Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Нормативно-правовые основы управление безопасностью

Поиск

жизнедеятель­ности.

 

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Законы и подзаконные акты.

2. Нормативно-техническая документация (НТД).

3. Организационные основы управления.

4. Право на безопасный труд.

 

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятель­ности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных. Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в сис­теме общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционирован­ных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением. Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция РФ - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент Российской Федерации.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

- Федеральные законы;

- Указы Президента РФ;

- Постановления Правительства РФ;

- Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты ми­нистерств, ведомств и их нижестоящих организаций;

- Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления);

- Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Таким образом, правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации и входящих в нее субъектов, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Рос­сийской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными орга­нами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего:

-Министерство природных ресурсов РФ;

-Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

-Министерство труда и социального развития РФ;

-Министерство здравоохранения РФ;

-Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет Федеральный Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие, критерии безопасности или безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обес­печению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в Федеральном Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1995 г. и в Федеральном Законе РФ «О защите прав потребителей» 1992 г.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» 2002 г.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), Лесной кодекс (1997 г.), Федеральные законы Российской Фе­дерации и законы РФ «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), «О радиационной безопасности населения» (1996 г.), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.).

Среди законодательных актов по охране труда отметим Трудовой кодекс РФ (2001 г.), Кодекс РФ об административных правонарушениях (2001 г.), Уголовный кодекс (1996 г.), Федеральный Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охра­ны труда и ответственность за нарушения требований охраны труда.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют Федеральные Законы РФ «О гражданской обороне» (1998 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О внесении изменений в Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» (2006 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).

Среди подзаконных актов в этой области отметим Постановления Правительства РФ «О единой государствен­ной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.), «О порядке создания убежищ и других объектов гражданской обороны» (1999 г.) и др.

Нормативно-техническая документация (НТД)

Эта документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных; ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В системе строительных норм и правил (СНиП) рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. Отдельно представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживания, а также по утилизации осадков, полученных при очистке.

Система стандартов «Охрана природы» (ССОП) - составная часть государственной Системы стандартизации (ГСС). Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов - совокупность взаимосвязан­ных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использо­вание природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований. Основными задачами стандартизации в области охраны природы в соответствии с ГОСТ 17.0.0.01-76 являются:

- обеспечение сохранности природных комплексов;

- содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;

- содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды (ОПС);

- совершенствование управления качеством ОПС в интересах человечества.
Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Основные цели комплекса: повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС; ффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задача комплекса – установление терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов; основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС; уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС; методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС; способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Управление охраной окружающей природной среды

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укре­пление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» 2002 г. в комплексе с мерами организационно­го, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регу­лирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды, а через нее и здоровья человека; предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

- нормативы качества окружающей среды;

- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

- механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно до­пустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ, предельно допустимые уровни (ПДУ) излучений, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномочен­ными органами государства (Госсанэпиднадзор РФ) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам неза­висимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окру­жающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения за­прета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закреп­ляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окру­жающей природной среды: требовать представления экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с за­явлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу. Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вред­ной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного за­ключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Государственные стандарты (ГОСТы) являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользо­вания. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмо­сферы, гидросферы, почвы).

Санитарные правила и нормы (СанПиН) являются нормативными документами, регламентирующими основные нормы и уровни вредных факторов, способных воздействовать на организм человека.

Законодательные и нормативные правовые основы управле­ния безопасностью жизнедеятельности. Системы законодатель­ных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы эко­логической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основ­ных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

Право на безопасный труд. Ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве. Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов. Основные направления государственной политики в области охраны труда:

- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

- защита интересов работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и другие. Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

- на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

- на возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

- на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.141.115 (0.009 с.)