Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Города, загрязняющие воздушный бассейн России

Поиск

 

№п/п Города Выброс в атмосферу, тыс. т/год
  Норильск  
  Новокузнецк  
  Магнитогорск  
  Череповец  
  Липецк  
  Нижний Тагил  
  Омск  
  Ангарск  
  Орск  
  Челябинск  
  Москва  
  Новочеркасск  

Потенциальная опасность аварийных ситуаций со сливом (выбросом) ядовитых веществ на использующих их предприятиях и транспорте существует всегда.

В случае аварий на химических предприятиях, использующих сильнодействующие ядовитые вещества, в окружающую среду выливается или выбрасывается значительное количество таких веществ. Образующееся облако их паров распространяется в ат­мосфере на большие расстояния, создавая зону заражения с кон­центрацией ядовитых веществ и приземном слое атмосферы, опасной для жизни людей. Аналогичная ситуация может сло­житься на объектах по хранению или уничтожению химического оружия.

43


Примером может служить крупнейшая авария, произошедшая в 2001 г. в г. Тулузе (Италия) на химическом комбинате. В 10 ч утра взо­рвалось 300 т нитратов аммония, которые находились в складском ан­гаре и предназначались для продажи. Глубина воронки на месте взрыва составила 15 м, ее быстро заполнили грунтовые воды. Сильные разру­шения получили не только объекты комбината, но и прилегающие к нему строения — торговый центр, автобусное депо; в радиусе километра от комбината многие объекты сровнялись с землей. Погибли 30 человек, общее число раненых составило свыше 3500 человек. В результате взрыва было повреждено 27 тыс. квартир, без крова остались 40 тыс. человек, прекратили свою деятельность 134 предприятия, вследствие чего 7 тыс. человек оказались безработными.

Территория городской среды разделяется на селитебные (жи­лье) и внеселитебные районы.

В селитебных районах помимо жилых домов располагаются учреждения культурно-бытового и коммунального обслужива­ния, территории для отдыха; во внеселитебных районах сконстру­ированы промышленные предприятия, объекты служб, дорожно­го хозяйства и т.д.

Особую опасность представляют те городские территории, где сосредоточены транспортные магистрали, гаражи, автостоянки. Наиболее насыщены в транспортном отношении магистральные улицы, которые в городах составляют в среднем 20—30% общей протяженности всех улиц и проездов и там концентрируются до 60—80% всего автомобильного транспорта.

В настоящее время автомобильный транспорт стал наиболее опасным для человека. Его жертвами становятся не только води­тели и пассажиры, но и пешеходы. Поэтому при нахождении на улице и пользовании городским транспортом всегда нужно вы­полнять правила дорожного движения и личной безопасности: продвигаться только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а при их отсутствии — по обочи­не или краю дорожной части, навстречу движению транспорта; в ожидании транспорта не стоять у края посадочной площадки или тротуара, поскольку вас могут случайно толкнуть под колеса; посадку и высадку производить только при полной остановке транспорта; при выходе из транспорта автобус или троллейбус обходить сзади, а трамвай — спереди, чтобы не попасть под дви­жущийся транспорт.

При перемещении железнодорожным транспортом также воз­можны аварии и катастрофы — крушения, пожары, повреждения линий электропередачи и др. Количество железнодорожных ка-


тастроф за последнее время возросло по причинам изношенности путей и подвижного состава, отделки вагонов легко воспламеняе­мыми материалами, использования устаревших систем управле­ния движением, пренебрежения правилами безопасности.

В последние несколько лет эпидемия железнодорожных ка­тастроф постигла даже многие европейские страны (например, Великобританию), ранее считавшиеся самыми благополучными в отношении транспортной безопасности.

Такая же ситуация отмечается и в России и других странах постсоветского пространства.

В 1989 г. на территории Башкирии произошла самая крупная за все годы существования СССР железнодорожная катастрофа, явившаяся следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поездов — «Новосибирск-Адлер» (20 вагонов) и «Адлер-Новосибирск» (17 вагонов), — следующих в противоположных направлениях, в 23 ч

10 мин оказались в зоне скопившейся на местности углеводородовоздушной смеси, образовавшейся в результате истечения нефтепродук­тов из разорвавшейся трубы продуктопровода Западная Сибирь-Урал-Поволжье. Произошел объемный взрыв, энергия которого, по расчетным данным, соответствовала энергии взрыва тротила массой около 300 т. Воздушной ударной волной было сброшено под откос

11 вагонов, из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели изнутри. Из предположитель­ного числа пассажиров в 1284 человека погибли свыше половины.

Для уменьшения риска при пользовании железнодорожным транспортом необходимо соблюдать основные правила и меры безопасности.

Метрополитен также является транспортным средством по­вышенной опасности. Уменьшить риск для здоровья и жизни при пользовании метрополитеном поможет соблюдение правил, пере­чень которых указан в каждом вагоне поезда.

Катастрофа, которая произошла в 1995 г. в бакинском метро, — крупнейшая за всю вековую историю мировой подземки. До этого са­мой страшной катастрофой такого рода считался пожар в парижском метро в 1902 г., когда в деревянных вагонах заживо сгорели 80 человек. Спустя почти 100 лет, в век, казалось бы, надежной техники, количество жертв в бакинской катастрофе увеличилось почти в четыре раза.

Обеспечение безопасности авиаполетов является основной проблемой с момента возникновения авиации, так как отказ лета-


тельного аппарата практически всегда приводит к катастрофе. Ежегодно в мире происходит в среднем 60 авиакатастроф, более чем в 50% из них погибают все пассажиры и экипаж. Вместе с тем риск погибнуть в авиационной катастрофе в 15—20 раз ниже риска быть сбитым автомобилем.

Безопасность авиаполетов зависит прежде всего от надежнос­ти самолетов и профессионализма экипажа и диспетчеров. Одна­ко и пассажиры должны соблюдать определенные правила безо­пасности: при наличии выбора следует садиться в кресло, распо­ложенное рядом с выходом и, по возможности, ближе к середине или хвосту самолета; выяснить, где находятся аварийные выходы и как они открываются; при взлете и посадке пристегнуть ремень безопасности.

Деятельность самих аэропортов непосредственно воздействует на окружающую среду — это:

• шум, создаваемый авиационными двигателями;

• выбросы авиадвигателями и наземными источниками загряз­няющих веществ в районе аэропортов;

• строительство новых и расширение существующих аэропор­тов, создающее местные экологические проблемы;

• загрязнение воды и почвы (особенно тяжелыми металлами) вблизи аэропортов и др.

При пользовании водным транспортом также возникает угроза безопасности человека. Основными причинами гибели людей являются столкновения судов, их опрокидывание, пожары на су­дах, получение пробоин и посадка судов на мель.

Катастрофы крупных пассажирских судов, запоминаются на­долго.

В 1912 г. суперлайнер «Титаник» взял курс из порта Саутгемптон (Великобритания) на Америку. На четвертые сутки плавания произош­ло столкновение с айсбергом. На состоявшемся в Лондоне судебном заседании виновником катастрофы признан капитан Э. Смит — комис­сия нашла самое простое объяснение трагедии.

Со временем были пересмотрены взгляды на непотопляемость судов, их оснащение спасательными средствами, разработаны и при­няты новые нормативы, регламентирующие плавание в особо сложных условиях.

Памятная катастрофа суперлайнера «Адмирал Нахимов» 31 авгус­та 1986 г., унесшего на дно Черного моря людей, всколыхнула обще­ственность. Лишь после этой трагедии было обращено внимание на то, что суда, находящиеся в эксплуатации, не соответствуют элементар-

46


ным требованиям безопасности. Судно «Адмирал Нахимов» было полу­чено после Великой Отечественной войны по репарации (в счет возме­щения проигравшей стороной убытков, нанесенных победителю). С тех пор лайнер безнадежно устарел, но не подвергался сколько-нибудь серьезной реставрации, а средства спасения на нем были и вовсе до­потопными, хотя эксперты несколько раз признавали его непригодным для эксплуатации.

Морской паром «Эстония», прозванный эстонским «Титаником», отличался от «Нахимова» сверхсовременной конструкцией, в чем, как оказалось, и была причина его гибели. Он, как и «Титаник», был постро­ен по современному принципу наибольшей экономичности, в слепом уповании на современные материалы, машины, приборы, европейскую выучку экипажа. Таким образом, печальный опыт «Титаника» был про­игнорирован.

В корпусе судов этого типа скрыто сплошное полое пространство, называемое грузовой палубой, служащее для быстрой одновременной погрузки большого количества автомобилей. Если туда попадет даже сравнительно небольшое количество воды, то это нарушит равновесие судна, и оно быстро перевернется, не оставив времени для спуска шлюпок. Это и случилось с «Эстонией», затонувшей 28 сентября 1994 г. Погибли около тысячи человек.

В списке чрезвычайных ситуаций пожары занимают лидирую­щую позицию по частоте возникновения и величине наносимого материального ущерба. Количество человеческих жертв остается чрезвычайно большим, несмотря на то, что способы борьбы с пожарами и предохранения от них разрабатываются тщательно и планомерно.

В 1977 г. произошел пожар в московской гостинице «Россия», вследствие которого погибли 42 человека. Многих жертв удалось бы избежать, если бы в гостинице была система оповещения, а персонал (и постояльцы) умел действовать в случае чрезвычайной ситуации. Только занимавшие номера в этой гостинице японцы проявили знание правил поведения во время пожара: набросив на лицо обильно смочен­ные водой полотенца, они легли на пол, дожидаясь приезда пожарных.

В 1991 г. пожар в гостинице «Ленинградская» в Ленинграде унес 16 жизней.

В последние годы в России произошло несколько крупных пожа­ров — в домах престарелых, интернатах, вузах, — повлекших гибель нескольких десятков человек.

Ни однн год не обходится без взрывов и пожаров на шахтах: горит и взрывается метан, а на угледобывающих шахтах— его смесь с угольной пылью.

47


Пожары и взрывы стали страшной традицией на шахтах Рос­сии, Украины, Китая, Индии.

Аварии на газо-, нефте-, продуктопроводах чаще всего вызва­ны изношенностью трубопровода или ошибками при его кон­струировании, строительстве или эксплуатации; иногда утечки опасных веществ вызваны вольным или невольным вмешатель­ством людей.

Зеленые насаждения в городской зоне обогащают воздух кисло­родом, способствуют рассеиванию вредных веществ и поглощают их, снижают уровень уличного шума в летнее время. Согласно рекомендациям экологов и медиков, в идеальной для жизнеде­ятельности зоне строения не должны занимать более 50%, а ас­фальтированные и покрытые камнем пространства — более 30% благоустроенных площадей (табл. 2.3).

Таблица 2.3

ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ГОРОДАХ РОССИИ*

 

№ п/п Город Площадь зеленых насаждений, га % общей площади городских земель
  Архангельск    
  Барнаул    
  Волгоград 12 133  
  Иркутск    
  Киров    
  Красноярск    
  Липецк    
  Москва    
  Мурманск    
  Новосибирск 20 706  

Зеленые насаждения способствуют также снижению шума, уровня загрязнения средних и особенно низких наземных источ­ников типа выхлопных газов автомобильного транспорта, а также вредных газов промышленного производства. Они не только улучшают микроклимат жилой зоны, но и оказывают благотвор­ное психофизическое воздействие на людей.

* См.: Мамин Р.Т. Урбанизация и охрана окружающей среды в Россий­ской Федерации. — М.: Российское экологическое федеральное ин­формационное агентство, 1995.


В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стра­не разрабатывается природоохранное законодательство, в кото­ром присутствует раздел международного права и правовой охра­ны природы внутри государства, содержащий юридические осно­вы сохранения природных ресурсов и среды существования человека.

В России современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности нашли отражение в законодательных актах по всем сферам деятельности человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.01 с.)