Концептуальные основы безопасности в туризме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные основы безопасности в туризме



Обеспечение безопасности туристов в чрезвычайных ситуациях.

Источники опасности, возникающие при авариях, катастрофах, стихийных или иных бедствиях в местах пребывания туристов и способные повлечь за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью, а также материальные потери и нарушение жизнедеятельности туристов.

3.1 безопасность туризма: Безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства при совершении путешествий.

3.2 безопасность туристской услуги: Отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте.

3.3 риск (возможная опасность) в туризме: Вероятность причинения вреда жизни и здоровью туристов, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

3.4 недопустимый (неприемлемый) риск: Уровень риска, установленный административными или регулирующими органами как максимальный, при достижении которого необходимо принять меры по его устранению.

3.5 приемлемый риск: Уровень риска, с которым общество готово мириться для получения определенных благ и выгод в результате своей деятельности.

3.6 источник опасности: Основная причина возникновения ущерба, явление или процесс, свойство или развитие которого может стать причиной вреда.

3.7 источник опасности природного характера: Источники опасности, зависящие от состояния окружающей природной среды, которые находятся вне контроля и воли человека.

3.8 источники опасности техногенного характера: Объекты материального мира, которые в определенные моменты способны выходить из-под контроля человека и развиваться в окружающей среде (техногенные аварии и техногенные катастрофы).

3.9 источники опасности социального (антропогенного) характера: Источники опасности, связанные с жизнью общества, взаимодействием людей и их поведением (вооруженные мятежи и конфликты, террористические акты, преступления и иные посягательства на жизнь, здоровье и имущество туристов, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями в отношении туристов).

3.10 источники опасности в чрезвычайных ситуациях: Источники опасности, возникающие при авариях, катастрофах, стихийных или иных бедствиях в местах пребывания туристов и способные повлечь за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью, а также материальные потери и нарушение жизнедеятельности туристов.

3.11 травмоопасность: Состояние, характеризующееся повышенным риском получения туристом травм.

3.12 пожароопасность: Опасность, представляющая собой риск возгорания.

3.13 гидрометеорологическая опасность: Опасность, обусловленная атмосферными, сезонными, погодными, климатическими и географическими факторами, а также атмосферными явлениями, не присущими региону обычного пребывания туристов.

3.14 биологическая опасность: Опасность, возникающая при воздействии на туриста болезнетворных микробов, бактерий, вирусов, при контакте с ядовитыми растениями и животными и употреблении некачественных продуктов питания.

Примечание - Биологическая опасность может привести к неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке.

3.15 экологическая опасность: Опасность, возникающая при отклонении от допустимых значений параметров, характеризующих состояние природной среды, в которой находятся туристы (химический состав воздуха, воды, почвы и т.д.).

3.16 токсикологическая опасность: Опасность, возникающая при высоком содержании в воздухе, воде и окружающей туристов среде химических веществ, вредных для здоровья, нарушении правил проведения дезинфекции и дератизации в местах пребывания туристов.

3.17 радиоактивная опасность: Опасность, возникающая при радиоактивном заражении мест пребывания туристов.

3.18 криминогенная опасность: Опасность, связанная с посягательствами на жизнь, здоровье и имущество туристов, возникающая при антиобщественных проявлениях, правовых нарушениях, нарушениях общественного порядка.

3.19 военно-политическая опасность: Опасность, возникающая в момент угрозы или ведения военных действий в туристском регионе, включающая террористические и экстремистские действия.

3.20 психофизиологическая опасность: Опасность, возникающая при физических и нервно-психических перегрузках туристов во время путешествия или в процессе оказания туристских услуг.

Основные правила безопасности туристов на транспорте.

Более трети из 85 крупных международных авиакомпаний мира можно считать безопасными, ибо за последние 20 лет на их рейсах не произошло ни одной катастрофы. К таким компаниям можно отнести "Southwest" (США), KLM (Голландия), "Finnair" (Финляндия), "Ansett" (Австралия) и некоторые другие. Несколько хуже обстоят дела у азиатских авиакомпаний.

Российская национальная компания "Аэрофлот", хотя и имеет опыт авиакатастроф и происшествий, сегодня считается одной из безопасных. В 1995 г. была проведена проверка по безопасности этой авиакомпании 12 международными экспертами. Уровень работы "Аэрофлота" признан соответствующим уровню международных стандартов.

Авиакомпании серьезно подходят к вопросу обеспечения безопасности перевозок пассажиров. Среди мер, предпринимаемых в этих целях:

постоянное повышение квалификации летного состава;

медицинский контроль за состоянием здоровья пилотов;

совершенствование авиационной техники и систем безопасности:

Меры по контролю и досмотру экипажа и пассажиров на борту самолета перед посадкой с целью недопущения диверсионных и угонных действий и т.д.

Кроме того, сам авиационный билет по нормам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) является "страховой гарантией" безопасности жизни, здоровья и багажа пассажиров, т.е. страховым полисом на время полета.

В соответствии с решением Варшавской конвенции 1929 г. авиакомпании несут ответственность перед пассажиром в случае его смерти, ранений или потери багажа во время перевозки. Страховая сумма доходит до 20 тыс. долл. США. Это соглашение является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках. В каждом буклете авиационного билета содержится соответствующая выдержка из Варшавской конвенции, подтверждающая страховые гарантии безопасности во время полета.

Работники туристских фирм должны знать правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях, правила безопасности полетов и инструктировать туристов о мерах обеспечения личной и общественной безопасности в полетах.

Туристы должны знать, что в качестве незарегистрированного багажа (ручной клали) разрешается иметь при себе необходимые в полете вещи (портфели, сумки и пр.), общий вес которых не должен превышать 5 кг. В исключительных случаях (по разрешению авиакомпании) в качестве незарегистрированного багажа можно также перевозить вещи, требующие особых мер предосторожности при их перевозке.

На незарегистрированный багаж (ручную кладь) при регистрации вешают бирку "ручная кладь", без которой посадка пассажиров в самолет с этими вещами не производится.

В целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей гражданских воздушных судов органам гражданской авиации, милиции, таможенным учреждениям и пограничным войскам предоставляется право производить досмотр багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов.

Едкие и коррозирующие вещества.

Пассажир несет ответственность за перевозку в багаже предметов, запрещенных к перевозке или сданных без соблюдения особых ее условии.

О всех случаях нарушений составляются акты. Вещи, зал решенные к перевозке, передаются государственным органам или уничтожаются. Багаж, в упаковке которого имеются острые торчащие предметы (гвозди, концы окантовочных металлических лент, проволоки и т.п.), а также багаж в неисправной упаковке принимать к перевозке запрещено.

В целях обеспечения безопасности в аэропорту, на летном поле и в полете следует также предупредить туристов: о недопущении принятия от посторонних граждан для перевозки в самолете посылок и других предметов; о необходимости упаковки своего багажа самостоятельно или под личным наблюдением; о запрещении курения на перроне и у воздушного судна (а на ряде международных линий - и на борту самолета на протяжении всего полета); о том, что при неявке пассажира на досмотр, посадку отправка его багажа категорически запрещена; о том, что при явке пассажира к отправлению в нетрезвом виде он отстраняется от полета (пассажир направляется на медицинскую экспертизу, и составляется акт); рекомендовать вкладывать в багаж карточку с указанием фамилии, имени, отчества пассажира и его домашнего адреса.

На борту самолета пассажиры должны строго соблюдать правила безопасности полета на воздушном транспорте, с которыми их ознакомит стюардесса, а также выполнять все распоряжения командира воздушного судна или членов экипажа.

Анализ автотранспортных происшествий показывает, что наибольшее их количество происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения (превышения скорости движения, несоблюдения правил проезда перекрестков, правил обгона и выезда на левую сторону дороги).

Безопасность движения обеспечивается исправностью и хорошим техническим состоянием автотранспортного средства, квалификацией водителя и знанием правил дорожного движения той страны, в которой проходит путешествие.

При организации автобусных путешествий, проходящих по территории нескольких стран, туроператор должен серьезно относиться к выбору транспортных средств, подбору и подготовке водителей и их инструктажу.

Пилы и состояние дорог,

Другие сведения.

При планировании туров по Европе туроператору следует учитывать скоростные и другие ограничения, существующие в разных странах. В России установлены ограничения скоростей: на автомагистралях - до 110 км/час, на обычных дорогах - 90 км/час, в городской местности - 60 км/час. Во Франции - соответственно 130, 90 и 50 км/час. В Германии скорость рекомендуют ограничивать на обычных дорогах до 100 км/час, в городской местности - 50 км/час.

При планировании маршрута необходимо учитывать наличие на нем автозаправочных станций.

При посадках за рубеж на каждый автобус должна быть оформлена страховка автогражданской ответственности ("зеленая карта"), гарантирующая возмещение ущерба, причиненного жизни и имуществу третьих лиц.

Хорошо, если застрахован сам автобус, т.е. оформлена так называемая автомобильная ассистанция, поскольку она гарантирует возмещение расходов владельца автотранспортного средства на ремонт машины в случае неисправности, дорожно-транспортных происшествий, а также возмещение остаточной ее стоимости в случае угона.

Водители 1 класса, которые должны тщательно изучить схему маршрута, знать трассу движения и ее участки, требующие особой осторожности (затяжные подъемы и спуски, крутые повороты, железнодорожные переезды и т.д.). Непосредственно перед выездом на маршрут автобус должен быть тщательно проверен на предмет исправности всех его узлов и механизмов. Исправность автобуса перед выездом на маршрут подтверждается подписью водителя в путевом листе.

В целях обеспечения безопасности на автобусных турах водителю запрещается:

выезжать в рейс в болезненном или утомленном состоянии:

управлять транспортным средством в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;

самовольно отклоняться от маршрута, указанного в графике движения, путевом листе, если это не вызвано ухудшением дорожных или климатических условий;

передавать управление автобусом другим лицам, не вписанным в путевые документы;

Если организовано движение в колонне, то в светлое время суток независимо от условий видимости должны быть установлены специальные опознавательные знаки желтого цвета впереди и позади автобуса и включен ближний свет фар. Движением колонны, как правило, управляет руководитель группы, который определяет порядковое место каждой машины (с записью в путевом журнале), даст команду на начало движения, устанавливает места и время остановок, скорость движения.

Движение в колонне, с одной стороны, ограничивает возможности более опытных водителей, а с другой - учитывает интересы менее подготовленных, а в целом вырабатывает чувство ответственности и товарищеского долга и обеспечивает большую безопасность и выполнение графика движения.

В случаях стихийных явлений или изменений дорожно - климатических условий на маршруте движение туристских автобусов может быть временно прекращено. Правилами дорожного движения установлен перечень особо опасных гидрометеорологических явлений (туман, ливень, град, пыльная буря, гололед в сочетании с большой скоростью ветра и т.д.). О причинах и времени прекращения движения автобуса по туристскому маршруту делается специальная запись в путевом листе водителя и наряде.

В соответствии с Правилами дорожного движения при дорожно-транспортных происшествиях, приведших к несчастному случаю, водитель, обнаруживший это, независимо от назначения его автомобиля и выполняемой работы обязан немедленно принять необходимые меры для оказания помощи потерпевшим: сообщить органам здравоохранения, милиции, предоставить автомобиль под перевозку пострадавших к месту оказания помощи. На других видах транспорта имеются свои правила обеспечения безопасности перевозки туристов и пассажиров.

 

 

Концептуальные основы безопасности в туризме

При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и т. п.), возникающих в стране путешествий.

Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях:

cуществования источников риска;

проявления данного источника на опасном для человека уровне;

подверженности человека воздействию источников опасности.

Вредные факторы (факторы риска) в туризме могут быть классифицированы следующим образом:

травмоопасность;

воздействие окружающей среды;

пожароопасность;

биологические воздействия;

психофизиологические нагрузки;

опасность излучений;

химические воздействия;

повышенная запыленность и загазованность;

прочие факторы;

специфические факторы риска.

К прочим факторам риска относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках.

Необходимо предусматривать:

предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требованиями к содержанию Информационного листка к туристской путевке, Технологической карты путешествия, Технологической карты экскурсии; а также сведениями об основных характеристиках этих услуг; условиях обслуживания);

проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вида туристского маршрута.

Специфические факторы риска в туризме обусловлены:

возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов);

техническим состоянием используемых объектов (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и подъемников, туристских трасс, в том числе, горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов);

сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т. п.);

уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов, гидов и др.);

подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т. п);

информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы; маркировка трасс туристских маршрутов; очаги возникающих стихийных бедствий; изменение энтомологической, орнитологической и иных ситуаций).

Туристское предприятие должно иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоваться ими в своей деятельности. Турфирмы г.Санкт-Петербурга, заботящиеся о безопасности своих клиентов, могут рассчитывать на услуги профессиональных телохранителей.

Туристское снаряжение и инвентарь, применяемые при обслуживании туристов, должны соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией на эти виды снаряжения.

В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персоналав чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах.

Руководитель туристского предприятия несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, захват заложников и т.д.). Гиды групп должны быть обучены и физически подготовлены к роли охранника (обезвреживание карманников, разрешение конфликтов в баре или ресторане, защита тургруппы от вымогателей и попрошаек и т.д.).

Требования к безопасности обслуживания для конкретных видов туристских услуг устанавливаются нормативной документацией на соответствующие виды услуг: государственными стандартами, Правилами, Уставами, Кодексами и другими.

Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению.

Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и в процессе обслуживания.

Информация, обеспечивающая безопасность жизни и здоровья туристов в процессе обслуживания, предоставляется в порядке, установленном действующей нормативной документацией.

Контроль за выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью в соответствии с их компетенцией (Федерация служб безопасности и охранных предприятий, Министерство внутренних дел).

Контроль осуществляется в начале сезона при проверке готовности туристского предприятия и трассы к эксплуатации, а также в ходе текущих проверок.

Текущие проверки обеспечения безопасности туристов проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров (испытаний) зданий, сооружений, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения и инвентаря. выдаваемого туристам пунктами проката, проверок приготовления пищи, сроков и условий хранения и транспортирования продуктов питания, проверок готовности туристов к выходу в походы.

Контроль безопасности обслуживания туристов осуществляется на основе использования следующих методов:

визуального, (путем осмотра соответствующих объектов: территории, по которой проходит трасса туристского похода, туриского снаряжения и инвентаря и т. д.);

с использованием средств измерения (контроля качества воды, воздуха и т. д., технического состояния трассы, подъемных механизмов, транспортных средств. и т. д.);

социологических исследований (путем опроса самих туристов и обслуживающего персонала);

аналитического (анализа содержания документации: паспорта трассы; медицинского журнала осмотра туристов, выходящих на маршрут и других документов).

Туристская политика государства проявляется в разработке и реализации организационных мер по развитию туристской индустрии и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), учитывающих сочетание безопасных условий оказания услуг и осуществления задач тура. Она сводится к совокупности форм, методов и направлений обеспечения качественного функционирования сферы туризма с целью сохранения и развития хозяйственного комплекса. Механизм реализации туристской политики включает:

выработку концепций развития туризма;

составление целевых программ отдельных территорий и стран;

разработку мер по достижению поставленных целей.

24. Основное содержание понятия безопасности (виды опасностей и угроз в туризме, общая характеристика)

Под безопасностью в туризме понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.

Права и обязанности туриста при подготовке и совершении путешествия в РФ определены Федеральным Законом РФ «Об основах туристской деятельности». В частности, в соответствии с законом турист имеет право на обеспечение личной безопасности, сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи, а также на получение достоверной информации о правилах въезда в страну пребывания и особенностях поведения в ней, включая обычаи, различные обряды местного населения, санитарно-эпидемиологическую обстановку и т.д. Естественно, что во время совершения путешествия турист обязан соблюдать не только законодательство страны пребывания, уважать ее обычаи, традиции, религиозные верования и социальное устройство, но и правила личной безопасности. В России также принимаются соответствующие меры, издаются нормативные документы, которые направлены на обеспечение безопасности туристов. Например, принято Постановление Правительства РФ «О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций».

Стандартом определено, что при проектировании тура и туристских услуг следует внимательно изучить всевозможные факторы риска и его источники, исследовать возможность и вероятность проявления данного источника на опасном для человека уровне, подверженность человека воздействию источников опасности и, в конечном итоге, предусмотреть комплекс мер по защите здоровья и жизни туриста и его имущества.

В настоящее время страховая отрасль в сфере туризма предоставляет более десятка видов услуг страхования. Турист, посещающий иную местность или страну, более местных жителей подвержен воздействию неблагоприятных факторов риска. Прежде всего, страхуется здоровье туриста (различные виды медицинского страхования и помощи, от несчастного случая с покрытием «медицинских расходов, страхования жизни) и затем его имущество. Рассматриваются и иные неблагоприятные факторы риска.

В среднем обычная туристская страховка стоит туристу до 1,5 USD в день. А если учесть, что туристов насчитывается в мире более полмиллиарда при средней продолжительности путешествия 5-7 дней, то можно оценить объем средств, обращающихся в сфере страхования туризма. Созданы специальные службы экстренного реагирования, в которые в случае приключившегося случая турист должен позвонить, сообщить свой идентификационный номер и ему будет оказана надлежащая помощь, лечение и др.

В среднем по статистике туризма страховой случай приключается с каждым 100-м туристом. Следует отметить, что далеко не все приключившиеся обстоятельства признаются страховой компанией для отнесения данного случая к страховому и оплачиваются.

Многие факторы риска типизированы, и туристам предлагается застраховаться от таких случаев. В страховых случаях им оказывается помощь и покрываются полностью или частично непредвиденные расходы. В цивилизованных странах жители застрахованы практически на все случаи жизни. В России все граждане имеют медицинскую страховку. И, по крайней мере, теоретически любой гражданин получит бесплатно на территории России необходимое и достаточное медицинское обслуживание. Но это распространяется на граждан своей страны, что касается иностранных граждан, то они должны иметь надлежащую страховку.

В частности, распространено медицинское страхование выезжающих за рубеж. Прежде всего это страхование с покрытием медицинских расходов при внезапном заболевании (оперативная скорая помощь, амбулаторная или госпитализация), страхование от несчастного случая с покрытием медицинских расходов, страхование жизни.

Также предлагается страхование депозита, невыезда в путешествие по определенным уважительным причинам, отказа в выдаче визы, утраты и порчи багажа, кражы личных денег и кредитных карт, отставания от группы и многое другое. Для туров с повышенным риском, например горнолыжных, сафари, водных, предусматриваются специальные виды страхования.

В целом выделяются 14--16 типовых рисков для путешественников и соответствующие виды страховок.

Страхование туризма является добровольным, если иное не установлено законом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.048 с.)