Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая безопасность организации (предприятия)

Поиск

В современных условиях процесс успешного функционирова­ния и экономического развития российских предприятий во мно­гом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность организации, предприятия (ЭБ) — это состояние защищенности жизненно важных интересов пред­приятия от внутренних и внешних угроз, формируемое руковод­ством и коллективом предприятия путем реализации мероприятий правового, экономического, организационного, инженерно-тех­нического и социально-психологического направлений. Главным в определении экономической безопасности предприятия является то, что:

• состояние защищенности имеет динамический характер;

• внутренние угрозы не менее опасны, чем внешние;

• система экономической безопасности предприятия должна взаимодействовать на правовой основе с государственной сис­темой обеспечения безопасности.

Нормативные гарантии — это правовое обеспечение хозяй­ственной деятельности предприятия, формирование на этой ос­нове соответствующих юридических отношений, определение и защита правомерного поведения подразделений и работников предприятия в целях его безопасности, использование мер госу­дарственного и административного принуждения, применение санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы предприятия. Нормы права определяют со­держание режима безопасности и в сочетании с мерами по уста­новлению и поддержанию этого режима создают правовую основу всей деятельности системы экономической безопасности пред­приятия.

Организационные гарантии формируются путем разработки процесса определения и устранения угроз деятельности предпри­ятия и построения и поддержания с его помощью высокой рабо­тоспособности общей организационной структуры управления; использования механизма стимулирования; ее оптимального функционирования; соответствующей подготовки кадров; при­нятия мер по сближению интересов и консолидации усилий тру­дового коллектива предприятия для обеспечения его безопас­ности.

256
Материальные гарантии осуществляются за счет выделения и использования финансовых, технических, интеллектуальных, ин­формационных, кадровых и иных ресурсов предприятия, обеспе­чивающих своевременное выявление и ослабление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности.

При определении направлений обеспечения экономической безопасности предприятия предусматриваются два подхода к за­щите:

1) упреждающая деятельность, т.е. разработка и осуществле­ние комплекса управленческих мер и мероприятий, носящих пре­дупредительный характер и направленных на предотвращение или уменьшение ущерба для безопасности структурных подразде­лений предприятия, его работников и членов их семей. Основны­ми направлениями упреждающей деятельности по обеспечению безопасности являются меры, предпринимаемые в кадровой ра­боте, информационной деятельности и по обеспечению безопас­ности зданий, сооружений, имущества и помещений;

2) реагирующая деятельность, т.е. осуществление комплекса мер и мероприятий, направленных на выявление факторов нару­шения режима безопасности и проверку соблюдения требований режима безопасности и сигналов в отношении конкретных лиц, фактов, организаций, событий.

Предпринимательская деятельность связана с решением орга­низационных вопросов, правовыми и экономическими пробле­мами, техническими аспектами, кадровыми и т.д. Особенно ус­ложняется управление деятельностью, когда предприятие имеет широкие деловые связи и значительное число контрагентов: по­ставщиков, кредиторов, клиентов. По линиям внутренних и вне­шних связей предприятия могут реализовываться угрозы его эко­номической безопасности. Для обеспечения максимальной сте­пени защиты от этих угроз необходима деятельность, которая должна иметь системный характер.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние субъекта пред­принимательской деятельности в текущем и перспективном пе­риодах. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопас­ности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспект­ным, эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению

 


этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в уп­равлении объектом всех основных его аспектов, все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, единстве.

Комплексная система обеспечения экономической безопасности предпринимательства — это совокупность взаимосвязанных ме­роприятий организационно-правового характера, осуществля­емых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юри­дических лиц, которые могут привести к существенным эконо­мическим потерям.

Основу разработки комплексной системы обеспечения эко­номической безопасности предпринимательства должна состав­лять определенная концепция, которая включает цель комплекс­ной системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект, субъект, стратегию и тактику.

Цель данной системы — минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию субъекта предпринимательства, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного и реализуемого ком­плекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Наибольшее значение при обеспечении экономической безопасности предпринимательства имеют первичные экономико-правовые и организационные меры, обеспечивающие основу сис­темы безопасности; вторичными являются технические, физичес­кие и другие меры. В процессе достижения поставленной цели решаются конкретные задачи, объединяющие все направления обеспечения безопасности.

Задачи, решаемые системой обеспечения экономической бе­зопасности:

• прогнозирование возможных угроз экономической безопас­ности;

• организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

• выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз эко­номической безопасности;

• принятие решений и организация деятельности по реагирова­нию на возникшие угрозы;

• постоянное совершенствование системы обеспечения эконо­мической безопасности предприятия.

258


Организация и функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности в целях максимальной эффективности должны ос­новываться на ряде следующих принципов:

1) принцип законности. Вся деятельность предприятия должна носить законный характер, иначе система обеспечения безопас­ности может быть разрушена по вине самого субъекта предпри­нимательства. Негативными последствиями могут быть различ­ного рода санкции правоохранительных органов;

2) принцип экономической целесообразности. Следует организо­вывать защиту только тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от реализации угроз этим объектам. Здесь так­же должны учитываться финансовые возможности предприятия по организации системы экономической безопасности;

3) сочетание превентивных и реактивных мер. Превентивные меры носят предупредительный характер и позволяют не допус­тить возникновения или реализации угроз экономической безо­пасности. Реактивные меры предпринимаются в случае реально­го возникновения угроз или необходимости минимизации их нега­тивных последствий;

4) принцип непрерывности. Функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприни­мательства должно осуществляться постоянно;

5) принцип дифференцированности. Выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации;

6) координация. Для достижения поставленных задач необходи­мо постоянное согласование деятельности различных подразделе­ний службы безопасности, самого предприятия и сочетание орга­низационных, экономико-правовых и прочих способов защиты;

7) полная подконтрольность системы обеспечения экономичес­кой безопасности руководству субъекта предпринимательской де­ятельности. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы система безопасности не превратилась в замкнутое образование, ориенти­рованное на решение узких задач, без учета интересов предпри­ятия в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятель­ности системы и ее возможного совершенствования.

Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства носит сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и харак­теристиками объекта, но и специфическими условиями внешней

 


среды. Исходя из этого, можно выделить внешние и внутренние субъекты обеспечивающие экономическую безопасность пред­принимательства.

Внешние субъекты — органы законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников предприни­мательской деятельности. Эти органы формируют законодатель­ную основу функционирования и защиты предпринимательства в различных его аспектах.

Внутренние субъекты — лица, непосредственно осуществля­ющие деятельность по защите экономической безопасности кон­кретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъек­тов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской де­ятельности.

Таким образом, комплексная система экономической безо­пасности предприятия должна включать в себя строго определен­ное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность предприятия при достижении им основных целей предпринимательской деятельности.

Уровень экономической безопасности предприятия является важнейшим показателем экономической безопасности организа­ции, под которым понимается оценка состояния использования внутриорганизационных ресурсов по критериям уровня экономи­ческой безопасности предприятия. Для достижения высокого уровня экономической безопасности предприятие должно осу­ществлять деятельность по обеспечению максимальной безопас­ности основных элементов своей работы.

Основные элементы экономической безопасности предпри­ятия — это совокупность главных направлений его экономичес­кой безопасности, отличающихся друг от друга по содержанию (рис. 7.3).

Каждый из элементов характеризуется собственным содержа­нием, набором функциональных критериев и способами обеспе­чения.

Финансовые элементы могут быть определены как совокуп­ность работ по обеспечению максимально высокого уровня пла­тежеспособности предприятия и ликвидности его оборотных средств, наиболее эффективной структуры капитала предпри­ятия, повышению качества планирования и осуществления фи-


 

  Основные элементы экономической безопасности предприятия  
             
               
финансовые   информационные   кадровые
                     
технико-технологические   правовые   силовые
                       

Рис. 7.3. Основные элементы экономической безопасности предприятия

нансово-хозяйственной деятельности предприятия по всем на­правлениям стратегического и оперативного планирования и уп­равления технологическим и кадровым потенциалом предприятия, его основными и оборотными активами с целью максимизации прибыли и повышения уровня рентабельности бизнеса.

Информационные элементы включают в себя основные функ­ции информационно-аналитического отдела предприятия, вы­полнение которых необходимо для достижения приемлемого уровня обеспечения безопасности предприятия.

Кадровые элементы обеспечения экономической безопасности предприятия включают в себя работу с персоналом предприятия, нацеленную на предотвращение угроз негативного воздействия за счет недостаточной квалификации сотрудников, слабой органи­зации системы управления персоналом, подбора, обучения и мо­тивации сотрудников предприятия.

Основная сущность технико-технологических элементов за­ключается в том, насколько уровень используемых на данном предприятии технологий (производственной или непроизвод­ственной сферы) соответствует лучшим мировым образцам.

Правовые элементы состоят в эффективном и всестороннем правовом обеспечения деятельности предприятия, четком соблю­дении им и его персоналом всех правовых норм действующего законодательства.

Под силовыми элементами понимается совокупность следую­щих состояний: физическая безопасность персонала и руковод-

 


ства предприятия; сохранность имущества предприятия от нега­тивных воздействий, угрожающих потерей этого имущества или снижением его стоимости; обеспечение информационной безо­пасности предприятия; проведение предупредительных действий к источникам возможных угроз внешней среды предприятия.

Уровень экономической безопасности предприятия базирует­ся на том, насколько эффективно службам предприятия удается предотвращать угрозы и устранять ущербы от негативных воз­действий на различные элементы экономической безопасности. Источниками таких негативных воздействий могут быть осознан­ные или неосознанные действия людей, предприятий, органов государственной власти, предприятий-конкурентов, а также сте­чения объективных обстоятельств (состояние финансовой конъ­юнктуры на рынках данного предприятия, форс-мажорные об­стоятельства и т.д.).

Угрозы экономической безопасности предпринимательства — это потенциальные или реальные действия физических или юридических лиц, нарушающие состояние защищенности субъ­екта предпринимательской деятельности и способные привести к прекращению его деятельности либо к экономическим и другим потерям.

Угрозой экономической безопасности предпринимательства может быть не всякое действие, имеющее негативные послед­ствия. Так, не следует считать угрозой экономической безопас­ности предпринимательства деятельность руководства предпри­ятия по вложению средств в ценные бумаги (государственные или частные), внедрение новых организационных форм, органи­зацию производства совершенно нового товара. Все эти управ­ленческие решения являются рискованными и могут иметь нега­тивные экономические последствия, поскольку могут резко из­мениться конъюнктура на рынке ценных бумаг и потребности населения либо новые организационные формы не оправдают себя. Однако в конечном счете все эти решения направлены на достижение основной цели предприятия, на его дальнейшее раз­витие. Не может считаться угрозой безопасности предпринима­тельства установление руководством предприятия низких цен на продукцию в начальный период его деятельности, хотя в этом случае может отсутствовать прибыль и иметь место убыток, но это стандартный маркетинговый прием, имеющий целью привлечь покупателей к незнакомому для них продавцу; позже разница в ценах будет устранена.

 


Действия же, определяемые как угрозы, сознательно на­правлены на получение какой-либо выгоды от экономической дестабилизации предприятия, от посягательств на ее экономичес­кую безопасность.

Деятельность руководства предприятия, несмотря на риско­ванный характер, в общем соответствует действующему законо­дательству. Угрозы, как правило, предполагают нарушение зако­нодательных норм (той или иной отрасли права — гражданского, административного, уголовного) и предполагают определенную ответственность лиц, их осуществляющих. Для угроз экономи­ческой безопасности предпринимательской деятельности харак­терны три признака:

• сознательный и корыстный характер;

• направленность действий на нанесение ущерба субъекту пред­принимательства;

• противоправный характер.

Рассмотрим классификацию угроз экономической безопас­ности предпринимательской деятельности по различным крите­риям.

По источнику возникновения угрозы можно разделить на вне­шние и внутренние. К внешним могут относиться, например, хи­щение материальных средств и ценностей лицами, не работаю­щими на данном предприятии, промышленный шпионаж, неза­конные действия конкурентов, вымогательство со стороны криминальных структур. Внутренние угрозы — разглашение собственными сотрудниками конфиденциальной информации, низкая квалификация специалистов, разрабатывающих деловые документы (договоры), неэффективная работа службы экономи­ческой безопасности и лиц, отвечающих за проверку контраген­тов. Наибольшую опасность, как правило, представляют вне­шние угрозы, поскольку внутренние угрозы зачастую — это реа­лизация внешних «заказов».

По экспертной оценке В.И. Ярочкина, 81,7% угроз соверша­ется либо самим персоналом предприятия, либо при его прямом или опосредованном участии (внутренние угрозы); 17,3% — это внешние угрозы или преступные действия; 1,0% — угрозы со сто­роны случайных лиц.

По степени тяжести последствий угрозы могут быть с высо­кой, значительной, средней и низкой тяжестью последствий.

Угрозы с высокой тяжестью последствий могут привести к рез­кому ухудшению всех финансово-экономических показателей

263


деятельности предприятия, что вызывает немедленное прекраще­ние его деятельности, либо наносят такой непоправимый вред, который приведет к этим же последствиям позднее. В этом случае происходит ликвидация предприятия.

Значительная степень тяжести последствий реализации угроз предполагает возможность нанесения предприятию таких финан­совых потерь, которые окажут негативное воздействие на его основные финансово-экономические показатели, его деятель­ность в будущем и будут преодолеваться в течение длительного периода.

Средняя степень тяжести означает, что преодоление послед­ствий осуществления этих угроз требует затрат (наносит поте­ри), сопоставимых с текущими затратами предприятия, и не требует значительного времени.

Последствия реализации угроз с низкой степенью последствий не оказывают какого-либо существенного воздействия ни на стратегические позиции предприятия, ни даже на его текущую деятельность.

По степени вероятности угрозы могут быть маловероятными и реальными.

К маловероятным угрозам относится, например, посещение лицом без определенного места жительства предприятия с тре­бованием выдать ему деньги, сопровождающимся нецензурной бранью. Факторы малой вероятности данной угрозы:

• угрожает один человек (а не организованная группа);

• отсутствуют реальные возможности приведения угрозы в ис­полнение;

• существуют достаточно простые способы защиты (путем фи­зического выдворения данного лица либо сдачи его правоох­ранительным органам).

К реальным относятся, например, те угрозы, которые:

• сопровождаются физическим насилием, повреждением иму­щества предприятия, похищением работников (руководите­лей);

• осуществляются организованной группой, выдвигающей кон­кретные требования;

• осуществляются с участием криминальных элементов.
Угрозы могут различаться по воздействию на стадии предпри­нимательской деятельности. Наиболее вероятны и опасны угро­зы на стадии создания предприятия и на стадии его функциони­рования.

 

 

На стадии создания предприятия это могут быть незаконные действия со стороны должностных лиц, препятствующие организа­ции предприятия, либо вымогательство со стороны преступных группировок. На стадии функционирования угрозы могут возникать на подготовительном этапе (воспрепятствование нормальному снабжению сырьем, материалами, оборудованием), производ­ственном этапе (уничтожение или повреждение имущества, обору­дования), заключительном этапе (воспрепятствование сбыту, огра­ничение конкуренции, незаконное ограничение рекламы).

Угрозы могут различаться по объекту посягательств. Объек­том посягательств выступают прежде всего ресурсы: трудовые (персонал), материальные, финансовые, информационные. Угро­зы персоналу — шантаж с целью получения конфиденциальной информации, похищение сотрудников, вымогательство и пр. Уг­розы материальным ресурсам — повреждение зданий, помещений, систем связи, кража оборудования. Угрозы финансовым ресурсам — мошенничество, фальсификация финансовых документов, ва­люты, кража денежных средств. Угрозы информационным ресур­сам — несанкционированное подключение к информационной сети предприятия, изъятие конфиденциальных документов и пр.

По субъектам угроз угрозы классифицируются на:

• угрозы со стороны криминальных структур;

• угрозы со стороны недобросовестных конкурентов;

• угрозы со стороны контрагентов;

• угрозы со стороны собственного персонала.

По виду ущерба выделяются угрозы, реализация которых несет прямой ущерб, и угрозы, реализация которых приведет к упущен­ной выгоде.

Проводя работу по обеспечению экономической безопасности предприятия, следует установить взаимосвязь угроз со стороны кон­курентов, злоумышленников и рисков, возникающих в процессе деятельности предприятия во времени и в пространстве угроз. Про­странство угроз охватывает объект защиты — персонал предпри­ятия, имущество, финансовые средства, сведения, составляющие коммерческую тайну. Каждая угроза влечет за собой определенный ущерб — моральный или материальный, а противодействие призва­но снизить его величину.

Служба безопасности (СБ) на предприятии — неотъемлемая часть предпринимательской деятельности в странах с развитой экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану ком­мерческой тайны достигают 25% всех расходов на производство.

 


Необходимость СБ на предприятии определяется рядом при­чин. Правоохранительные органы обеспечивают безопасность граждан, общества и государства, занимаются вопросами предуп­реждения и пресечения преступлений и уголовного преследования нарушителей закона. Но нарушениями закона не исчерпываются причины, по которым нарушается безопасность предприятий. На­пример, последствия нарушения деловой этики персоналом пред­приятия, а также организациями-партнерами часто весьма серьез­ны. Предприятия же, заботясь о своем имидже, не всегда заинтере­сованы в том, чтобы обнародовать факты о мошенничестве своих работников, сведения о потерях от криминальной конкуренции, а поэтому сами проводят служебное расследование, пытаются уст­ранить негативные последствия собственными силами. Однако нарушение государственной монополии в правоохранительной сфере не допускается. Основные функции в борьбе с преступнос­тью, включая оперативно-розыскные, следственные, судебные, сохраняются за государственными правоохранительными органа­ми. Службы безопасности на предприятиях решают главным об­разом задачи превентивного характера, предупреждения преступ­лений, затрагивающих интересы этих предприятий.

Руководитель предприятия, определяя характер СБ, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности пред­приятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения меропри­ятий по безопасности. Все подразделения СБ в полном объеме создаются лишь крупными экономическими субъектами. Неболь­шие предприятия ограничиваются группами внутренней безопас­ности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств защиты.

Правовой базой для создания СБ является Закон РФ «О част­ной детективной и охранной деятельности в Российской Федера­ции» от 11 марта 1992 г. № 2487-1, которым предусматривается, что предприятия, расположенные на территории Российской Фе­дерации, независимо от их организационно-правовых форм, вправе учреждать обособленные подразделения — службы безо­пасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя.

Служба безопасности предприятия может выполнять следую­щие функции:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

 

266

2) изучение рынка, сбор информации для деловых перегово­ров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использова­ния в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разгла­шения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих лич­ность данных об отдельных гражданах (с их письменного согла­сия) при заключении ими трудовых договоров;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреж­дениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса;

8) защита жизни и здоровья граждан;

9) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

 

10) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслужива­ние средств охранно-пожарной сигнализации;

11) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посяга­тельств;

12) вооруженная охрана имущества собственников, а также
использование технических и иных средств, не причиняющих
вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства
оперативной радио- и телефонной связи.

Для обеспечения защиты экономической безопасности пред­принимательской деятельности важное значение имеет создание собственной службы экономической безопасности (СЭБ). Можно рекомендовать ряд этапов при создании СЭБ:

1) принятие решения о необходимости создания СЭБ. Вопрос о создании СБ должен возникать в момент принятия решения об организации предприятия в зависимости от выбираемого им вида деятельности, объема предполагаемой к производству продук­ции, размера годового оборота и прибыли, использования сек­ретов производства, количества работников и т.п. Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания СБ.

После государственной регистрации руководителями при­нимается окончательное решение о создании СЭБ. В случае по­ложительного решения вопроса определяется ответственное

267


лицо (группа лиц), которое будет непосредственно заниматься организацией СЭБ;

2) определение общих задач СЭБ — предупреждение угроз, реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты (персонал, информация, компьютерные сис­темы, здания и помещения);

3) разработка положения о СЭБ, определение структуры и ут­верждение штатов;

4) набор кадров. Работниками СЭБ могут быть люди, специ­ально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как основной, и привлеченные специалисты (например, главный бухгалтер, юрист и пр.).

При подборе постоянных работников важнейшим требо­ванием является профессиональная подготовка. В связи с этим предпочтение следует отдавать бывшим работникам правоохра­нительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой поли­ции), имеющим опыт работы и подходящим по морально-дело­вым качествам для данной деятельности. Для службы физичес­кой защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе, СОБРе, ОМОНе, которые обладают профес­сиональными навыками владения оружием и рукопашного боя;

5) непосредственная организация и функционирование СЭБ.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельнос­ти в Российской Федерации» предусматривает, что работники СБ, осуществляющие частную детективную и охранную деятель­ность, должны получить в законном порядке лицензии.

Для создания СЭБ предприятие представляет в органы внут­ренних дел по месту своего нахождения следующие документы:

• заявление о согласовании устава СБ;

• устав СБ;

• лицензии руководителя и персонала СБ на право осуществле­ния охранно-сыскной деятельности;

• сведения о характере и направлениях деятельности СБ, соста­ве и предполагаемой численности персонала, наличии специи-
альных, технических и иных средств, потребности в оружии.
Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не свя­занные с обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе функционирования значительную роль играют умелая расстановка кадров СБ руководителем, распределение прав, полномочий и степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работу подразделения. Важным факто-

 


ром повышения эффективности деятельности СЭБ является гиб­кая система стимулирования работников службы в зависимости от итогов работы.

Финансирование СЭБ осуществляется из прибыли. Важней­шим фактором поощрения работников службы является быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач;

6) контроль за деятельностью СЭБ. В целях поддержания вы­сокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы СБ в целом, необходимы постоянный контроль и анализ результатов де­ятельности СЭБ. Для этого используются:

• регулярные текущие отчеты СЭБ перед руководством пред­приятия;

• отчеты по защите от конкретных угроз и принятых мерах;

• анализ отчетов и заключение руководства предприятия об эф­фективности работы СЭБ.

Важным элементом поддержания высокого профессиональ­ного уровня работников СЭБ является совершенствование дело­вых навыков, расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответству­ющих курсах и изучением специальной литературы.

В процессе повседневной деятельности следует уделять вни­мание постоянному взаимодействию СЭБ с правоохранительны­ми органами.

Взаимодействие СЭБ и правоохранительных органов может осуществляться по следующим направлениям:

• кадры — проверка правоохранительными органами кандида­тов на работу, сообщения предпринимателей о нарушениях, совершенных конкретными лицами, подготовка работников СБ с помощью правоохранительных органов;

• информация — обмен взаимной информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опас­ных лицах, лицах, находящихся в розыске, и пр.;

• организационное взаимодействие — создание системы со­вместного противодействия незаконной деятельности со сто­роны физических и юридических лиц (организация охраны, установка сигнализации, системы быстрого оповещения пра­воохранительных органов).

Структура СЭБ, как уже отмечалось, специфична для раз­личных субъектов предпринимательской деятельности, посколь-

 


 


ку зависит от размера предприятия, характера деятельности, роли конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.

Примерная структура СЭБ предприятия приведена на рис. 7.4. Выделенные блоки непосредственно входят в СЭБ, а остальные используются только в пределах вопросов, находящихся в компе­тенции СЭБ.

Особое положение в структуре СЭБ занимает группа чрезвы­чайных ситуаций. Предприятие, а значит, и СЭБ могут работать в двух режимах — обычном и чрезвычайном. При обычном режи­ме не возникает серьезных угроз экономической безопасности предприятия, проводится профилактическая работа по их пре­дупреждению, деятельность всех подразделений проходит в обыч­ном ритме, возникающие проблемы и угрозы носят локальный характер и преодолеваются в процессе текущей работы подразде­лений предприятия, в том числе СБ. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тя­жестью последствий. В этом случае руководитель СБ или руково-


дитель предприятия организует группу чрезвычайных ситуаций (кризисную группу), включающую наиболее квалифицированных специалистов предприятия для решения данной проблемы. Груп­па работает не постоянно, а лишь по мере необходимости.

Данная структура предусматривает организацию подразделе­ний, занимающихся непосредственной защитой основных объек­тов угроз и одновременно взаимодействие с другими структурны­ми подразделениями предприятия, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безо­пасности. Такая структура может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономичес­кой (и общей) безопасности.

Практическая деятельность СЭБ (рис. 7.5) должна основы­ваться на использовании типовых схем, процедур и действий в определенной последовательности.

Система предупредительных мер включает деятельность по изучению контрагентов, анализ условий договоров, соблюдение правил работы с конфиденциальной информацией, защиту ком­пьютерных систем и т.д. Эта деятельность осуществляется регу­лярно и непрерывно, обеспечивает защиту экономической безо­пасности на основе постоянно действующей системы организа­ционных мероприятий.

Однако даже самая лучшая система предупредительных мер не может предвидеть, а тем более преодолеть внезапно возникающие нестандартные угрозы, которые могу причинить значительный ущерб предприятию.

 

 

 

 

Система     Мониторинг и выявление угроз безопасности   Анализ и оценка возникших угроз  
предупредительных (превентивных) мер      
                 
  Деятельность по нейтрализации угроз безопасности   Определение мероприятий  
    по нейтрализации угроз  
                 

 


Рис. 7.4. Примерная структура службы экономической безопасности

 


Рис. 7.5. Деятельность службы экономической безопасности

271


Предпринимателю следует учитывать, что организация эф­фективной системы профилактических мер потребует гораздо меньших затрат, чем борьба с последствиями уже случившихся правонарушений, реализованных угроз.

К категориям работников, имеющим доступ к коммерческой (в том числе конфиденциальной) информации, которые могут быть потенциальными источниками ее разглашения либо иных неправомерных действий, относятся прежде всего работники бух­галтерии, кассиры, лица, имеющие право распоряжения печатя­ми, бланками, работники компьютерных подразделений.

Работники СБ должны проверять не только сохранность со­трудниками коммерческой тайны, но и их отношение к своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с докумен­тами, отсутствие излишнего интереса к другим подразделениям.

Для работников СБ индикаторами в вы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.012 с.)