Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Общая криминологическая характеристика

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Экологическая доктрина Российской Федерации провозглашает, что устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Не последнюю роль в арсенале средств государственной экологической политики играет уголовно-правовая политика, призванная обеспечить правовую основу для адекватного противостояния наиболее опасным угрозам для окружающей природной среды, исходящим от противоправного поведения человека.

В настоящее время проблемы обеспечения экологической безопасности населения в стране, к сожалению, вошли в ряд важнейших составляющих национальной безопасности России. Поэтому, экологическая проблематика акцентирует на себе внимание научных кругов, политиков, бизнесменов, неправительственных организаций.

Современный научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Экология стоит на стыке многих дисциплин и поэтому вполне объяснимо существование широкого спектра различных позиций и подходов к решению проблем охраны окружающей природной среды. Одним из таких направлений, способных противостоять загрязнению окружающей природной среды, является применение юридической ответственности. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда. Идет постоянный поиск путей решения данной проблемы, в том числе, через коррекцию противоправного поведения лиц, умышленно или по неосторожности загрязняющих окружающую природную среду. К сожалению, при существующем достаточно широком арсенале юридических средств воздействия, результаты такого воздействия крайне незначительны. При массовом нарушении установленных природоохранных норм и правил, к ответственности привлекаются лишь единицы.

Все указанное создает предпосылки для серьезного переосмысления концепции уголовно-правовой охраны окружающей среды и предполагает необходимость конструирования адекватной модели эффективного организационно-правового воздействия на соответствующие формы преступности. Такая модель, очевидно, должна включать в себя широкий спектр криминологических и уголовно-правовых мер, адаптированных к анализируемой сфере социальных отношений.

Между тем необходимо признать, что криминологические аспекты экологической преступности, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, в настоящее время продолжают оставаться недостаточно изученными, что также является свидетельством актуальности и значимости настоящего исследования.

Цель и основные задачи исследования. Целью настоящего исследования явилось теоретическое исследование вопросов дальнейшего совершенствования уголовно-правовых и криминологических мер борьбы с загрязнением окружающей природной среды.

Объект и предмет исследования. Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в сфере борьбы с загрязнением окружающей природной среды, а также социально-экономические факторы, детерминирующие данный феномен.

Предметом исследования являются состояние и распространенность преступлений, связанных с загрязнением окружающей природной среды, а также комплекс уголовно-правовых и криминологических мер, способных оказать эффективное воздействие на состояние данной разновидности преступности. Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы познания (анализ, синтез, и др.), частно-научные (конкретно-социологический, логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) и специальные криминологические (статистический, экспертной оценки, типологии). В работе использовались современные достижения науки в области философии, социологии, теории права, теории уголовной политики, уголовного права, криминологии, уголовного процесса и криминалистики, относящиеся к проблемам данного исследования.

Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, гражданское и уголовное законодательства Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти и управления Российской Федерации, а также отдельные источники уголовного права стран европейских государств.

Осуществлен сравнительный анализ уголовно-правовых актов России и зарубежных государств, касающихся исследуемой проблематики.

 

 

Глава I. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ХМАО-Югры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному анализу, представляется возможным сделать

следующие выводы и предложения:

1. Экологическая проблема номер один в РФ - загрязнение окружающей

среды.

Экологические преступления - это предусмотренные уголовным законом общественно опасные виновные деяние, посягающее на общественные отношения, обеспечивающие сохранение для нормальной жизнедеятельности человека благоприятной природной среды, рациональное использование ее ресурсов и экологическую безопасность населения.

По данным преступлениям закон в основном предусматривает наказание в виде штрафов, исправительных работ и лишение права занимать определенные должности на установленный срок. Но по некоторым преступлениям предусмотрено наказание в виде лишения свободы – в случаях гибели людей, либо совершения преступления группой лиц или повторно.

Экологические преступления представляют реальную угрозу национальной безопасности. Их последствия: катастрофическое ухудшение качества среды обитания, ведущее к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда нации; образование зон экологического неблагополучия и бедствия; деградация и истощение запасов природных ресурсов (снижение плодородия почв, сокращение рыбных, лесных, топливно-энергетических ресурсов истощение минерального сырья); загрязнение воздушного бассейна и опасное изменение климата; ухудшение качества продуктов питания и товаров народного потребления; разрастание масштабов радиоактивного загрязнения; возрастание риска крупных экологических и техногенных катастроф; и др.

2. Причины, по которым значительная доля экологических преступлений

остается вне уголовной регистрации и, соответственно, за пределами сферы действия уголовной юстиции, разнообразны. Сказываются, например, низкий уровень правовой культуры части населения, неверие граждан в возможности правоохранительных органов (для чего есть определенные основания, если учесть низкий уровень раскрываемости преступлений), усложненность уголовно-процессуальных процедур, манипуляции недобросовестных работников полиции, направленные на сокрытие преступлений (особенно трудно раскрываемых) от учета, и др.

Преступность, связанная с загрязнением окружающей среды отличается повышенной латентностью, причинами которой являются: недостаточное взаимодействие природоохранной прокуратуры с другими контролирующими и правоохранительными органами; ошибки при определении юридической сущности деяний, связанных с загрязнением окружающей среды и оценке вреда от их совершения; недостаточная профессиональная подготовка сотрудников подразделений по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды; недостаточность современных средств обнаружения негативных изменений в объектах окружающей среды, которыми располагают специализированные подразделения ОМВД и природоохранной прокуратуры.

В 2015 году прокуратурой округа выявлено 1335 нарушений природоохранного законодательства, в целях устранения которых внесено 266 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 247 лиц, к административной – 170, в суды заявлен 221 иск, опротестовано 14 незаконных правовых актов, о недопустимости нарушений закона предостережено 65 лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 7 уголовных дел.

Территория Ханты-мансийского автономного оркуга-Югры, в результате интенсивного влияния со стороны организаций и человека вообще, ежедневно подвергается загрязнению, что приводит к ухудшению состояния природной среды.

Из этого следует, что правительством ХМАО-Югры должны быть определены необходимые и достаточные условия для создания организованного и четко управляемого государственного механизма, ориентированного, в первую очередь, на обеспечение систематического повышения уровня экологической безопасности и качества жизни населения, а также сформированы современные экономические механизмы, стимулирующие снижение экологической опасности; разработаны формы участия в этой работе органов местного самоуправления, природопользователей, общественных организаций и населения автономного округа.

3. Под предупреждением экологической преступности следует понимать

комплекс мер экономического, социального, правового, культурно-воспитательного и нравственного характера, осуществляемых государственными и общественными органами, организациями, учреждениями и направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий экологического кризиса и предотвращение экологической катастрофы, а также конкретных экологических преступлений.

Так, 10 апреля 2007 года Правительством Ханты-мансийского автономного округа-Югры, была принята концепция экологической безопасности Югры на период до 2020 года.

Концепция экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение для нынешнего и будущих поколений людей благоприятной окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, сохранение и развитие природных комплексов и объектов на территории автономного округа.

4. Эколого-правовая уголовная ответственность как правовой институт

представляет собой систему юридических норм, призванных обеспечивать эффективное применение и реализацию принудительных мер уголовно-правового воздействия на нарушителей установленного законом порядка использования природных ресурсов и сохранения, благоприятных для человека условий окружающей среды.

К проблемам правоприменение относятся также неопределенность текста самого уголовного закона, обилие в нем признаков и понятий, трудно поддающихся расшифровке; множественность бланкетных диспозиций и признаков, определение содержания которых требует обращения к труднодоступному массиву нормативных правовых актов смежного экологического и природоресурсного законодательства.

Определенно можно сказать о том, что глава 26 УК РФ нуждается в дальнейшем совершенствовании. Ряд ее норм фактически не применяется в судебной практике и относится к разряду «мертвых».

5. Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства ряда

зарубежных стран с УК РФ показал, что соответствующие положения уголовного законодательства зарубежных государств во многом схожи с нормами российского уголовного закона, а положения уголовного законодательства стран СНГ повторяют нормы российского уголовного закона, но с учетом пробелов и неточностей российского законодателя.

Изучение зарубежного уголовного законодательства даст возможность сделать аргументированные выводы и внести предложения по совершенствованию уголовного законодательства Российской Федерации.

6. Законодатель при характеристике объективной стороны преступлений,

связанных с загрязнением окружающей среды достаточно часто использует такие факультативные признаки, как место и способ совершения преступления. Эти признаки влияют на степень общественной опасности данного вида преступлений в сторону ее увеличения, что обычно учитывается как квалифицирующий признак и влияет на усиление уголовной ответственности.

7. Непосредственной целью уголовного закона согласно ст. 2 УК РФ,

является охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человека, а также предупреждение преступлений. Опосредованная цель уголовного закона - устранение причин и условий уголовных деяний. Конечная цель — сдерживание преступности.

8. Проанализированные нормы уголовного законодательства и

теоретические положения науки уголовного права, характеризующие экологические преступления позволяют сделать вывод о том, что для надлежащего обеспечения противодействия преступлениям, посягающих на экологическую безопасность и экологический правопорядок, требуется создание специализированных подразделений органов внутренних дел, наделенных полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности и отдельными функциями дознания.

Целесообразна также разработка основных направлений совершенствования научно-методического обеспечения деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью; организация системы повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов на базе углубления их природоохранной специализации.

В связи с вышеизложенным можно сказать, что для обеспечения экологической безопасности и недопущению совершения экологических преступлений на территории ХМАО-Югры необходимо:

принятие законов и иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, охраны и использования объектов животного мира, в области водных и земельных отношений, а также закона об экологическом мониторинге и экологической информации;

разработку и реализацию региональных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

разработку и реализацию комплекса мероприятий по укреплению взаимодействия и усилению координации органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, включая разработку и подписание соглашений о взаимодействии в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также создание специального координационного органа (совета) по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности;

разработку и принятие нормативного правового акта (положения), регламентирующего порядок взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения экологической безопасности (на основе Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 725);

согласование перечня получаемых от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти информационно-аналитических материалов, экономико-статистических данных и иной информации, необходимой органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

повышение эффективности реализации полномочий по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и земельных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

повышение эффективности экологического мониторинга Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе атмосферного воздуха и водных объектов, обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды в интересах сбора, представления достоверной и полной информации для принятия обоснованных управленческих решений;

проведение паспортизации территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с целью получения и систематизации сведений об источниках экологической опасности, видах опасной деятельности и объектах опасного (негативного) воздействия, подлежащих охране (защите);

составление и ведение реестров источников экологической опасности (материальных объектов и опасных видов деятельности), в том числе мест загрязнения земель, водных объектов и мест размещения отходов;

экспертный анализ видов хозяйственной и иной деятельности, техники и оборудования, технологий, материалов и веществ, принимаемых технических и административно-организационных решений с точки зрения их опасности для окружающей среды и человека, а также разработку на основе полученных результатов планов мероприятий по предупреждению, ликвидации и минимизации опасных экологических последствий;

создание автоматизированной системы сбора, представления, хранения, обработки и анализа информации о состоянии окружающей среды и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

организационное и методическое обеспечение эффективного производственного экологического контроля, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности, с учетом требований экологической безопасности;

разработку и установление нормативов качества окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

инвентаризацию имеющихся в автономном округе сил и средств по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подготовку предложений по их оптимизации;

разработку мероприятий, стимулирующих добровольную сертификацию природопользователей в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, их деятельность по обеспечению экологической безопасности;

ужесточение требований к предотвращению и пресечению экологических преступлений и правонарушений, реализацию в полном объеме полномочий по обращению в суд с требованием об ограничении хозяйственной и иной деятельности, а также предъявления исков о возмещении вреда окружающей среде и ущерба водным объектам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, совершенствование существующих и разработку новых методик расчета вреда окружающей среде;

обучение и повышение квалификации специалистов органов управления и предприятий-природопользователей в области охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, их методическое обеспечение и сопровождение, создание специализированного окружного учебно-методического центра;

повышение эффективности управления и контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

информирование населения о состоянии окружающей среды, экологическое образование и просвещение;

содействие развитию эффективного общественного контроля в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности с привлечением научно-экспертного сообщества.

Обеспечение экологической безопасности, являющейся неотъемлемым условием устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Соблюдение требований по обеспечению экологической безопасности должно стать одной из основ при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории автономного округа, быть неразрывно связанным с долгосрочными экономическими интересами природопользователей, осознанной общественной обязанностью населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Таким образом, полагаем, что сформулированные рекомендации и выводы могут быть использованы в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего уголовного законодательства, в научно-исследовательской работе в сфере уголовно-правовой охраны природы, в деятельности правоохранительных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями, связанными с загрязнением окружающей среды.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Нормативно-правовые акты 1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституцию РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2004 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). – М.: Эксмо, 2015. – 64с.1.2 Земельный кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс] текст с изм. и доп. (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2016) – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/.1.3 Уголовный Кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс] текст (по состоянию на 30.12.2015) - http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;

base=LAW;n=191695.

1.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 02.03.2016) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

1.5 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] (ред. от 29.12.2015) - http://base.consultant.ru/cons/cg

i/online/Cgi?Req=doc;base=LAW;n=183341.

1.6 Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 10.04.2007 года № 110-рп «О концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на период до 2020 года» [Электронный ресурс] (в ред. распоряжения Правительства ХМАО-Югры от 19.12.2014 № 702-рп, постановления Правительства ХМАО-Югры от 19.06.2015 № 185-п) - http://www.gov. admhmao.ru/wps/portal/prav/home.

1.7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1

36950/.

 

2. Научная и учебная литература

 

2.1 Долгова, А.А. – Криминология: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007 – 912с.

2.2 Бакунина, Т.С. – Экологическое право: учеб. / Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова [и др.]; от вред. Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: ТК велби, Изд-во Проспект, 2011. – 372 с.

2.3 Дубовик, О.Л. Экологическая преступность в Европе. М., 2010. С. 302.

2.4 Наумов, А.А. Российское уголовное право: в 2 т. – М.: Юрид. Лит., 2004.

– Т.2 Особенная часть с.361.

2.5 Сундуров, Ф.Р. Преступления против общественной безопасности //

Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Уголовное право России. Особенная часть. – М.: Статут, 2012. – с. 402.

2.6 Уголовное право России. Часть особенная. – М.: Проспект, 2013. – с.513

2.7 Дубовик, О.Л. Экологическая преступность в Российской Федерации:

состояние, тенденции и связи с транснациональной, коррупционной и организованной преступностью // Криминологический журнал. 2010. N 1.

2.8 Круглов В.В., Гаевская Е.Ю. Об эффективности мер уголовной

ответственности в области охраны окружающей среды, использования и охраны природных ресурсов в РФ // Российский юридический журнал. 2011. N 4.

2.9 Чучаев А.И. Экологические преступления // Сундуров Ф.Р., Талан М.В.

Уголвное право России. Особенная часть. – М.: Статут, 2012. – с. 526.

2.10 Еремкин, П.В. Борьба с загрязнением окружающей сред (криминологические и уголовно-правовые аспекты): Дис. Канд.юрид.наук. – М., 2006.- с.167.

2.11 Дубовик, О.Л. Экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и связи с транснациональной, коррупционной и организованной преступностью // Криминолог. журн. БГУЭП. 2012. N 1. С. 27.

2.12 Марцев, А.И. Общие вопросы учения о преступлении: Монография.:

Юридический институт МВД России, 2012. С. 33.

 

что возможно осуществить наиболее эффективно в рамках такого нового направления криминологии, как экологическая криминология (экокриминология).

Экокриминология как новое научное направление зарождается на стыке многих отраслей знания, образуя своего рода «экокриминологический правовой комплекс», включающий и использующий методы и знания, накопленные прежде всего криминологией, уголовным правом, экологическим правом, социологией, биологией, психологией, философией, а также информатикой, медициной и другими науками, которые характеризуются определенной предметной и концептуальной целостностью, своими собственными исследовательскими средствами и подходами. В настоящее время невозможно правильно решать проблемы экологической преступности и возрастающего рецидива по отдельным составам экологических преступлений на основе традиционных методов. Более того, использование устаревших методов для решения усложнившихся задач по предотвращению экологической катастрофы может привести к негативным последствиям и необратимым процессам, определяющим фактором которых является экологическая преступность с причинами и условиями, ее порождающими.

XXI в., несомненно выдвинул всю остроту этих проблем и приоритетные направления, очевидные уже сейчас во всем мире, что подтверждается многими фактами и данными. Структурной особенностью решения этих проблем в развитии любого цивилизованного правового государства является их комплексность, которая может быть представлена в виде конгломерата, включающего в себя криминологию (со всеми составляющими уголовно-правового цикла), экологию и политику. Дальнейшее устойчивое развитие общества и гражданина в благоприятной окружающей среде практически невозможно без экологизации, в первую очередь - без конституционных норм, определяющих не просто правовое государство как таковое, а конституционно эколого-правовое государство, где основная ответственность за охрану окружающей среды будет лежать на государстве, которое непосредственно будет отвечать перед гражданами за надлежащее обеспечение всех составляющих окружающей среды. Во вторую очередь - поиск новых, отвечающих уровню международных требований (а в ряде случаев и опережающих) экологически безопасных технологий должен стать приоритетным направлением в развитии науки и техники. В третью очередь - последовательное создание, при необходимости усовершенствование социально-правовых и политических институтов, где основная доминанта будет облечена принципами «экологичности» и «экологизации». В достижении искомых результатов значимую роль будут играть также новые научные направления и разработки, которые будут носить не только теоретический, но и прикладной характер. Государство, осуществляющее регулирование тех или иных общественных отношений без должной экологизации, становится в конечном счете несостоятельным, недостроенным элементом. В противном случае при должной степени экологизации и самодостаточности экологичности процесс регуляции определенных общественных отношений становится обременительным без использования эколого-криминологических и других механизмов. Потому как квинтэссенцией (содержательной сущностью) экологической криминологии является сама окружающая среда (в первую очередь природа), а в ней - рачительное, эффективное использование природно-ресурсного потенциала с необходимым сохранением и возобновлением качества окружающей среды, которое невозможно достичь без научной, познавательной (исследовательской) деятельности по изучению экологической преступности, причин и условий, порождающих экологические преступления, экологический терроризм, экологические диверсии и т. п., наконец, личности экопреступника.

Таким образом, обеспечение благоприятной окружающей среды и достижение ее качества не представляется возможным без тщательно разработанной эколого-криминологической системы, а именно:

1) (эколого-криминологического) прогнозирования; 2) (эколого-криминологического) планирования; 3) (эколого-криминологического) моделирования; 4) геоинформационных криминологических технологий; 5) автоматизированного мониторинга; 6) эколого-криминологической экспертизы. В этой связи приходится констатировать мнения многих ученых, которые в целом сводятся к тому, что умение качественно, оперативно и эффективно решать насущные правовые, эколого-криминологические проблемы, особенно крупные, пока не пришло и во многом сопряжено со степенью осознания другого значительного фактора - несводимости решения указанных проблем к решениям отдельных отраслевых комплексных специфических задач, в первую очередь криминологического характера, средствами традиционных научных дисциплин.

Отсюда вытекает, что конечной целью экологической криминологии является создание социально-правовой экологизированной системы, эквивалентной жизнестойкости и самовоспроизводству экологическим системам в окружающей среде, с тем эмпирическим различием, что определяющую роль при их формировании будут играть экологические, социально-правовые законы, основным механизмом которых будут обеспечение благоприятной окружающей среды и повышение ее качества для каждого гражданина России. Достижение данной цели возможно лишь в обществе, где царит конституционное экологизированное право, где высшими элементами самосознания признаются гражданственность, подлинный патриотизм, где чиновники, взошедшие к горнилу власти, являются убежденными государственниками и всю свою деятельность строят исходя из приоритетов экологии. В ходе проводимых исследований была выявлена интересная закономерность и взаимозависимость, при которой обнаружилось, что чем выше у человека развито чувство гражданственности и любви к своей Родине, тем больше он ценит природу-мать, которая формирует в нем гармоничную личность, осознающую себя дитем природы, которая кормит и придает силы, вселяет надежду в завтрашнем дне и спокойствие за будущее грядущих поколений.

Также необходимо отметить, что

 


[1] Под экоцидом понимается массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Таким образом, это преступление, посягающее и на отношение в среде экологии.

[2] См.: А.И. Долгова – Криминология: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007. - 755

[3] См.: Бакунина, Т.С. Экологическое право: учеб. / Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова [и др.]; от вред. Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 372 с.

[4] См.: Распоряжение Правительтсва ХМАО-Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп «О концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ на период до 2020 года» (в редакции распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2014 N 702-рп, постановления Правительства ХМАО - Югры от 19.06.2015 N 185-п)

[5] См.: А.И. Долгова – Криминология: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007. - 755

[6] См.: Марцев А.И. Общие вопросы учения о преступлении: Монография.: Юридический институт МВД России, 2012. С. 33.

 

[7] См.: Данные Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - http://prokhmao.ru/news/46599/?sphrase_id=24322

[8] См.: Данные Прокуратуры Нижневартовского района - сведения о преступлениях.

[9] См.: Статистические данные ГИАЦ МВД России.

[10]См.: Статистические данные Прокуратуры Нижневартовского района – Сведения о преступлениях.

 

[11] См.: Приложение к распоряжению Правительтсва ХМАО-Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп «О концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ на период до 2020 года» (в редакции распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2014 N 702-рп, постановления Правительства ХМАО - Югры от 19.06.2015 N 185-п).

 

[12]См.: Управление Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре/Экологический надзор/Информация о результатах проверок - http://rpn-ugra.ru/kontrolno-nadzornaja-dejatelnost-upravlenija/informacija-o-rezultatah-proverok/31042015-27052015-g-planovaja-vyezdnaja/

[13]См.: Межрегиональная Экологическая Общественная Организация Зеленый Фронт - http://greenfront.su/post/2217

[14] См.: Приложение к распоряжению Правительтсва ХМАО-Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп «О концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ на период до 2020 года» (в редакции распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2014 N 702-рп, постановления Правительства ХМАО - Югры от 19.06.2015 N 185-п)

[15] См.: Дубовик О.Л. Экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и связи с транснациональной, коррупционной и организованной преступностью // Криминолог. журн. БГУЭП. 2012. N 1. С. 27.

 

[16] См.: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2010 г. о судебной практике по уголовным делам, связанным с рассмотрением судами экологических преступлений // Российская юстиция. 2011. N 9. С. 56 - 71.

[17] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 25.01.2016) – Москва: Эксмо-Пресс, 2016. – 480 с.

[18] См.: Круглов В.В., Гаевская Е.Ю. Об эффективности мер уголовной ответственности в области охраны окружающей среды, использования и охраны природных ресурсов в РФ // Российский юридический журнал. 2011. N 4. С. 12.

[19] См.: Дубовик О.Л. Экологическая преступность в Европе. М., 2010.

[20] См.: Курс уголовного права: в 5 т. – М.: Зерцало, 2011. – Т.4. Особенная часть. – с. 170-171

[21] См.: Наумов А.А. Российское уголовное право: в 2 т. – М.: Юрид. Лит., 2004. – Т.2 Особенная часть с.361

[22] См.: Сундуров Ф.Р. Преступления против общественной безопасности // Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Уголовное право России. Особенная часть. – М.: Статут, 2012. – с. 402

[23] См.: Уголовное право России. Часть особенная. – М.: Проспект, 2013. – с.513

[24] См.: Чучаев А.И. Экологические преступления // Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Уголвное право России. Особенная часть. – М.: Статут, 2012. – с. 526

[25] См.: Еремкин П.В. Борьба с загрязнением окружающей среды (криминологические и уголовно-правовые аспекты): Дис. Канд.юрид.наук. – М., 2006.- с.66

[26] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»

[27] См.: Чучаев А.И. Экологические преступления // Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Уголвное право России. Особенная часть. – М.: Статут, 2012. – с. 528

 

[28] См.: А.И. Долгова – Криминология: Учебник для вузов / Под общ. Ред. д. ю. н., проф. А.И. Долговой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007. – с.767-768

[29] См.: Дубовик О.Л. Экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и связи с транснациональной, коррупционной и организованной преступностью // Криминологический журнал. 2010. N 1

[30] См.: Дубовик О.Л. Экологическая преступность в Европе. М., 2010. С. 9.

[31] См.: Круглов В.В., Гаевская Е.Ю. Об эффективности мер уголовной ответственности в области охраны окружающей среды, использования и охраны природных ресурсов в РФ // Российский юридический журнал. 2011. N 4.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Экологическая доктрина Российской Федерации провозглашает, что устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут бы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.141.115 (0.019 с.)