего аудита является деятельность конкретного хозяйствующего субъекта.

Цели внешнего аудита определяются интересами заказчиков, которыми могут быть как государственные органы, так владельцы средств и фондов. Если государственные органы интересуют результаты социально-экономических программ, то владельцы средств и акций в большей мере обращают внимание на вопросы эффективности заключаемых исполнительной властью сделок, рационального использования денежных и товарно-материальных запасов, эффективности управленческой системы принадлежащей им компании, а также на другие специальные вопросы.

Основные задачи внешнего аудитора: оценка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности, проверка достоверности их данных, выражение о них мнения заказчику, защита прав собственности.

Внешний аудит регламентируется юридически и позволяет внешним пользователям наблюдать и потенциально контролировать деятельность хозяйствующего субъекта и его руководства. Статус внешних аудиторов определяет требования их ответственности за свой отчет, критерии, на которых этот отчет базируется, полномочия проверяющих, правила их назначения и отстранения, уровень их квалификации, размер вознаграждения и нормы поведения. Внешние аудиторы осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами аудита и основными принципами аудита.

Аудит не подменяет собой государственного контроля за достоверностью бухотчетности.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что последняя проводится по решению судебных органов при наличии уголовного или арбитражного дела, и ее целью является получение источников доказательств. Практическими же задачами аудита являются оказание помощи в улучшении финансового положения клиентов, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), консультирование клиентов.

Аудит как форма независимого контроля может охватывать все экономические субъекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности.

Таким образом, можно говорить, что аудит как форма финансового контроля относится к независимой проверке финансовой отчетности организации, осуществляемой специальным субъектом (аудитором), в соответствии с законодательством об аудите на коммерческой основе. При аудиторской проверке применяются специфические формы и методы планирования, проведения, документального оформления, общие требования к которым установлены правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

 


Теория аудита

Первоначально аудит заключался учетных регистров, на основании которых была составлена отчетность, и первичных документов, и он получил название «подтверждающего аудита». Первым идеологом и теоретиком этого аудита был английский ученый Лоуренс Роберт Дикси (1864-1932). Он определил следующие цели аудита:

1) выявление подлогов

2) выявление случайных ошибок

3) выявление недостатков в организации учета

Это направление развивалось другими английскими учеными, были выделены 11 наиболее типичных нарушения, допускаемых бухгалтерами.

Ученые относят начало науки об аудите к 1961 году, когда были сформулированы первые постулаты аудита. Постулаты – это положения принимаемые за истинные до тех пор, пока не будет доказано обратное. Их предложили Маутц Р.К. и Шараф Х.А. Соколов Я.В. сделал их интерпретацию:

1. Бухгалтерский отчет должен быть проверен.

2. Непроверенный отчет не заслуживает доверия.

3. Каждая последующая проверка одного и того же отчета может снижать ценность предыдущей и всегда менее информативна.

4. Отчет составлен неверно.

5. Никто не свободен от ошибок.

6. Каждое утверждение аудитора должно быть убедительно.

От трудов английских теоретиков ведет свою историю теория адекватности. Эта теория тоже относится к развитию направления подтверждающего аудита. В 1989 г. Т. Рууд дал следующую формулировку аудита: аудит должен быть определен как процесс проверки с целью получения подтверждения соответствия учетной информации экономической деятельности. Он дал последовательность такой проверке:

1. Сравнение с учетными регистрами.

2. Сравнение с первичными документами.

3. Проверка логической увязки отчетных данных.

4. Прямое сравнение учетных данных с фактическим наличием имущества.

Еще одно название этой теории (адекватности) – полицейская теория или теория сторожевого пса. Согласно этой теории, аудитор как сторожевой пес охраняет… Недостаток теории – трудоемкость; то, что на момент доведения мнения аудитора до собственника эта информация уже устаревает. Аудиторскими стандартами предписывается тогда, когда отчетный год закончен, очень внимательно изучить все факты, которые произошли, пока аудитор еще находится на фирме.

Все это характерно для 1 этапа становления аудита.


На 2 этапе после 1949 г. аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна. И аудит сместился с т.н. «мертвых» документов на живую организацию системы внутреннего контроля. Такой подход получил название «системно ориентированного», а если говорить образно, то сторожевой пес был заменен на собаку-ищейку, которая должна была показать собственнику насколько эффективно работает наемная администрация. Была разработана соответствующая методика проверки, она была менее трудоемкой, т.к. аудиторы доверяли системе внутреннего контроля, если находили, что она эффективна. При таком подходе могут быть вскрыты неиспользуемые резервы системы внутреннего контроля. Недостаток теории в том, что оценка системы внутреннего контроля не поддается каким-либо математическим расчетам, опирается на профессиональное мнение е аудитора и поэтому всегда субъективна. Мнение аудитора может вызвать сомнение. Переходя к существующей практике, аудиторы не только проверяют систему внутреннего контроля, но и обязательно проводится т.н. проверка по существу, когда аудитор работает с конкретными документами, подтверждающими достоверность бухгалтерской отчетности.

Продолжая развитие этой теории еще 2 ученых М. Шерер и Д. Кент свели задачу аудита к анализу эффективности работы предприятия («аудит эффективности»). Эффективность работы предприятия во многом определяется эффективностью работы его сотрудников. Аудит стали понимать как одну из форм консалтинга собственников относительно качества работы наемной администрации. Говоря образно, ее называют теорией собаки-поводыря. аудитор выступает как помощник собственника и администрации. Предполагается, что если конфликт между собственником и администрацией отсутствует, аудитор помогает обеим сторонам придти к согласию. Такой подход, когда аудитор выступает посредником, называют также теорией модератора.

В настоящее время говорят о 3 этапе развития аудита. Это аудит, ориентированный на риск. Т.е. аудиторская проверка проводится выборочно, там, где риск ошибки максимальный. Этот аудит получил начало в США, аудиторы не поспевали за бурным развитием промышленности, и старые подходы им не подходили.

 


Дайте определение аудит. деятельности. Какова осн. цель аудита

В ФЗ №307: аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит - независимая проверка бух (фин) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудиторы не подтверждают бухотчетность (не берут на себя связанную с этим риски), они только выражают свое профессиональное мнение о достоверности фин (бух) отчетности во всех существенных отношениях. Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к фин (бух) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица. По предыдущему закону понятие достоверности было расшифровано как степень точности данных бух (фин) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении проверяемой организации и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Т.о. аудит проводится в интересах пользователей бухотчетности.

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бух (фин) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными гос. органами и органами МСУ.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что последняя проводится по решению судебных органов при наличии уголовного или арбитражного дела, и ее целью является получение источников доказательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.015 с.)