Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Москва «Просвещение» 2002 УДК 373.167.1:614.8 ББК 68.9я72 С50 Рецензенты: начальник группы подготовки граждан по основам военной службы Министерства обороны РФ К. В. Цуканов; кандидат медицинских наук П. В. Ижевский; преподаватель-организатор ОБЖ УВК № 1837 Москвы Т. А. Батяева В книге использованы фотоматериалы Центра по распространению информации (при пресс-службе Министерства обороны РФ) и фотохроники ИТАР — ТАСС. В написании главы 5 принимал участие М. В. Маслов. Смирнов А. Т. С50 Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2002.— 160 с., 8 л. ил.: ил.—ISBN 5-09-011133-2. Эта книга и ее продолжение (11 кл.) содержат обязательный минимум учебного материала по курсу ОБЖ для средней общеобразовательной школы, рекомендованный Министерством образования РФ. Особое место уделяется «Основам военной службы» — новому разделу в курсе ОБЖ. Второе издание вышло в 2001 г. УДК 373.167.1:614.8 ББК 68.9я72 Учебное издание Смирнов Анатолий Тихонович. Мишин Борис Иванович. Васнев Виктор Алексеевич. с Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений Зав. редакцией М. В. Маслов. Редакторы М. В. Маслов, Н. А. Цуканова. Младший редактор Е. И. Туманова. Художники Н. П. Лобанев, М. Б. Патрушева, В. А. Сайчук. Художественный редактор Н. А. Парцевская. Технические редакторы С. С. Якушкина, Н. В. Семенова. Корректоры И. В. Чернова, Р. П. Евдокимова. Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано к печати с диапозитивов 09.07.02. Формат 70x901/16. Бумага писчая № 1. Гарнитура Прагматика. Печать офсетная. Усл. печ. л. 11,7+0,37 форз.+1,17 вкл. Усл. кр.-отт. 29,98. Уч.-изд. л. 10,63+0,53 форз.+0,97 вкл. Доп. тираж 50 000 экз. Заказ № 1980. Федеральное государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного Знамени Издательство «Просвещение» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Отпечатано на ФГУП Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 170040, Тверь, проспект 50-летия Октября, 46. ISBN 5-09-011133-2 © Издательство «Просвещение», 2000 © Издательство «Просвещение», 2002, с изменениями и дополнениями © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2000 Все права защищены Оглавление Введение 5 Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения 8 1.1. Правила поведения в условиях вынужденнойавтономии в природных условиях (самостоятельная подготовка к практическим занятиям) — 1.2 Правила поведения в ситуациях криминогенногохарактера (самостоятельная подготовка к практическим занятиям) 14 1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних 15 1.4. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (самостоятельная подготовка к практическим занятиям) 18 1.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи 20 1.6. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности 24 Глава 2. Гражданская оборона — составная часть системы обороноспособности страны 28 2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны — 2.2. Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения 33 2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени 42 2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающихфакторов чрезвычайных ситуаций мирного ивоенного времени 44 2.5. Средства индивидуальной защиты 47 2.6. Организация проведения аварийно-спасательныхи других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций 51 2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении 53 Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний 56 3.1. Сохранение и укрепление здоровья—важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности — 3.2. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика 57 Глава 4. Основы здорового образа жизни 62 4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие — 4.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека 67 4.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека 70 4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек 73 Раздел III. Основы военной службы Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества 80 5.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации — 5.2. Организационная структура Вооруженных Сил. ВидыВооруженных Сил,рода войск. История их создания и предназначение 86 5.3. Функции и основные задачи современных ВооруженныхСил России,их роль и место в системе обеспечения национальнойбезопасностистраны. Реформа Вооруженных Сил 94 5.4. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству 100 Глава 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России 103 6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитникаОтечества — 6.2. Памяти поколений—дни воинской славы России 106 6.3. Дружба, войсковое товарищество — основы боевой готовности частей и подразделений 117 Глава 7. Символы воинской чести 121 7.1. Боевое Знамя воинской части —символ воинской чести, доблести и славы — 7.2. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе 123 7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации 128 Примерный расчет для маршрута в 10 км
Примечание. Магнитный азимут—угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на ориентир. Далее совместно с преподавателем следует определить необходимое снаряжение группы для турпохода. В зависимости от поставленных учебных задач в группе можно иметь: одну палатку; костровое оборудование (таганок в чехле, пила в чехле, большой и маленький топоры в чехлах, спички в непромокаемой упаковке); кухонное оборудование (ведра плоские в чехлах); маршрутные документы и оборудование (карты маршрута —2 экз., компасы —2 шт., групповые деньги, ремонтный набор, аптечка). Примерный список личного снаряжения: рюкзак большой с широкими лямками и поясным ремнем; запасная обувь (кроссовки); куртка с капюшоном (штормовка); легкий головной убор (шапочка); две пары носков; полиэтиленовая накидка от дождя; кружка, ложка, миска, складной нож; фляжка для питьевой воды. Правильно подобранный набор личного снаряжения не должен превышать по весу 6—8 кг. Далее необходимо потренироваться в правильной укладке рюкзака. Вначале в рюкзак вкладывают большой полиэтиленовый пакет (вкладыш) для предохранения содержимого рюкзака от влаги. Затем внутрь вкладыша к спине укладывают мягкие вещи, далее — тяжелые: консервы, сахар, крупы. Сверху продуктов и в карманы рюкзака укладывают вещи, которые могут понадобиться во время движения по маршруту. Личное снаряжение раскладывают в матерчатые или непромокаемые мешки, группируя их применительно к использованию. Правильно уложенный рюкзак должен хорошо прилегать к спине вогнутой стороной. Далее следует потренироваться в определении сторон горизонта по солнцу и часам. Этот способ дает удовлетворительные результаты зимой. Летом, особенно в южных широтах, ошибки могут достигать более 25°. Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы держат горизонтально (рис. 1). Часовую стрелку направляют на солнце. Угол между часовой стрелкой и цифрой 12 (если часы установлены по местному времени), цифрой 1 (если часы установлены по декретному времени, период октябрь—апрель), цифрой 2 (если часы установлены по летнему времени, период апрель — октябрь) разделить пополам. Биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой и цифрами Рис. 1. Ориентирование на местности 12, 1, 2, соответственно покажет на- по часам и солнцу правление на юг—север (юг будет находиться в стороне Солнца). Определение направления движения и его выдерживание. Для решения данного вопроса необходимо вспомнить понятия магнитного и истинного азимутов и порядок их определения. Азимут—это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°. Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса север—юг), азимут называется магнитным (рис. 2). С помощью компаса определяется магнитный меридиан. Истинный меридиан снимается с топографической карты. Для перехода от истинного меридиана к магнитному необходимо знать величину магнитного склонения, которое указано на карте. В местах, где нет магнитных аномалий, истинный меридиан и магнитный имеют склонение 2—3°, что для нашего передвижения по азимуту практического значения не имеет. Приблизительно можно считать их равными, т. е. азимут, определенный по карте (истинный), можно считать равным магнитному.
При подготовке к походу на карте необходимо проложить маршрут движения, определить контрольные ориентиры и их истинные азимуты (снятые с карты). Для выдерживания направления движения на местности по рассчитанным азимутам необходимо: 1) выйти в точку начала движения, с которой по карте вычисляется азимут на первый контрольный ориентир; 2) с помощью компаса определить магнитный азимут движения. Для этого нужно установить на шкале компаса против мушки отсчет, равный значению заданного (определенного по карте) магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. Не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный предмет. Направление на него и будет направлением, соответствующим заданному азимуту. При движении по азимуту практическая ошибка выхода на контрольный ориентир обычно бывает до одной десятой пройденного маршрута. Поэтому на маршруте желательно намечать промежуточные ориентиры, в качестве которых выбирают не очень отдаленные, ярко выраженные предметы. Достигнув промежуточного ориентира, операцию определения направления движения повторяют на следующий промежуточный ориентир. В конце занятий необходимо еще раз уточнить время сбора. Поход начинается с построения, во время которого проверяется готовность к походу (как одеты и обуты туристы). При осмотре рюкзаков необходимо проверить, не забыто ли что-нибудь из снаряжения или питания. Затем необходимо вспомнить о правилах поведения, особенностях маршрута, примерном времени возвращения. После того как одежда, обувь, рюкзаки проверены и неполадки устранены, группа установленным порядком следует к исходному пункту маршрута. После прибытия группы в конечный пункт похода организуется большой привал. При остановке один-два человека идут за водой, один приступает к разжиганию костра, еще один — к образованию кострища, а остальные отправляются за топливом. После того как принесены вода, дрова и разожжен костер, около него остаются дежурные, которые следят за огнем и готовят пищу. Остальные отдыхают. Во время обеденного привала можно просушить одежду и снаряжение, потренироваться в выборе площадки и в установлении палатки. Продолжительность обеденного привала должна быть примерно 4 ч. При разведении костра и обустройстве кострового места необходимо знать и соблюдать ряд правил. Площадка для костра выбирается на открытом, но защищенном от ветра безопасном месте, желательно около воды. Костер следует разводить уже на вытоптанных площадках, на старых кострищах или на выбранном месте, предварительно сняв дерн. Все сухие листья, ветви, хвою, траву, которые могут загореться, следует отгрести от кострища на расстояние до 1—1,5 м. Противопожарная безопасность — главное требование при выборе места для костра. Нельзя разводить костер ближе чем в 4—6 м от деревьев, смолистых пней или корней. Над костром не должны нависать ветви деревьев. Не разжигайте огонь в хвойных молодняках. Здесь легко может вспыхнуть самый страшный, так называемый верховой, пожар. Не разводите костер на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой. По ним огонь распространяется с большой скоростью. Опасен костер на вырубках, где имеются остатки сучьев, веток, сухих листьев. Не разводите костер на торфяниках. Помните, что тлеющий торф очень трудно затушить, даже заливая его водой. Незамеченное тление может легко превратиться в губительный торфяной пожар. Не разводите костров в лесу на каменистых россыпях. В таких местах между камнями накапливается лесной хлам и перегной. Огонь, проникший в щели, может распространиться по глубоким и извилистым ходам между камнями. Потушить такой пожар почти невозможно. Из-за одного костра живописные, покрытые лесом холмы на многие годы могут превратиться в мертвые груды камней. Не следует оставлять костер (даже гаснущий) без присмотра. Покидая место бивака, следует обязательно залить костер. Не надо думать, что если дрова уже прогорели и на кострище остались только тлеющие головешки и угли, то заливать его необязательно. Эти головешки могут разгореться спустя много времени после ухода группы. После обеда, отдыха и отработки запланированных учебных заданий группа готовится к походу в исходный пункт маршрута. Сборы группы начинаются с укладки рюкзаков и уборки места лагеря. Весь мусор тщательно собирают и сжигают. Пустые банки из-под консервов обжигают в костре и закапывают в землю, после чего разгребают и тушат костер, заливая его водой и забрасывая землей. Уходя с бивака, проверяют, не забыл ли кто своих вещей. Далее определяют путь следования в исходный пункт. Движение по маршруту в обратном направлении осуществляют с соблюдением тех же правил, что и при движении к месту большого привала. При возвращении в пункт сбора преподаватель проверяет общее состояние участников похода и отпускает их по домам. 1. Вспомните все известные вам способы определения сторон горизонта. 2. Каков порядок определения направления движения по заданному азимуту? 3. Подготовьте сообщение по теме «Порядок разбивки лагеря для большого привала». 4. Перечислите правила разведения костра и меры пожарной безопасности. 1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера {самостоятельная подготовка к практическим занятиям) Однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попадании в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Поэтому при обсуждении на уроке этой темы целесообразно использовать известные примеры, имевшие место в вашем городе, районе, населенном пункте. Опираясь на известные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации. Вы можете обсудить любые ситуации, которые считаете наиболее актуальными для вас. Рассмотрим некоторые из них. Неприятное соседство в транспорте. Если в вагоне, куда вы уже вошли, находится пьяная компания, проходите в следующий по ходу движения вагон. Не отвечайте на вызывающие реплики, не встречайтесь глазами с развязными пассажирами, будьте внешне равнодушны. Или проходите в такой вагон, где традиционно скапливаются пассажиры, например в предпоследний. Если вы опасаетесь хулиганов, садитесь ближе к пульту вызова милиции или стоп-крану. Безопасное поведение на улице. Если вы идете по пустынной улице, придерживайтесь середины тротуара, чтобы вас не мог застать врасплох тот, кто прячется в дверном проеме, в кустах или в переулке. Старайтесь максимально не занимать руки и не засовывать их в карманы. Девушкам советуем носить сумочку прижатой к телу и помнить: если кто-то выхватывает ее у вас — отдавайте, не раздумывая. На всякий случай кладите ключи, кошелек и кредитные карточки в один карман, а все наличные деньги распределяйте по разным карманам. Необходимо постоянно приучать себя проигрывать мысленно различные ситуации (не только криминогенного характера), в которых вы можете оказаться. Тем самым вы всегда будете готовы поступить грамотно. 1. Перечислите способы самозащиты в криминогенной ситуации, известные вам из учебного материала прошлых лет. 2. Найдите и прочитайте в книгах, журналах, газета; описания случаев поведения человека в криминогенных ситуациях, оцените, насколько грамотно он действовал. УБЕЖИЩА К убежищам относятся сооружения, обеспечивающие наиболее надежную защиту людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва—ударной волны, светового излучения, проникающей радиации (включая и нейтронный поток), радиоактивного заражения. Убежища защищают также от 0В и бактериальных средств, от высоких температур и вредных газов в зонах пожаров, от обвалов и обломков разрушений при взрывах. Люди могут находиться в убежищах длительное время (рис. 9). Даже в заваленных убежищах безопасность обеспечивается в течение нескольких суток.
Рис. 9. План убежища: 1— защитно-герметические двери; 2— шлюзовые камеры; 3 —помещение санитарного узла; 4— основное помещение для размещения людей; 5—галерея и оголовок аварийного входа; 6—фильтровентиляционная камера; 7—медицинская комната; 8— кладовая для продуктов (помещения 7 и 8 могут не устраиваться) ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ Утомление — это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление — это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека. Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений. Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость. Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление. Необходимо особо подчеркнуть, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) или приемом стимуляторов (чай, кофе). Это позволит продолжить работу, но может произойти полное исчер- пание функциональных резервов, что в конечном итоге не исключает возникновения в организме значительных патологических сдвигов. Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности. Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения. Самочувствие — это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое. Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления. Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна — признак переутомления. Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии. К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач. Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, т. е. любая нагрузка — умственная или физическая—должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если данное человеку задание превышает его возможности, то он по- чувствует перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилактики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки. Таким образом, умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни. Вопросы и задания 1. Что такое биологические ритмы? 2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? 3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению у вас усталости? 4. Какие виды физических нагрузок более эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность? 5. Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач? 6. Какой режим дня вы считаете наиболее эффективным в период подготовки к контрольным работам и экзаменам? АЛКОГОЛЬ Алкоголь, или спирт, является наркотическим ядом, он действует прежде всего на клетки головного мозга, парализуя их. Доза в 7—8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертельной для человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн человеческих жизней. Алкоголь оказывает на организм глубокое и длительное ослабляющее действие. Например, всего 80 г алкоголя действуют целые сутки. Прием даже небольших доз алкоголя понижает работоспособность и ведет к быстрой утомляемости, рассеянности, затрудняет правильное восприятие событий. Некоторые люди считают спиртное чудодейственным лекарством, способным излечивать чуть ли не все болезни. Между тем исследования специалистов показали, что алкогольные напитки никакими целебными свойствами не обладают. Учеными доказано и то, что нет безопасных доз алкоголя, уже 100 г водки губят 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга. Алкоголь — внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека. В результате систематического употребления алкоголя развивается болезненное пристрастие к нему. Теряется чувство меры и контроль над количеством потребляемого алкоголя. Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внимания, ясности восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев. По официальным данным, в США ежегодно регистрируется 400 тыс. травм, получаемых в состоянии опьянения. В Москве до 30% поступивших в больницы с тяжелыми травмами составляют люди, находящиеся в состоянии опьянения. Особенно пагубно влияние алкоголя на печень, при длительном его употреблении развиваются хронический гепатит и цирроз печени. Алкоголь вызывает (в том числе и у лиц молодого возраста) нарушения регуляции тонуса сосудов, сердечного ритма, обмена в тканях сердца и мозга, необратимые изменения клеток этих тканей. Гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и другие поражения сердечно-сосудистой системы вдвое чаще приводят к смерти употребляющих спиртное, чем непьющих. Алкоголь оказывает вредное влияние на железы внутренней секреции и в первую очередь на половые железы; снижение половой функции наблюдается у 1/3 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Алкоголизм существенно влияет на структуру смертности населения. Прежде чем взять рюмку спиртного, кем бы она ни была предложена, подумай: или ты хочешь быть здоровым, жизнерадостным, способным воплотить свои желания в жизнь, или ты с этого шага начнешь уничтожать себя. Подумай и прими правильное решение. КУРЕНИЕ Курение табака (никотинизм) — вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Можно сказать, что это одна из форм токсикомании. Курение оказывает отрицательное влияние на здоровье курильщиков и окружающих лиц. Активным началом табачного дыма является никотин, который практически мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Кроме никотина, в табачном дыме содержится большое количество продуктов сгорания табачных листьев и веществ, используемых при технологической обработке, они также оказывают вредное влияние на организм. По данным фармакологов, табачный дым, кроме никотина, содержит угарный газ, пиридиновые основания, синильную кислоту, сероводород, углекислоту, аммиак, эфирные масла и концентрат из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемый табачным дегтем. В последнем содержится около сотни химических соединений веществ, в том числе радиоактивный изотоп калия, мышьяк и ряд ароматических полициклических углеводородов — канцерогенов. Отмечено, что табак вредно действует на организм, и в первую очередь на нервную систему, вначале возбуждая, а затем угнетая ее. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Температура дыма в полости рта около 50—60°С. Чтобы ввести дым из полости рта и носоглотки в легкие, курильщик вдыхает порцию воздуха. Температура воздуха, поступающего в рот, примерно на 40° ниже температуры дыма. Перепады температуры вызывают со временем на эмали зубов микроскопические трещины. Зубы у курильщиков начинают разрушаться раньше, чем у некурящих людей. Нарушение зубной эмали способствует отложению на поверхности зубов табачного дегтя, отчего зубы приобретают желтоватый цвет, а полость рта издает специфический запах. Табачный дым раздражает слюнные железы. Часть слюны курильщик проглатывает. Ядовитые вещества дыма, растворяясь в слюне, действуют на слизистую оболочку желудка, что может привести в конечном результате к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом (воспалением бронхов с преимущественным поражением их слизистой оболочки). Хроническое раздражение табачным дымом голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звонкость и чистоту, что особенно заметно у девушек и женщин. В результате поступления дыма в легкие кровь в альвеолярных капиллярах, вместо того чтобы обогатиться кислородом, насыщается угарным газом, который, соединяясь с гемоглобином, исключает часть гемоглобина из процесса нормального дыхания. Наступает кислородное голодание. Из-за этого прежде всего страдает сердечная мышца. Синильная кислота хронически отравляет нервную систему. Аммиак раздражает слизистые оболочки, снижается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулезу. Но основное отрицательное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин. Никотин — сильный яд. Смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т. е. около 50—70 мг для подростка. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит полпачки сигарет. Согласно данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирают 2,5 млн человек. Отметим, что, по мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к курению табака сродни наркомании: люди курят не потому, что хотят курить, а потому, что не могут бросить эту привычку. Действительно, начать курить легко, а вот отвыкнуть от курения в дальнейшем очень трудно. Начав курить, можно стать рабом этой привычки, медленно и верно уничтожая свое здоровье, которое природа дала для других целей - труда и созидания, самосовершенствования, любви и счастья. О НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ Наркомания — тяжелое заболевание, вызываемое злоупотреблением наркотиков, и приобретенное патологическое пристрастие к ним. Наркотические вещества растительного происхождения, обладающие особым одурманивающим действием на человека, были известны человечеству очень давно. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями. Много лет назад наркотики использовались служителями различных религий для достижения состояния экстаза при исполнении культовых обрядов. Другой исторически сложившийся тип потребления наркотиков присущ области медицины — в качестве успокоительных, обезболивающих и снотворных средств. Третий тип потребления наркотиков — использование их для развития внешне не обусловленных психических состояний, свя- занных с переживанием удовольствия, комфорта, подъема настроения, психического и физического тонуса, кайфа. Резкий толчок распространения наркотиков во всем мире дало бурное развитие в XIX—XX вв. химии, в том числе химии лекарственных веществ. Таким образом, под наркотиком следует понимать химические вещества синтетического или растительного происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое, специфическое действие на нервную систему и весь организм человека, приводят к снятию болевых ощущений, изменению настроения, психического и физического тонуса. Достижение этих состояний с помощью наркотиков называется наркотическим опьянением. В нашей стране встречаются четыре вида наркомании: опийная наркомания (злоупотребление опием и входящими в его состав алкалоидами и синтетическими заменителями морфина); гашишизм (злоупотребление теми сортами конопли, которые содержат достаточное количество тетрагидрокаккабинона); наркомания, вызванная стимуляторами (в основном эфедрином); наркомания, вызванная некоторыми снотворными средствами, относящимися к наркотикам. Больными наркоманией чаще становятся лица, легко поддающиеся внушению, лишенные интересов, плохо контролирующие свои желания. Скорость развития наркомании зависит от химического строения наркотика, способа его введения, частоты приема, дозировки и индивидуальных особенностей организма. Начальным этапом наркомании является переход от эпизодического к регулярному приему наркотика, повышение выносливости к нему, появление влечения к наркотическому отравлению. Если в начале приема наркотиков возникает субъективно неприятное состояние, то вскоре оно исчезает и каждый прием наркотиков вызывает эйфорию. Прием опиатов (опия, морфина и др.) вызывает ощущение приятного тепла, безболезненного «толчка» в голове, состояние блаженства. Затем начинается быстрая смена приятных представлений на фоне блаженного покоя с грезоподобными фантазиями. Гашишное опьянение сопровождается дурашливостью, немотивированной смешливостью, подвижностью, нарушениями восприятия окружающего и мышления. После введения раствора, содержащего эфедрин, возникает состояние, напоминающее экстаз (чувство легкости в теле, особая четкость восприятия окружающего, ощущение единения с природой и миром и др.). По мере развития наркомании повышается выносливость к наркотику, прежние дозы не дают эйфории. Далее начинается прием увеличивающихся доз, изменяется картина действия наркотика. В частности, при морфинизме и злоупотреблении другими опиатами вместо блаженного покоя возникает состояние бодрости с ощущением прилива сил и стремление к общению. Гашиш вызывает у наркомана приподнятое настроение с переоценкой его психических возможностей, различные нарушения мышления; при долгом употреблении эфедрина сокращается длительность эйфории, исчезают некоторые телесные ощущения, возникающие вначале. Прекращение приема наркотиков приводит к болезненным состояниям. При опийной наркомании это выражается в появлении беспокойства, озноба, мучительных
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.43.194 (0.014 с.) |