Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра «Безопасность труда и жизнедеятельности»↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.И. САТПАЕВА
Институт: «Строительство, архитектура и экологии» Кафедра «Безопасность труда и жизнедеятельности»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТА
по дисциплине «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Специальность: 050708 – «Нефтегазовое дело»
Алматы 2007 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Охрана труда и обеспечение безопасности жизнедеятельности» для студентов КазНТУ имени К.И. Сатпаева по специальности 050708 – «Нефтегазовое дело». – Алматы: КазНТУ, 2007. - с.
Составители: доцент кафедры «БТиЖ» Ж.Т. Тяжин., преподаватель кафедры «БТиЖ» Т.К., Ахмадиева., ассистент А. К Жумабаева. – Алматы: КазНТУ 2007.
Аннотация. УМК дисциплина по курсу “Охрана труда и обеспечение безопасности жизнедеятельности” (ОТ и ОБЖ) является основой организационно-методического обеспечения учебного процесса. Он разработан в соответствии типовым и рабочим учебными планами специальности 050708 – «Нефтегазовое дело», а также типовой учебной программы курса ОТ и ОБЖ. Тематика лекций, практических и самостоятельных работ отражает основное содержание данной дисциплины, и облегчает студентам усвоение предмета, приучает их к самостоятельному мышлению, выбору и решению проблемных вопросов.
© Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева 1. Учебная программа дисциплины – Syllabus 1.1. Данные о преподавателях: Преподаватель, ведущий занятия Тяжин Жаксыбек Тяжинович, доцент каф. «БТ и Ж», окончил Казахский горно – металлургический институт, специальность «Разработка месторождений полезных ископаемых». Стаж пед., в КазНТУ – 51 год. методических публикаций более 154, данную дисциплину читает – 37 лет. Ахмадиева Толкын Кенескановна, преподаватель, окончила Каз НТУ, горный инженер – маркшейдер, пед., стаж в КазНТУ - 5 года, методических публикаций более 15, данную дисциплину читает – 5 лет. Жумабаева Айгуль Коныратовна, ассистент, окончила Каз НТУ, экономический, инженер – экономист, стаж в КазНТУ - 6 лет, методических публикаций - 3. Время пребывания на кафедре: по расписанию
1.2. Данные о дисциплине: Название: «Охрана труда и обеспечение безопасности жизнедеятельности» Количество кредитов: 3 Место проведения: Каз НТУ по расписанию
Таблица 1. Выписка из учебного плана
1.3 Пререквизиты: информатика, экология, основы права, физика, химия, высшая математика, электротехника, прикладная механика, эргономика, инженерная психология и производственная эстетика. 1.4 Постреквизиты: правовые вопросы БЖД, производственная санитария, производственный травматизм, проф. заболевания, техника безопасность, пожаро- и взрывобезопасность, аварийно спасательное дело, спасательное техника и базовые машины, сооружения в экстремальных условиях, системы ОВК, бурения нефтяных и газовых скважин, скважинная добыча нефти и газа, разработка месторождений нефти и газа, сбор и подготовка нефти и газа, и другие спец. дисциплины. 1.5 Целью преподавания дисциплины Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов основополагающих знаний по охране труда и обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОТ и ОБЖ), позволяющих вести самостоятельную работу по организации безопасности и здоровых условии труда на производстве и защиту при чрезвычайных ситуациях. Задачи изучения дисциплины является приобретения студентами знаний и умений по ОТ и ОБЖ.. Поэтому они должны знать: основные нормативно – правовые акты, методы оценки условий труда и обстановки при чрезвычайных ситуациях (ЧС), характеристики производственных опасных и вредных факторов и очагов ЧС, методы и средства борьбы с ними на территорий нефти газовых предприятий. уметь: анализировать причины и прогнозировать уровень производственного травматизма и масштабы ЧС; оценить основные параметры опасных и вредных факторов и обстановок при ЧС путем расчетов или современных методов измерений, разрабатывать и организовывать защитные мероприятия от них. Перечень и виды заданий, график их выполнения. При изучении дисциплины «Охрана труда и обеспечение безопасности жизнедеятельности» студенты, кроме прослушивания лекций, будут выполнять практические работы. График видов занятий и сроков их выполнения представлен в таблице 2. Таблица 2. Литература 1.7.1 Основная литература 1. Охрана труда в нефтегазодобывающей промышленности: Электронный учебник (дополнительный) /Сулеев Д.К., Тяжин Ж., Нургалиева Г.К. и др. – Алматы: КазНТУ, 2002. 2. Охрана труда в машиностроении: Учебник для Вузов/Юдин Е.Я., Белов С.В., Баланцев С.К. и др. – М.: Машиностроение, 1983. 3. Денисенко Г.Ф. Охрана труда: Учебное пособие для ВУЗов. – М. Высш.шк., 1985. 4. Безопасность жизнедеятельности. Книга 1: Учебное пособие/Суровцев А.А., Мельников Е.Н., Шарипханов С.Д. и др. – Алматы: АЧС, 2002. 5. Саудабеков К.Е., Алманязов Э.А., Лухнова Н.Ю Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни. Учебное пособие. Алматы: 1999.
Дополнительная 6. Правила безопасности в нефтегазодобывающей промышленности. – М: Недра, 1974. 7. Охрана труда и техника безопасности в практической деятельности субъектов РК /Сост. В.И. Скала В.И.- Алматы: 2004. 8. Кобевник В.Ф, Охрана труда. – Киев: Высш. шк., 1990. 9. Филипов Б.И., Охрана труда при эксплуатации строительных машин. – М.: Высш.шк, 1984. 10. Система управления охраной труда: Учеб. пособие/ Сулеев Д.К., Утепов Е.Б., Тяжин Ж.Т., Кенеев Т.К. Алматы: Изд. КазНТУ, 2005. 11. СПиН РК, часть 1. Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленности. - Омск: изд. Омич, 1995. 12. Злобинский Б.М. Охрана труда в металлургии: Учеб. для вузов.- М.: Металлургия 1975. 13. Приходько Н.В. Безопасность в жизнедеятельности: – Алматы: Адилет, 2004. 14. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуаций. Защита населения и территорий: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: «ГНОМ и Д.» 2000. 15. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для ВУЗов/ Арустамов Э.А., Волощенко А.Е., Гуськов Г.В. и др. – М.: «Дашков и К», 2000. 16. Безопасность жизнедеятельности. Книга 2: Учеб. пособие для ВУЗов /Суровцев А.А., Бойко А.Я. и др. – Алматы: АЧС, 2003. 17. Методические указания к практической работе «Изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим. 18. Методические указания к практической работе «Определение содержания вредных газов (паров) в воздухе производственных помещениях» / Сост. Кустов В.Н., Тяжин Ж., Акилбеков С.К. – Алматы: КазНТУ, 1994. 19. Методические указания к практической работе «Исследование и расчет естественного освещения в помещениях» / сост. Ермилов В.В., Омаргалиева С.А., Акилбеков С.К. – Алматы: Каз НТУ, 1992. 20. Методические указания к практической работе «Исследование и расчет производственных шумов в помещениях» / Сост. Ермилов В.В., Калита Н.Л. - Алматы: 1993. 21. Методические указания к практической работе «Определение параметров микроклимата производственных помещений» / Сост. Мусин К. А., Тяжин Ж. – Алматы: 1992.
22. Методические указания к практической работе «Средства тушения пожаров активным способом» / Сост. Кустов В.Н., Калита Н.Л., Рустембекова Б.Н. – Алматы: 1997. 23. Методические указания к практической работе «Исследование и расчет параметров заземляющих устройств» / Сост. Ермилов В.В., Омаргалиева С.А. - Алматы: 1992. 24. Ралов И.Н., Утепов Е.Б. аварийно – спасательное дело: Методические указания к практическим занятиям. - Алматы:2005. 25. Ралов И.Н. Природные стихийные явления. Части 1 и 2: Методические указания к практическим занятиям. - Алматы: 2004. 26. Ралов И.Н. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Методические указания по выполнению практических работ. - Алматы:2005.
1.8 Система оценки знаний студентов Оценка знаний осуществляется по балльно-рейтинговой системе в виде шкалы, где указываются все виды контроля. Рейтинг дисциплины: «охрана труда и обеспечение безопасности жизнедеятельности» оценивается по 100-балльной шкале независимо от итогового контроля. Распределение рейтинговых баллов по видам контроля представлено в таблице 3. Таблица 3.
Видами текущего контроля являются практические занятия, рефераты, самостоятельные работы и др. К итоговому контролю относится экзамен. Сроки сдачи результатов текущего контроля должны определяться календарным графиком учебного процесса по дисциплине (таблица 4). Количество текущих контролей определяется содержанием дисциплины и ее объемом, которое указывается в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Таблица 4 Календарный график учебного процесса по дисциплине «Охрана труда и обеспечение безопасности жизнедеятельности»
Виды контроля: П – практические работы, РК – рубежный контроль, Р – реферат. Студент допускается к сдаче итогового контроля при наличии суммарного рейтингового балла 30. Итоговый контроль считается сданным в случае набора ≥20 баллов. Итоговая оценка по дисциплине определяется по шкале (таблицы 5) Таблица 5. Оценка знаний студентов
Вопросы для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации: Вопросы для проведения контроля по 1 модулю: 1. Основы системы управления охраны труда СУОТ 2. Функций управления охраны труда 3. Задача управления охраны труда 4. Психофизиологические основы охраны труда 5. Санитарные требования к объектам промышленных предприятий 6. Производственный микроклимат 7. Защита от вредных веществ воздуха рабочих мест 8. Оздоровление воздуха производственных помещений 9. Производственное освещение 10. Защита от производственных шумов 11. Защита от производственных вибраций 12. Защита от вредных излучений 13. Общие вопросы техники безопасности Вопросы для проведения контроля по 2 модулю: 1. Защитные устройства и знаки безопасности 2. Электробезопасность 3. Общие сведения о горении и пожара 4. Предупреждение пожаров и взрывов 5.Ограничение распространение пожаров 6. Тушение пожаров 7. Эвакуация людей из здания 8. Взаимодействие человека со средой обитания и возникающие при этом опасности. 9. Чрезвычайные ситуации. 10. Устойчивость функционирования объектов хозяйствования. 11. Защита населения. 12. Управления безопасностью жизнедеятельности. 13. Ликвидация последствий ЧС. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации: 1. Предмет и объект «Охрана труда», его состав и их краткое содержание. 2. Основные положения системы управления охраной труда (СУОТ). 3. Правовые основы СУОТ. 4. Нормативные основы 5. Организация и координация работ по охране труда (ОТ). 6. Планирование работ по ОТ. 7. Служба ОТ на предприятиях. 8. Государственный надзор за состоянием ОТ. 9. Ведомственный контроль за состоянием ОТ. 10. Общественный контроль за состоянием ОТ. 11. Интегральная оценка тяжести труда. 12. Опасные и вредные производственные факторы, производственный травматизм и проф.заболевание, их причины. 13. Общий и специальный порядок расследования несчастных случаев. 14. Оформление регистрация несчастных случаев и проф. заболевания. 15 Методы анализа производственного травматизма. 16. Комплексная оценка безопасности труда. 17. Инструктаж работающих по технике безопасности. 18. Обучение и проверка знаний работающих по технике безопасности. 19. Психофизиологические основы ОТ. 20. Санитарные требования к выбору и устройству территории предприятия 21. Санитарные требования к производственным зданиям и санитарно бытовым помещениям 22. Производственный микроклимат, его параметры и влияния на организм, нормирование. 23. Нормализация и контроль производственного микроклимата. 24. Вредные вещества (ВВ) воздухе рабочих мест, их действия на организм и нормирование 25. Защита от ВВ и контроль загазованности помещений. 26. Система вентиляции и область их применения 27. Проектирование естественной вентиляции 28. Проектирование искусственной общеобменной вентиляции 39. Светотехнические характеристики производственного освещения 30. Системы и виды производственного освещения. 31. Источники, светильники и нормирование искусственного освещения. 32. Проектирование и контроль естественного освещения 33. Проектирование и контроль искусственного освещения 34. Общие сведения о шумах, их влияние на организм и нормирование. 35. Защита от производственных шумов 36. Общие сведения о вибраций, их влияние на организм и нормирование. 37. Защита от вибраций, контроль шума и вибраций. 38. Ионизирующие излучения, их действия на организм и нормирование 39. Защита от ионизирующих излучений и радиационный контроль 40. Действия электрического тока на организм и поражающие факторы 41. Анализ условий поражения человека электрическим током 42. Технические методы защиты человека от поражения электрическим током 43. Организационный методы защиты человека от поражения электрическим током 44. Общие требования безопасности к производственным процессам 45. Общие требования безопасности к производственному оборудованию 46. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ и перемещения тяжести 47. Защитные устройства и знаки безопасности 48. Общие требования безопасности к сосудам, работающим под давления 49. Безопасность эксплуатации баллонов со сжатыми, сжиженными и растворенными газами. 50. Безопасность эксплуатации компрессоров и насосов 51. Безопасность эксплуатации трубопроводов 52. Краткие сведения о горении 53. пожароопасное свойства веществ и материалов 54. Общие меры предотвращения пожаров и взрывов 55. Электрооборудование для взрыво-и пожароопасных зон 56. Защита от статического электричество и молниезащита
1.9 Политика и процедура курса содержит требования преподавателя к студентам об обязательном посещении занятий, своевременной отчетности по всем видом контроля, порядке отработки пропущенных занятий и пр. При сдаче видов контроля необходимо соблюдать логическую последовательность изучаемых дисциплин. Каждому преподавателю необходимо обосновать последовательность сдачи видов контроля.
Содержание активного раздаточного материала Тематический план курса составлен в виде таблицы с указанием наименования темы и количество академических часов, предусмотренных для каждой темы.
2.1 Тематический план курса Таблица 6
Планы практических занятий Задание: №1. Изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим. Методические рекомендации. Знание приемов оказания первой помощи и умение их применять снижает осложнения ранений и последствия при более тяжелых травмах, а в некоторых случаях возвращает к жизни пострадавшего. Производственный травматизм на нефтяных работах характеризуется большим разнообразием травм как по характеру, так и по их локализации. Поэтому в работе приводятся методы и приемы оказания первой помощи при наиболее типичных для нефтяных работ травмах. Литература: осн. 4 [59 -72], 5[149 - 191] доп. 17. Контрольные вопросы: 1. Первая помощь при поражении электрическим токам 2. Первая помощь при открытом переломе 3. Производство закрытого массажа сердца и искусственного дыхания 4. Первая помощь при ранениях и ушибах 5. Первая помощь при ожогах и обморожениях 6. Первая помощь при отравлениях
Задание: №2. Определение содержание вредных газов (паров) в воздухе производственных помещений. Методические рекомендации. Вредные вещества (ВВ), проникая в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы, вызывают нарушение его жизнедеятельности. Для защиты работающих от этого будущий специалист должен: знатьобщие сведения о вредных газах и парах, методы определения их содержания в воздухе рабочей зоны, конструкций и правилами пользования ими используемыми при этих методах; уметь производить оценку загазованности и упрощенные расчеты проветривания производственных помещений. Литература: осн. 1 [217 - 230], доп. 13 [260 - 289] и 18. Контрольные вопросы: 1. Действие ядовитых веществ на организм человека 2. Классификация вредных веществ по характеру и степени воздействия на организм 3. Гигиеническая оценка воздействия на организм вредных веществ 4. Методы контроля содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны 5. Назначение и принцип работы газоанализатора УГ – 2 6. Порядок расчета естественной вентиляции помещений
Задание: №3. Исследование и расчет естественного освещения помещений. Методические рекомендации. Правильно выполненная система освещения играет существенную роль в снижении производственного травматизма и создает нормальные условия работы органов зрения. Поэтому студентдолжен: знать краткие сведения о естественном освещении, методы оценки освещенности; уметь производить измерения, и светотехнический расчет естественного освещения в производственных помещениях. Литература: осн. 1 [254 - 260] и 2 [105,123, 131]; доп. 19. Контрольные вопросы: 1. Что такое коэффициент естественного освещения (К.Е.О.) и как он нормируется 2. Как определяется расчетный, К.Е.О. 3. Как находится площадь световых проемов 4. Опишите конструкцию люксметра Ю – 16 Задание №4. Исследование и расчет производственных шумов и вибрации в помещениях. Методические рекомендации. Шум является источником профзаболевания – тугоухости, аварии и травм. Борьба с шумом стала актуальной проблемой в промышленности. В связи с этим специалист должен: знать влияющие на организм параметры шума, принцип нормирования и способы определения их, конструкцию шумоизмерительных приборов и порядок пользования ими; уметь вести акустические расчеты при различных методах защиту от шума. Литература: осн. 1 [289 - 312] и 2 [164 - 210] доп. 20 Контрольные вопросы: 1. Действие шума на организм человека 2. Основные физические и психофизиологические параметры шума 3. Принципы нормирования шума 4. Конструкций шумоизмерительных приборов 5. Порядок пользования прибором ИШВ -1
Задание №5. Определение параметров микроклимата производственных помещений. Методические рекомендации. Микроклимат помещений оказывает огромное влияние на самочувствие и работоспособность человека через перегрев или переохлаждения организма. Следовательно, для создания комфортных или допустимых метеоусловий на рабочих местах будущий руководитель производства должен: ознакомиться c основными сведениями о метеорологических условиях воздушной среды, изучить устройство метеорологических приборов и научиться пользоваться ими, уметь определять с их помощью параметры микроклимата производственных помещений и критически оценить последние на основе действующих санитарных норм помещений". Литература: осн. 1 [200 -212] и 2 [40 - 51]; доп.21 Контрольные вопросы: 1. Механизм теплообмена человека с окружающей средой 2. Как оценивается комфортность метеоусловий количественно 3. Опишите устройство приборов для измерение параметров микроклимата – анемометров и психрометров 4. Какие факторы учитываются при нормировании параметров микроклимата
Задание №6. Средства тушения пожаров активным способом. Методические рекомендации. Пожарная безопасность на производстве обеспечивается профилактическими мерами и активной пожарной защитой, воздействием непосредственно на очаг пожара. Поэтому целью данной работы является приобретение студентами основных знаний и навыков при решении практических вопросов, связанных с ликвидацией пожаров активным способом, т.е. тушение пожаров средствами, основанными на воде и химических веществ. Литература: осн. 1 [460 - 468]; доп. 13 [183 - 194] и 22 Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте огнегасительные вещества 2. Охарактеризуйте ручные огнетушители 3. Охарактеризуйте установки пожаротушения 4. Противопожарное водоснабжение 5. Автоматические средства тушения пожаров водой
Задание №7. Исследование и расчет параметров заземляющих устройств. Методические рекомендации. Задача работы. Электротравмы в общем числа травм составляет хотя 0,5 – 1,0 %, но в числе смертельных случаев на их долю приходится 20 – 40 %. Основным коллективным средством защиты от них является защитное заземление. Поэтому в работе ставится задача ознакомление студентов с назначением и устройством этой защиты, привить им навыки выполнения измерений параметров и расчету заземляющих устройств. Литература: осн. 1 [359 - 366]; доп. 9 [167 - 187] и 23 Контрольные вопросы: 1. Расскажите назначении и область применения защитного заземления. 2. Что из себя представляет устройство защитного заземления. 3. Потенциал и сопротивление растеканию тока одиночных заземлителей 4. Как рассчитывается сопротивление растеканию тока группового заземления 5. Каков порядок измерения сопротивления заземлителей по М-416 6. Устройство и принцип работы измерителя сопротивления заземления М - 416.
2.4 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП)
2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (СРС)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.011 с.) |