Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Города, загрязняющие воздушный бассейн РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Потенциальная опасность аварийных ситуаций со сливом (выбросом) ядовитых веществ на использующих их предприятиях и транспорте существует всегда. В случае аварий на химических предприятиях, использующих сильнодействующие ядовитые вещества, в окружающую среду выливается или выбрасывается значительное количество таких веществ. Образующееся облако их паров распространяется в атмосфере на большие расстояния, создавая зону заражения с концентрацией ядовитых веществ и приземном слое атмосферы, опасной для жизни людей. Аналогичная ситуация может сложиться на объектах по хранению или уничтожению химического оружия. 43 Примером может служить крупнейшая авария, произошедшая в 2001 г. в г. Тулузе (Италия) на химическом комбинате. В 10 ч утра взорвалось 300 т нитратов аммония, которые находились в складском ангаре и предназначались для продажи. Глубина воронки на месте взрыва составила 15 м, ее быстро заполнили грунтовые воды. Сильные разрушения получили не только объекты комбината, но и прилегающие к нему строения — торговый центр, автобусное депо; в радиусе километра от комбината многие объекты сровнялись с землей. Погибли 30 человек, общее число раненых составило свыше 3500 человек. В результате взрыва было повреждено 27 тыс. квартир, без крова остались 40 тыс. человек, прекратили свою деятельность 134 предприятия, вследствие чего 7 тыс. человек оказались безработными. Территория городской среды разделяется на селитебные (жилье) и внеселитебные районы. В селитебных районах помимо жилых домов располагаются учреждения культурно-бытового и коммунального обслуживания, территории для отдыха; во внеселитебных районах сконструированы промышленные предприятия, объекты служб, дорожного хозяйства и т.д. Особую опасность представляют те городские территории, где сосредоточены транспортные магистрали, гаражи, автостоянки. Наиболее насыщены в транспортном отношении магистральные улицы, которые в городах составляют в среднем 20—30% общей протяженности всех улиц и проездов и там концентрируются до 60—80% всего автомобильного транспорта. В настоящее время автомобильный транспорт стал наиболее опасным для человека. Его жертвами становятся не только водители и пассажиры, но и пешеходы. Поэтому при нахождении на улице и пользовании городским транспортом всегда нужно выполнять правила дорожного движения и личной безопасности: продвигаться только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а при их отсутствии — по обочине или краю дорожной части, навстречу движению транспорта; в ожидании транспорта не стоять у края посадочной площадки или тротуара, поскольку вас могут случайно толкнуть под колеса; посадку и высадку производить только при полной остановке транспорта; при выходе из транспорта автобус или троллейбус обходить сзади, а трамвай — спереди, чтобы не попасть под движущийся транспорт. При перемещении железнодорожным транспортом также возможны аварии и катастрофы — крушения, пожары, повреждения линий электропередачи и др. Количество железнодорожных ка- тастроф за последнее время возросло по причинам изношенности путей и подвижного состава, отделки вагонов легко воспламеняемыми материалами, использования устаревших систем управления движением, пренебрежения правилами безопасности. В последние несколько лет эпидемия железнодорожных катастроф постигла даже многие европейские страны (например, Великобританию), ранее считавшиеся самыми благополучными в отношении транспортной безопасности. Такая же ситуация отмечается и в России и других странах постсоветского пространства. В 1989 г. на территории Башкирии произошла самая крупная за все годы существования СССР железнодорожная катастрофа, явившаяся следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поездов — «Новосибирск-Адлер» (20 вагонов) и «Адлер-Новосибирск» (17 вагонов), — следующих в противоположных направлениях, в 23 ч 10 мин оказались в зоне скопившейся на местности углеводородовоздушной смеси, образовавшейся в результате истечения нефтепродуктов из разорвавшейся трубы продуктопровода Западная Сибирь-Урал-Поволжье. Произошел объемный взрыв, энергия которого, по расчетным данным, соответствовала энергии взрыва тротила массой около 300 т. Воздушной ударной волной было сброшено под откос 11 вагонов, из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели изнутри. Из предположительного числа пассажиров в 1284 человека погибли свыше половины. Для уменьшения риска при пользовании железнодорожным транспортом необходимо соблюдать основные правила и меры безопасности. Метрополитен также является транспортным средством повышенной опасности. Уменьшить риск для здоровья и жизни при пользовании метрополитеном поможет соблюдение правил, перечень которых указан в каждом вагоне поезда. Катастрофа, которая произошла в 1995 г. в бакинском метро, — крупнейшая за всю вековую историю мировой подземки. До этого самой страшной катастрофой такого рода считался пожар в парижском метро в 1902 г., когда в деревянных вагонах заживо сгорели 80 человек. Спустя почти 100 лет, в век, казалось бы, надежной техники, количество жертв в бакинской катастрофе увеличилось почти в четыре раза. Обеспечение безопасности авиаполетов является основной проблемой с момента возникновения авиации, так как отказ лета- тельного аппарата практически всегда приводит к катастрофе. Ежегодно в мире происходит в среднем 60 авиакатастроф, более чем в 50% из них погибают все пассажиры и экипаж. Вместе с тем риск погибнуть в авиационной катастрофе в 15—20 раз ниже риска быть сбитым автомобилем. Безопасность авиаполетов зависит прежде всего от надежности самолетов и профессионализма экипажа и диспетчеров. Однако и пассажиры должны соблюдать определенные правила безопасности: при наличии выбора следует садиться в кресло, расположенное рядом с выходом и, по возможности, ближе к середине или хвосту самолета; выяснить, где находятся аварийные выходы и как они открываются; при взлете и посадке пристегнуть ремень безопасности. Деятельность самих аэропортов непосредственно воздействует на окружающую среду — это: • шум, создаваемый авиационными двигателями; • выбросы авиадвигателями и наземными источниками загрязняющих веществ в районе аэропортов; • строительство новых и расширение существующих аэропортов, создающее местные экологические проблемы; • загрязнение воды и почвы (особенно тяжелыми металлами) вблизи аэропортов и др. При пользовании водным транспортом также возникает угроза безопасности человека. Основными причинами гибели людей являются столкновения судов, их опрокидывание, пожары на судах, получение пробоин и посадка судов на мель. Катастрофы крупных пассажирских судов, запоминаются надолго. В 1912 г. суперлайнер «Титаник» взял курс из порта Саутгемптон (Великобритания) на Америку. На четвертые сутки плавания произошло столкновение с айсбергом. На состоявшемся в Лондоне судебном заседании виновником катастрофы признан капитан Э. Смит — комиссия нашла самое простое объяснение трагедии. Со временем были пересмотрены взгляды на непотопляемость судов, их оснащение спасательными средствами, разработаны и приняты новые нормативы, регламентирующие плавание в особо сложных условиях. Памятная катастрофа суперлайнера «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 г., унесшего на дно Черного моря людей, всколыхнула общественность. Лишь после этой трагедии было обращено внимание на то, что суда, находящиеся в эксплуатации, не соответствуют элементар- 46 ным требованиям безопасности. Судно «Адмирал Нахимов» было получено после Великой Отечественной войны по репарации (в счет возмещения проигравшей стороной убытков, нанесенных победителю). С тех пор лайнер безнадежно устарел, но не подвергался сколько-нибудь серьезной реставрации, а средства спасения на нем были и вовсе допотопными, хотя эксперты несколько раз признавали его непригодным для эксплуатации. Морской паром «Эстония», прозванный эстонским «Титаником», отличался от «Нахимова» сверхсовременной конструкцией, в чем, как оказалось, и была причина его гибели. Он, как и «Титаник», был построен по современному принципу наибольшей экономичности, в слепом уповании на современные материалы, машины, приборы, европейскую выучку экипажа. Таким образом, печальный опыт «Титаника» был проигнорирован. В корпусе судов этого типа скрыто сплошное полое пространство, называемое грузовой палубой, служащее для быстрой одновременной погрузки большого количества автомобилей. Если туда попадет даже сравнительно небольшое количество воды, то это нарушит равновесие судна, и оно быстро перевернется, не оставив времени для спуска шлюпок. Это и случилось с «Эстонией», затонувшей 28 сентября 1994 г. Погибли около тысячи человек. В списке чрезвычайных ситуаций пожары занимают лидирующую позицию по частоте возникновения и величине наносимого материального ущерба. Количество человеческих жертв остается чрезвычайно большим, несмотря на то, что способы борьбы с пожарами и предохранения от них разрабатываются тщательно и планомерно. В 1977 г. произошел пожар в московской гостинице «Россия», вследствие которого погибли 42 человека. Многих жертв удалось бы избежать, если бы в гостинице была система оповещения, а персонал (и постояльцы) умел действовать в случае чрезвычайной ситуации. Только занимавшие номера в этой гостинице японцы проявили знание правил поведения во время пожара: набросив на лицо обильно смоченные водой полотенца, они легли на пол, дожидаясь приезда пожарных. В 1991 г. пожар в гостинице «Ленинградская» в Ленинграде унес 16 жизней. В последние годы в России произошло несколько крупных пожаров — в домах престарелых, интернатах, вузах, — повлекших гибель нескольких десятков человек. Ни однн год не обходится без взрывов и пожаров на шахтах: горит и взрывается метан, а на угледобывающих шахтах— его смесь с угольной пылью. 47 Пожары и взрывы стали страшной традицией на шахтах России, Украины, Китая, Индии. Аварии на газо-, нефте-, продуктопроводах чаще всего вызваны изношенностью трубопровода или ошибками при его конструировании, строительстве или эксплуатации; иногда утечки опасных веществ вызваны вольным или невольным вмешательством людей. Зеленые насаждения в городской зоне обогащают воздух кислородом, способствуют рассеиванию вредных веществ и поглощают их, снижают уровень уличного шума в летнее время. Согласно рекомендациям экологов и медиков, в идеальной для жизнедеятельности зоне строения не должны занимать более 50%, а асфальтированные и покрытые камнем пространства — более 30% благоустроенных площадей (табл. 2.3). Таблица 2.3 ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ГОРОДАХ РОССИИ*
Зеленые насаждения способствуют также снижению шума, уровня загрязнения средних и особенно низких наземных источников типа выхлопных газов автомобильного транспорта, а также вредных газов промышленного производства. Они не только улучшают микроклимат жилой зоны, но и оказывают благотворное психофизическое воздействие на людей. * См.: Мамин Р.Т. Урбанизация и охрана окружающей среды в Российской Федерации. — М.: Российское экологическое федеральное информационное агентство, 1995. В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования человека. В России современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности нашли отражение в законодательных актах по всем сферам деятельности человека.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.01 с.) |