Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения научной области знаний безопасность жизнедеятельности.
В лекции рассматриваются следующие вопросы: 1.1. Место и роль безопасности жизнедеятельности в предметной области и профессиональной деятельности 1.2. Основные понятия и определения научной области знаний безопасность жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой Её основная цель – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – превентивный2 анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний. Принцип – это идея, мысль, основное положение. Метод – это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей. Принципы и методы обеспечения безопасности определенным образом взаимосвязаны и относятся к частным, специальным в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике. Средства обеспечения безопасности в широком смысле – это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов. Поскольку вред человеку может наносить любая его деятельность, безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. В основу научной проблемы обеспечения безопасности человека положена аксиома о потенциальной опасности, которая утверждает, что любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности: · невозможность разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс); · ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает). Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности: · идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.); · разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей; · формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы; · разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей; · организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности. При определении основных практических функций БЖД необходимо учитывать историческую последовательность возникновения негативных воздействий, формирования зон их действия и защитных мероприятий. Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды. Все это достигается реализацией основных функций БЖД. К ним относятся: · описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности; · формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов — назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.; · организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий; · разработка и использование средств экобиозащиты; · реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС; · обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности. Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций. Общеобразовательная область ОБЖ в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Все разделы области тесно связаны не только друг с другом, но и с другими образовательными компонентами межпредметными связями, образуя общее поле подготовки молодёжи к жизни в новой эпохе. Структура образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули): 1. «Безопасное» (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС); 2. Защита населения государством (Минобороны, МЧС, МВД, Минздрав и т.п.); 3. Современный комплекс проблем безопасности (мировоззренческие модули разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях); 4. Защита учреждений и предприятийв ЧС; 5. Обеспечение безопасности профессиональной жизнедеятельности для человека и среды его обитания. Два последних раздела различаются в профессиональных учебных заведениях различных специализаций. Можно выделить четыре основных направления этих специализаций, принципиально разнящихся между собой: техническое, гуманитарное, педагогическое и специальное (защитного, «силового» типа). Понятия и определения Важнейшими понятиями в научной теории БЖД являются: среда обитания, деятельность, опасность, безопасность и риск. Среда обитания – окружающая в данный момент человека среда, определяемая (обусловленная) совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство (прямое или косвенное, немедленное или отдаленное). Производственная среда (зона) – состоит из элементов: предметов и средств труда, продуктов труда и др. Деятельность – сознательное (активное) взаимодействие человека со средой обитания. Результатом деятельности должна быть ее полезность для существования человека в этой среде. Содержание деятельности включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности разнообразны. «Жизнедеятельность– это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека»[1]. Объект исследованияв теории безопасности – человек и окружающая его среда, предмет исследования – безопасность человека, объекты и субъекты безопасности – личность и общество как многоуровневая структура. Важнейшим понятием в теории безопасности является: «опасность – ситуация (в природе или техносфере), в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поразить людей, наносить ущерб, разрушительно действовать на определенную человеческую среду»[2]. Наряду с понятием опасность используется понятие угроза. Считается, что: угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность. Основоположники безопасности жизнедеятельности как области научных знаний С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьякова, Л.Л. Морозова, Г.П. Павлихин, И.В. Переездчиков, В.П. Сивков, В.С. Спиридонов, Д.М. Якубович и др. сформулировали следующее определение: «опасность – это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям»[3]. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловлены климатическими и природными явлениями. Они возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере, а также от стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т. д.). Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожалению, не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.), генерируя в среде обитания техногенные и антропогенные опасности. Техногенные опасности создают элементы техносферы – машины, сооружения, вещества и т. п., а антропогенные – возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей. В настоящее время перечень техногенных, реально действующих опасностей значителен и включает более 100 видов. Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют: потенциальные, реальные и реализованные. Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, несвязанную с пространством и временем воздействия. Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что жизнедеятельность человека потенциально опасна. Оно предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов. Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Травмирующий (травмоопасный) фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу. Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на объект защиты (человека); она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна исчезает из зоны пребывания человека, она становится по отношению к этому человеку источником потенциальной опасности. Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность. Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия. Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам. Чрезвычайное происшествие (ЧП) – событие, происходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия. Авария –происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно. Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей. Стихийное бедствие –происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей. Чрезвычайная ситуация (ЧС) – состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровья для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда[4]. Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т. п. Жизнь урбанизированного человека неразрывно связана со следующими видами деятельности: труд в различных отраслях экономики, пребывание в городской среде, использование средств транспорта, деятельность в быту, активный и пассивный отдых. Среда обитания –окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство. Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания». В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно менялись. Совершенствовался человек, увеличивалась численность населения Земли и возрастал уровень его урбанизации, изменялись общественный уклад и социальная основа человеческого общества. Изменялась и среда обитания: расширялась территория освоенных человеком земель и ее недр, естественная природная среда испытывала всевозрастающее влияние человеческого сообщества; появились искусственно созданные человеком бытовая, юродская и производственная среды. На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном из биосферы, а также включает в себя Галактику, Солнечную систему, космос и недра Земли. Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия. В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворить свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникабельности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, главным образом, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой. Понятие безопасности. Понятие безопасности, правовые нормы ее обеспечения и функции системы безопасности определены в Законе о безопасности № 116-Ф от 25.07.2002 г. Так, «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[5]. Безопасность личная – защищенность людей, обусловленная индивидуальными качествами личности и используемыми ими средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Безопасность общественная – защищенность людей, обусловленная уровнем организации государственных структур и сознания людей. Безопасность национальная – состояние защищенности национальных интересов[6]. Кроме того, существует ряд специальных видов профессиональной безопасности, которые будут рассмотрены в соответствующих разделах пособия. К основным объектам безопасности относятся личность — ее права и свободы, общество — его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Субъект безопасности. Основным субъектом безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с существующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита[7]. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства[8]. Принципы обеспечения безопасности: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности. Безопасность – коренная потребность человека. Источниками активности человека являются его потребности.Иногда рассматривается три основных типа потребностей: материальные, социальные и духовные. Однако общепринятой считается более детальная классификация потребностей (А.Маслоу, 1954). 1. Физиологические потребности (голод, жажда, продолжение рода). 2) Безопасность.3) Социальные связи (включённость в общество, любовь близких). 4) Уважение (одобрение, признание общества). 5) Развитие (духовное развитие личности). Понятие безопасности жизнедеятельности. Понятие безопасность связано с широким спектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Современная эпоха охарактеризовалась появлением особых, глобальных опасностей от жизнедеятельности человека. Это вызвало разработку специального научного направления и образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Стало необходимым к базовым понятиям теории безопасности прибавить понятия жизнедеятельность и безопасность жизнедеятельности.Жизнедеятельность, вообще-то, свойственна любому живому организму, но применительно к схемам теории безопасности целесообразно иметь в виду жизнедеятельность только человека. Тогда соответствующие определения можно сформулировать так: Жизнедеятельность – это процесс преобразования человеком вещества, энергии и информации в себе и в окружающей среде. Безопасность жизнедеятельности – это такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека[9]. Способы обеспечения безопасности.Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий. Анализом причин опасностей он может найти необходимые меры безопасности и выбрать наиболее эффективный вариант действий. На приводимой принципиальной схеме (приложение 3), базовой для теории безопасности, изображены способы обеспечения безопасности (основные виды мер безопасности), используемые человеком. Он не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации (защита), не только, предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие – природная, социальная, техногенная. Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности[10]. Уровень безопасности. Безопасность человека, обеспечиваемая его жизнедеятельностью, может быть измерена уровнем безопасности. Интегрально он характеризуется продолжительностью жизни. Наиболее долгое сохранение жизни, бесспорно, является одной из основных целей жизнедеятельности, несмотря на то, что философы до сих пор спорят о смысле и целях жизни. Можно говорить обиндивидуальном и общем по сообществу уровнях безопасности. Однако, говоря о продолжительности жизни, необходимо иметь в виду три различных показателя: биологическую продолжительность жизни, определённую природой человеку как виду; индивидуальную продолжительность жизни, относящуюся к конкретной личности (с её особенностями); среднюю продолжительность жизни в данном сообществе. Уровень безопасности сообществ с прогрессом цивилизации пока что постоянно растёт, наиболее гармонично развитых на сегодня странах средняя продолжительность жизни достигла 80 лет (Скандинавия, Япония). По-видимому, это уже тот самый биологический порог, практически достижимый предел роста продолжительности жизни (табл. 1). Таблица 1 Рост продолжительности жизни
Безопасность сообщества и духовное здоровь е. Объединение людей – образование социальных связей – повышает безопасность каждого участника этого объединения. И возникает общий интерес участников в безопасности образованного сообщества. В результате накопления исторических форм совместной жизни и жизнедеятельности сообщество объединялось сначала неписаными обычаями, традициями, моралью, а затем ещё и формальными правилами поведения, законами и т.п. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые сообщества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.018 с.) |