Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы безопасности↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Издание второе, переработанное и дополненное Под ред. проф. П.Э. Шлендера Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям Москва ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК 2008 УДК 331(075.8) ББК 65.247я73 Б40 ВВЕДЕНИЕ Авторский коллектив: канд. экон. наук, профессор П.Э. Шлендер (введение, гл. 1, 3, 6); канд. экон. наук, доцент В.М. Маслова (гл. 2, 7, 8); канд. экон. наук, доцент СИ.Подгаецкий (гл. 4, 5) Рецензенты: кафедра экономики и социологии труда Московского института-интерната для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (зав. кафедрой, канд. техн. наук, проф. Г.Т. Пономарева); зав. отделом «Условия труда» НИИ труда и социального страхования, д-р экон. наук, проф. Н.К. Кульбовская Б40 Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник, 2008. - 304 с. ISBN 978-5-9558-0077-6 В учебном пособии рассмотрены содержание и сущность, объекты, принципы и методы обеспечения жизнедеятельности. Изложены основные составляющие системы «человек — среда обитания», техногенные и антропогенные опасности и способы защиты от них, рассмотрены вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях, экономической безопасности и др. Даны представления об управлении безопасностью, о законодательных и нормативно-правовых актах безопасности жизнедеятельности. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений экономических специальностей, занимающихся проблемами безопасности жизнедеятельности. УДК 331(075.8) ББК65.247я73
© Вузовский учебник, 2008 Безопасность жизнедеятельности направлена на обеспечение благоприятных условий жизни людей, их деятельности, защиту человека и окружающей его среды от воздействия внешних, внутренних и опасных факторов. Решение проблемы безопасности состоит в обеспечении нормальных условий деятельности людей, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для наибольшей работоспособности и продуктивности. Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, которые являются универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды его обитания обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. В последнее время мировое сообщество серьезно озабочено постоянными и массовыми угрозами безопасности жизнедеятельности людей, связанными с насилием, получившим название «терроризм». Формы его проявления чрезвычайно разнообразны — от угроз и принуждения до уничтожения большого количества людей и материальных ценностей. Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием границ, наличием СВЯЗИ и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями. Поэтому борьба с терроризмом должна стать межнациональной проблемой. В этой борьбе велика роль общества и его социально-политических структур, деятельность которых должна быть направлена на отказ от насильственных способов, прекращение конфликтов и междоусобиц, на осознание обществом всей опасности современного терроризма и готовность противостоять ему. Интенсивное использование природных ресурсов, внедрение достижений научно-технического прогресса сопровождается возникновением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные факторы антропогенного происхождения, связанные с производственной, хозяйственной деятельностью людей. Высокими темпами растут техногенные опасности, сопровождающиеся увеличением числа аварий и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды. Негативные изменения природной среды обитания, стихийные бедствия, катастрофы, аварии требуют специальной подготовки населения к борьбе с их последствиями. Все большие опасения вызывают наращивание производственных выбросов в атмосферу, биосферу, загрязнения водных ресурсов, нерациональное использование земель, хищническое уничтожение лесов, что может привести к экологической катастрофе. Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности играет защита национальных интересов страны в сфере экономики, обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Поэтому предметом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Структура учебного пособия соответствует требованиям программы по дисциплине и охватывает широкий круг проблем безопасности жизнедеятельности. В учебном пособии достаточно подробно изложены теоретические основы безопасности жизнедеятельности; составляющие системы «человек — среда обитания»; основы физиологии и рациональные условия жизнедеятельности; безопасность быта и потребительских услуг; средства обеспечения безопасности технологических и производственных процессов; организация защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций; воздействие на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; структура и механизм функционирования системы управления безопасностью жизнедеятельности; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основные угрозы экономической безопасности; перечислены международные организации, занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности и направления сотрудничества в данной области. Глава 1 ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Проблемы, задачи и опасности жизнедеятельности Исторический путь, пройденный человечеством, свидетельствует о том, что потребность обеспечения безопасности жизнедеятельности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Именно стремление к безопасности обусловило и объединение наших предков в сообщества, и формирование армий, служб охраны порядка и борьбы со стихийными бедствиями. Проблема устойчивого развития общества и его безопасности волновало человечество всегда, и по мере его развития все острее становилась эта проблема для цивилизации в целом, все больше внимания приходилось уделять безопасности личности, общества, цивилизации. Бурное развитие науки и техники в XX в. привело к радикальным переменам в производстве, мировом товарообмене, быстрому перемещению финансовых средств и технических идей, что породило немало проблем глобального масштаба. Глобальные проблемы, будь то взаимоотношения между странами мирового сообщества и природой, решение вопросов ресурсообеспеченности и безопасности жизни, касаются всего человечества. Современная эпоха свидетельствует о растущей взаимозависимости всех стран и регионов, о необходимости более широкого международного сотрудничества. По своему характеру глобальные проблемы различны, но их главной целью неизменно остается обеспечение безопасности развития человечества. К числу глобальных проблем относятся: • сохранение мира на Земле; • экологическая проблема; • демографическая; • продовольственная; • экономическая; • энергетическая и сырьевая; • информационная; • проблема здоровья человека и человечества. Локальные и мировые войны унесли многие миллионы жизней на Земле. Трагичными для человечества могут стать войны с применением обычного оружия, не говоря уже о ядерном, поскольку ядерная война может привести к гибели цивилизации, жизни на Земле. Огромную опасность для человечества представляют экологические катастрофы. Взаимоотношения между людьми и окружающей средой весьма многогранны и проявляются практически во всех отраслях материального производства. Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира, чистоту водных ресурсов и воздушного пространства, целостность озонового слоя. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов без обеспечения адекватного ресурсосбережения и ресурсовосполнения ведет к необратимым последствиям, результатом которых может стать экономическая катастрофа. Безоглядная вырубка лесов (прогнозируется ежегодная потеря тропических лесов на площади около 7,5 млн га), ежегодные лесные пожары по вине человека уничтожают много миллионов гектаров лесных массивов; опустынивание земли (до 35% суши находится под угрозой опустынивания), загрязнение почвы, воды, воздуха наносят огромный экологический вред окружающей среде. Так, ежегодно в атмосферу выбрасывается около 145 млн т двуокиси серы, 250 млн т пыли. За последнее столетие концентрация двуокиси углерода в атмосфере повысилась примерно на 15%, а к середине XXI в. может удвоиться и стать одной из причин «парникового» эффекта, который приведет к таянию снегов, ледников и затоплению значительной части суши. В результате загрязнения почвы и воздуха каждый час исчезает один биологический вид. Это означает, что к 2010—2015 г. Земля может потерять до 15-20% населяющих ее видов. В мировой океан по вине человека ежегодно попадает до 10 млн т нефтепродуктов, а количество радиоактивных соединений даже не поддается учету. Демографические проблемы также носят глобальный характер и являются источником опасностей. Причинами ускоренного роста численности населения Земли являются прежде всего успехи медицины, обеспечивающие увеличение продолжительности жиз- ни, а также опасность депопуляции нации или государства в случае сокращения населения. Одновременно с увеличением продолжительности жизни в ряде регионов мира (Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Америки, Африки) рождаемость продолжала оставаться на высоком уровне: 40 человек на 1000 человек населения в год и более. О численности населения Земли свидетельствуют следующие статистические данные: 1840 г. 1930 г. 1962 г. 1975 г. 1987 г. 1999 г. 2005 г. Числен- 1 2 3 4 5 6 =6,5 ность населения, млрд человек Период 500 000 90 32 13 12 12 6 прироста, лет/ млрд человек Как видим, за все предыдущие века к 1900 г. численность населения Земли достигла 1 млрд человек; в течение XX в. численность населения возросла в шесть раз и к 2000 г. составила 6 млрд человек, а к 2050 г. может достичь 12 млрд человек. Годовой прирост населения в мире составлял в 50-х гг. — 50 млн человек, в 80-х — 84 млн, а в 90-х — 96 млн человек. Причинами демографической опасности являются увеличение продолжительности жизни и процесс старения человечества. Если к началу XIX в. средняя продолжительность жизни человека составляла 35-40 лет, то к концу XX в. — уже 60—63 года. Демо- графы предсказывают, что в XXI в. продолжительность жизни бу- Демографический взрыв усиливает опасность для биосферы Земли. В доиндустриальную эпоху площади эксплуатируемых зе- мель составляли менее 5% территории суши, на которых человек использовал не более 20% биоты. В результате общая антропогенная доля потребления продукции не превышала 1%. В современных условиях ее доля на порядок выше. Продовольственная проблема состоит в том, что география производства продовольствия не совпадает с географией его потреблении. Это проблема не столько ресурсная, сколько, с одной стороны, социально-экономическая и политическая, а с другой — природообеспечивающая (засуха, неурожай и др.). К обострению продовольственной проблемы приводят также нарушение хозяйственных связей и несовершенство аграрных отношений. Продовольственная проблема проявляется в дефиците продуктов питания, их низкой калорийности, нехватке витаминов и белков животного происхождения. От недоедания и голода в мире ежегодно умирают 14—18 млн человек, или 24 человека в минуту, из которых 18 — дети в возрасте до пяти лет. Демографическая и продовольственная проблемы связаны как между собой, так и с охраной окружающей среды и экологией. Экономические и социальные проблемы как в отдельных странах, так и в целых регионах мира привели к росту глобальных угроз. Мировое сообщество разделилось на привилегированные страны и примыкающие к ним богатые развитые государства с населением около 1 млрд человек и остальные непривилегированные страны, население которых превысило 5 млрд человек. На долю богатых стран приходится свыше 70% мирового совокупного общественного продукта; один житель развитых стран потребляет за свою жизнь в 20—30 раз больше ресурсов планеты, чем житель бедных стран. Развитые страны стремятся обеспечить стабильность в мире за счет укрепления своего господствующего положения и деградации непривилегированного меньшинства, эксплуатируют ресурсы других народов в целях собственного обогащения и благополучия, используя при этом в основном нестандартные методы и средства: получение доступа к природным богатствам слаборазвитых стран на договорной основе; духовно-нравственное порабощение через средства массовой информации, псевдокультуру. Энергетическая и сырьевая проблемы связаны с ограниченностью запасов органических и минеральных ресурсов. Эти проблемы уже приобрели всеобъемлющий характер, так как ограниченность дешевых запасов полезных ископаемых заставляет человечество прибегать к жесткой экономии сырья и энергии, использованию новых ресурсосберегающих технологий. По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при существующих темпах их потребления хватит лишь на 50—70 лет, а каменного угля — примерно на 300 лет. По мере сокращения запасов энергоресурсов обостряются проблемы их распределения и, соответственно, отношения между странами — производителями и странами — импортерами нефти, газа и других энергоносителей. За последние 100 лет потребление ресурсов возросло не менее чем на два порядка. В настоящее время потребление выражается следующими цифрами: на каждого человека добывается и выращивается примерно 20 т сырья, которое с помощью энергии мощностью 22,5 кВт и 800 т воды перерабатывается в продукты, предназначенные для прямого потребления, массой 2 т. Примерно 0,9 т добытого сырья в процессе технологической переработки, как и основная масса воды, уходят в прямые отходы: из 2 т конечного продукта не менее 1 т выбрасывается. При этом огромное количество ресурсов расходуется на непроизводительные нужды. Так, военно-промышленный комплекс потребляет значительную часть полезных ископаемых, использует до 500 тыс. км суши, около 40 млн человек проходят службу в армиях и службах безопасности, около 100 млн человек трудятся на военных предприятиях и военных министерствах и обслуживающих их центрах. Информационные проблемы возникли сравнительно недавно. В целях информационно-психологического и энергоинформационного воздействия на население Земли и ее отдельные регионы в США разработана глобальная космическая система TELEDESIK. Посредством передаваемой со спутников информации и модулированных излучений будет реализована информационная агрессия: внедрение вирусов в компьютерные программы, выведение из строя различных систем управления и т.д. Для этих же целей может использоваться мировая информационная система Интернет. Сегодня одной из главных опасностей становится борьба за возможность единоличного управления информационными потоками. Проблема здоровья человека и человечества связана с выживанием. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. На состояние организма человека влияют внутренние (биологические факторы; поведение и микросоциальная среда; здоровье) и внешние факторы (воздействия естественной природной среды; воздействия антропогенной, техногенной среды, нарушение экологического равновесия; производственная среда; воздействия социального характера). Все названные проблемы человечества теснейшим образом взаимосвязаны. При этом какие-то из них являются более, а ка-
8 кие-то — менее важными. Так, по степени опасности для человечества, а значит, для самого существования жизни на Земле, проблему мира, предотвращения глобальной ядерной войны без преувеличения можно назвать основной проблемой. На второе место после нее условно можно поставить экологическую проблему, так как дальнейшее пренебрежительное отношение к природе ставит под угрозу само существование цивилизации на планете. Взаимозависимость мирового сообщества не только порождает противоречия и их обострения, но и вызывает необходимость искать защиту от возникающих опасностей и угроз. Осознание проблемы выживания привело мировое сообщество к пониманию проблемы безопасности как интегративного феномена, сочетающего в себе все виды безопасности — военную, экологическую, экономическую, продовольственную и т.д. Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных и духовных ценностей, нанести ущерб, уничтожить пути для выживания и развития. Проблемы выживания человечества требуют активизации усилий в области безопасности. Этому процессу соответствуют следующие объективные предпосылки: • настоятельная потребность людей, социальных групп, обществ, государств, мирового сообщества в системе безопасности для сохранения и развития самих себя, а также жизненно важных объектов и ценностей; • нарастающая уязвимость людей и жизненно важных объектов при отсутствии единой системы безопасности; • глобальность различного рода угроз при массовости направлений негативного воздействия и др. Одна из важнейших задач безопасности жизнедеятельности — разработка оптимальной структуры системы безопасности, обоснование ее целей и задач, места и роли основных компонентов, их взаимодействия. Главным объектом безопасности жизнедеятельности является человечество, т.е. государства, общества и личности, а предметом — его деятельность по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности и безопасности природных условий жизни. Основные задачи безопасности жизнедеятельности: • получение знаний о процессах обеспечения безопасности в раз
• выявление взаимосвязей между отдельными направлениями безопасности; • разработка концепций, программ и предложений по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности; • выявление закономерностей и тенденций, обоснование показателей и критериев устойчивого, безопасного развития человека и человечества. Структура безопасности жизнедеятельности представлена на рис. 1.1. В современной учебной литературе даются различные определения понятия «безопасность жизнедеятельности». На наш взгляд, наиболее точное определение содержится в книге В.И. Ярочкина «Секьюритология — наука о безопасности жизнедеятельности»: «Безопасность — это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующиеся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый «недопустимый
10 11 объективно и субъективно» ущерб, закрыть путь для выживания и развития». В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». Безопасность зависит от внешней среды, внутреннего состояния человека, мер по защите и от способности человека к снижению риска за счет готовности к профилактике, преодолению, снижению отрицательных последствий взаимодействия с вредными и опасными факторами жизнедеятельности. Признаки безопасности человека: 1) состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического или физического ущерба человеку; 2) отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности; 3) готовность человека к профилактике, преодолению без ущерба, минимизации, устранению негативных последствий воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности; 4) мера защищенности организма от внутренних и внешних опасностей (средство оценки уровня риска, защищенности); 5) наличие системы мер защиты человека и среды обитания от опасностей (средство обеспечения защищенности, профилактики рисков); 6) состояние, при котором риск сведен к объективному минимуму; 7) степень самозащищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с его деятельностью. Опасности по своей природе вероятностны, т.е. случайны; потенциальны, т.е. скрыты; перманентны, т.е. постоянны; непрерывны и тотальны, т.е. всеобщи, всеобъемлющи. Следовательно, нет человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека — это нервные потрясения, травмы, болезни, инвалидность. Опасности и угрозы — непременные спутники человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития. Опасности — это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию. Существуют различные формы опасности: намерения, планы подготовки действий и сами действия, направленные на уничтожение, ограбление, подчинение, закабаление, ослабление, уничтожение объектов безопасности. Отдельной формой опасности является риск — возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Угроза — это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. Угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного состояния часто приобретает конкретную правовую характеристику. Источником формирования угрозы безопасности является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности. В связи с многообразием опасностей, угроз и источников их возникновения требуется их классификация. Опасности могут быть классифицированы следующим образом: • по происхождению— природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные и биологические; • по характеру воздействия на человека — механические, физические, химические, биологические и психофизиологические; • по времени проявления отрицательных последствий — импульсивные и кумулятивные; • по локализации — опасности, связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом; • по вызываемым последствиям — утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.; • по наносимому ущербу — социальные, технические, экологические, экономические.
Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др. По структуре опасности делятся на простые и производные, т.е. порождаемые взаимодействием простых, а по реализуемой энергии — на активные и пассивные. Угрозы могут быть классифицированы следующим образом: • по объектам — человек, общество, государство; • по направлениям — экономические, социальные, политические, информационные и др.; • по величине ущерба — предельные, значительные, незначительные; • по вероятности возникновения — весьма вероятные, вероятные, маловероятные; • по причинам появления — стихийные, преднамеренные. По иерархическому принципу угрозы могут быть межпланетными, ноосферными «глобальными», региональными межгосударственными, государственными «национальными», региональными внутригосударственными, местными «локальными», личностными. Все рассмотренные опасности и угрозы глобального уровня являются внешними по отношению к объектам безопасности, расположенным ниже иерархических уровней: регионального, государственного, общественного и индивидуального. К внутренним опасностям и угрозам нижних иерархических уровней относят следующие: • региональные и национальные социальные взрывы и конфликты; • голод, распространение болезней, деградация людей; • нарастание насилия, преступности, наркомании, алкоголизма и т.д. Таким образом, безопасность жизнедеятельности есть одна из всеобщих и коренных потребностей и закономерностей развития человека, общества, государства, человечества. Выводы Проблемы безопасности жизнедеятельности касаются всего человечества. Они могут быть глобальными, межгосударственными, внутригосударственными и личностными. Для снятия проблем безопасности решается целый комплекс задач, позволяющих защитить мировое сообщество и личность от опасностей и угроз. Объектами безопасности могут быть человек, общество, международное сообщество, природная среда, техносфера. При этом безопасность следует рассматривать с системных позиций, позво-
ляющих изучать ее на основе определенных методов, принципов и процедур. Представляя многообразие угроз и опасностей, выделяют основные направления безопасности жизнедеятельности: безопасность ноосферы, региональная безопасность, государственная безопасность, в которую входят следующие сферы: геополитическая безопасность, военная и экономическая, экологическая и демографическая безопасность и др. Вопросы и задания для самопроверки 1. Каковы основные проблемы безопасности развития человечества? 2. Что такое безопасность жизнедеятельности? 3. Какие задачи решает безопасность жизнедеятельности? 4. Что представляют собой опасности и угрозы жизнедеятельности? 6. Какие основные принципы заложены в основу безопасности жизнедеятельности? 7. Назовите основные направления безопасности жизнедеятельности. Тестовые задания для самоконтроля (отметить правильные ответы) Тест 1. К глобальным проблемам обеспечения безопасности относятся: 1) здоровье человека и человечества; 2) экологическая; 3) охрана труда; 4) демографическая; 5) семейная; 6) информационная. Тест 2. Предпосылки проблемы выживания человечества: 1) сохранение и развитие человека; 2) плодородие почвы; 3) рост уровня образования; 4) создание единой системы безопасности.
Тест 5. По величине ущерба угрозы могут быть: 1) существенными; 2) значительными; 3) безопасными; 4) предельными; 5) незначительными. Тест 6. Причинами появления угроз могут быть: 1) халатность; 2) недосмотр; 3) преднамеренность; 4) вероятность; 5) стихийность. Тест 7. Объекты производственной среды: 1) бригада; 2) предприятие; 3) отдел; 4) цех; 5) человек; 6) продукция. Тест 8. Объекты опасностей и угроз: 1) литосфера; 2) биосфера; 3) гидросфера; 4) техносфера;
5) бытовая среда; 6) общество; 7) животный мир; 8) государство. Тест 9. Расставьте в иерархической последовательности основные системы и направления безопасности: 1) государственная безопасность; 2) личная и коллективная безопасность; 3) глобальная безопасность; 4) охрана природной среды.
Глава 2 Выводы Техногенные опасности возникают из-за неисправностей и дефектов в технических системах, неправильного их использования, наличия отходов при эксплуатации. При этом критериями безопасности техносферы при загрязнении ее отходами являются предельно допустимые концентрации веществ (ПДК) и предельно допустимые уровни интенсивности потоков энергии (ПДУ). Основные требования безопасности технических средств и технологических процессов регламентируются системой ГОСТ, ОСТ, ССБТ, СанПиН, СН, в которой установлены нормативные показатели ПДК и ПДУ. Для защиты человека от травмирования применяются различные средства, которые могут быть коллективными и индивидуальными, а также многочисленные виды экобиозащитной техники. Вопросы и задания для самопроверки 1. Назовите основные причины негативных воздействий техносферы на человека и природную среду. 2. По каким критериям определяется безопасность техносферы при загрязнении отходами? 3. Каким требованиям безопасности должны отвечать производственное оборудование и технологические процессы? 4. Охарактеризуйте назначение экологической экспертизы и содержание экологического паспорта. 5. Перечислите основные факторы вредности, оказывающие негативное воздействие на безопасность жизнедеятельности. 6. Какие методы и технические устройства применяются для защиты окружающей среды? Тестовые задания для самоконтроля (отметить правильные ответы) Тест 1. В рабочем помещении применены отделочные материалы зеленого и фиолетового цветов. Это способствует: 1) умственной деятельности; 2) ощущению покоя; 3) стимуляции зрения; 4) общему возбуждению. Тест 2. При температуре 28°С относительная влажность воздуха составила 93%. Ваше состояние: 1) нормальная работоспособность; 2) потребность в покое; 3) невозможность выполнения работы; 4) неприятные ощущения.
116 117 Тест З. Осветительные приборы подвешены к потолку параллельно оконным проемам, что обеспечивает последовательное отключение осветительных приборов в зависимости от интенсивности естественного освещения. Подобное освещение называется: 1) общим; 2) аварийным; 3) местным; 4) охранным; 5) сигнальным. Тест 4. Установите связь между нарушениями здоровья и вредными факторами (при ежедневной непрерывной работе за компьютером больше 3 ч).
Тест 5. У пострадавшего открытый перелом конечности, пульс на поврежденной конечности не определяется. Ваши действия и их последовательность при оказании первой медицинской помощи: 1) иммобилизация (создание неподвижности в месте перелома) с захватом суставов выше и ниже перелома; 2) иммобилизация непосредственно места перелома; 3) осторожное перемещение конечности, чтобы убедиться в появлении пульса; 4) наложение стерильной давящей повязки на рану. Тест 6. Экспертиза зданий и сооружений на экологически опасных производственных объектах проводится: 1) один раз в три года; 2) по требованию органов Госгортехнадзора России;
3) периодически в процессе эксплуатации; 4) при выработке сроков службы зданий и сооружений, установленных проектом или другими документами. Тест 7. Гигиенические нормативы условий труда — это: 1) условия труда, при которых воздействие на работающего вредных и опасных производственных факторов исключено; 2) уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (не более 40 ч в неделю) работе не должны вызвать отклонений в состоянии здоровья; 3) уровни производственных факторов, воздействие которых на работающего приводит к ухудшению его здоровья; 4) условия труда, при которых не только сохраняется здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Тест 8. Оптимальная освещенность на поверхности рабочего стола в зоне размещения документа не должна быть: 1) более 600 лк; 2) более 300 лк; 3) менее 500 лк; 4) менее 600 лк. Тест 9. К экобиозащитной технике относятся: 1) пылеулавливающее оборудование; 2) аппараты для очистки газов от газо- и парообразных загрязнителей; 3) современные водопроводные системы; 4) аппараты и системы очистки сточных вод. 118 Глава 4
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Выводы Предупреждение и ликвидация последствий ЧС — одна из актуальных проблем современности. Хорошо организованная система предупреждения и ликвидации ЧС, умелые действия по проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений, оказание необходимой помощи пострадавшим позволяют сократить число погибших, уменьшить материальные потери и обеспечить успешную работу объектов экономики. Повышение безопасности жизнедеятельности возможно только при постоянном совершенствовании органами ГО системы оповещения, обучении населения способам защиты от опасностей, предоставлении убежищ и средств индивидуальной защиты, проведении эвакомероприятий.
162
163 Вопросы и задания для самопроверки 1. Какова классификация ЧС? 2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.239 (0.022 с.) |