![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Общая криминологическая характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Экологическая доктрина Российской Федерации провозглашает, что устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Не последнюю роль в арсенале средств государственной экологической политики играет уголовно-правовая политика, призванная обеспечить правовую основу для адекватного противостояния наиболее опасным угрозам для окружающей природной среды, исходящим от противоправного поведения человека. В настоящее время проблемы обеспечения экологической безопасности населения в стране, к сожалению, вошли в ряд важнейших составляющих национальной безопасности России. Поэтому, экологическая проблематика акцентирует на себе внимание научных кругов, политиков, бизнесменов, неправительственных организаций. Современный научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Экология стоит на стыке многих дисциплин и поэтому вполне объяснимо существование широкого спектра различных позиций и подходов к решению проблем охраны окружающей природной среды. Одним из таких направлений, способных противостоять загрязнению окружающей природной среды, является применение юридической ответственности. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда. Идет постоянный поиск путей решения данной проблемы, в том числе, через коррекцию противоправного поведения лиц, умышленно или по неосторожности загрязняющих окружающую природную среду. К сожалению, при существующем достаточно широком арсенале юридических средств воздействия, результаты такого воздействия крайне незначительны. При массовом нарушении установленных природоохранных норм и правил, к ответственности привлекаются лишь единицы.
Все указанное создает предпосылки для серьезного переосмысления концепции уголовно-правовой охраны окружающей среды и предполагает необходимость конструирования адекватной модели эффективного организационно-правового воздействия на соответствующие формы преступности. Такая модель, очевидно, должна включать в себя широкий спектр криминологических и уголовно-правовых мер, адаптированных к анализируемой сфере социальных отношений. Между тем необходимо признать, что криминологические аспекты экологической преступности, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, в настоящее время продолжают оставаться недостаточно изученными, что также является свидетельством актуальности и значимости настоящего исследования. Цель и основные задачи исследования. Целью настоящего исследования явилось теоретическое исследование вопросов дальнейшего совершенствования уголовно-правовых и криминологических мер борьбы с загрязнением окружающей природной среды. Объект и предмет исследования. Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в сфере борьбы с загрязнением окружающей природной среды, а также социально-экономические факторы, детерминирующие данный феномен. Предметом исследования являются состояние и распространенность преступлений, связанных с загрязнением окружающей природной среды, а также комплекс уголовно-правовых и криминологических мер, способных оказать эффективное воздействие на состояние данной разновидности преступности. Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы познания (анализ, синтез, и др.), частно-научные (конкретно-социологический, логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) и специальные криминологические (статистический, экспертной оценки, типологии). В работе использовались современные достижения науки в области философии, социологии, теории права, теории уголовной политики, уголовного права, криминологии, уголовного процесса и криминалистики, относящиеся к проблемам данного исследования.
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, гражданское и уголовное законодательства Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти и управления Российской Федерации, а также отдельные источники уголовного права стран европейских государств. Осуществлен сравнительный анализ уголовно-правовых актов России и зарубежных государств, касающихся исследуемой проблематики.
Глава I. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ХМАО-Югры ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог проведенному анализу, представляется возможным сделать следующие выводы и предложения: 1. Экологическая проблема номер один в РФ - загрязнение окружающей среды. Экологические преступления - это предусмотренные уголовным законом общественно опасные виновные деяние, посягающее на общественные отношения, обеспечивающие сохранение для нормальной жизнедеятельности человека благоприятной природной среды, рациональное использование ее ресурсов и экологическую безопасность населения. По данным преступлениям закон в основном предусматривает наказание в виде штрафов, исправительных работ и лишение права занимать определенные должности на установленный срок. Но по некоторым преступлениям предусмотрено наказание в виде лишения свободы – в случаях гибели людей, либо совершения преступления группой лиц или повторно. Экологические преступления представляют реальную угрозу национальной безопасности. Их последствия: катастрофическое ухудшение качества среды обитания, ведущее к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда нации; образование зон экологического неблагополучия и бедствия; деградация и истощение запасов природных ресурсов (снижение плодородия почв, сокращение рыбных, лесных, топливно-энергетических ресурсов истощение минерального сырья); загрязнение воздушного бассейна и опасное изменение климата; ухудшение качества продуктов питания и товаров народного потребления; разрастание масштабов радиоактивного загрязнения; возрастание риска крупных экологических и техногенных катастроф; и др. 2. Причины, по которым значительная доля экологических преступлений остается вне уголовной регистрации и, соответственно, за пределами сферы действия уголовной юстиции, разнообразны. Сказываются, например, низкий уровень правовой культуры части населения, неверие граждан в возможности правоохранительных органов (для чего есть определенные основания, если учесть низкий уровень раскрываемости преступлений), усложненность уголовно-процессуальных процедур, манипуляции недобросовестных работников полиции, направленные на сокрытие преступлений (особенно трудно раскрываемых) от учета, и др. Преступность, связанная с загрязнением окружающей среды отличается повышенной латентностью, причинами которой являются: недостаточное взаимодействие природоохранной прокуратуры с другими контролирующими и правоохранительными органами; ошибки при определении юридической сущности деяний, связанных с загрязнением окружающей среды и оценке вреда от их совершения; недостаточная профессиональная подготовка сотрудников подразделений по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды; недостаточность современных средств обнаружения негативных изменений в объектах окружающей среды, которыми располагают специализированные подразделения ОМВД и природоохранной прокуратуры.
В 2015 году прокуратурой округа выявлено 1335 нарушений природоохранного законодательства, в целях устранения которых внесено 266 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 247 лиц, к административной – 170, в суды заявлен 221 иск, опротестовано 14 незаконных правовых актов, о недопустимости нарушений закона предостережено 65 лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 7 уголовных дел. Территория Ханты-мансийского автономного оркуга-Югры, в результате интенсивного влияния со стороны организаций и человека вообще, ежедневно подвергается загрязнению, что приводит к ухудшению состояния природной среды. Из этого следует, что правительством ХМАО-Югры должны быть определены необходимые и достаточные условия для создания организованного и четко управляемого государственного механизма, ориентированного, в первую очередь, на обеспечение систематического повышения уровня экологической безопасности и качества жизни населения, а также сформированы современные экономические механизмы, стимулирующие снижение экологической опасности; разработаны формы участия в этой работе органов местного самоуправления, природопользователей, общественных организаций и населения автономного округа. 3. Под предупреждением экологической преступности следует понимать комплекс мер экономического, социального, правового, культурно-воспитательного и нравственного характера, осуществляемых государственными и общественными органами, организациями, учреждениями и направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий экологического кризиса и предотвращение экологической катастрофы, а также конкретных экологических преступлений. Так, 10 апреля 2007 года Правительством Ханты-мансийского автономного округа-Югры, была принята концепция экологической безопасности Югры на период до 2020 года. Концепция экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение для нынешнего и будущих поколений людей благоприятной окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, сохранение и развитие природных комплексов и объектов на территории автономного округа.
4. Эколого-правовая уголовная ответственность как правовой институт представляет собой систему юридических норм, призванных обеспечивать эффективное применение и реализацию принудительных мер уголовно-правового воздействия на нарушителей установленного законом порядка использования природных ресурсов и сохранения, благоприятных для человека условий окружающей среды. К проблемам правоприменение относятся также неопределенность текста самого уголовного закона, обилие в нем признаков и понятий, трудно поддающихся расшифровке; множественность бланкетных диспозиций и признаков, определение содержания которых требует обращения к труднодоступному массиву нормативных правовых актов смежного экологического и природоресурсного законодательства. Определенно можно сказать о том, что глава 26 УК РФ нуждается в дальнейшем совершенствовании. Ряд ее норм фактически не применяется в судебной практике и относится к разряду «мертвых». 5. Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства ряда зарубежных стран с УК РФ показал, что соответствующие положения уголовного законодательства зарубежных государств во многом схожи с нормами российского уголовного закона, а положения уголовного законодательства стран СНГ повторяют нормы российского уголовного закона, но с учетом пробелов и неточностей российского законодателя. Изучение зарубежного уголовного законодательства даст возможность сделать аргументированные выводы и внести предложения по совершенствованию уголовного законодательства Российской Федерации. 6. Законодатель при характеристике объективной стороны преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды достаточно часто использует такие факультативные признаки, как место и способ совершения преступления. Эти признаки влияют на степень общественной опасности данного вида преступлений в сторону ее увеличения, что обычно учитывается как квалифицирующий признак и влияет на усиление уголовной ответственности. 7. Непосредственной целью уголовного закона согласно ст. 2 УК РФ, является охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человека, а также предупреждение преступлений. Опосредованная цель уголовного закона - устранение причин и условий уголовных деяний. Конечная цель — сдерживание преступности. 8. Проанализированные нормы уголовного законодательства и теоретические положения науки уголовного права, характеризующие экологические преступления позволяют сделать вывод о том, что для надлежащего обеспечения противодействия преступлениям, посягающих на экологическую безопасность и экологический правопорядок, требуется создание специализированных подразделений органов внутренних дел, наделенных полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности и отдельными функциями дознания.
Целесообразна также разработка основных направлений совершенствования научно-методического обеспечения деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью; организация системы повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов на базе углубления их природоохранной специализации. В связи с вышеизложенным можно сказать, что для обеспечения экологической безопасности и недопущению совершения экологических преступлений на территории ХМАО-Югры необходимо: принятие законов и иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, охраны и использования объектов животного мира, в области водных и земельных отношений, а также закона об экологическом мониторинге и экологической информации; разработку и реализацию региональных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; разработку и реализацию комплекса мероприятий по укреплению взаимодействия и усилению координации органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, включая разработку и подписание соглашений о взаимодействии в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также создание специального координационного органа (совета) по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности; разработку и принятие нормативного правового акта (положения), регламентирующего порядок взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения экологической безопасности (на основе Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 725); согласование перечня получаемых от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти информационно-аналитических материалов, экономико-статистических данных и иной информации, необходимой органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; повышение эффективности реализации полномочий по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и земельных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; повышение эффективности экологического мониторинга Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе атмосферного воздуха и водных объектов, обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды в интересах сбора, представления достоверной и полной информации для принятия обоснованных управленческих решений; проведение паспортизации территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с целью получения и систематизации сведений об источниках экологической опасности, видах опасной деятельности и объектах опасного (негативного) воздействия, подлежащих охране (защите); составление и ведение реестров источников экологической опасности (материальных объектов и опасных видов деятельности), в том числе мест загрязнения земель, водных объектов и мест размещения отходов; экспертный анализ видов хозяйственной и иной деятельности, техники и оборудования, технологий, материалов и веществ, принимаемых технических и административно-организационных решений с точки зрения их опасности для окружающей среды и человека, а также разработку на основе полученных результатов планов мероприятий по предупреждению, ликвидации и минимизации опасных экологических последствий; создание автоматизированной системы сбора, представления, хранения, обработки и анализа информации о состоянии окружающей среды и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; организационное и методическое обеспечение эффективного производственного экологического контроля, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности, с учетом требований экологической безопасности; разработку и установление нормативов качества окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; инвентаризацию имеющихся в автономном округе сил и средств по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подготовку предложений по их оптимизации; разработку мероприятий, стимулирующих добровольную сертификацию природопользователей в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, их деятельность по обеспечению экологической безопасности; ужесточение требований к предотвращению и пресечению экологических преступлений и правонарушений, реализацию в полном объеме полномочий по обращению в суд с требованием об ограничении хозяйственной и иной деятельности, а также предъявления исков о возмещении вреда окружающей среде и ущерба водным объектам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, совершенствование существующих и разработку новых методик расчета вреда окружающей среде; обучение и повышение квалификации специалистов органов управления и предприятий-природопользователей в области охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, их методическое обеспечение и сопровождение, создание специализированного окружного учебно-методического центра; повышение эффективности управления и контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; информирование населения о состоянии окружающей среды, экологическое образование и просвещение; содействие развитию эффективного общественного контроля в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности с привлечением научно-экспертного сообщества. Обеспечение экологической безопасности, являющейся неотъемлемым условием устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Соблюдение требований по обеспечению экологической безопасности должно стать одной из основ при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории автономного округа, быть неразрывно связанным с долгосрочными экономическими интересами природопользователей, осознанной общественной обязанностью населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Таким образом, полагаем, что сформулированные рекомендации и выводы могут быть использованы в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего уголовного законодательства, в научно-исследовательской работе в сфере уголовно-правовой охраны природы, в деятельности правоохранительных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями, связанными с загрязнением окружающей среды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1 Нормативно-правовые акты 1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституцию РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2004 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). – М.: Эксмо, 2015. – 64с.1.2 Земельный кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс] текст с изм. и доп. (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2016) – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/.1.3 Уголовный Кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс] текст (по состоянию на 30.12.2015) - http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191695. 1.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 02.03.2016) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/. 1.5 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] (ред. от 29.12.2015) - http://base.consultant.ru/cons/cg i/online/Cgi?Req=doc;base=LAW;n=183341. 1.6 Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 10.04.2007 года № 110-рп «О концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на период до 2020 года» [Электронный ресурс] (в ред. распоряжения Правительства ХМАО-Югры от 19.12.2014 № 702-рп, постановления Правительства ХМАО-Югры от 19.06.2015 № 185-п) - http://www.gov. admhmao.ru/wps/portal/prav/home. 1.7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 36950/.
2. Научная и учебная литература
2.1 Долгова, А.А. – Криминология: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007 – 912с. 2.2 Бакунина, Т.С. – Экологическое право: учеб. / Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова [и др.]; от вред. Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: ТК велби, Изд-во Проспект, 2011. – 372 с. 2.3 Дубовик, О.Л. Экологическая преступность в Европе. М., 2010. С. 302. 2.4 Наумов, А.А. Российское уголовное право: в 2 т. – М.: Юрид. Лит., 2004. – Т.2 Особенная часть с.361. 2.5 Сундуров, Ф.Р. Преступления против общественной безопасности // Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Уголовное право России. Особенная часть. – М.: Статут, 2012. – с. 402. 2.6 Уголовное право России. Часть особенная. – М.: Проспект, 2013. – с.513 2.7 Дубовик, О.Л. Экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и связи с транснациональной, коррупционной и организованной преступностью // Криминологический журнал. 2010. N 1. 2.8 Круглов В.В., Гаевская Е.Ю. Об эффективности мер уголовной ответственности в области охраны окружающей среды, использования и охраны природных ресурсов в РФ // Российский юридический журнал. 2011. N 4. 2.9 Чучаев А.И. Экологические преступления // Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Уголвное право России. Особенная часть. – М.: Статут, 2012. – с. 526. 2.10 Еремкин, П.В. Борьба с загрязнением окружающей сред (криминологические и уголовно-правовые аспекты): Дис. Канд.юрид.наук. – М., 2006.- с.167. 2.11 Дубовик, О.Л. Экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и связи с транснациональной, коррупционной и организованной преступностью // Криминолог. журн. БГУЭП. 2012. N 1. С. 27. 2.12 Марцев, А.И. Общие вопросы учения о преступлении: Монография.: Юридический институт МВД России, 2012. С. 33.
что возможно осуществить наиболее эффективно в рамках такого нового направления криминологии, как экологическая криминология (экокриминология). Экокриминология как новое научное направление зарождается на стыке многих отраслей знания, образуя своего рода «экокриминологический правовой комплекс», включающий и использующий методы и знания, накопленные прежде всего криминологией, уголовным правом, экологическим правом, социологией, биологией, психологией, философией, а также информатикой, медициной и другими науками, которые характеризуются определенной предметной и концептуальной целостностью, своими собственными исследовательскими средствами и подходами. В настоящее время невозможно правильно решать проблемы экологической преступности и возрастающего рецидива по отдельным составам экологических преступлений на основе традиционных методов. Более того, использование устаревших методов для решения усложнившихся задач по предотвращению экологической катастрофы может привести к негативным последствиям и необратимым процессам, определяющим фактором которых является экологическая преступность с причинами и условиями, ее порождающими. XXI в., несомненно выдвинул всю остроту этих проблем и приоритетные направления, очевидные уже сейчас во всем мире, что подтверждается многими фактами и данными. Структурной особенностью решения этих проблем в развитии любого цивилизованного правового государства является их комплексность, которая может быть представлена в виде конгломерата, включающего в себя криминологию (со всеми составляющими уголовно-правового цикла), экологию и политику. Дальнейшее устойчивое развитие общества и гражданина в благоприятной окружающей среде практически невозможно без экологизации, в первую очередь - без конституционных норм, определяющих не просто правовое государство как таковое, а конституционно эколого-правовое государство, где основная ответственность за охрану окружающей среды будет лежать на государстве, которое непосредственно будет отвечать перед гражданами за надлежащее обеспечение всех составляющих окружающей среды. Во вторую очередь - поиск новых, отвечающих уровню международных требований (а в ряде случаев и опережающих) экологически безопасных технологий должен стать приоритетным направлением в развитии науки и техники. В третью очередь - последовательное создание, при необходимости усовершенствование социально-правовых и политических институтов, где основная доминанта будет облечена принципами «экологичности» и «экологизации». В достижении искомых результатов значимую роль будут играть также новые научные направления и разработки, которые будут носить не только теоретический, но и прикладной характер. Государство, осуществляющее регулирование тех или иных общественных отношений без должной экологизации, становится в конечном счете несостоятельным, недостроенным элементом. В противном случае при должной степени экологизации и самодостаточности экологичности процесс регуляции определенных общественных отношений становится обременительным без использования эколого-криминологических и других механизмов. Потому как квинтэссенцией (содержательной сущностью) экологической криминологии является сама окружающая среда (в первую очередь природа), а в ней - рачительное, эффективное использование природно-ресурсного потенциала с необходимым сохранением и возобновлением качества окружающей среды, которое невозможно достичь без научной, познавательной (исследовательской) деятельности по изучению экологической преступности, причин и условий, порождающих экологические преступления, экологический терроризм, экологические диверсии и т. п., наконец, личности экопреступника. Таким образом, обеспечение благоприятной окружающей среды и достижение ее качества не представляется возможным без тщательно разработанной эколого-криминологической системы, а именно: 1) (эколого-криминологического) прогнозирования; 2) (эколого-криминологического) планирования; 3) (эколого-криминологического) моделирования; 4) геоинформационных криминологических технологий; 5) автоматизированного мониторинга; 6) эколого-криминологической экспертизы. В этой связи приходится констатировать мнения многих ученых, которые в целом сводятся к тому, что умение качественно, оперативно и эффективно решать насущные правовые, эколого-криминологические проблемы, особенно крупные, пока не пришло и во многом сопряжено со степенью осознания другого значительного фактора - несводимости решения указанных проблем к решениям отдельных отраслевых комплексных специфических задач, в первую очередь криминологического характера, средствами традиционных научных дисциплин. Отсюда вытекает, что конечной целью экологической криминологии является создание социально-правовой экологизированной системы, эквивалентной жизнестойкости и самовоспроизводству экологическим системам в окружающей среде, с тем эмпирическим различием, что определяющую роль при их формировании будут играть экологические, социально-правовые законы, основным механизмом которых будут обеспечение благоприятной окружающей среды и повышение ее качества для каждого гражданина России. Достижение данной цели возможно лишь в обществе, где царит конституционное экологизированное право, где высшими элементами самосознания признаются гражданственность, подлинный патриотизм, где чиновники, взошедшие к горнилу власти, являются убежденными государственниками и всю свою деятельность строят исходя из приоритетов экологии. В ходе проводимых исследований была выявлена интересная закономерность и взаимозависимость, при которой обнаружилось, что чем выше у человека развито чувство гражданственности и любви к своей Родине, тем больше он ценит природу-мать, которая формирует в нем гармоничную личность, осознающую себя дитем природы, которая кормит и придает силы, вселяет надежду в завтрашнем дне и спокойствие за будущее грядущих поколений. Также необходимо отметить, что
[1] Под экоцидом понимается массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Таким образом, это преступление, посягающее и на отношение в среде экологии. [2] См.: А.И. Долгова – Криминология: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007. - 755 [3] См.: Бакунина, Т.С. Экологическое право: учеб. / Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова [и др.]; от вред. Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 372 с. [4] См.: Распоряжение Правительтсва ХМАО-Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп «О концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ на период до 2020 года» (в редакции распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2014 N 702-рп, постановления Правительства ХМАО - Югры от 19.06.2015 N 185-п) [5] См.: А.И. Долгова – Криминология: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007. - 755 [6] См.: Марцев А.И. Общие вопросы учения о преступлении: Монография.: Юридический институт МВД России, 2012. С. 33.
[7] См.: Данные Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - http://prokhmao.ru/news/46599/?sphrase_id=24322 [8] См.: Данные Прокуратуры Нижневартовского района - сведения о преступлениях. [9] См.: Статистические данные ГИАЦ МВД России. [10]См.: Статистические данные Прокуратуры Нижневартовского района – Сведения о преступлениях.
[11] См.: Приложение к распоряжению Правительтсва ХМАО-Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп «О концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ на период до 2020 года» (в редакции распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2014 N 702-рп, постановления Правительства ХМАО - Югры от 19.06.2015 N 185-п).
[12]См.: Управление Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре/Экологический надзор/Информация о результатах проверок - http://rpn-ugra.ru/kontrolno-nadzornaja-dejatelnost-upravlenija/informacija-o-rezultatah-proverok/31042015-27052015-g-planovaja-vyezdnaja/ [13]См.: Межрегиональная Экологическая Общественная Организация Зеленый Фронт - http://greenfront.su/post/2217 [14] См.: Приложение к распоряжению Правительтсва ХМАО-Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп «О концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ на период до 2020 года» (в редакции распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2014 N 702-рп, постановления Правительства ХМАО - Югры от 19.06.2015 N 185-п) [15] См.: Дубовик О.Л. Экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и связи с транснациональной, коррупционной и организованной преступностью // Криминолог. журн. БГУЭП. 2012. N 1. С. 27.
[16] См.: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2010 г. о судебной практике по уголовным делам, связанным с рассмотрением судами экологических преступлений // Российская юстиция. 2011. N 9. С. 56 - 71. [17] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 25.01.2016) – Москва: Эксмо-Пресс, 2016. – 480 с. [18] См.: Круглов В.В., Гаевская Е.Ю. Об эффективности мер уголовной ответственности в области охраны окружающей среды, использования и охраны природных ресурсов в РФ // Российский юридический журнал. 2011. N 4. С. 12. [19] См.: Дубовик О.Л. Экологическая преступность в Европе. М., 2010. [20] См.: Курс уголовного права: в 5 т. – М.: Зерцало, 2011. – Т.4. Особенная часть. – с. 170-171 [21] См.: Наумов А.А. Российское уголовное право: в 2 т. – М.: Юрид. Лит., 2004. – Т.2 Особенная часть с.361 [22] См.: Сундуров Ф.Р. Преступления против общественной безопасности // Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Уголовное право России. Особенная часть. – М.: Статут, 2012. – с. 402 [23] См.: Уголовное право России. Часть особенная. – М.: Проспект, 2013. – с.513 [24] См.: Чучаев А.И. Экологические преступления // Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Уголвное право России. Особенная часть. – М.: Статут, 2012. – с. 526 [25] См.: Еремкин П.В. Борьба с загрязнением окружающей среды (криминологические и уголовно-правовые аспекты): Дис. Канд.юрид.наук. – М., 2006.- с.66 [26] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [27] См.: Чучаев А.И. Экологические преступления // Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Уголвное право России. Особенная часть. – М.: Статут, 2012. – с. 528
[28] См.: А.И. Долгова – Криминология: Учебник для вузов / Под общ. Ред. д. ю. н., проф. А.И. Долговой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007. – с.767-768 [29] См.: Дубовик О.Л. Экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и связи с транснациональной, коррупционной и организованной преступностью // Криминологический журнал. 2010. N 1 [30] См.: Дубовик О.Л. Экологическая преступность в Европе. М., 2010. С. 9. [31] См.: Круглов В.В., Гаевская Е.Ю. Об эффективности мер уголовной ответственности в области охраны окружающей среды, использования и охраны природных ресурсов в РФ // Российский юридический журнал. 2011. N 4. ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Экологическая доктрина Российской Федерации провозглашает, что устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут бы
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.86 (0.014 с.) |