Обеспечение безопасности в различных секторах туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение безопасности в различных секторах туризма



 

Статья 14 Федерального закона № 132-ФЗ определяет безопасность туризма не только как безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, но и ненанесение ущерба материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать о чрезвычайных происшествиях с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации. Информировать нужно Федеральное агентство по туризму, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма.

Туроператоры и турагенты при заключении договора о реализации туристского продукта обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий. В частности, турист должен быть проинформирован о правилах въезда в страну и выезда из страны, опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия; национальных и религиозных особенностях страны или места временного пребывания и иных особенностях путешествия.

Законом предусматривается право туриста и туроператора (турагента) требовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. Но при условии возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а также опасности причинения вреда их имуществу. При этом наличие указанных обстоятельств должно подтверждаться соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

Особо следует обратить внимание на то, что в вышеназванном случае при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта, туристу и (или) иному заказчику возвращается вся стоимость туристского продукта, а после начала путешествия - только ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Обязанностью туроператоров, турагентов и организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, является пользование услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов [13].

Федеральное агентство по туризму обязано информировать участников туристского рынка (туроператоров, турагентов, туристов) об угрозе безопасности туристов в стране или месте временного пребывания в государственных средствах массовой информации.

Также как и ранее туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Прием, размещение (ночлег) и питание в индустрии гостеприимства - гостиницах, курортах, пансионах и др. - обязательно входят в услуги, предоставляемые туристу, даже если он путешествует без группы [14]. В гостиницах санаторно-курортного профиля отдыхающие также получают комплекс медицинских услуг. Необходимо выбирать хорошо зарекомендовавшие себя гостиницы, которые способны решать вопросы безопасности своих клиентов на высоком уровне.

Безопасность проживания в туристских гостиницах, базах, кемпингах обеспечивается соблюдением [15]:

· требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов обслуживания туристов;

· требований безопасности технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, установленных нормативными документами;

· техническим оснащением, соответствующим действующим нормативам;

· мерами, гарантирующими личную безопасность туристов и сохранность их имущества.

Система питания включает различные рестораны, кафе, бары и другие пункты приема пищи как национальной, так и европейской кухни. В путешествиях не следует увлекаться экзотическими блюдами и морепродуктами, в рационе должны преобладать известные туристу продукты, включая овощи, зелень и фрукты, которые проверены им путем длительного применения в месте постоянного проживания. Европейская (континентальная) кухня и диетическое питание должны доминировать на столе путешественника. Не пить воду из любого источника, какую бы жажду турист не испытывал; полезной для здоровья является вода минеральная или чистая из бутылок, купленных в магазине [16].

Кухни и другие производственные помещения, используемые для приготовления пищи, должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения, выданные Госсанэпидемнадзором Российской Федерации, в которых удостоверяется, что производство, применение или использование и реализация пищевых продуктов, а также требования, установленные в проектной и технологической документации, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Такое же заключение выдается и на всю пищевую продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации. Кухонные помещения должны проходить регулярный санитарно-эпидемиологический контроль, а в случае обнаружения пищевых отравлений и желудочных расстройств контроль должен быть ежедневный.

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов должны соблюдаться установленные в нормативных документах требования по хранению, транспортированию и приготовлению пищевых продуктов в соответствии с Санитарными нормами и правилами для предприятий общественного питания.

Перевозка туристских групп, а также индивидуальные поездки туристов являются одними из опасных моментов любого путешествия. Аварии с транспортными средствами (автомобилем, автобусом, пассажирским поездом, самолетом), потеря ориентации и отставание от группы, кража личных вещей и денег, ухудшение состояния здоровья и нервные стрессы - вот неполный перечень опасностей, подстерегающих при этом туристов.

Транспортные перевозки туристов во время экскурсий, походов и путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т.д.). Кроме того осуществление перевозок в этих отраслях подразумевает получение лицензии предприятием, осуществляющим соответствующую деятельность [17].

 

Страхование туристов

 

Законодательством страны, где совершается путешествие, как правило, устанавливаются требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи туристам. Поэтому туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания или от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов является основной формой предоставления таких гарантий. Этот вид страхования наиболее востребован и потому рентабелен.

Страховыми полисами, на территории их действия, предусматривается оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно при путешествии [18]. К страховым случаям, по общим правилам страхования от несчастных случаев, относятся смерть и постоянная утрата трудоспособности, наступившие в результате несчастного случая, т.е. внезапного события, происшедшего помимо воли туриста: взрыв, ожог, обморожение, утопление, действие электрического тока, удар молнии, солнечный удар, нападение злоумышленников или животных, падение какого-либо предмета на/или самого туриста, внезапное удушение и отравление вредными продуктами или веществами, а также происшедшие при движении средств транспорта или при их авариях, при пользовании машинами, механизмами, орудиями производства и всякого рода инструментами и т.д.

Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествий, включая туры с повышенным риском, например, конный, водный или лыжный.

Страховые компании предлагают все виды страхования путешествий от простых до сложных, а также услуги по следующим видам страхования [19]:

· добровольное медицинское и медицинских расходов за границей;

· вынужденного отказа от поездки (по уважительным причинам); отказа в выдачи визы или пропуска;

· порчи и пропажи багажа и грузов;

· от несчастных случаев; кражи денег, дорожных чеков и кредитных карт;

· домашнего имущества, загородных строений и квартир; имущества предприятий и организаций на время поездки;

· средств наземного транспорта;

· гражданской ответственности за причинение вреда.

Знание перечня страховых услуг и порядка страхования, а также правил признания чрезвычайных обстоятельств, приключившихся с туристом в путешествии, страховым случаем и возмещения понесенных расходов, заставит туристов не нарушать установленных правил перемещения и проживания, быть бдительными и осторожными, что является залогом сохранения своего здоровья и имущества.

Страховыми случаями являются следующие события (при условии, если они имели место в период действия договора страхования) [20]:

· обращение туриста в медицинское учреждение, страховую фирму или компанию по оказанию экстренной помощи при внезапном заболевании, обострении хронического заболевания, травме и других несчастных случаях, требующих оказания экстренных медицинских услуг;

· репатриация останков (оплата услуг по подготовке тела и покупку необходимого для международной перевозки гроба; оплата транспортировки до ближайшего аэропорта. Страховая фирма не несет ответственности за сохранность личных вещей туриста и расходов на погребение);

· внутрибольничное наблюдение (наблюдение за состоянием здоровья туриста, госпитализированного за пределами его постоянного места жительства, и информирование его семьи о состоянии здоровья);

· проживание до выздоровления (предоставление жилья для дальнейшего выздоровления после выхода из больницы);

· визит третьего лица в экстренных случаях (оплата авиационных, железнодорожных или автобусных билетов в оба конца родственнику, при наличии документов, подтверждающих родство, если состояние здоровья туриста, по мнению лечащего врача, является критическим или он находится в больнице более 10 дней и при нем нет никого из членов семьи);

· досрочное возвращение (оплата авиационного, железнодорожного или автобусного билета туристу к постоянному месту проживания в случае внезапной или непредвиденной, подтвержденной документально, смерти ближайшего родственника-матери, отца, законного супруга или супруги, детей, родных сестры или брата - при наличии документов, подтверждающих родство и свидетельства о смерти);

· представление юридической помощи (оплата услуг адвоката и помощи в возбуждении дела, если страховой случай произошел по вине третьего лица, что подтверждено документально);

· возвращение несовершеннолетних детей (организация досрочного возвращения к месту жительства и, при необходимости, сопровождение детей туриста в возрасте до 15 лет, оставленных без присмотра, квалифицированным персоналом);

· передача экстренных сообщений (в случае госпитализации туриста, обеспечение возможности передачи срочных сообщений и документов, используя сеть своих представительств по всему миру);

· возвращение и переадресация багажа (скорейший розыск и доставка багажа туриста в случае утери или переадресации багажа по вине транспортной компании во время перемещения любым общественным видом транспорта);

· помощь в возвращении документов (оказание помощи в оформлении утерянных документов, заменяющих утерянные паспорт и/или билеты, и в организации их доставки);

· предоставление переводчика (оплата предоставления переводчика, если турист находится в тяжелом состоянии в результате несчастного случая или внезапного заболевания);

· придорожный ремонт и буксировка;

· репатриация транспортного средства (оплата эвакуации транспортного средства на родину);

· возмещение расходов на медицинские, экстренные и комплексные услуги, оплата которых была произведена туристом в стране поездки.

Основанием для отказа страховой фирмы произвести туристу выплату страхового обеспечения или уменьшить его размер является:

· совершение туристом умышленных действий, направленных на наступление страхового случая;

· совершение туристом умышленного преступления (действия, бездействия), находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем;

· сообщение туристом заведомо ложных либо неполных сведений об объекте страхования;

· нарушение туристом обязательств, предусмотренных в договоре страхования, в том числе не предоставление при наступлении страхового случая подлинника договора страхования и документа, удостоверяющего личность;

· получение туристом возмещения ущерба от лица, виновного в причинении этого ущерба;

· нахождение туриста в момент наступления страхового случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

· передача туристом управления транспортным средством лицу, находившемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также лицу, не имеющему прав на вождение транспортного средства, в том числе соответствующей категории;

· управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления данным транспортным средством;

· управление транспортным средством, имеющим неисправность, с которой запрещена его эксплуатация;

· решение об отказе в выплате страхового возмещения принимается страховой фирмой и сообщается туристу в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа, который может быть обжалован туристом в суде или арбитражном суде в пределах сроков исковой давности.

При наступлении страхового случая страховая фирма обязана произвести страховую выплату туристу или его законным наследникам в соответствии с условиями договора страхования, независимо от причитающихся ему сумм по государственному социальному страхованию; социальному обеспечению; договорам страхования, заключенным с другими страховыми компаниями, а также сумм по возмещению причиненного ему вреда в соответствии с гражданским законодательством со стороны третьих лиц.

Заключение

 

Отправляясь в путешествие, турист сталкивается с целым рядом проблем, которые при стечении обстоятельств могут привести к неблагоприятным последствиям для его здоровья и имущества, сделать туристскую поездку невозможной или отрицательно повлиять на туристское впечатление.

Опасности подстерегают туриста везде, впрочем, как и любого другого человека. Однако опасности и риски в туризме имеют свои специфические особенности и способы их предупреждения. Абсолютной безопасности в туризме не бывает; всегда существует некоторый остаточный риск. Следовательно, безопасность - это такой уровень опасности, с которым на данном этапе экономического и туристского развития можно смириться. Безопасность путешествия - это допустимый риск.

Проблема безопасности туризма в России существует и стоит очень остро. Для ее решения необходима реализация целого комплекса мер, в первую очередь на законодательном уровне. Требуется модернизация мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности как местных жителей, так и приезжих туристов. Необходима детальная разработка и реализация программы по продвижению России на мировой туристский рынок, которая будет включать создание определенного имиджа страны и его продвижение на международных туристских выставках, форумах, конференциях. Кроме того должна быть проведена ревизия законодательства в сфере обеспечения безопасности туризма, необходимо отойти от размытого выражения положений нормативно-правовых актов и дать четкие конкретные формулировки по основным вопросам обеспечения безопасности.

Законодательство в области обеспечения безопасности туризма является составной частью законодательства о туристской деятельности, а также законодательства в области обеспечения безопасности. В систему права в области обеспечения безопасности туризма входят акты Российской Федерации, акты субъектов Российской Федерации, акты муниципальных органов власти, а также международные нормативно-правовые акты.

Регулированием туристской деятельности занимаются международные организации и органы власти Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальные органы власти. Обеспечение целостной и высококачественной безопасности требует широкого сотрудничества между различными подразделениями Правительства и индустрии, на национальном уровне и между соответствующими международными учреждениями. При разработке и проведении в жизнь норм безопасности для сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы.

Как уже говорилось, турист может столкнуться с опасностью везде: в гостинице, в кафе, при осмотре достопримечательностей, во время передвижений по маршруту путешествия. В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах. Руководитель туристского предприятия несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях. Требования к безопасности обслуживания для конкретных видов туристских услуг устанавливаются нормативной документацией на соответствующие виды услуг: государственными стандартами, правилами, уставами, кодексами и другими.

Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристкой услуги и мерами по его предотвращению.

Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и в процессе обслуживания.

Однако, несмотря на наличие законов, уставов предприятий, осуществляющих туристические услуги, изначально безопасность туриста зависит только от него. Турист должен всегда помнить основные правила поведения в незнакомой местности, не нарушать элементарные меры предосторожности, что будет способствовать снижению вероятности наступления несчастного случая или других неприятных ситуаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.037 с.)