Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности



Несчастные случаи, связанные с несоблюдением требований безопасности, аварии, пожары, катастрофы, стихийные бедствия, загрязнение рабочей зоны и окружающей среды наносят эконо­мический ущерб.

Экономический ущерб связан с потерями и затратами, возни­кающими в основном за счет:

• гибели, ухудшения состояния здоровья и профессиональных заболеваний людей;

• снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, связанного с загрязнением окружающей среды, затрат на ос­воение новых земель и ее рекультивацию;

• снижения продуктивности леса и затрат на лесовосстановительные работы;

223


• более быстрого разрушения и старения основных фондов про­мышленности, производственного оборудования, зданий и сооружений, жилищного фонда городов и поселков, связан­ного с ростом скорости коррозии при загрязнении окружаю­щей среды;

• затрат на ликвидацию последствий аварий и стихийных бед­ствий, восстановление объектов экономики, жилищно-ком­мунального хозяйства, переселение и реабилитацию населе­ния.

Антропогенное воздействие на среду обитания вызывает эколого-экономический ущерб, который связан с потерей природ­ных ресурсов, гибелью природных экосистем, естественных ланд­шафтов, исчезновением отдельных видов и популяций раститель­ного и животного мира, уменьшением многообразия природного мира. Кроме того, это вызывает и социальные потери из-за нару­шения привычного уклада жизни людей, разрушения сложив­шейся среды обитания человека.

Экономический ущерб, наносимый человеку и природной среде, может быть оценен в стоимостном выражении.

Различают несколько видов ущерба:

• прямой ущерб, возникающий на объектах, расположенных в зоне негативного воздействия промышленного производства;

• косвенный ущерб, проявляющийся в смежных производствах, на объектах непроизводственной сферы и в природной среде;

• социально-экономический ущерб, связанный с потерями в связи с увеличением заболеваемости населения и затратами на восстановление здоровья;

• эколого-экономический ущерб, связанный с деградацией природной среды и затратами на ее восстановление.

При определении экономического ущерба можно применять локальные и укрупненные методики расчета. Локальные методики расчета ущерба предусматривают определение ущерба как сумму отдельных составляющих ущерба для различных объектов воз­действия (населения, основных фондов промышленности, сель­скохозяйственных угодий и т.д.). Данные методики достаточно сложные и дают хорошую точность лишь при наличии надежных исходных фактических данных.

Укрупненные методики определения ущерба проще и позволя­ют оценить экономический ущерб приближенно.

Некоторые виды экономических ущербов можно подсчитать сравнительно просто.

 

224
Например, экономический ущерб от аварии, имеющей локальный характер и не вызвавшей серьезных экологических последствий, мож­но оценить как сумму затрат на локализацию аварии, ликвидацию ее последствий, восстановление разрушенного или поврежденного объ­екта, компенсации семьям погибших (если есть летальные исходы), лечение и восстановление работоспособности пострадавших.

На проведение природоохранных мероприятий, улучшение условий труда на производстве, внедрение систем обеспечения промышленной и производственной безопасности необходимы значительные затраты. Затраты на мероприятия, направленные на безопасность жизнедеятельности, определяются как сумма ка­питальных затрат (3 кап) и текущих затрат (3 тек). Капитальные за­траты связаны с большими денежными вложениями на создание защитных устройств и систем, внедрение более совершенного оборудования и технологий. Текущие затраты не столь сущест­венны и включают эксплуатационные расходы. Общие затраты (Зобщ) оцениваются в виде приведенных затрат:

Зобщ = Зтек +Зкап x Ен

где Е — нормативный коэффициент капитальных вложений (в промышленности Ен = 0,12, для ряда экобиозащитных ме­роприятий — 0,08, для лесовосстановительных работ — 0,03).

Важное значение имеют экономическое обоснование проек­тируемых и проводимых мероприятий, расчет экономического эффекта, который может быть получен от их внедрения. Оценку мероприятий можно выразить как разницу между расчетными величинами ущерба до и после проведения мероприятий.

Экономический эффект — важный, но недостаточный пока­затель для принятия решения об экономической целесообразнос­ти проведения защитного мероприятия или выбора оптимального из альтернативных вариантов. Эффект мероприятия может быть большим, но требующим значительных финансовых затрат. По­этому показателем эффективности мероприятия является разни­ца между эффектом и затратами на его реализацию. Экономичес­кое решение будет оптимальным в том случае, когда эффект пре­вышает затраты.

Экономический эффект экобиозащитных мероприятий мо­жет быть получен только после их реализации и не в первый год. Вложение средств в экобиозащитные мероприятия связано с тем, что часто величина предотвращенного экономического ущерба


слабо или вообще не сказывается на основной деятельности пред­приятия, а предотвращенный ущерб в большей степени имеет значение для окружающего предприятия района. Экономический эффект от средств, вложенных в системы безопасности, выступа­ет лишь как предотвращение возможных экономических потерь от вероятного урона, нанесенного окружающей среде.

Предприятия неохотно вкладывают свободные средства в ме­роприятия, направленные на повышение безопасности и экологичности производства. Поэтому для побуждения предприятий к вложению средств в системы экологической защиты применяют­ся законодательные нормативные акты, а также привлекаются надзорные и контролирующие органы. Широко применяются экономические механизмы регулирования и стимулирования де­ятельности предприятий в области безопасности.

Например, в области природоохранной деятельности таким меха­низмом является принцип «загрязнитель платит». Данный принцип предусматривает экономическую ответственность предприятия за за­грязнение окружающей среды, компенсацию предприятием экономи­ческого ущерба, наносимого региону загрязнениями своей деятель­ности.

Механизмом реализации этого принципа являются платежи за за­грязнение и платность используемых природных ресурсов. Платежи за загрязнение представляют собой вид налогообложения, при котором облагаемой величиной является масса загрязнений независимо от других результатов хозяйственной деятельности предприятия. Плате­жи за загрязнение нельзя рассматривать как полную компенсацию на­носимого ущерба. Их внесение не освобождает предприятие от возме­щения ущерба по возможным искам организаций и граждан за причи­ненный ущерб.

В настоящее время плата взимается за выброс в атмосферу за­грязняющих веществ передвижными и стационарными источника­ми; за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; за размещение твердых и жидких отходов. Взима­ется плата за сверхлимитные выбросы, сбросы, размещение.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ве­ществу с учетом их опасности для окружающей среды. Ставки платежей определяют умножением базового норматива на регио­нальные коэффициенты, учитывающие экологическую ситуа­цию, природно-климатические особенности территорий, значи­мость природных и социально-культурных объектов региона.

 

226
Мониторинг окружающей среды позволяет оценивать воз­действия отраслей экономики на ее состояние. Средства, которые государство выделяет из бюджета на охрану окружающей среды, тут же поглощаются стоимостью того ущерба, который причиня­ется природной среде хозяйственной деятельностью. Все отрасли экономики оказывают негативное влияние на компоненты окру­жающей среды.

Снижение загрязнений окружающей среды возможно по сле­дующим направлениям:

технологическое — создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных или малоотходных производств, об­новление основных фондов, совершенствование технологи­ческих процессов;

экономическое — развитие и совершенствование экономичес­кого механизма охраны окружающей природной среды. Это внедрение более жестких нормативов на вредные выбросы, обязательность платежей всеми хозяйствующими субъектами за выбросы вредных веществ, введение налоговых льгот за вы­пуск экологически чистой продукции и других экономических мер;

административное и юридическое — повышение ответствен­ности за правонарушения в области охраны природы. Здесь можно выделить такие меры воздействия, как прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы, привлечение виновных к уголовной ответственности;

просветительское — создание системы экологического обра­зования, просвещения, воспитания, прекращение потреби­тельского отношения к природе.

Меры по обеспечению безопасности работающих условно можно разделить на три группы:

1) меры по устранению производственных вредностей и опас­ностей и выводу работников из зоны их действия;

2) меры защиты работника от производственных вредностей и опасностей, включая меры по нейтрализации их воздействия;

3) меры по обучению работников безопасным приемам и ме­тодам ведения работ.

К первой группе мер можно отнести совершенствование тех­нологических процессов, способствующих возникновению вред­ных и опасных факторов; внедрение нового и модернизация дей­ствующего оборудования; механизацию и автоматизацию процес­сов, связанных с хранением и перемещением, заполнением, опорожнением сосудов с ядовитыми, агрессивными, легковоc-

 


пламеняющимися и горючими жидкостями; устройство и реконст­рукцию санитарно-гигиенического оборудования, обеспечива­ющего нормальный микроклимат и чистоту воздушной среды; за­мену сырья и материалов, использование которых сопровождается появлением вредных факторов, безвредными предметами труда; рациональную планировку рабочих мест, размещение производ­ственного оборудования; внедрение систем (устройств) автомати­ческого и дистанционного управления производственным обору­дованием, технологическими процессами, подъемными и транс­портными устройствами и др.

Ко второй группе мер относят средства индивидуальной и коллективной защиты, которые направлены на предотвращение или уменьшение воздействия на работников вредных или опас­ных производственных факторов.

К индивидуальным средствам защиты относятся спецодежда и спецобувь, защитные приспособления, защитные мази и пасты. К спецодежде причисляют куртки, брюки, комбинезоны, рубаш­ки, в некоторых производствах — нательное белье, теплые костю­мы, рукавицы, шапки, сапоги и др. Все это должно защитить ра­бочего от неблагоприятных воздействий внешней производствен­ной среды. Защита глаз осуществляется в основном с помощью очков различного типа. Для защиты органов дыхания использу­ются респираторы, противогазы, шланговые и кислородные при­боры. Для защиты органов слуха используют противошумные на­ушники, шлемы и каски, ушные вкладыши. Открытые места кожи защищают с помощью специальных мазей и паст.

Коллективные средства защиты подразделяют на три группы: изолирующие работников от источников производственных вред­ностей; снижающие уровень вредных факторов; предохраняющие работников от производственных опасностей.

К изолирующим средствам относят тепловые и водяные заве­сы, разнообразные экраны, звукопоглощающие перегородки, ширмы для защиты от электросварки и т.п., к средствам, снижаю­щим уровень вредностей, — увлажнители воздуха, пылеулавлива­тели, отсосы, поглотители паров, вентиляционные устройства, кондиционеры, ионизаторы и др. Защитные устройства, предох­раняющие работников от производственных опасностей, бывают оградительными, блокировочными, предохранительными, тор­мозными, специальными, устройствами автоматического контро­ля и световой или звуковой сигнализации.

 

228
Кроме названных средств защиты используют и другие меры по снижению и нейтрализации воздействия вредных и опасных факторов: лечебно-профилактические меры (выдача спецжиров, молока, питания повышенной калорийности, витаминизирован­ных напитков, пребывание в профилактории, санаторно-курорт­ное лечение); применение специальных режимов труда и отдыха; устройство мест и помещений для внутрисменного отдыха, психо­логической разгрузки, мест для обогрева, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работе на открытом воздухе.

Согласно ГОСТ 12.0.004-90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа.

Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу и включает общие сведения о правилах поведения и основных ме­рах безопасности на территории предприятия и в производствен­ных помещениях, мерах электробезопасности, производственной санитарии и пожарной профилактики.

Первичный инструктаж проводится при допуске к самостоя­тельной работе на конкретном рабочем месте с показом приемов и методов безопасного труда.

После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж (при работах повышенной опасности — раз в квартал).

Текущий (целевой) инструктаж проводят при выполнении ра­зовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специ­альности, перед началом работ повышенной сложности и опас­ности с обязательным оформлением наряда-допуска, разрешения и других документов.

Внеплановый инструктаж проводят при введении в действие новых или изменении нормативных актов по охране труда; изме­нениях в технологическом процессе, замене или изменении средств и предметов труда; нарушении работниками требований безопасности, несчастном случае на производстве; по требованию органов государственного контроля и надзора; при длительных перерывах в работе (более 60 дней, а для работ с повышенными требованиями к безопасности — более 30 дней).

Обучение работающих безопасности труда ведется в ходе про­фессиональной подготовки независимо от ее формы (институт, колледж, на производстве), в рамках системы инструктажей и при повышении квалификации.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охра­ны труда в соответствии с Федеральным законом «Об основах ох-


раны труда в Российской Федерации» должно осуществляться в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занятых эксплуатационной деятельностью, — не менее 0,7% суммы эксплуатационных расхо­дов. При этом в организации могут создаваться специальные фонды охраны труда.

Расчет экономической эффективности мероприятий произво­дится, как правило, на основе так называемой концепции пред­отвращенного ущерба.

Снижение затрат может быть получено за счет экономии на доплатах к тарифным ставкам и окладам за неблагоприятные ус­ловия труда; за неотработанные часы занятым на работах с вред­ными и опасными условиями труда, на тяжелых физических рабо­тах; за неотработанные дни для пользующихся дополнительными отпусками за работу во вредных и опасных условиях; до прежнего заработка при переводе пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания на другую работу.

В результате проведения защитных мер по безопасности труда может быть достигнуто снижение отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний. Могут быть снижены также издержки, связанные с не­редко сопутствующей несчастным случаям порчей оборудования и инструмента, а также затраты на компенсацию морального вре­да пострадавшим.

Экономия средств социального страхования может быть полу­чена в части оплаты пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на произ­водстве, оплаты им дополнительных расходов на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию.

Кроме изложенных мер по безопасности труда достигается и значительный эффект социального характера: сокращение чис­ленности занятых на работах с вредными и опасными условиями, тяжелым физическим трудом, снижение производственного трав­матизма и профессиональной заболеваемости, уменьшение инва­лидности, укрепление здоровья работников и их потомства.

Носителями социальных опасностей являются люди, образу­ющие определенные социальные группы. Особенность социаль­ных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу людей. Распространение социальных опасностей обусловлено поведенческими особенностями людей отдельных социальных

230


групп. Социальные опасности весьма многочисленны и способны нанести существенный ущерб здоровью людей.

Поскольку социальные опасности порождаются социально-экономическими процессами, протекающими в обществе, следу­ет создать адекватную правовую систему, которая может быть ос­новным условием предупреждения и защиты от социальных опасностей.

Профилактика социальных опасностей заключается в психо­логических, педагогических и социальных мероприятиях, на­правленных на восстановление психологического и физиологи­ческого равновесия человека.

Защита от социальных опасностей заключается в профилак­тических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опас­ностей. Кроме того, требуется соответствующая — юридическая, психологическая, информационная и силовая — подготовка че­ловека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуаци­ях. В процессе обучения необходимо осваивать модели поведе­ния, учитывающие конкретные ситуации.

Поскольку главной ценностью общества является человек, органы власти, принимая любое политическое, экономическое решение, должны предвидеть последствия их влияния на каждого гражданина. Критериями ответственности власти наряду с эконо­мическими показателями должны быть конкретные и достовер­ные параметры благополучия общества: здоровье в виде баланса рождаемости, заболеваемости, продолжительности жизни, смерт­ности; условия жизни в виде приемлемого состояния экологии, качества питания, лечения, доступности занятий физкультурой, спортом, туризмом, организованным отдыхом; духовное состоя­ние общества, характеризующееся низким уровнем преступности, наркомании, алкоголизма, количества самоубийств; нахождение общества в состоянии мира.

 

Выводы

Управление безопасностью жизнедеятельности включает законодательную, нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы, которые осуществляют свои функции на различных уровнях.

 


В обеспечении безопасности участвуют международные орга­низации, государство, граждане и общественные организации. На уровне национальной безопасности России система управления включает государственные органы и общественные структуры, законные силы и средства, обеспечивающие защиту националь­ных ресурсов и ценностей, а также общественные и личные инте­ресы от внутренних и внешних угроз. Основными направлениями являются обеспечение охраны окружающей среды, охраны труда, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, правовую основу которых составляют законы и законода­тельные акты Российской Федерации.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Назовите основные задачи, функции и систему управления госу­дарственной безопасностью жизнедеятельности.

2. Перечислите основные нормативно-правовые акты по охране окру­жающей среды и органы управления по ее защите.

3. Охарактеризуйте правовое и нормативное обеспечение охраны тру­да по стране и на предприятиях.

4. Кто осуществляет государственный, ведомственный и обществен­ный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда?

5. Назовите органы, осуществляющие защиту работников на произ­водстве.

6. Каков порядок расследования и учета несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний на производстве?

7. Назовите основные виды экономического ущерба и методы его оп­ределения.

8. Какова методика определения затрат ущерба и расчета экономи­ческого эффекта?

232


Тестовые задания для самоконтроля (отметить правильные ответы)

Тест 1. Декларация безопасности является обязательной для:

1) производств, включенных в специальный федеральный пере­чень;

2) особо опасных производств;

3) всех промышленных предприятий;

4) всех предприятий, ведомств и организаций.

Тест 2. В соответствии с порядком расследования и учета несчастных случаев на производстве расследованию и учету подлежат:

1) острые отравления;

2) телесные повреждения, нанесенные животными (например, ра­ботнику лесного хозяйства);

3) укусы насекомых, повлекшие за собой необходимость перевода на другую работу (например, при следовании работника к месту командировки);

4) травмы, полученные в результате стихийных бедствий, незави­симо от времени и места события.

Тест 3. Система стандартов безопасности труда включает в себя:

1) организационно-методические стандарты;

2) стандарты минимальных требований по безопасному ведению работ;

3) стандарты требований и норм по видам опасных и вредных про­изводственных факторов;

4) стандарты требований к средствам защиты работающих.

Тест 4. Работник получил травму, выполняя задание по устному распо­ряжению работодателя, которое не входило в его трудовые обя­занности. Кроме того, между работодателем и работником не был заключен трудовой договор не по вине работника, хотя по­следний работал календарный месяц. Подлежит ли несчастный случай расследованию и учету в соответствии с действующим законодательством:

1) подлежит, если работник проработал больше месяца;

2) не подлежит, так как не был заключен трудовой договор;

3) подлежит;

4) не подлежит, так как действия работника не входили в его тру­довые обязанности.

233

Тест 5. Установите соответствие между видами мониторинга окружаю­щей среды.

 

 

 

Признак наблюдения Виды мониторинга
Глобаль­ный Регио­нальный Импакт- ный Базовый
А Б В Г
1. Система наблюдений за особо опасными зо­нами и источниками за­грязняющих веществ        
2. Система наблюдений за состоянием окружаю­щей среды в биосфер­ных заповедниках        
3. Система наблюдений (оценки, прогноза) за состоянием биосферы земли        
4. Система наблюдений за антропогенным воз­действием на среду обитания крупных тер­риторий        

Тест 8. Следующие правовые и нормативно-технические основы обес­печения безопасности жизнедеятельности относятся к зако­нам:

1) Федеральный закон «Об основах охраны труда» (1999 г.);

2) постановление Правительства РФ «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Фе­дерации о труде и охране труда» (1999 г.);

3) постановление Правительства РФ «Об экспертизе условий тру­да» (1999 г.);

4) комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»;

5) постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций» (1995 г.).

Тест 9. Причины возникновения несчастных случаев и профессиональ­ных заболеваний делятся на:

1) технические, организационные, психологические;

2) технические, организационные, санитарно-гигиенические;

3) социальные, организационные, санитарно-гигиенические;

4) психологические, организационные, санитарно-гигиенические.


Тест 6. К нормативным актам системы управления и правового регули­рования безопасности жизнедеятельности относятся:

1) стандарты предприятия;

2) инструкции по охране труда;

3) стандарты Системы стандартов безопасности труда;

4) отраслевые стандарты;

5) опытно-конструкторские разработки в области создания сред­ств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Тест 7. Система управления охраны труда на предприятии предусмат­ривает участие в ней:

1) директора, его заместителей, главного инженера, руководите­лей структурных подразделений;

2) всех представителей администрации и структурных подразде­лений: от бригадиров и мастеров до директора;

3) директора, заместителей директора, главного инженера, руко­водителей подразделений, выполняющих специализированные функции управления охраной труда.

 

 



Глава 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.063 с.)