Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданская оборона — составная часть системы обороноспособности страны

Поиск

Глава 1

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях [самостоятельная подготовка к практическим занятиям)

Автономное существование человека в природе требует от него серьезной психологической и физической подготовки, так как он попадает в необычные для него условия существования. Вопросы о поведении человека при автономном существовании в природных условиях были подробно рассмотрены в VI классе.

Причины, приводящие человека к автономному существова­нию в природных условиях, могут быть самые разнообразные. Автономное существование человека может быть добровольным и вынужденным. Вспомним, что русский художник и путешествен­ник Федор Конюхов на яхте за 224 дня проплыл вокруг света без заходов в порты. Он совершил три лыжных похода к Северному полюсу, в том числе одиночный. Это — добровольное существова­ние человека в природе.

Вынужденная автономия может быть связана с аварией транс­портных средств или ошибками в поведении человека, находяще­гося в природных условиях (заблудился, отстал от группы и др.).

Во всех случаях вынужденной автономии в природных услови­ях человек стремится выйти к людям, т. е. вернуться к привычным условиям существования. Благоприятный выход из такой ситуа­ции всегда зависит от степени подготовленности человека, т. е. нужны конкретные знания и определенные навыки поведения в природных условиях (обеспечение водой, ночлегом, ориентиро­вание на местности и продвижение в заданном направлении).

Наиболее доступным и эффективным способом приобретения навыков поведения в природных условиях можно считать подготовку и проведение турпоходов. Туристские походы предоставляют пре­красные возможности для совершенствования духовного и физичес­кого здоровья человека. Однако, чтобы любой поход прошел успешно и доставил максимальное удовольствие, к нему необходимо хорошо готовиться и знать основные правила безопасного поведения.

Такие занятия в школе готовятся и проводятся, как правило, преподавателем. Группы формируются для похода в зависимости от количества обучающихся. В группу для похода должно входить не более 15 человек. По составу и физической подготовке обуча­емых группы должны быть равноценными.

После распределения по группам приступают к подготовке. Подготовку целесообразно начать с изучения района похода и выбора конечной точки похода (живописное место, озеро, берег реки, лесная поляна и т. д.) и определения маршрута движения. Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода не открытие «новых земель», а отработка навыков поведения в природных условиях.

Для выбора конечной точки маршрута необходимо руковод­ствоваться тремя основными критериями: участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организация приготов­ления обеда и отдыха туристов, а также отработка туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.); расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону; расчет светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную точку с резервом не менее чем 1 ч.

Исходя из вышесказанного составляются необходимые расче­ты по организации и проведению похода.

1. Определение светлого времени. Для примера рас­смотрим выходные дни в мае в средней полосе.

 

Число, день в мае 2002 г.
                 
  суббота воскр. суббота воскр. суббота воскр. суббота воскр.
Восход солнца                
                 
Заход солнца   21.09 21.11 :     21.24 21.35 21.37 21.47 21.49
Долгота дня 15.25 15.29     15.56 16.18 16.22 16.41 16.45

 

2. Определение оптимального времени сбора группы и выхода в поход. Расчет необходимо производить от определе­ния времени возвращения к месту сбора + 1 час. В мае это может быть время 20 часов + 2 часа (1 час декретный + 1 час летнего времени) = 22 часа (10 часов вечера).

3. Определение времени пребывания в походе с учетом решаемых задач: время в движении к месту большого привала— до трех ходовых часов и 3 ч на возвращение в исходную точку маршрута; 4 ч пребывания на большом привале. Итого 10 ч време­ни на собственно турпоход.

Если до исходной точки маршрута, возможно, придется доби­раться каким-либо видом транспорта (автобус, электричка), то на

это также необходимо предусмотреть время. Допустим, оно со­ставит 1,5 ч. Следовательно, туда и обратно 3 ч.

Таким образом, на сам поход необходимо 10 ч, время до прибытия в исходную точку маршрута и возвращения к месту сбора составляет 3 ч + 1 ч резервного времени. В итоге получаем 14 ч. Если считать, что время возвращения к месту сбора приходится на 22 часа (10 часов вечера), то, значит, время сбора для отправления в поход придется на 8 (22—14) часов утра. Место сбора определяет препо­даватель. Это может быть школа, остановка автобуса или пригород­ная касса.

Определив временные возможности группы для похода, наме­чают конечную точку похода, изучают район путешествия и про­кладывают маршрут.

Определив конечный участок (озеро, берег реки, живописная лесная поляна и т. д.), необходимо выбрать маршрут движения с учетом местности. Его выбирают так, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ха­рактерных, легко распознаваемых ориентиров. Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.

Выбрав исходную и конечную точки маршрута, наметив конт­рольные ориентиры, рассчитывают порядок движения по маршру­ту. Расчеты оформляют на карте или в специальную таблицу.

Для расчетов принимают: среднюю скорость движения —4 км/ч;

длину пары шагов—1,5 м.

Примерный расчет для маршрута в 10 км

№   Участок Магнитный Расстояние, Время,   Количество Приме-
п/п   пути   азимут* в м   в мин   пар шагов чание  
 
1.   Исходная    
    Точка    
    маршрута—    
    ориентир № 1 1650      
2. Ориентир №1— ориентир № 2 22,5  
3.   № 2 — № 3 2100 31,5    
 
4.   № 3 — № 4     940|  
5. № 4 — № 5          
6. № 5 — № 6     22,5    
    Итого:   2 ч 49 мин  
             

 

Примечание. Магнитный азимут—угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на ориентир.

Далее совместно с преподавателем следует определить необ­ходимое снаряжение группы для турпохода. В зависимости от поставленных учебных задач в группе можно иметь:

одну палатку;

костровое оборудование (таганок в чехле, пила в чехле, боль­шой и маленький топоры в чехлах, спички в непромокаемой упаковке);

кухонное оборудование (ведра плоские в чехлах);

маршрутные документы и оборудование (карты маршрута —2 экз., компасы —2 шт., групповые деньги, ремонтный набор, аптечка).

Примерный список личного снаряжения: рюкзак большой с широкими лямками и поясным ремнем; запасная обувь (кроссов­ки); куртка с капюшоном (штормовка); легкий головной убор (шапочка); две пары носков; полиэтиленовая накидка от дождя;

кружка, ложка, миска, складной нож; фляжка для питьевой воды.

Правильно подобранный набор личного снаряжения не должен превышать по весу 6—8 кг.

Далее необходимо потренироваться в правильной укладке рюкзака.

Вначале в рюкзак вкладывают большой полиэтиленовый пакет (вкладыш) для предохранения содержимого рюкзака от влаги. Затем внутрь вкладыша к спине укладывают мягкие вещи, далее — тяжелые: консервы, сахар, крупы.

Сверху продуктов и в карманы рюкзака укладывают вещи, которые могут понадобиться во время движения по маршруту. Личное снаряжение раскладывают в матерчатые или непромока­емые мешки, группируя их применительно к использованию. Пра­вильно уложенный рюкзак должен хорошо прилегать к спине вогнутой стороной.

Далее следует потренироваться в определении сторон горизонта по солнцу и часам. Этот способ дает удов­летворительные результаты зимой. Ле­том, особенно в южных широтах, ошиб­ки могут достигать более 25°.

Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы дер­жат горизонтально (рис. 1). Часовую стрелку направляют на солнце. Угол ме­жду часовой стрелкой и цифрой 12 (ес­ли часы установлены по местному вре­мени), цифрой 1 (если часы установлены по декретному времени, период ок­тябрь—апрель), цифрой 2 (если часы установлены по летнему времени, пе­риод апрель — октябрь) разделить по­полам. Биссектриса угла, образован­ного между часовой стрелкой и цифрами Рис. 1. Ориентирование на местности 12, 1, 2, соответственно покажет на- по часам и солнцу

правление на юг—север (юг будет находиться в стороне Солнца).

Определение направления дви­жения и его выдерживание. Для ре­шения данного вопроса необходимо вспомнить понятия магнитного и ис­тинного азимутов и порядок их опре­деления.

Азимут—это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориен­тир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°. Если за исходное направле­ние принимается географический ме­ридиан, азимут называется истинным;

если за исходное направление прини­мается магнитный меридиан (направ­ление магнитной стрелки компаса се­вер—юг), азимут называется магнитным (рис. 2).

С помощью компаса определяется магнитный меридиан. Истинный мери­диан снимается с топографической кар­ты. Для перехода от истинного мери­диана к магнитному необходимо знать величину магнитного скло­нения, которое указано на карте. В местах, где нет магнитных аномалий, истинный меридиан и магнитный имеют склонение 2—3°, что для нашего передвижения по азимуту практического значения не имеет. Приблизительно можно считать их равными, т. е. азимут, определенный по карте (истинный), можно считать равным магнитному.

2. Магнитный азимут

При подготовке к походу на карте необходимо проложить маршрут движения, определить контрольные ориентиры и их истинные азимуты (снятые с карты).

Для выдерживания направления движения на местности по рассчитанным азимутам необходимо:

1) выйти в точку начала движения, с которой по карте вычис­ляется азимут на первый контрольный ориентир;

2) с помощью компаса определить магнитный азимут движе­ния. Для этого нужно установить на шкале компаса против мушки отсчет, равный значению заданного (определенного по карте) магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы север­ный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. Не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный пред­мет. Направление на него и будет направлением, соответствую­щим заданному азимуту.

При движении по азимуту практическая ошибка выхода на контрольный ориентир обычно бывает до одной десятой пройден­ного маршрута. Поэтому на маршруте желательно намечать про­межуточные ориентиры, в качестве которых выбирают не очень отдаленные, ярко выраженные предметы. Достигнув промежуточ­ного ориентира, операцию определения направления движения повторяют на следующий промежуточный ориентир.

В конце занятий необходимо еще раз уточнить время сбора.

Поход начинается с построения, во время которого проверя­ется готовность к походу (как одеты и обуты туристы). При осмотре рюкзаков необходимо проверить, не забыто ли что-нибудь из снаряжения или питания. Затем необходимо вспомнить о правилах поведения, особенностях маршрута, примерном вре­мени возвращения. После того как одежда, обувь, рюкзаки про­верены и неполадки устранены, группа установленным порядком следует к исходному пункту маршрута.

После прибытия группы в конечный пункт похода организуется большой привал. При остановке один-два человека идут за водой, один приступает к разжиганию костра, еще один — к образова­нию кострища, а остальные отправляются за топливом.

После того как принесены вода, дрова и разожжен костер, около него остаются дежурные, которые следят за огнем и гото­вят пищу. Остальные отдыхают.

Во время обеденного привала можно просушить одежду и снаряжение, потренироваться в выборе площадки и в установле­нии палатки. Продолжительность обеденного привала должна быть примерно 4 ч.

При разведении костра и обустройстве кострового места необходи­мо знать и соблюдать ряд правил.

Площадка для костра выбирается на открытом, но защищенном от ветра безопасном месте, желательно около воды. Костер следует разво­дить уже на вытоптанных площадках, на старых кострищах или на выбран­ном месте, предварительно сняв дерн. Все сухие листья, ветви, хвою, траву, которые могут загореться, следует отгрести от кострища на рассто­яние до 1—1,5 м.

Противопожарная безопасность — главное требование при выборе места для костра.

Нельзя разводить костер ближе чем в 4—6 м от деревьев, смолистых пней или корней. Над костром не должны нависать ветви деревьев.

Не разжигайте огонь в хвойных молодняках. Здесь легко может вспыхнуть самый страшный, так называемый верховой, пожар.

Не разводите костер на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой. По ним огонь распространяется с большой скоростью.

Опасен костер на вырубках, где имеются остатки сучьев, веток, сухих листьев.

Не разводите костер на торфяниках. Помните, что тлеющий торф очень трудно затушить, даже заливая его водой. Незамеченное тление может легко превратиться в губительный торфяной пожар.

Не разводите костров в лесу на каменистых россыпях. В таких местах между камнями накапливается лесной хлам и перегной. Огонь, проник­ший в щели, может распространиться по глубоким и извилистым ходам между камнями. Потушить такой пожар почти невозможно. Из-за одного костра живописные, покрытые лесом холмы на многие годы могут пре­вратиться в мертвые груды камней.

Не следует оставлять костер (даже гаснущий) без присмотра.

Покидая место бивака, следует обязательно залить костер. Не надо думать, что если дрова уже прогорели и на кострище остались только тлеющие головешки и угли, то заливать его необязательно. Эти головешки могут разгореться спустя много времени после ухода группы.

После обеда, отдыха и отработки запланированных учебных заданий группа готовится к походу в исходный пункт маршрута.

Сборы группы начинаются с укладки рюкзаков и уборки места лаге­ря. Весь мусор тщательно собирают и сжигают. Пустые банки из-под консервов обжигают в костре и закапывают в землю, после чего разгре­бают и тушат костер, заливая его водой и забрасывая землей. Уходя с бивака, проверяют, не забыл ли кто своих вещей.

Далее определяют путь следования в исходный пункт. Движение по маршруту в обратном направлении осуществляют с соблюдением тех же правил, что и при движении к месту большого привала.

При возвращении в пункт сбора преподаватель проверяет общее состояние участников похода и отпускает их по домам.

1. Вспомните все известные вам способы определения сторон горизонта.

2. Каков порядок определения направления движения по заданному азимуту?

3. Подготовьте сообщение по теме «Порядок разбивки лагеря для большого привала».

4. Перечислите правила разведения костра и меры пожарной безопасности.

1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера {самостоятельная подготовка к практическим занятиям)

Однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попада­нии в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Поэтому при обсуждении на уроке этой темы целесо­образно использовать известные примеры, имевшие место в вашем городе, районе, населенном пункте. Опираясь на извест­ные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации.

Вы можете обсудить любые ситуации, которые считаете наи­более актуальными для вас.

Рассмотрим некоторые из них.

Неприятное соседство в транспорте. Если в вагоне, куда вы уже вошли, находится пьяная компания, проходите в следующий по ходу движения вагон. Не отвечайте на вызывающие реплики, не встречайтесь глазами с развязными пассажирами, будьте внеш­не равнодушны. Или проходите в такой вагон, где традиционно скапливаются пассажиры, например в предпоследний. Если вы опасаетесь хулиганов, садитесь ближе к пульту вызова милиции или стоп-крану.

Безопасное поведение на улице. Если вы идете по пустынной улице, придерживайтесь середины тротуара, чтобы вас не мог застать врасплох тот, кто прячется в дверном проеме, в кустах или в переулке. Старайтесь максимально не занимать руки и не засовывать их в карманы.

Девушкам советуем носить сумочку прижатой к телу и по­мнить: если кто-то выхватывает ее у вас — отдавайте, не разду­мывая. На всякий случай кладите ключи, кошелек и кредитные карточки в один карман, а все наличные деньги распределяйте по разным карманам.

Необходимо постоянно приучать себя проигрывать мысленно различные ситуации (не только криминогенного характера), в которых вы можете оказаться. Тем самым вы всегда будете готовы поступить грамотно.

1. Перечислите способы самозащиты в криминоген­ной ситуации, известные вам из учебного материала прошлых лет.

2. Найдите и прочитайте в книгах, журналах, газета;

описания случаев поведения человека в криминоген­ных ситуациях, оцените, насколько грамотно он действовал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.008 с.)