ТОП 10:

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях



Москва «Просвещение» 2002

УДК 373.167.1:614.8 ББК 68.9я72 С50

Рецензенты: начальник группы подготовки граждан по основам военной службы Мини­стерства обороны РФ К. В. Цуканов; кандидат медицинских наук П. В. Ижевский; препода­ватель-организатор ОБЖ УВК № 1837 Москвы Т. А. Батяева

В книге использованы фотоматериалы Центра по распространению информации (при пресс-службе Министерства обороны РФ) и фотохроники ИТАР — ТАСС. В написании главы 5 принимал участие М. В. Маслов.

Смирнов А. Т.

С50 Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2002.— 160 с., 8 л. ил. :

ил.—ISBN 5-09-011133-2.

Эта книга и ее продолжение (11 кл.) содержат обязательный минимум учебного материала по курсу ОБЖ для средней общеобразовательной школы, рекомендованный Министерством образования РФ. Особое место уделяется «Основам военной службы» — новому разделу в курсе ОБЖ. Второе издание вышло в 2001 г.

УДК 373.167.1:614.8 ББК 68.9я72

Учебное издание

Смирнов Анатолий Тихонович.Мишин Борис Иванович. Васнев Виктор Алексеевич.

с Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений

Зав. редакцией М. В. Маслов. Редакторы М. В. Маслов, Н. А. Цуканова. Младший редактор Е. И. Туманова. Художники Н. П. Лобанев, М. Б. Патрушева, В. А. Сайчук. Художественный редактор Н. А. Парцевская. Технические редакторы С. С. Якушкина, Н. В. Семенова. Корректоры И. В. Чернова, Р. П. Евдокимова.

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано к печати с диапозитивов 09.07.02. Формат 70x901/16. Бумага писчая № 1. Гарнитура Прагматика. Печать офсетная. Усл. печ. л. 11,7+0,37 форз.+1,17 вкл. Усл. кр.-отт. 29,98. Уч.-изд. л. 10,63+0,53 форз.+0,97 вкл. Доп. тираж 50 000 экз. Заказ № 1980.

Федеральное государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного Знамени Издательство «Про­свещение» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых

коммуникаций. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Отпечатано на ФГУП Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 170040, Тверь, проспект 50-летия Октября, 46.

ISBN 5-09-011133-2 © Издательство «Просвещение», 2000

© Издательство «Просвещение»,2002,с изменениями и дополнениями

© Художественное оформление. Издательство «Просвещение»,2000Все права защищены


Оглавление

Введение 5

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения 8

1.1. Правила поведения в условиях вынужденнойавтономии в природных условиях (самостоятельная подготовка к практическим занятиям) —

1.2 Правила поведения в ситуациях криминогенногохарактера (самосто­ятельная подготовка к практическим занятиям) 14

1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних 15

1.4. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (самостоятельная подготовка к практическим занятиям) 18

1.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи 20

1.6. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности 24

Глава 2. Гражданская оборона — составная часть системы обороноспо­собности страны 28

2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи граж­данской обороны

2.2. Современные средства поражения и их поражающие факторы, меро­приятия по защите населения 33

2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникаю­щих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени 42

2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающихфакторов чрезвычайных ситуаций мирного ивоенного времени 44

2.5. Средства индивидуальной защиты 47

2.6. Организация проведения аварийно-спасательныхи других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций51

2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении 53

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний 56

3.1. Сохранение и укрепление здоровья—важная часть подготовки юно­ши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

3.2. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика 57

Глава 4. Основы здорового образа жизни 62

4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие

4.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека 67

4.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека 70

4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек 73

Раздел III. Основы военной службы

Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества 80

5.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации —

5.2. Организационная структура Вооруженных Сил. ВидыВооруженных Сил,рода войск. История их создания и предназначение86

5.3. Функции и основные задачи современных ВооруженныхСил России,их роль и место в системе обеспечения национальнойбезопасностистраны. Реформа Вооруженных Сил 94

5.4. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государ­ственной политики Российской Федерации по военному строительству 100

Глава 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России 103

6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитникаОтечества

6.2. Памяти поколений—дни воинской славы России106

6.3. Дружба, войсковое товарищество — основы боевой готовности частей и подразделений 117

Глава 7. Символы воинской чести 121

7.1. Боевое Знамя воинской части —символ воинской чести, доблести и славы —

7.2. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе123

7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации 128

Примерный расчет для маршрута в 10 км

№   Участок Магнитный Расстояние, Время,   Количество Приме-
п/п   пути   азимут* в м   в мин   пар шагов чание  
 
1.   Исходная    
    Точка    
    маршрута—    
    ориентир № 1 1650  
2. Ориентир №1— ориентир № 2 22,5
3.   № 2 — № 3 2100 31,5  
 
4.   № 3 — № 4 940|  
5. № 4 — № 5      
6. № 5 — № 6     22,5  
    Итого: 2 ч 49 мин
             

 

Примечание. Магнитный азимут—угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на ориентир.

Далее совместно с преподавателем следует определить необ­ходимое снаряжение группы для турпохода. В зависимостиотпоставленных учебных задач в группе можно иметь:

одну палатку;

костровое оборудование (таганок в чехле, пила в чехле, боль­шой и маленький топоры в чехлах, спички в непромокаемой упаковке);

кухонное оборудование (ведра плоские в чехлах);

маршрутные документы и оборудование (карты маршрута —2 экз., компасы —2 шт., групповые деньги, ремонтный набор, аптечка).

Примерный список личного снаряжения: рюкзак большой с широкими лямками и поясным ремнем; запасная обувь (кроссов­ки); куртка с капюшоном (штормовка); легкий головной убор (шапочка); две пары носков; полиэтиленовая накидка от дождя;

кружка, ложка, миска, складной нож; фляжка для питьевой воды.

Правильно подобранный набор личного снаряжения не должен превышать по весу 6—8 кг.

Далее необходимо потренироваться в правильной укладке рюкзака.

Вначале в рюкзак вкладывают большой полиэтиленовый пакет (вкладыш) для предохранения содержимого рюкзака от влаги. Затем внутрь вкладыша к спине укладывают мягкие вещи, далее — тяжелые: консервы, сахар, крупы.

Сверху продуктов и в карманы рюкзака укладывают вещи, которые могут понадобиться во время движения по маршруту. Личное снаряжение раскладывают в матерчатые или непромока­емые мешки, группируя их применительно к использованию. Пра­вильно уложенный рюкзак должен хорошо прилегать к спине вогнутой стороной.

Далее следует потренироваться в определении сторон горизонта по солнцу и часам. Этот способ дает удов­летворительные результаты зимой. Ле­том, особенно в южных широтах, ошиб­ки могут достигать более 25°.

Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы дер­жат горизонтально (рис. 1). Часовую стрелку направляют на солнце. Угол ме­жду часовой стрелкой и цифрой 12 (ес­ли часы установлены по местному вре­мени), цифрой 1 (если часы установлены по декретному времени, период ок­тябрь—апрель), цифрой 2 (если часы установлены по летнему времени, пе­риод апрель — октябрь) разделить по­полам. Биссектриса угла, образован­ного между часовой стрелкой и цифрами Рис. 1. Ориентирование на местности 12, 1, 2, соответственно покажет на- по часам и солнцу

правление на юг—север (юг будет находиться в стороне Солнца).

Определение направления дви­жения и его выдерживание. Для ре­шения данного вопроса необходимо вспомнить понятия магнитного и ис­тинного азимутов и порядок их опре­деления.

Азимут—это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориен­тир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°. Если за исходное направле­ние принимается географический ме­ридиан, азимут называется истинным;

если за исходное направление прини­мается магнитный меридиан (направ­ление магнитной стрелки компаса се­вер—юг), азимут называется магнитным (рис. 2).

С помощью компаса определяется магнитный меридиан. Истинный мери­диан снимается с топографической кар­ты. Для перехода от истинного мери­диана к магнитному необходимо знать величину магнитного скло­нения, которое указано на карте. В местах, где нет магнитных аномалий, истинный меридиан и магнитный имеют склонение 2—3°, что для нашего передвижения по азимуту практического значения не имеет. Приблизительно можно считать их равными, т. е. азимут, определенный по карте (истинный), можносчитатьравным магнитному.

2. Магнитный азимут

При подготовке к походу на карте необходимопроложитьмаршрут движения, определить контрольныеориентиры и ихистинные азимуты (снятые с карты).

Для выдерживания направления движенияна местности порассчитанным азимутам необходимо:

1) выйти в точку начала движения, с которой по карте вычис­ляется азимут на первый контрольный ориентир;

2) с помощью компаса определить магнитный азимут движе­ния. Для этого нужно установить на шкале компаса против мушки отсчет, равный значению заданного (определенного по карте) магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы север­ный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. Не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный пред­мет. Направление на него и будет направлением, соответствую­щим заданному азимуту.

При движениипо азимуту практическая ошибка выходанаконтрольный ориентир обычно бывает до одной десятой пройден­ного маршрута. Поэтому на маршруте желательно намечать про­межуточные ориентиры, в качестве которых выбирают не очень отдаленные, ярко выраженные предметы. Достигнув промежуточ­ного ориентира, операцию определения направления движения повторяют на следующий промежуточный ориентир.

В конце занятий необходимо еще раз уточнить время сбора.

Поход начинается с построения, во время которого проверя­ется готовность к походу (как одеты и обуты туристы). При осмотре рюкзаков необходимо проверить, не забыто ли что-нибудь из снаряжения или питания. Затем необходимо вспомнить о правилах поведения, особенностях маршрута, примерном вре­мени возвращения. После того как одежда, обувь, рюкзаки про­верены и неполадки устранены, группа установленным порядком следует к исходному пункту маршрута.

После прибытия группы в конечный пункт похода организуется большой привал. При остановке один-два человека идут за водой, один приступает к разжиганию костра, еще один — к образова­нию кострища, а остальные отправляются за топливом.

После того как принесены вода, дрова и разожжен костер, около него остаются дежурные, которые следят за огнем и гото­вят пищу. Остальные отдыхают.

Во время обеденного привала можно просушить одежду и снаряжение, потренироваться в выборе площадки и в установле­нии палатки. Продолжительность обеденного привала должна быть примерно 4 ч.

При разведении костра и обустройстве кострового места необходи­мо знать и соблюдать ряд правил.

Площадка для костра выбирается на открытом,но защищенном от ветра безопасном месте, желательно около воды. Костер следует разво­дить уже на вытоптанных площадках, на старых кострищах или на выбран­ном месте, предварительно сняв дерн. Все сухие листья, ветви, хвою, траву, которые могут загореться, следует отгрести от кострища на рассто­яние до 1—1,5 м.

Противопожарнаябезопасность —главное требование при выбореместа для костра.

Нельзя разводить костер ближе чем в 4—6 м от деревьев, смолистых пней или корней. Над костром не должны нависать ветви деревьев.

Не разжигайте огонь в хвойных молодняках. Здесь легко может вспыхнуть самый страшный, так называемый верховой, пожар.

Не разводите костер на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой. По ним огонь распространяется с большой скоростью.

Опасен костер на вырубках, где имеются остатки сучьев, веток, сухих листьев.

Не разводите костер на торфяниках. Помните, что тлеющий торф очень трудно затушить, даже заливая его водой. Незамеченное тление может легко превратиться в губительный торфяной пожар.

Не разводите костров в лесу на каменистых россыпях. В таких местах между камнями накапливается лесной хлам и перегной. Огонь, проник­ший в щели, может распространиться по глубоким и извилистым ходам между камнями. Потушить такой пожар почти невозможно. Из-за одного костра живописные, покрытые лесом холмы на многие годы могут пре­вратиться в мертвые груды камней.

Не следует оставлять костер (даже гаснущий) без присмотра.

Покидая место бивака, следует обязательно залить костер. Не надо думать, что если дрова уже прогорели и на кострище остались только тлеющие головешки и угли, то заливать его необязательно. Эти головешки могут разгореться спустя много времени после ухода группы.

После обеда, отдыха и отработки запланированных учебных заданий группа готовится к походу в исходный пункт маршрута.

Сборы группы начинаются с укладки рюкзаков и уборкиместа лаге­ря. Весь мусор тщательно собирают и сжигают. Пустые банки из-под консервов обжигают в костре и закапывают в землю, после чего разгре­бают и тушат костер, заливая его водой и забрасывая землей. Уходя с бивака, проверяют, не забыл ли кто своих вещей.

Далее определяют путь следования в исходный пункт. Движение по маршруту в обратном направлении осуществляют с соблюдением тех же правил, что и при движении к месту большого привала.

При возвращении в пункт сбора преподаватель проверяетобщеесостояние участников похода и отпускает их по домам.

1. Вспомните все известные вам способы определения сторон горизонта.

2. Каков порядок определения направления движения по заданному азимуту?

3. Подготовьте сообщение по теме «Порядокразбивкилагеря для большого привала».

4. Перечислите правила разведениякостра и мерыпожарной безопасности.

1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера {самостоятельная подготовка к практическим занятиям)

Однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попада­нии в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Поэтому при обсуждении на уроке этой темы целесо­образно использовать известные примеры, имевшие место в вашем городе, районе, населенном пункте. Опираясь на извест­ные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации.

Вы можете обсудить любые ситуации, которые считаете наи­более актуальными для вас.

Рассмотрим некоторые из них.

Неприятное соседство в транспорте. Если в вагоне, куда вы уже вошли, находится пьяная компания, проходите в следующий по ходу движения вагон. Не отвечайте на вызывающие реплики, не встречайтесь глазами с развязными пассажирами, будьте внеш­не равнодушны. Или проходите в такой вагон, где традиционно скапливаются пассажиры, например в предпоследний. Если вы опасаетесь хулиганов, садитесь ближе к пульту вызова милиции или стоп-крану.

Безопасное поведение на улице. Если вы идете по пустынной улице, придерживайтесь середины тротуара, чтобы вас не мог застать врасплох тот, кто прячется в дверном проеме, в кустах или в переулке. Старайтесь максимально не занимать руки и не засовывать их в карманы.

Девушкам советуем носить сумочку прижатой к телу и по­мнить: если кто-то выхватывает ее у вас — отдавайте, не разду­мывая. На всякий случай кладите ключи, кошелек и кредитные карточки в один карман, а все наличные деньги распределяйтепоразным карманам.

Необходимо постоянно приучать себя проигрывать мысленно различные ситуации (не только криминогенного характера), в которых вы можете оказаться. Тем самым вы всегда будете готовы поступить грамотно.

1. Перечислите способы самозащиты в криминоген­ной ситуации, известные вам из учебного материала прошлых лет.

2. Найдите и прочитайте в книгах, журналах, газета;

описания случаев поведения человека в криминоген­ных ситуациях, оцените, насколько грамотно он действовал.

УБЕЖИЩА

К убежищам относятся сооружения, обеспечивающие наибо­лее надежную защиту людей от всех поражающих факторов ядер­ного взрыва—ударной волны, светового излучения, проникаю­щей радиации (включая и нейтронный поток), радиоактивного заражения. Убежища защищают также от 0В и бактериальных средств, от высоких температур и вредных газов в зонахпожаров, от обвалов и обломков разрушений при взрывах.

Люди могут находиться в убежищах длительное время (рис. 9). Даже в заваленных убежищах безопасность обеспечивается в тече­ние нескольких суток.

 

Рис. 9. План убежища: 1—защитно-герметические двери; 2—шлюзовые камеры;

3 —помещение санитарного узла; 4— основное помещение для размещения людей; 5—галерея и оголовок аварийного входа; 6—фильтровентиляционная камера; 7—медицинская комната; 8— кладовая для продуктов (помещения 7 и 8 могут не устраиваться)

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ

Утомление — это состояние временного снижения работоспо­собности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление — это нормаль­ное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологи­ческих изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и тем­па реакций, в появлении ошибок, нарушении координации дви­жений.

Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочув­ствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.

Развитие утомления во многом связано с организацией режи­ма работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и по­степенно развивается переутомление.

Необходимо особо подчеркнуть, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) или приемом стимуляторов (чай, кофе). Это позволит продолжить работу,но может произойти полное исчер-

пание функциональных резервов, что в конечном итоге не исклю­чает возникновения в организме значительных патологических сдвигов.

Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять само­контроль за показателями длительности и интенсивности ум­ственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеетсамоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели само­контроля условно можно разделить на субъективные и объектив­ные. К субъективным показателям самоконтроля относят само­чувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.

Самочувствие — это суммарный показатель, который склады­вается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспе­чивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна — признак пере­утомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для конт­роля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных со­кращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоян­ный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рацио­нально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.

Для профилактики переутомления необходимо научиться учи­тывать психологические аспекты своего состояния, т. е. любая нагрузка — умственная или физическая—должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если дан­ное человеку задание превышает его возможности, то он по-

чувствует перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилак­тики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки.

Таким образом, умение планировать свою нагрузку в соответ­ствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Вопросы и задания

1. Что такое биологические ритмы?

2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни?

3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению у вас усталости?

4. Какие виды физических нагрузок более эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность?

5. Как влияет на ваше самочувствие длительный про­смотр телепередач?

6. Какой режим дня вы считаете наиболее эффектив­ным в период подготовки к контрольным работам и экзаменам?

АЛКОГОЛЬ

Алкоголь, или спирт, является наркотическим ядом, он дей­ствует прежде всего на клетки головного мозга, парализуя их. Доза в 7—8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертель­ной для человека. По данным Всемирной организации здравоох­ранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн человеческих жизней.

Алкоголь оказывает на организм глубокое и длительное ослаб­ляющее действие. Например, всего 80 г алкоголя действуют целые сутки. Прием даже небольших доз алкоголя понижает работоспособность и ведет к быстрой утомляемости, рассеянно­сти, затрудняет правильное восприятие событий.

Некоторые люди считают спиртное чудодейственным лекар­ством, способным излечивать чуть ли не все болезни. Между тем исследования специалистов показали, что алкогольные напитки никакими целебными свойствами не обладают. Учеными доказа­но и то, что нет безопасных доз алкоголя, уже 100 г водки губят 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга.

Алкоголь — внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека. В результате систематического употребления алкоголя развивается болезненное пристрастие к нему. Теряется чувство меры и контроль над количеством потреб­ляемого алкоголя.

Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внима­ния, ясности восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев. По официальным данным, в США ежегодно регистрируется 400 тыс. травм, получа­емых в состоянии опьянения. В Москве до 30% поступивших в больницы с тяжелыми травмами составляют люди, находящиеся в состоянии опьянения.

Особенно пагубно влияние алкоголя на печень, при длитель­ном его употреблении развиваются хронический гепатит и цирроз печени. Алкоголь вызывает (в том числе и у лиц молодого возра­ста) нарушения регуляции тонуса сосудов, сердечного ритма, обмена в тканях сердца и мозга, необратимые изменения клеток этих тканей. Гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь серд­ца и другие поражения сердечно-сосудистой системы вдвое чаще приводят к смерти употребляющих спиртное, чем непьющих. Ал­коголь оказывает вредное влияние на железы внутренней секре­ции и в первую очередь на половые железы; снижение половой

функции наблюдается у 1/3 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Алкоголизм существенно влияет на структуру смерт­ности населения.

Прежде чем взять рюмку спиртного, кем бы она ни была предложена, подумай: или ты хочешь быть здоровым, жизнерадо­стным, способным воплотить свои желания в жизнь, или ты с этого шага начнешь уничтожать себя. Подумай и прими правиль­ное решение.

КУРЕНИЕ

Курение табака (никотинизм) — вредная привычка, заключаю­щаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Можно сказать, что это одна из форм токсикомании. Курение оказывает отрицатель­ное влияние на здоровье курильщиков и окружающих лиц.

Активным началом табачного дыма является никотин, который практически мгновенно попадает в кровоток через альвеолы лег­ких. Кроме никотина, в табачном дыме содержится большое количество продуктов сгорания табачных листьев и веществ, ис­пользуемых при технологической обработке, они также оказывают вредное влияние на организм.

По данным фармакологов, табачный дым, кроме никотина, содержит угарный газ, пиридиновые основания, синильную кис­лоту, сероводород, углекислоту, аммиак, эфирные масла и кон­центрат из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегон­ки табака, называемый табачным дегтем. В последнем содержится около сотни химических соединений веществ, в том числе радио­активный изотоп калия, мышьяк и ряд ароматических полицикли­ческих углеводородов — канцерогенов.

Отмечено, что табак вредно действует на организм, и в первую очередь на нервную систему, вначале возбуждая, а затем угнетая ее. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается.

Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носо­глотка. Температура дыма в полости рта около 50—60°С. Чтобы ввести дым из полости рта и носоглотки в легкие, курильщик вдыхает порцию воздуха. Температура воздуха, поступающего в рот, примерно на 40° ниже температуры дыма. Перепады темпе­ратуры вызывают со временем на эмали зубов микроскопические трещины. Зубы у курильщиков начинают разрушаться раньше, чем у некурящих людей.

Нарушение зубной эмали способствует отложению на повер­хности зубов табачного дегтя, отчего зубы приобретают желтова­тый цвет, а полость рта издает специфический запах.

Табачный дым раздражает слюнные железы. Часть слюны куриль­щик проглатывает. Ядовитые вещества дыма, растворяясь в слюне, действуют на слизистую оболочку желудка, что может привести в конечном результате к язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом

(воспалением бронхов с преимущественным поражением их сли­зистой оболочки). Хроническое раздражение табачным дымом голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звон­кость и чистоту, что особенно заметно у девушек и женщин.

В результате поступления дыма в легкие кровь в альвеолярных капиллярах, вместо того чтобы обогатиться кислородом, насыща­ется угарным газом, который, соединяясь с гемоглобином, исклю­чает часть гемоглобина из процесса нормального дыхания. Насту­пает кислородное голодание. Из-за этого прежде всего страдает сердечная мышца.

Синильная кислота хронически отравляет нервную систему. Аммиак раздражает слизистые оболочки, снижается сопротивля­емость легких к различным инфекционным заболеваниям, в част­ности к туберкулезу.

Но основное отрицательное воздействиена организм челове­ка при курении оказывает никотин.

Никотин — сильный яд. Смертельная доза никотина для чело­века составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т. е. около 50—70 мг для подростка. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит полпачки сигарет. Согласно данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирают 2,5 млн человек.

Отметим, что, по мнению специалистов здравоохранения, при­страстие к курению табака сродни наркомании: люди курят не потому, что хотят курить, а потому, что не могут бросить эту привычку.

Действительно, начать курить легко, а вот отвыкнуть от куре­ния в дальнейшем очень трудно. Начав курить, можно стать рабом этой привычки, медленно и верно уничтожая свое здоровье, которое природа дала для других целей - труда и созидания, самосовершенствования, любви и счастья.

О НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

Наркомания — тяжелое заболевание, вызываемое злоупотреб­лением наркотиков, и приобретенное патологическое пристрас­тие к ним.

Наркотические вещества растительного происхождения, обла­дающие особым одурманивающим действием на человека, были известны человечеству очень давно. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обыча­ями. Много лет назад наркотики использовались служителями различных религий для достижения состояния экстаза при испол­нении культовых обрядов.

Другой исторически сложившийся тип потребления наркоти­ков присущ области медицины — в качестве успокоительных, обез­боливающих и снотворных средств.

Третий тип потребления наркотиков — использование их для развития внешне не обусловленных психических состояний, свя-

занных с переживанием удовольствия, комфорта, подъема на­строения, психического и физического тонуса, кайфа.

Резкий толчок распространения наркотиков во всем мире дало бурное развитие в XIX—XX вв. химии, в том числе химии лекар­ственных веществ.

Таким образом, поднаркотиком следует понимать химичес­кие вещества синтетического или растительного происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое, специфи­ческое действие на нервную систему и весь организм человека, приводят к снятию болевых ощущений, изменению настроения, психического и физического тонуса. Достижение этих состояний с помощью наркотиков называется наркотическим опьянением.

В нашей стране встречаются четыре вида наркомании:

опийная наркомания (злоупотребление опием и входящими в его состав алкалоидами и синтетическими заменителями морфина);

гашишизм (злоупотребление теми сортами конопли, которые содержат достаточное количество тетрагидрокаккабинона);

наркомания, вызванная стимуляторами (в основном эфедрином);

наркомания, вызванная некоторыми снотворными средствами, относящимися к наркотикам.

Больными наркоманией чаще становятся лица, легко поддаю­щиеся внушению, лишенные интересов, плохо контролирующие свои желания.

Скорость развития наркомании зависит от химического стро­ения наркотика, способа его введения, частоты приема, дозиров­ки и индивидуальных особенностей организма.

Начальным этапом наркомании является переход от эпизоди­ческого к регулярному приему наркотика, повышение выносливо­сти к нему, появление влечения к наркотическому отравлению. Если в начале приема наркотиков возникает субъективно непри­ятное состояние, то вскоре оно исчезает и каждый прием нарко­тиков вызывает эйфорию.

Прием опиатов (опия, морфина и др.) вызывает ощущение приятного тепла, безболезненного «толчка» в голове, состояние блаженства. Затем начинается быстрая смена приятных представ­лений на фоне блаженного покоя с грезоподобными фантазиями.

Гашишное опьянение сопровождается дурашливостью, немо­тивированной смешливостью, подвижностью, нарушениями вос­приятия окружающего и мышления.

После введения раствора, содержащего эфедрин, возникает состояние, напоминающее экстаз (чувство легкости в теле, осо­бая четкость восприятия окружающего, ощущение единения с природой и миром и др.).

По мере развития наркомании повышается выносливость к наркотику, прежние дозы не дают эйфории. Далее начинается прием увеличивающихся доз, изменяется картина действия нарко­тика. В частности, при морфинизме и злоупотреблении другими опиатами вместо блаженногопокоя возникает состояние бодрости

с ощущением прилива сил и стремление к общению. Гашиш вызы­вает у наркомана приподнятое настроение с переоценкой его психических возможностей, различные нарушения мышления; при долгом употреблении эфедрина сокращается длительность эйфо­рии, исчезают некоторые телесные ощущения, возникающие вна­чале.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.028 с.)