И организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности



Правовой основой обеспечения государственной безопаснос­ти является целый ряд законов: федеральные законы «О безопас­ности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ); «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30 дека­бря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ);


«О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом» (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ); «О транспортной безопасности» (от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ).

Правовые условия обеспечения безопасности в основном поз­воляют государственным и иным правоохранительным структу­рам организовывать противодействие противоправным посяга­тельствам на государство, общество, человека.

На современном этапе важное значение имеет Концепция на­циональной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменени­ями и дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систе­му взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопаснос­ти личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции сформулированы важнейшие направления го­сударственной политики Российской Федерации. Вначале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообщест­вом, где акцентируется внимание на формировании международ­ных отношений и перспектив их развития.

Важное значение придается национальным интересам Рос­сии, представляющим собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информаци­онной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

В Концепции рассмотрены и угрозы национальной безопас­ности России. Среди внутренних угроз выделяются угрозы эконо­мики, которые имеют комплексный характер и обусловлены су­щественным сокращением внутреннего валового продукта, сни­жением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга и др.

Обращается внимание на то, что экономическая дезинтегра­ция, социальная дифференциация общества, девальвация духов­ных ценностей способствуют усилению напряженности во взаи­моотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу фе­деративному устройству и социально-экономическому укладу страны.

Серьезную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе рефор-


 




мирования социально-политического устройства и экономичес­кой деятельности.

Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов: стремление отдельных государств и междуна­родных объединений снизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности; расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от россий­ских границ иностранных военных баз; притязания на террито­рию нашей страны.

В Концепции намечены основные задачи обеспечения нацио­нальной безопасности: реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; преодоление научно-техни­ческой и технологической зависимости от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности челове­ка и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершен­ствование системы государственной власти, федеративных отно­шений, законодательства Российской Федерации; обеспечение неуклонного соблюдения законодательства Российской Федера­ции всеми субъектами; подъем и поддержание на достаточно вы­соком уровне военного потенциала; улучшение экологической ситуации в стране. Указаны также важнейшие задачи и основные направления во внешне и внутриэкономической деятельности государства.

В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики на­циональной безопасности.

Кроме обеспечения государственной безопасности можно вы­делить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреж­дение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Правовой основой охраны окружающей среды в России явля­ется Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения» (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и норма­тивные акты, устанавливающие критерии безопасности для чело­века, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования ох­раны окружающей среды зафиксированы в Законах РФ «Об охра-

198


не здоровья граждан» (1993 г.) и «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Для защиты среды обитания во всех странах разрабатывается природоохранное законодательство, в котором имеется раздел международного права и правовой охраны природы внутри госу­дарства, содержащий юридические основы сохранения природ­ных ресурсов и среды жизнедеятельности. ООН в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жа­нейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных прин­ципа правового подхода к охране природы:

1) государствам следует разработать эффективное законода­тельство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в области охраны окружаю­щей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законода­тельство, касающееся ответственности за загрязнение окружаю­щей среды и нанесение другого экологического ущерба и компен­сации тем, кто пострадал от этого.

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновремен­но разумное природоохранное законодательство.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, ко­торыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обес­печению. Охрана окружающей среды сопряжена с регулировани­ем взаимоотношений человека и природы, подчинением их опре­деленной системе законоположений, инструкций и правил.

Государственная система охраны природной среды включает четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирова­ние и материально-техническое обеспечение природоохранных

мероприятий;

3) государственный и общественный контроль за выполнени­ем требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В настоящее время разработано большое количество законо­положений, определяющих правовое регулирование природоох­ранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов образует природоохранное законодательство.

199


Важнейшим законодательным актом, направленным на обес­печение экологической безопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Закон уста­навливает систему природоохранного законодательства, основ­ные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. Данный Закон определил следующие пути разрешения противоречий, возникающих между экологией и экономикой:

• решение следующих задач: сохранение природной среды, пре­дупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды;

• обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов с приоритетом охраны здоровья и естественных прав человека на здоровую, чистую окружаю­щую среду. В качестве обоснования выступают предельно до­пустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду;

• выполнение определенных требований, обращенных к источ­никам вредного воздействия на природную среду, т.е. к пред­приятиям, учреждениям и организациям, оказывающим вред­ное воздействие на природную среду;

• главным объектом определены человек, охрана его жизни, здо­ровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды;

• закрепление механизма исполнения Закона, т.е. системы, включающей экономическое стимулирование хозяйственни­ка в охране природной среды и меры административно-право­вого воздействия на нарушителей эколого-правовых предпи­саний.

Данный Закон устанавливает принципы нормирования качес­тва окружающей природной среды, порядок проведения госу­дарственной экологической экспертизы, экономические требова­ния к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы Закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологи­ческого контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологичес­кие правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

200
Из других законодательных актов в области охраны окружаю­щей среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Вод­ный кодекс РФ (1995 г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).

Большую роль в обеспечении экологического права играет Земельный кодекс РФ. Все нормы Кодекса разделены на четыре группы: первая группа — нормы, регулирующие земельно-граж­данские отношения; вторая — земельно-административные нор­мы, регулирующие управленческие отношения в области исполь­зования, распределения и перераспределения земель, их учета по количеству и качеству; третья — земельные отношения, связан­ные с использованием земель и выполнением прав и обязаннос­тей землепользователями; четвертая группа — земельно-экологи­ческие нормы, регламентирующие охрану земель в качестве при­родного фактора и защиту окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Минздравсоцразвития РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хо­зяйства, административных и жилых зданий; документы Госгор-технадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране ок­ружающей среды является система стандартов «Охрана природы» (ГОСТы).

Отраслевая нормативная документация предприятий по охра­не окружающей среды включает в себя ГОСТы, СТП, разного рода руководящие документы, положения и др.

Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. В ука­занных законах устанавливается юридическая обязанность их ис­полнения, что и придает таким нормам юридический характер. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Прави­тельством РФ, если они противоречат закону. Нормативные акты

 


вступают в силу только после регистрации в Министерстве юсти­ции РФ.

Субъекты Федерации также вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Сфера их компетенции определяется отраслевыми законодательными акта­ми: по землепользованию — Земельным кодексом, по недрам — Законом «О недрах», по водопользованию — Водным кодексом, по использованию животного мира — Законом «О животном мире», по окружающей природной среде — Законом «Об охране окружающей природной среды».

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные реше­ния органов местного самоуправления.

В реализации основ природоохранного законодательства важ­ную роль играют органы управления, контроля и надзора в облас­ти окружающей природной среды. Действующей структурой ор­ганов управления охраны окружающей природной среды преду­сматриваются две категории: органы общей и органы специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции отно­сится Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды).

Экологическая политика данного ведомства осуществляется по следующим направлениям:

• решение проблем развития хозяйственного комплекса госу­дарства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

• достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам, а также системе оценок, которая учи­тывала бы генетическое здоровье населения;

• восстановление и сохранение биосферного равновесия гене­тического фонда животного и растительного мира;

• рациональное использование всего природоресурсного по­тенциала страны.


В соответствии с Конституцией РФ природопользование, ох­рана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов.

На правительство страны возложены задачи реализации эко­логической политики и выполнение программ, координации де­ятельности всех органов в области охраны окружающей среды, образование и использование экологического фонда, установле­ние порядка платы за природопользование, обеспечение населе­ния экологической информацией.

В компетенцию данных органов входит решение следующих вопросов:

1) определение основных направлений экологической поли­тики, утверждение экологических программ, установление право­вых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности;

2) планирование, финансирование и материально-техничес­кое обеспечение экологических программ, координация приро­доохранной деятельности;

3) учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния ок­ружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осу­ществление мониторинга окружающей среды;

4) утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов, выдача разрешений на природо­пользование, выброс, захоронение вредных веществ;

5) государственный экологический контроль, государствен­ная экологическая экспертиза, решения об ограничениях, приос­тановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг, привлечение к административной и уголов­ной ответственности за экологические преступления; предъявле­ние исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причи­ненного экологическим правонарушителем.

Контроль за окружающей природной средой осуществляется на различных уровнях. К органам государственного экологичес­кого контроля относятся органы исполнительной власти, Мин­природы РФ, Госатомнадзор России, Госкомсанэпиднадзор, Рослссхоз и некоторые другие ведомства.

Ведомственный экологический контроль осуществляют служ­бы охраны природы министерств и ведомств.


 


202


203


Общественный экологический контроль проводится профсо­юзными организациями, общественными организациями и объ­единениями.

Особой формой экологического контроля является монито­ринг окружающей среды, который разделяется на:

1) глобальный, проводимый на всем земном шаре или в преде­лах материков;

2) национальный, проводимый на территории одного госу­дарства;

3) региональный, проводимый на большом участке террито­рии одного государства или сопредельных участках нескольких государств;

4) локальный, проводимый на сравнительно небольшой тер­ритории (города, водного объекта, района крупного предприятия и т.п.).

Наблюдение, оценка и прогноз изменений состояния окружа­ющей среды в России возложены на Федеральную службу по гид­рометеорологии и мониторингу окружающей среды.

На предприятиях охрана окружающей среды относится к ком­петенции специально организованных служб или одной из служб главного механика (главного энергетика). Подразделение по ох­ране окружающей среды контролирует выполнение законода­тельства по охране окружающей среды на предприятии, проводит инвентаризации источников выбросов и сбросов, энергозагряз­нений, обеспечивает контроль загрязнений атмосферы, гидро­сферы и почв, создаваемых предприятием.

В современном экологическом законодательстве существенно расширена ответственность за экологические правонарушения. В Уголовный кодекс РФ введена гл. 26 «Экологические преступ­ления», в которой четко классифицируются экологические пре­ступления. Нормы об ответственности за экологические преступ­ления отражают приоритет охраны интересов личности перед интересами общества и государства. С этих позиций экологичес­кие преступления можно рассматривать и как преступление про­тив человечества, здоровья, конституционного права на благо­приятную природную среду обитания.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве включает законодательство о труде и охране труда. Основными законами, на основе которых осуществляется управле­ние охраной труда, являются Федеральный закон «Об основах ох-


раны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ; Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г.; Гражданский

кодекс РФ.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Фе­дерации» устанавливает правовые основы регулирования отноше­ний в области охраны труда между работодателями и работника­ми. В данном Законе рассматриваются вопросы, связанные с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Нормы Зако­на распространяются как на работодателей, так и на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику.

Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и на каждом рабочем месте обеспечить такие усло­вия труда, которые соответствовали бы данным требованиям. Ра­бочие места должны аттестоваться работодателем на соответствие их условиям труда. При заключении работником трудового дого­вора (контракта) закон обязывает работодателя осуществлять за счет собственных средств обязательные предварительные меди­цинские осмотры работников, а также периодические медицин­ские осмотры.

Особо подчеркивается, что работодатель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без про­хождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

В Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) достаточно широко представ­лены вопросы охраны труда — в частности, в разделах «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отды­ха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответ­ственность за нарушения трудового законодательства».

В разделе «Общие положения» констатируется, что каждый работник имеет право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гиги­ены; на обязательность возмещения вреда, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и др.

В ст. 41 установлено, что в коллективный договор включаются вопросы по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве.


 


204


205


В ст. 92 и 94 зафиксированы требования сокращения продол­жительности рабочего времени, ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опас­ными условиями труда, ст. 116—119 установлены ежегодные допол­нительные оплачиваемые отпуска. Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополни­тельный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опас­ными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Прави­тельством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комис­сии по регулированию социально-трудовых отношений.

Основные законодательные акты, обеспечивающие безопас­ные и безвредные условия труда, представлены в разделе «Охрана труда».

Безопасными считаются такие условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производ­ственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ­ников;

• государственное управление охраной труда;

• государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;

• содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вред­ными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и органи­зации труда;

• координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

206


 

• распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, между­народное сотрудничество в этой области;

• установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилак­тическими средствами за счет работодателя.

В частности, ст. 212 и 214 ТК РФ устанавливают обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда; ст. 215 — требо­вания соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда; ст. 219 — право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены; ст. 221 — по­рядок обеспечения работников средствами индивидуальной за­щиты.

Нормативные правовые акты по охране труда включают сле­дующие документы: гигиенические нормативы (ГН); санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Мин-здравсоцразвития России; правила безопасности (ПБ) Госгортех-надзора России; правила Госэнергонадзора России; система стро­ительных норм и правил (СНиП) Росстроя; межотраслевые пра­вила по охране труда (ПОТМ) Минздравсоцразвития РФ.

Основным видом нормативных правовых актов по охране тру­да является Система стандартов безопасности труда {ССБТ) Гос­стандарта. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и норматив­но-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и про­изводственной санитарии как общефедерального, так и отрасле­вого значения.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разра­батываются с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государствен­ном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с го­сударственным стандартом не допускается). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).

ССБТ включает следующие подсистемы (рис. 6.2): • стандарты подсистемы «О» — устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности со­гласования стандартов ССБТ, терминологии в области охраны 207


труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности-

· стандарты подсистемы «1» — устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и пре­дельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производствен­ных факторов;

стандарты подсистемы «2» — устанавливают общие требова­ния безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований;

· стандарты подсистемы «3» — устанавливают общие требова­ния безопасности к производственным процессам, к отде­льным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности;

стандарты подсистемы «4» — устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним;

стандарты подсистемы «5» — устанавливают требования безо­пасности к зданиям и сооружениям. В государственной систе­ме стандартизации ССБТ относится к 12-му классу.

К нормативно-правовым актам относятся также межотрасле­вые организационно-методические документы (положения, мето­дические указания, рекомендации), которые распространяются на все отрасли народного хозяйства и вводятся в действие федераль­ными директивными органами совместно с Федерацией проф­союзов.

Отраслевая документация по охране труда представлена соот­ветствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандар­тами и отраслевыми организационно-методическими докумен­тами.

Объектами стандартизации на предприятии являются органи­зация работ по охране труда; контроль состояния условий труда; планирование работ по безопасности труда; порядок стимулиро­вания работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктаж работающих по безопасности труда.

Управление, контроль и надзор в области охраны труда регла­ментируется ТК РФ. Регулирование законодательства об охране труда осуществляется ТК РФ, федеральными законами, указами

 

208


 

  Стандарты предприятия СТП
  Отраслевые стандарты ОСТ
  Государственные стандарты ГОСТ
  Организационно-методические стандарты основ построения и внедрения ССБТ  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Государственные стандарты, требования, нормы по видам опасных и вредных производственных факторов    
     
       
  Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию      
    Стандарты и технические условия к разделам и требованиям безопасности
   
  Стандарты требований безопасности к производственным процессам
   
     
       
  Стандарты требований безопасности к средствам защиты    
     
       
  Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям    
     

Рис. 6.2. Структура Системы стандартов безопасности труда

209

Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и норма­тивными правовыми актами федеральных органов исполнитель­ной власти, законами и нормативными правовыми актами субъ­ектов Российской Федерации, актами органов местного самоуп­равления и локальными нормативными актами.


 

Нормативно-правовые акты в области охраны труда всех вет­вей государственной власти не должны противоречить ТК РФ.

Разграничение полномочий в области охраны труда между представительными и исполнительными органами управления построено на конституционном разделении властей. Представи­тельные органы решают общие вопросы, не требующие исполни­тельно-распределительных действий. Согласно ст. 6 ТК РФ к ве­дению высшего представительного органа относятся следующие вопросы:

• определение основных направлений государственной полити­ки по охране труда;

• установление принципов и порядка осуществления государ­ственного надзора и контроля за соблюдением законов, а так­же системы и полномочий федеральных органов государ­ственной власти, осуществляющих надзор и контроль;

• определение порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• установление системы и порядка государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

• определение порядка и условий материальной ответственнос­ти сторон трудового договора, в том числе порядок возмеще­ния вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Органы государственной власти субъектов Российской Феде­рации принимают законы и нормативные правовые акты по воп­росам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов госу­дарственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы по охране труда, в пределах своей компетен­ции.

Реализация основных направлений государственной полити­ки в области охраны труда обеспечивается путем согласованных действий органов федеральной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ра­ботодателей, объединений работодателей, профессиональных со­юзов и их объединений.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными орга-

210


нами исполнительной власти. Федеральные органы исполнитель­ной власти, которым предоставлено право осуществлять отде­льные функции нормативного правового регулирования, специ­альные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения и координировать свою деятельность с Минздравсоцразвития РФ. Подразделения по охране труда имеются во всех органах исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции.

Организация работы на предприятиях по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению не­счастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. В соответствии с ТК РФ в каждой орга­низации, осуществляющей производственную деятельность, чис­ленностью более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В организациях с численностью менее 100 работников решение о создании служ­бы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятель­ности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда или спе­циалиста по охране труда работодатель заключает договор со спе­циалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников в ней определяются работодателем с учетом рекомен­даций федерального органа исполнительной власти по труду.

Служба охраны труда в организации является самостоятель­ным структурным подразделением и подчиняется непосредствен­но руководителю организации или главному инженеру, выполня­ет свою работу совместно с другими подразделениями организа­ции и во взаимодействии с профсоюзной организацией, органами федеральной и местной инспекции труда.

Кроме службы охраны труда в организациях создаются по инициативе работодателя и (или) работников либо их представи­тельного органа комитеты (комиссии) по охране труда. В состав комитетов (комиссий) входят представители работодателя, проф­союза. Данный орган организует совместные действия работода­тели и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессио­нальных заболеваний, проведение проверок условий и охраны

211


труда на рабочих местах и информирование работников о резуль­татах проверок.

Основные задачи службы охраны труда:

• организация и координация работы по охране труда на пред­приятии;

• контроль за соблюдением законодательных и иных норматив­ных правовых актов по охране труда работниками предпри­ятий;

• совершенствование профилактической работы по предупреж­дению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;

• консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

В соответствии с основными задачами служба охраны труда выполняет следующие функции:

1) проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, совместно с под­разделениями предприятия разрабатывает мероприятия по пре­дупреждению несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний, а также контролирует их выполнение;

2) организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия;

3) организует разработку и выполнение комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;

4) подготавливает предложения по разработке и внедрению более совершенных конструкций, предохранительных устройств и других средств защиты от опасных производственных факто­ров;

5) участвует в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда;

6) совместно с техническими службами проводит проверки технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эф­фективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.09 с.)