Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы безопасности

Поиск

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Издание второе,

переработанное и дополненное

Под ред. проф. П.Э. Шлендера

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по экономическим специальностям


 

Москва

ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК

2008


УДК 331(075.8)

ББК 65.247я73

Б40

ВВЕДЕНИЕ


Авторский коллектив:

канд. экон. наук, профессор П.Э. Шлендер (введение, гл. 1, 3, 6); канд. экон. наук, доцент В.М. Маслова (гл. 2, 7, 8); канд. экон. наук, доцент СИ.Подгаецкий (гл. 4, 5)

Рецензенты:

кафедра экономики и социологии труда Московского

института-интерната для инвалидов с нарушением

опорно-двигательной системы (зав. кафедрой,

канд. техн. наук, проф. Г.Т. Пономарева);

зав. отделом «Условия труда» НИИ труда и социального

страхования, д-р экон. наук, проф. Н.К. Кульбовская

Б40 Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб.

и доп. / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник, 2008. - 304 с.

ISBN 978-5-9558-0077-6

В учебном пособии рассмотрены содержание и сущность, объекты, принципы и методы обеспечения жизнедеятельности. Изложены основные составляющие системы «человек — среда обитания», техногенные и антро­погенные опасности и способы защиты от них, рассмотрены вопросы без­опасности в чрезвычайных ситуациях, экономической безопасности и др. Даны представления об управлении безопасностью, о законодательных и нормативно-правовых актах безопасности жизнедеятельности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведе­ний экономических специальностей, занимающихся проблемами безопас­ности жизнедеятельности.

УДК 331(075.8) ББК65.247я73

ISBN 978-5-9558-0077-6

© Вузовский учебник, 2008


Безопасность жизнедеятельности направлена на обеспечение благоприятных условий жизни людей, их деятельности, защиту человека и окружающей его среды от воздействия внешних, внут­ренних и опасных факторов.

Решение проблемы безопасности состоит в обеспечении нор­мальных условий деятельности людей, защите человека и окружаю­щей его среды от воздействия вредных факторов. Поддержание оп­тимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпо­сылки для наибольшей работоспособности и продуктивности.

Человек живет и действует в условиях постоянно изменяю­щихся потенциальных опасностей, которые являются универ­сальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды его обитания обладают способностью генерировать опасные и вред­ные факторы.

В последнее время мировое сообщество серьезно озабочено постоянными и массовыми угрозами безопасности жизнедеятель­ности людей, связанными с насилием, получившим название «терроризм». Формы его проявления чрезвычайно разнообраз­ны — от угроз и принуждения до уничтожения большого количес­тва людей и материальных ценностей.

Террористическая деятельность в современных условиях ха­рактеризуется широким размахом, отсутствием границ, наличием СВЯЗИ и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями. Поэтому борьба с терроризмом должна стать межнациональной проблемой. В этой борьбе велика роль общества и его социально-политических структур, деятельность которых должна быть направлена на отказ от насильственных способов, прекращение конфликтов и междоусобиц, на осозна­ние обществом всей опасности современного терроризма и готовность противостоять ему.

Интенсивное использование природных ресурсов, внедрение достижений научно-технического прогресса сопровождается воз­никновением различных природных, биологических, техноген­ных, экологических и других опасностей.



К опасным и вредным факторам естественного происхожде­ния прибавились многочисленные факторы антропогенного про­исхождения, связанные с производственной, хозяйственной де­ятельностью людей. Высокими темпами растут техногенные опасности, сопровождающиеся увеличением числа аварий и по­вышением уровня опасных и вредных факторов производствен­ной среды.

Негативные изменения природной среды обитания, стихий­ные бедствия, катастрофы, аварии требуют специальной подго­товки населения к борьбе с их последствиями.

Все большие опасения вызывают наращивание производ­ственных выбросов в атмосферу, биосферу, загрязнения водных ресурсов, нерациональное использование земель, хищническое уничтожение лесов, что может привести к экологической катаст­рофе.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопас­ности играет защита национальных интересов страны в сфере экономики, обеспечение способности экономики функциониро­вать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия.

Поэтому предметом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты насе­ления от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Структура учебного пособия соответствует требованиям про­граммы по дисциплине и охватывает широкий круг проблем безо­пасности жизнедеятельности.

В учебном пособии достаточно подробно изложены теорети­ческие основы безопасности жизнедеятельности; составляющие системы «человек — среда обитания»; основы физиологии и ра­циональные условия жизнедеятельности; безопасность быта и потребительских услуг; средства обеспечения безопасности тех­нологических и производственных процессов; организация защи­ты населения в условиях чрезвычайных ситуаций; воздействие на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; структура и механизм функционирования системы управления безопасностью жизнедеятельности; правовые, нормативно-тех­нические и организационные основы безопасности жизнеде­ятельности; основные угрозы экономической безопасности; перечислены международные организации, занимающиеся воп­росами безопасности жизнедеятельности и направления сотруд­ничества в данной области.


Глава 1

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Проблемы, задачи и опасности жизнедеятельности

Исторический путь, пройденный человечеством, свидетель­ствует о том, что потребность обеспечения безопасности жизне­деятельности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Именно стремление к безопасности обусло­вило и объединение наших предков в сообщества, и формирова­ние армий, служб охраны порядка и борьбы со стихийными бед­ствиями.

Проблема устойчивого развития общества и его безопасности волновало человечество всегда, и по мере его развития все острее становилась эта проблема для цивилизации в целом, все больше внимания приходилось уделять безопасности личности, общества, цивилизации. Бурное развитие науки и техники в XX в. при­вело к радикальным переменам в производстве, мировом товаро­обмене, быстрому перемещению финансовых средств и технических идей, что породило немало проблем глобального масштаба.

Глобальные проблемы, будь то взаимоотношения между странами мирового сообщества и природой, решение вопросов ресурсообеспеченности и безопасности жизни, касаются всего человечества. Современная эпоха свидетельствует о растущей взаимозависимости всех стран и регионов, о необходимости более широкого международного сотрудничества.

По своему характеру глобальные проблемы различны, но их главной целью неизменно остается обеспечение безопасности развития человечества.

К числу глобальных проблем относятся:

• сохранение мира на Земле;

• экологическая проблема;

• демографическая;



• продовольственная;

• экономическая;

• энергетическая и сырьевая;

• информационная;

• проблема здоровья человека и человечества.

Локальные и мировые войны унесли многие миллионы жизней на Земле. Трагичными для человечества могут стать войны с примене­нием обычного оружия, не говоря уже о ядерном, поскольку ядер­ная война может привести к гибели цивилизации, жизни на Земле.

Огромную опасность для человечества представляют экологи­ческие катастрофы. Взаимоотношения между людьми и окружа­ющей средой весьма многогранны и проявляются практически во всех отраслях материального производства. Загрязнение окружа­ющей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существо­вание растительного и животного мира, чистоту водных ресурсов и воздушного пространства, целостность озонового слоя.

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов без обеспече­ния адекватного ресурсосбережения и ресурсовосполнения ведет к необратимым последствиям, результатом которых может стать экономическая катастрофа.

Безоглядная вырубка лесов (прогнозируется ежегодная потеря тропических лесов на площади около 7,5 млн га), ежегодные лес­ные пожары по вине человека уничтожают много миллионов гек­таров лесных массивов; опустынивание земли (до 35% суши нахо­дится под угрозой опустынивания), загрязнение почвы, воды, воздуха наносят огромный экологический вред окружающей сре­де. Так, ежегодно в атмосферу выбрасывается около 145 млн т двуокиси серы, 250 млн т пыли. За последнее столетие концентра­ция двуокиси углерода в атмосфере повысилась примерно на 15%, а к середине XXI в. может удвоиться и стать одной из причин «парникового» эффекта, который приведет к таянию снегов, лед­ников и затоплению значительной части суши.

В результате загрязнения почвы и воздуха каждый час исчезает один биологический вид. Это означает, что к 2010—2015 г. Земля может потерять до 15-20% населяющих ее видов. В мировой океан по вине человека ежегодно попадает до 10 млн т нефтепродуктов, а количество радиоактивных соединений даже не поддается учету.

Демографические проблемы также носят глобальный характер и являются источником опасностей. Причинами ускоренного роста численности населения Земли являются прежде всего успехи ме­дицины, обеспечивающие увеличение продолжительности жиз-


ни, а также опасность депопуляции нации или государства в слу­чае сокращения населения. Одновременно с увеличением про­должительности жизни в ряде регионов мира (Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Америки, Африки) рождаемость продолжала оста­ваться на высоком уровне: 40 человек на 1000 человек населения в год и более.

О численности населения Земли свидетельствуют следующие статистические данные:

1840 г. 1930 г. 1962 г. 1975 г. 1987 г. 1999 г. 2005 г.

Числен- 1 2 3 4 5 6 =6,5

ность насе­ления, млрд человек

Период 500 000 90 32 13 12 12 6

прироста,

лет/ млрд

человек

Как видим, за все предыдущие века к 1900 г. численность на­селения Земли достигла 1 млрд человек; в течение XX в. числен­ность населения возросла в шесть раз и к 2000 г. составила 6 млрд человек, а к 2050 г. может достичь 12 млрд человек. Годовой при­рост населения в мире составлял в 50-х гг. — 50 млн человек, в 80-х — 84 млн, а в 90-х — 96 млн человек.

Причинами демографической опасности являются увеличе­ние продолжительности жизни и процесс старения человечества. Если к началу XIX в. средняя продолжительность жизни человека составляла 35-40 лет, то к концу XX в. — уже 60—63 года. Демо-

графы предсказывают, что в XXI в. продолжительность жизни бу-
дет увеличиваться.

Демографический взрыв усиливает опасность для биосферы Земли. В доиндустриальную эпоху площади эксплуатируемых зе-

мель составляли менее 5% территории суши, на которых человек

использовал не более 20% биоты. В результате общая антропогенная доля потребления продукции не превышала 1%. В современ­ных условиях ее доля на порядок выше.

Продовольственная проблема состоит в том, что география производства продовольствия не совпадает с географией его потреб­лении. Это проблема не столько ресурсная, сколько, с одной сто­роны, социально-экономическая и политическая, а с другой —


природообеспечивающая (засуха, неурожай и др.). К обострению продовольственной проблемы приводят также нарушение хозяй­ственных связей и несовершенство аграрных отношений. Продо­вольственная проблема проявляется в дефиците продуктов пита­ния, их низкой калорийности, нехватке витаминов и белков жи­вотного происхождения.

От недоедания и голода в мире ежегодно умирают 14—18 млн человек, или 24 человека в минуту, из которых 18 — дети в возрас­те до пяти лет.

Демографическая и продовольственная проблемы связаны как между собой, так и с охраной окружающей среды и экологией.

Экономические и социальные проблемы как в отдельных странах, так и в целых регионах мира привели к росту глобальных угроз. Мировое сообщество разделилось на привилегированные страны и примыкающие к ним богатые развитые государства с населени­ем около 1 млрд человек и остальные непривилегированные стра­ны, население которых превысило 5 млрд человек. На долю бога­тых стран приходится свыше 70% мирового совокупного обще­ственного продукта; один житель развитых стран потребляет за свою жизнь в 20—30 раз больше ресурсов планеты, чем житель бедных стран.

Развитые страны стремятся обеспечить стабильность в мире за счет укрепления своего господствующего положения и деграда­ции непривилегированного меньшинства, эксплуатируют ресур­сы других народов в целях собственного обогащения и благополу­чия, используя при этом в основном нестандартные методы и средства: получение доступа к природным богатствам слаборазви­тых стран на договорной основе; духовно-нравственное порабо­щение через средства массовой информации, псевдокультуру.

Энергетическая и сырьевая проблемы связаны с ограниченнос­тью запасов органических и минеральных ресурсов. Эти про­блемы уже приобрели всеобъемлющий характер, так как огра­ниченность дешевых запасов полезных ископаемых заставляет человечество прибегать к жесткой экономии сырья и энергии, использованию новых ресурсосберегающих технологий. По оцен­кам специалистов, залежей нефти и газа при существующих тем­пах их потребления хватит лишь на 50—70 лет, а каменного угля — примерно на 300 лет. По мере сокращения запасов энергоресурсов обостряются проблемы их распределения и, соответственно, от­ношения между странами — производителями и странами — им­портерами нефти, газа и других энергоносителей.


За последние 100 лет потребление ресурсов возросло не менее чем на два порядка. В настоящее время потребление выражается следующими цифрами: на каждого человека добывается и выра­щивается примерно 20 т сырья, которое с помощью энергии мощ­ностью 22,5 кВт и 800 т воды перерабатывается в продукты, пред­назначенные для прямого потребления, массой 2 т. Примерно 0,9 т добытого сырья в процессе технологической переработки, как и основная масса воды, уходят в прямые отходы: из 2 т конеч­ного продукта не менее 1 т выбрасывается.

При этом огромное количество ресурсов расходуется на не­производительные нужды. Так, военно-промышленный комп­лекс потребляет значительную часть полезных ископаемых, ис­пользует до 500 тыс. км суши, около 40 млн человек проходят службу в армиях и службах безопасности, около 100 млн человек трудятся на военных предприятиях и военных министерствах и обслуживающих их центрах.

Информационные проблемы возникли сравнительно недавно. В целях информационно-психологического и энергоинформаци­онного воздействия на население Земли и ее отдельные регионы в США разработана глобальная космическая система TELEDESIK. Посредством передаваемой со спутников информации и модули­рованных излучений будет реализована информационная агрес­сия: внедрение вирусов в компьютерные программы, выведение из строя различных систем управления и т.д. Для этих же целей может использоваться мировая информационная система Интер­нет.

Сегодня одной из главных опасностей становится борьба за возможность единоличного управления информационными по­токами.

Проблема здоровья человека и человечества связана с выжива­нием. По определению Всемирной организации здравоохране­ния, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и фи­зических дефектов. На состояние организма человека влияют внутренние (биологические факторы; поведение и микросоци­альная среда; здоровье) и внешние факторы (воздействия естест­венной природной среды; воздействия антропогенной, техноген­ной среды, нарушение экологического равновесия; производ­ственная среда; воздействия социального характера).

Все названные проблемы человечества теснейшим образом взаимосвязаны. При этом какие-то из них являются более, а ка-


 


8



кие-то — менее важными. Так, по степени опасности для челове­чества, а значит, для самого существования жизни на Земле, про­блему мира, предотвращения глобальной ядерной войны без пре­увеличения можно назвать основной проблемой. На второе место после нее условно можно поставить экологическую проблему, так как дальнейшее пренебрежительное отношение к природе ставит под угрозу само существование цивилизации на планете.

Взаимозависимость мирового сообщества не только порожда­ет противоречия и их обострения, но и вызывает необходимость искать защиту от возникающих опасностей и угроз. Осознание проблемы выживания привело мировое сообщество к пониманию проблемы безопасности как интегративного феномена, сочета­ющего в себе все виды безопасности — военную, экологическую, экономическую, продовольственную и т.д.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщест­ва народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устра­нению и отражению угроз, способных погубить их, лишить фун­даментальных и духовных ценностей, нанести ущерб, уничтожить пути для выживания и развития.

 
 

Проблемы выживания человечества требуют активизации усилий в области безопасности. Этому процессу соответствуют следующие объективные предпосылки:

• настоятельная потребность людей, социальных групп, об­ществ, государств, мирового сообщества в системе безопас­ности для сохранения и развития самих себя, а также жизнен­но важных объектов и ценностей;

• нарастающая уязвимость людей и жизненно важных объектов при отсутствии единой системы безопасности;

• глобальность различного рода угроз при массовости направле­ний негативного воздействия и др.

Одна из важнейших задач безопасности жизнедеятельнос­ти — разработка оптимальной структуры системы безопасности, обоснование ее целей и задач, места и роли основных компонен­тов, их взаимодействия.

Главным объектом безопасности жизнедеятельности является человечество, т.е. государства, общества и личности, а предме­том — его деятельность по обеспечению безопасности своей жиз­недеятельности и безопасности природных условий жизни.

Основные задачи безопасности жизнедеятельности:

• получение знаний о процессах обеспечения безопасности в раз­
личных сферах жизнедеятельности человека и человечества;

 

• выявление взаимосвязей между отдельными направлениями безопасности;

• разработка концепций, программ и предложений по обеспе­чению комплексной безопасности жизнедеятельности;

• выявление закономерностей и тенденций, обоснование пока­зателей и критериев устойчивого, безопасного развития чело­века и человечества.

Структура безопасности жизнедеятельности представлена на рис. 1.1.

В современной учебной литературе даются различные опреде­ления понятия «безопасность жизнедеятельности». На наш взгляд, наиболее точное определение содержится в книге В.И. Ярочкина «Секьюритология — наука о безопасности жизнедеятельности»:

«Безопасность — это состояние защищенности личности, об­щества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующиеся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз, спо­собных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый «недопустимый

 


 


10


11


объективно и субъективно» ущерб, закрыть путь для выживания и развития».

В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трак­туется как «состояние защищенности жизненно важных интере­сов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Безопасность зависит от внешней среды, внутреннего состоя­ния человека, мер по защите и от способности человека к сниже­нию риска за счет готовности к профилактике, преодолению, снижению отрицательных последствий взаимодействия с вредны­ми и опасными факторами жизнедеятельности.

Признаки безопасности человека:

1) состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материально­го, экономического или физического ущерба человеку;

2) отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятель­ности;

3) готовность человека к профилактике, преодолению без ущерба, минимизации, устранению негативных последствий воз­действия вредных и опасных факторов жизнедеятельности;

4) мера защищенности организма от внутренних и внешних опасностей (средство оценки уровня риска, защищенности);

5) наличие системы мер защиты человека и среды обитания от опасностей (средство обеспечения защищенности, профилакти­ки рисков);

6) состояние, при котором риск сведен к объективному мини­муму;

7) степень самозащищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с его деятельностью.

Опасности по своей природе вероятностны, т.е. случайны; потенциальны, т.е. скрыты; перманентны, т.е. постоянны; непре­рывны и тотальны, т.е. всеобщи, всеобъемлющи. Следовательно, нет человека, которому не угрожают опасности.

Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека — это нервные потрясения, травмы, бо­лезни, инвалидность. Опасности и угрозы — непременные спут­ники человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития.


Опасности — это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной груп­пе, народу, обществу, государству или даже уничтожить их; на­нести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духов­ные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию.

Существуют различные формы опасности: намерения, планы подготовки действий и сами действия, направленные на уничто­жение, ограбление, подчинение, закабаление, ослабление, унич­тожение объектов безопасности. Отдельной формой опасности является риск — возможная опасность неудачи предпринимае­мых действий или сами действия, связанные с такой опасностью.

Угроза — это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация го­товности одних субъектов нанести ущерб другим.

Угроза всегда носит предметный характер, наполнена конк­ретным содержанием и в случае четко выраженного опасного состояния часто приобретает конкретную правовую характерис­тику.

Источником формирования угрозы безопасности является многообразие внутренних и внешних противоречий обществен­ного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности.

В связи с многообразием опасностей, угроз и источников их возникновения требуется их классификация.

Опасности могут быть классифицированы следующим обра­зом:

по происхождению— природные, техногенные, антропоген­ные, экологические, социальные и биологические;

по характеру воздействия на человека — механические, физи­ческие, химические, биологические и психофизиологичес­кие;

по времени проявления отрицательных последствий — импуль­сивные и кумулятивные;

по локализации — опасности, связанные с литосферой, гидро­сферой, атмосферой, космосом;

по вызываемым последствиям — утомление, заболевание, трав­мы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.;

по наносимому ущербу — социальные, технические, экологи­ческие, экономические.


 




Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорож­но-транспортная, производственная, военная и др.

По структуре опасности делятся на простые и производные, т.е. порождаемые взаимодействием простых, а по реализуемой энергии — на активные и пассивные.

Угрозы могут быть классифицированы следующим образом:

по объектам — человек, общество, государство;

по направлениям — экономические, социальные, политичес­кие, информационные и др.;

по величине ущерба — предельные, значительные, незначи­тельные;

по вероятности возникновения — весьма вероятные, вероят­ные, маловероятные;

по причинам появления — стихийные, преднамеренные.

По иерархическому принципу угрозы могут быть межпланетными, ноосферными «глобальными», региональными межгосударствен­ными, государственными «национальными», региональными внут­ригосударственными, местными «локальными», личностными.

Все рассмотренные опасности и угрозы глобального уровня являются внешними по отношению к объектам безопасности, рас­положенным ниже иерархических уровней: регионального, госу­дарственного, общественного и индивидуального.

К внутренним опасностям и угрозам нижних иерархических уровней относят следующие:

• региональные и национальные социальные взрывы и конф­ликты;

• голод, распространение болезней, деградация людей;

• нарастание насилия, преступности, наркомании, алкоголизма и т.д.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности есть одна из всеобщих и коренных потребностей и закономерностей развития человека, общества, государства, человечества.

Выводы

Проблемы безопасности жизнедеятельности касаются всего человечества. Они могут быть глобальными, межгосударственны­ми, внутригосударственными и личностными. Для снятия про­блем безопасности решается целый комплекс задач, позволяющих защитить мировое сообщество и личность от опасностей и угроз.

Объектами безопасности могут быть человек, общество, меж­дународное сообщество, природная среда, техносфера. При этом безопасность следует рассматривать с системных позиций, позво-


 




ляющих изучать ее на основе определенных методов, принципов и процедур.

Представляя многообразие угроз и опасностей, выделяют ос­новные направления безопасности жизнедеятельности: безопас­ность ноосферы, региональная безопасность, государственная безопасность, в которую входят следующие сферы: геополитичес­кая безопасность, военная и экономическая, экологическая и де­мографическая безопасность и др.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы основные проблемы безопасности развития человечества?

2. Что такое безопасность жизнедеятельности?

3. Какие задачи решает безопасность жизнедеятельности?

4. Что представляют собой опасности и угрозы жизнедеятельности?
5 Что является объектом безопасности жизнедеятельности?

6. Какие основные принципы заложены в основу безопасности жизне­деятельности?

7. Назовите основные направления безопасности жизнедеятельно­сти.

Тестовые задания для самоконтроля (отметить правильные ответы)

Тест 1. К глобальным проблемам обеспечения безопасности относятся:

1) здоровье человека и человечества;

2) экологическая;

3) охрана труда;

4) демографическая;

5) семейная;

6) информационная.

Тест 2. Предпосылки проблемы выживания человечества:

1) сохранение и развитие человека;

2) плодородие почвы;

3) рост уровня образования;

4) создание единой системы безопасности.


 

Тест 3 . По характеру воздействия на человека опасности могут быть:
1) технологическими;
2) природными;
3) механическими;
4) биологическими;
5) социальными.
Тест 4 . Основные сферы проявления опасностей:
1) бытовая;
2) спортивная;
3) творческая;
4) производственная;
5) физическая.

Тест 5. По величине ущерба угрозы могут быть:

1) существенными;

2) значительными;

3) безопасными;

4) предельными;

5) незначительными.

Тест 6. Причинами появления угроз могут быть:

1) халатность;

2) недосмотр;

3) преднамеренность;

4) вероятность;

5) стихийность.

Тест 7. Объекты производственной среды:

1) бригада;

2) предприятие;

3) отдел;

4) цех;

5) человек;

6) продукция.

Тест 8. Объекты опасностей и угроз:

1) литосфера;

2) биосфера;

3) гидросфера;

4) техносфера;


 




5) бытовая среда;

6) общество;

7) животный мир;

8) государство.

Тест 9. Расставьте в иерархической последовательности основные системы и направления безопасности:

1) государственная безопасность;

2) личная и коллективная безопасность;

3) глобальная безопасность;

4) охрана природной среды.


 

Глава 2

Выводы

Техногенные опасности возникают из-за неисправностей и дефектов в технических системах, неправильного их использова­ния, наличия отходов при эксплуатации. При этом критериями безопасности техносферы при загрязнении ее отходами являются предельно допустимые концентрации веществ (ПДК) и предель­но допустимые уровни интенсивности потоков энергии (ПДУ).


Основные требования безопасности технических средств и технологических процессов регламентируются системой ГОСТ,

ОСТ, ССБТ, СанПиН, СН, в которой установлены нормативные показатели ПДК и ПДУ.

Для защиты человека от травмирования применяются различ­ные средства, которые могут быть коллективными и индивидуаль­ными, а также многочисленные виды экобиозащитной техники.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Назовите основные причины негативных воздействий техносферы на человека и природную среду.

2. По каким критериям определяется безопасность техносферы при загрязнении отходами?

3. Каким требованиям безопасности должны отвечать производствен­ное оборудование и технологические процессы?

4. Охарактеризуйте назначение экологической экспертизы и содержа­ние экологического паспорта.

5. Перечислите основные факторы вредности, оказывающие негатив­ное воздействие на безопасность жизнедеятельности.

6. Какие методы и технические устройства применяются для защиты окружающей среды?

Тестовые задания для самоконтроля (отметить правильные ответы)

Тест 1. В рабочем помещении применены отделочные материалы зеленого и фиолетового цветов. Это способствует:

1) умственной деятельности;

2) ощущению покоя;

3) стимуляции зрения;

4) общему возбуждению.

Тест 2. При температуре 28°С относительная влажность воздуха соста­вила 93%. Ваше состояние:

1) нормальная работоспособность;

2) потребность в покое;

3) невозможность выполнения работы;

4) неприятные ощущения.


 


116


117


Тест З. Осветительные приборы подвешены к потолку параллельно оконным проемам, что обеспечивает последовательное отклю­чение осветительных приборов в зависимости от интенсивно­сти естественного освещения. Подобное освещение называется:

1) общим;

2) аварийным;

3) местным;

4) охранным;

5) сигнальным.

Тест 4. Установите связь между нарушениями здоровья и вредными факторами (при ежедневной непрерывной работе за компьюте­ром больше 3 ч).

 

 

Нарушение здоровья ЭМП низких частот Статичес­кое элек­тричество Ультрафи­олетовое излучение Яркий видимый цвет, блики
А В С Д
1. Неблагоприятный исход беременности        
2. Нарушения здоро­вья, вызванные стрессом        
3. Заболевания глаз        
4. Кожные заболева­ния        

Тест 5. У пострадавшего открытый перелом конечности, пульс на по­врежденной конечности не определяется. Ваши действия и их последовательность при оказании первой медицинской помо­щи:

1) иммобилизация (создание неподвижности в месте перелома) с захватом суставов выше и ниже перелома;

2) иммобилизация непосредственно места перелома;

3) осторожное перемещение конечности, чтобы убедиться в появ­лении пульса;

4) наложение стерильной давящей повязки на рану.

Тест 6. Экспертиза зданий и сооружений на экологически опасных про­изводственных объектах проводится:

1) один раз в три года;

2) по требованию органов Госгортехнадзора России;


 

3) периодически в процессе эксплуатации;

4) при выработке сроков службы зданий и сооружений, установ­ленных проектом или другими документами.

Тест 7. Гигиенические нормативы условий труда — это:

1) условия труда, при которых воздействие на работающего вред­ных и опасных производственных факторов исключено;

2) уровни вредных производственных факторов, которые при еже­дневной (не более 40 ч в неделю) работе не должны вызвать от­клонений в состоянии здоровья;

3) уровни производственных факторов, воздействие которых на работающего приводит к ухудшению его здоровья;

4) условия труда, при которых не только сохраняется здоровье ра­ботающих, но и создаются предпосылки для поддержания высо­кого уровня работоспособности.

Тест 8. Оптимальная освещенность на поверхности рабочего стола в зоне размещения документа не должна быть:

1) более 600 лк;

2) более 300 лк;

3) менее 500 лк;

4) менее 600 лк.

Тест 9. К экобиозащитной технике относятся:

1) пылеулавливающее оборудование;

2) аппараты для очистки газов от газо- и парообразных загрязни­телей;

3) современные водопроводные системы;

4) аппараты и системы очистки сточных вод.


118


Глава 4

 

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ

 

Выводы

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС — одна из актуальных проблем современности. Хорошо организованная система предупреждения и ликвидации ЧС, умелые действия по проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений, оказание необходимой помощи пострадавшим позволяют сокра­тить число погибших, уменьшить материальные потери и обеспе­чить успешную работу объектов экономики.

Повышение безопасности жизнедеятельности возможно толь­ко при постоянном совершенствовании органами ГО системы оповещения, обучении населения способам защиты от опаснос­тей, предоставлении убежищ и средств индивидуальной защиты, проведении эвакомероприятий.


 


162


 


163


Вопросы и задания для самопроверки

1. Какова классификация ЧС?

2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.239 (0.022 с.)