Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Техногенные поражения и экологическая безопасность

Поиск

Экологические поражения: основные понятия, классификация; зоны экологического поражения, техногенные аварии и катастрофы, экологические поражения, вызванные хозяйственной деятельностью. Влияние загрязнения среды на здоровье людей.

Экологическая безопасность: общие понятия, возможные пути воздействия общества на уровень экологической безопасности. Критерии экологической безопасности; безопасность территориальных комплексов, безопасность экосистемы, экологическая безопасность человека. Экологическая война как преступление против человечества

Экологически приемлемый риск: оценки риска, сопоставление рисков, управление риском. Показатели экологически приемлемого риска.

Литература: [1].

Методические указания

При изучении данной темы необходимо иметь ввиду следующие обстоятельства.

Экологические поражения, т.е. значительные нарушения условий природной среды, разрушение экосистем и хозяйственных сооружений и систем, угрожающее здоровью и жизни людей и наносящее значительный экономический ущерб, могут носить природный либо антропогенный характер. При этом различают катастрофические (резкие, внезапные) и протяженные во времени (хронические) экологические поражения. В соответствии в Законом РФ "Об охране окружающей среды" различают зоны чрезвычайной экологической ситуации (участки территории, где происходят устойчивые отрицательные изменения природной среды) и зоны экологического бедствия (где эти изменения носят глубокий необратимый характер). Всего в РФ зарегистрировано более 400 таких зон.

Катастрофы техногенного (антропогенного) характера представляют наибольшую экологическую опасность, т.к. влекут за собой травмы и гибель большого числа людей, огромные экономические потери и значительное загрязнение природной среды.

Большую экологическую опасность представляют вооруженные конфликты и терроризм, особенно с применением ядерного, химического или бактериологического (биологического) оружия. Экологически чистого оружия не может быть в принципе. Экологическая война, если таковая произойдет, будет охарактеризована как преступление против человечества. Весьма опасными с экологической точки зрения являются военные склады (особенно склады оружия массового поражения), ввиду возможных аварий и катастроф, и полигоны, на которых производятся испытания различного оружия. Поэтому актуальной является проблема введения экологического контроля над объектами вооруженных сил и военно-промышленного комплекса.

Хозяйственная деятельность человека во многих случаях привела к существенным экологическим поражениям на значительных территориях различных стран, в том числе и в России. Основными причинами этого являются ошибочные оценки экологических последствий размещения производственных объектов, особенно экологически не совместимых с окружающей природой, и преобразования природных ландшафтов (осушение болот, мелиорация земель, строительство плотин и создание водохранилищ и т.п.). Следует обратить внимание на последствия подобной деятельности в таких регионах РФ, как Азовское и Аральское моря, залив Кара-Богаз-Гол, озеро Байкал, а также на "проекты поворота рек", разрабатывавшиеся в бывшем СССР.

Опасность радиологического поражения в биосфере возникла с производством, испытанием и накоплением ядерного оружия, а также с производством и применением ядерного топлива для атомных электростанций и с захоронением радиоактивных отходов. Важно ознакомиться с современной радиационной обстановкой на территории РФ и стран СНГ.

Связь состояния здоровья населения с загрязненностью окружающей среды подтверждена специальными исследованиями. На территориях с высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного развития и, следовательно, с высоким уровнем загрязнения окружающей среды наблюдается повышенная общая смертность населения, более высокая онкологическая заболеваемость и общая инвалидность. По некоторым оценкам низкое качество окружающей среды является причиной от 20% до 50% всех зарегистрированных заболеваний людей. Около 25% городского населения России живут в опасной экологической обстановке, где предельно допустимые концентрации вредных выбросов превышены в несколько раз. Последнее обстоятельство приводит к экопатологии и даже к хроническим экогенным заболеваниям населения.

Все упомянутые выше факторы являются причиной чрезвычайно опасного состояния современной природной среды, экосферы в целом и ныне живущего и будущего поколений человечества. При этом следует иметь ввиду, что природные источники такой опасности имеют гораздо меньшие масштабы по сравнению с антропогенными (техногенными). Поэтому в конце двадцатого века со всей остротой обозначилась проблема экологической безопасности. Закон РФ "О безопасности" определяет последнюю как защиту от опасности. Однако безопасность такой сложной системы, как "Ч-Э-Б-С", зависит не столько от состояния внешней защищенности, сколько от внутренних факторов, прежде всего от ее устойчивости, надежности, жизнеспособности, способности к саморегуляции и самосохранению. Экологическая безопасность может быть обеспечена прежде всего тогда, когда человек прекратит нарушать биотическую регуляцию природной среды. В этом направлении человеком могут быть предприняты различные меры. Вполне реальным представляется сокращение масштабов отрицательного воздействия техносферы и мировой экономики в целом на биоту экосферы, степени их вмешательства в биосферный обмен вещества и энергии. Реализуется в мировой практике уменьшение потока техногенного загрязнения природной среды. В то же время человек стремится защитить себя от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, применяя бытовые очистители воздуха и воды, новые способы приготовления пищи, специальные производственные костюмы и т.п. Одновременно наблюдается определенная адаптация людей к неблагоприятным воздействиям среды (привыкание к шуму, к насыщенному выхлопными газами автомобилей городскому воздуху и т.п.). Однако это не снижает экологической опасности.

Одной из главных мер, направленных на обеспечение экологической безопасности, могло бы стать уменьшение численности народонаселения Земли. Однако на практике осуществить эту меру пока не удается, хотя в некоторых развитых странах предприняты попытки в направлении осуществления демографического перехода, приводящего к стабилизации численности населения этих стран.

Рассматривая множество частных критериев экологической безопасности, предлагаемых научной и технической литературой, можно свести их к трем основным интегральным критериям, позволяющим определить экологическое состояние любого реального объекта. Так, для экосферы этим критерием является степень соответствия между общей техногенной нагрузкой и экологической техноемкостью, т.е. предельная выносливость в отношении техногенных поражений. Для отдельных экосистем таким критерием может быть их устойчивость, жизнеспособность, саморегуляция, что обеспечивается их целостностью, сохранением видового состава и внутренних взаимосвязей. Для человека критерием экологической безопасности является сохранение здоровья и безопасной жизнедеятельности. Следует обратить внимание на современные математические методы определения количественных значений интегральных критериев экологической безопасности, а также на технические критерии экологической безопасности.

В вопросах экологической безопасности немаловажное практическое значение имеет понятие экологически приемлемого риска. Вообще риск понимается как возможность или вероятность возникновения нежелательного события за определенный отрезок времени. Экологический риск определяется специальным научным исследованием, в котором факты и научный прогноз используются для оценки потенциально вредного воздействия на окружающую среду, а также на жизнь и здоровье людей различных веществ и излучений. Эта оценка осуществляется как с точки зрения вероятности, так и последствий исследуемого события. Следует иметь ввиду, что экологический риск не является единственным видом риска для здоровья, жизни и благосостояния человека. Поэтому при принятии какого-либо технико-экономического решения производится сопоставление рисков от различных причин. В частности, сопоставление экологических поражений от электростанций, работающих на ядерном топливе и на каменном угле, показывает, что для АЭС характерен значительно меньший экологический риск, чем для тепловых ЭС. Сама процедура принятия решения, в которой имеет место анализ и оценка экологического риска, а также возможности и меры по его предупреждению или снижению, называется управлением экологическим риском. Анализ и оценка риска проводятся на основании многочисленной статистической информации, результатов экспертизы и прогнозов, расчетных технико-экономических показателей, возможности замещения рисков. Экологический риск считается приемлемым, если он вносит меньший вклад в суммарный риск и меньшие изменения в окружающую среду по сравнению с другими решениями. Показателями экологически приемлемого для человека риска считают критические уровни напряженности экологической обстановки, антропогенного воздействия на экосистемы, общей загрязненности окружающей среды, а также непривычное в России понятие стоимости человеческой жизни. Вообще же проблемы экологической безопасности и экологически приемлемого риска еще ждут своего теоретического и практического решения.

Контрольные вопросы

1. Привести классификацию экологических поражений. Какова ситуация в Российской Федерации в отношении зон экологических поражений?

2. Что такое антропогенные аварии и катастрофы?

3. Охарактеризовать влияние общего и техногенного (специфического) загрязнения окружающей среды на здоровье людей.

4. Дать определение экологической безопасности. Каковы критерии экологической безопасности?

5. Каковы возможные действия человека на пути к собственной безопасности?

6. Что такое экологический риск, как он оценивается?

7. В чем заключается управление экологическим риском?

8. Как определяется мера экологически приемлемого риска?

Тема 8. Международное право и Российское законодательство в области
экологии. Экологические стратегии. Проблемы выхода из экологического
кризиса

Правовые нормы отношений в области взаимодействия общества и природы, их отражение в конституции государств, их роль в осуществлении рационального природопользования. Виды права в области экологии: природно-ресурсное, природоохранное, социоэкологическое (право окружающей среды). Прогнозы и модели мировой динамики. Первая всемирная конференция по окружающей среде (Стокгольм – 1972). Идея экоразвития. Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). Доклад “Наше общее будущее” (1987), Вторая международная конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, – 1992). Программа “Повестка дня на XXI век”.

Современные концепции преодоления глобального экологического кризиса. Российская концепция устойчивого развития. Идея ноосферы. Требования перехода к новой модели цивилизации, критерии Н.Н.Моисеева и В.Г.Горшкова. Необходимость новой экологически ориентированной парадигмы сбалансированного развития. Соотношение демографических и экологических требований.

Литература: [1]; [15]; [16 (выборочно)]; [17]; [18].

Методические указания

Экоразвитие – экологически ориентированное социально-экономическое развитие, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем. Это понятие впервые сформулировал Морис Стронг в 1972 г. на Первой Всемирной конференции по окружающей среде в Стокгольме. В 1983 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). Её возглавила премьер-министр Норвегии Г.Х. Брунтланд. Эта комиссия вводит понятие “устойчивое развитие”; под ним понимают такую модель социально-экономического развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без того, чтобы будущие поколения были лишены такой возможности из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды.

В июне 1992 г в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92). На этой конференции приняты важные документы: Декларация Рио по окружающей среде и развитию; Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов; Повестка дня на ХХI век. Кроме того, в рамках конференции были подготовлены Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии. Все документы КОСР-92 пронизывает концепция устойчивого развития.

Основные принципы экоразвития

1. Региональные и локальные задачи экоразвития должны быть подчинены глобальным и национальным целям предотвращения экологического кризиса и оптимизации среды обитания человека (принцип “мыслить глобально – действовать локально”).

2. Региональное экоразвитие включает функцию раннего предупреждения неблагоприятных экологических тенденций и предусматривает гарантии их минимизации (незнание последствий не освобождает общество от ответственности за разрушение природной среды).

3. Цели экоразвития первичны по отношению к целям экономического развития (принцип экологического императива).

4. Размещение и развитие материального производства на определенной территории должно осуществляться в соответствии с её экологической техноемкостью (принцип эколого-экономической сбалансированности).

5. Экологическая безопасность общества тесно связана с уровнем культуры, образованности и воспитанности людей в этом обществе.

Управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства в сфере экологической безопасности осуществляются целостной, иерархической системой государственных органов, учреждений и организаций — субъектов управления.

Объектом правового регулирования являются общественные отношения в сфере экологической безопасности.

Объектом государственного управления является организационная деятельность субъектов обеспечения экологической безопасности.

Содержание государственного управления состоит в деятельности системы государственных органов, учреждений и организаций (аппарата государства) в целях достижения эффективного функционирования всех областей общественной жизни в сфере экологической безопасности, осуществляемой на основе определенных организационно-правовых норм.

Деятельность аппарата государства в сфере экологической безопасности осуществляется в формах:

правотворческой – Федеральным Собранием Российской Федерации;

правоисполнительной — федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими индивидуально-регулятивные действия на основе юридических норм;

правоохранительной — федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов власти, органами Прокуратуры Российской Федерации, органами парламентского контроля.

Существенную роль в государственном механизме занимает институт президентства.

Общей компетенцией наделены: Президент РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.

Компетенция высших органов законодательной власти в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности определена Законом РФ "Об охране окружающей среды", полномочия Правительства РФ – Федеральными конституционными законами от 17.12.97 г. и от 31.12.97 г. Полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ. Правительства РФ, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области использования атомной энергии определены Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" (ст.ст.7-1 2).

Организация и осуществление основных правотворческих функций в сфере экологической безопасности возложены Советом Федерации РФ на Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет по делам Севера и малочисленных народов, Комитет по аграрной политике, в Государственной Думе РФ – на Комитет по экологии, Комитет по природным ресурсам и природопользованию, Комитет по аграрным вопросам.

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в том числе и экологических прав, является Президент Российской Федерации.

Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии. Распоряжением Правительства РФ от 08.04.97 г. № 484-р в Аппарате Правительства РФ образован Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды (набазе упраздненных Департамента агропромышленного комплекса и Департамента природных ресурсов и защиты окружающей среды). Координационные специально уполномоченные органы государственного управления в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности осуществляют деятельность в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Постоянно действующим органом Правительства РФ является Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию (Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.97 г. № 167). Основной ее задачей является рассмотрение вопросов: формирования и реализации государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия; разработки и реализации стратегии устойчивого развития страны; предложений федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ по совершенствованию государственного управления и развитию федеративных отношений в перечисленных выше сферах. Решения Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

К координационным и консультативным органам, образованным Правительством РФ, (постановления от 04.02.97 г. №132; от 30.05.97 г. № 652; от 28.08.97 г. №1111) относятся Правительственная комиссия по выбору районов для размещения объектов по уничтожению химического оружия, Межведомственная комиссия по авиационной безопасности, Правительственная комиссия по пожарной безопасности, Санитарно-эпидемиологическая комиссия Правительства РФ, Совет по аграрной политике при Правительстве РФ, Межведомственная комиссия по предотвращению поступления на внутренний рынок страны недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров.

Постановлением Правительства РФ от 07.06.96 г. № 654 создан Государственный центр экологических программ Минприроды в качестве федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Наряду с участием в реализации программ и проектов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, на него возложено научно-техническое и финансовое содействие в создании системы экологической безопасности и экологического контроля в Российской Федерации и участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий экологических аварий и катастроф.

Федеральные органы исполнительной власти по объему и характеру специальной компетенции принято подразделять на комплексные, отраслевые, функциональные. Комплексные органы выполняют все задачи или блок задач по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности; отраслевые – по охране и использованию отдельных природные объектов; функциональные – наряду с выполнением своих основных функциональных обязанностей выполняют "экологические функции", направленные на охрану окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.

Учитывая экологические функции, возложенные на указанные органы власти постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ, предлагается следующее категорирование органов власти.

Комплексные специально уполномоченные органы: Министерство природных ресурсов РФ; Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ; Министерство здравоохранения РФ; Государственный комитет РФ по охране окружающей среды; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Отраслевые специально уполномоченные органы: Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству; Федеральная служба лесного хозяйства России.

Функциональные органы, выполняющие "экологические функции":

-министерства РФ: по атомной энергии; внутренних дел; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; обороны; путей сообщения; топлива и энергетики; транспорта;

-государственные комитеты РФ: по вопросам развития Севера; по жилищной и строительной политике; по стандартизации, метрологии и сертификации; по статистике; таможенный; Федеральная энергетическая комиссия РФ;

-федеральные службы: геодезии и картографии; дорожная; пограничная; Российское космическое агентство;

-федеральные надзоры: горный и промышленный; по ядерной и радиационной безопасности.

Контрольные вопросы

1. Какова роль правовых норм в разрешении экологических конфликтов, в осуществлении рационального природопользования?

2. Как отражены правовые нормы отношений в области взаимодействия общества и природы в конституциях различных стран?

3. Что такое природно-ресурсное право, каково его значение в экологии?

4. Что такое природоохранное право, каково его значение в экологии?

5. Что такое социоэкологическое право, каково его значение в экологии?

6. Как отражены вопросы экологии в Российском законодательстве?

7. Какие цели и приоритеты характеризуют новую модель цивилизации?

8. Перечислить первоочередные задачи управления национальным и региональным экоразвитием.

9. Указать состав основных мероприятий по контролю экологической регламентации хозяйственной деятельности.

10. Каковы актуальные проблемы организации управления экоразвитием в РФ?

11. В чём заключаются проблемы выхода из экологического кризиса?

Тема 9. Управление экоразвитием и экологизацией. Заключение

Основные цели и функции управления экоразвитием: приоритеты и цели новой стратегии цивилизации; главные и целевые функции; первоочередные задачи управления. Контроль экологической регламентации хозяйственной деятельности: экологическая аттестация и паспортизация, организация баз эколого-экономической информации, процедура ОВОС, экологическая экспертиза, экологический аудит. Центральные органы управления экоразвитием и экологизацией. Разделение управленческих функций между ними. Основные условия, необходимые для реализации концепции экоразвития.

Литература: [1].

Методические указания

Экологизация экономики – необходимое условие и одновременно главная составная часть экоразвития, она означает экологизацию всего социально-экономического уклада и нацелена на снижение природоемкости производства.

Главные слагаемые экологизации экономики

1. Включение экологических условий, факторов и объектов, в том числе возобновляющихся ресурсов, в число экономических категорий как равноправных с другими категориями богатства.

2. Формирование интернационального и межрегиональных рынков экологических ценностей и факторов окружающей среды.

3. Переход на новую систему ценообразования, учитывающую экологические факторы, ущербы и риск.

4. Существенное расширение и уточнение системы платности природопользования.

5. Подчинение экономики природных ресурсов и экономики производства экологическим ограничениям и принципу сбалансированного природопользования.

6. Переход производства к стратегии качественного роста на основе технологического перевооружения под эколого-экономическим контролем.

7. Отказ от затратного подхода к охране окружающей среды и включение природоохранных функций непосредственно в экономику производства.

8. Отказ от диктата предложения и искусственной стимуляции вторичных факультативных потребностей.

9. Уменьшение избыточности ассортимента товаров при усилении экологического контроля их качества.

10. Изменение и эколого-экономическая ориентация структуры потребностей и стандартов благосостояния.

Эколого-экономическая система – это ограниченная определенной территорией часть техносферы, в которой природные, социальные и производственные структуры и процессы связанны взаимоподдерживающими потоками вещества, энергии и информации.

Закон РФ “Об охране окружающей среды” определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, а также органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов.

Нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три группы:

- санитарно-гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ: химических, биологических воздействий; предельно допустимых уровней (ПДУ) радиационного воздействия, их цель – определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека;

- производственно-хозяйственные – нормативы предельно-допустимых выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ, ПДС); технологические, строительные, градостроительные правила, содержащие экологические требования; их цель – установить требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его негативное воздействие пороговой величиной;

- комплексные – нормативы, содержащие в себе признаки первой и второй групп: предельно-допустимая нагрузка (ПДН) на окружающую среду, нормы защитных и санитарных зон и т.д. (это размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению их экологических функций). Существуют отраслевые ПДН применительно к отдельным видам природных ресурсов; региональные ПДН – с учетом хозяйственной или рекреационной нагрузки на природные комплексы.

Выделяют три подхода определения издержек для поддержания качества среды: экстенсивный, экономический, глобальный. Все общественные издержки, связанные с необходимостью сохранить надлежащее качество окружающей природной среды, можно подразделить на предупреждающие затраты: предзатраты (упреждающие затраты на предотвращение негативных экологических эффектов и последствий), экономический ущерб (обусловлены неполным предотвращением негативных экологических эффектов) и постзатраты (затраты на уменьшение или компенсацию экономического ущерба).

Платность природопользования является одной из форм компенсации ущерба, наносимого загрязнения предприятием, и обязательной возмездности пользования природными ресурсами.

Осуществление основных требований экологизации экономики, введение экологических функции в категории макроэкономики и полная реализация платности природопользования предполагают радикальные структурные изменения в экономике:

1) количественную и качественную перестройку экономики ресурсов энергетики и промышленности, ориентированную на их максимальную экономию и эффективность использования;

2) изменение отраслевой и технологической структуры производства с постепенным исключением из неё производств значительной части вторичных средств потребления и минимизацией ресурсоемкости и отходности производства средств производства и потребления;

3) поэтапное включение в механизм и факторы ценообразования всех экологических издержек хозяйственной деятельности и стоимостной оценки риска экологических поражений;

4) отказ от диктата предложения в экономике и торговле; исключение той части маркетинга, которая навязывает и стимулирует избыточные ассортименты вторичных средств потребления.

Согласно целям экоразвития в функциональной структуре управления могут быть выделены несколько взаимосвязанных блоков. Их можно условно обозначить как “закон”, “кадастр”, “экономика”, “контроль” и “организация”. В каждом из них, в свою очередь, выделяются несколько главных целевых функций.

Управление национальным и региональным экоразвитием предполагает:

1) проблемный анализ экологической и эколого-экономической ситуации в стране и регионе;

2) выбор приоритетов развития, разработку и утверждение национальной экологической политики с учётом региональных особенностей;

3) разработку государственной долговременной стратегической программы эколого-экономического развития;

4) формирование системы функций управления эколого-экономическим развитием;

5) формирование организационной структуры и органов управления эколого-экономическим развитием.

Требования к организационным структурам управления экоразвитием:

1) быть неотъемлемой частью общей структуры управления государством;

2) отражать все основные цели и задачи экоразвития;

3) не иметь дублирующих структурных подразделений;

4) иметь высокий профессионализм кадров во всех звеньях управления, особенно в тех, которые определяют цели и приоритеты экоразвития;

5) быть адекватной системе природоохранного законодательства.

Экологическая паспортизация предприятий и территорий предназначена для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности – предприятий и территориально-производственных комплексов. Экологический паспорт предприятия содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчётную информацию о природоёмкости производства. Экологический паспорт территории представляет собой сводную характеристику природных комплексов, социально-демографической структуры и хозяйства территории с позиций соизмерения природного и производственного потенциала. Материалы экологических паспортов территорий и расположенных на них различных хозяйственных объектов вместе с текущими данными мониторинга и отчетными статистическими сведениями образуют большой массив информации, которая должна быть определенным образом организована. Одной из форм такой организации может быть региональный банк эколого-экономической информации (БЭЭИ) – комплекс средств для унифицированного сбора, централизованной обработки и многоцелевого использования данных о состоянии всех структур и объектов природопользования. Выделены следующие функциональные блоки БЭЭИ:

1) блок данных о техногенных потоках, основу которых составляют результаты экологической паспортизации источников загрязнения на территории;

2) блок сведений о природном потенциале территории, содержащий количественное описание природных условий, оценку факторов самоочищения, а так же групп биологических индикаторов;

3) блок нормативов, содержащий совокупность экологических, технологических, санитарно-гигиенических нормативов, а также нормативов размещения загрязняющих производств;

4) блок моделей и прикладных программ, обеспечивающих оценку экологической сбалансированности экономического объекта и выбор варианта коррекции эколого-экономической системы.

Пока единственный действующий российский нормативно-правовой документ, регламентирующий ОВОС, – «Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации» (утверждено Минприроды РФ от 18.07.94 №221), определил оценку воздействия на окружающую среду как “процедуру учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества... с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности”. Закон Российской Федерации “Об экологической экспертизе” определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как “установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы”. При этом в российском законодательстве существует и правовое определение более частного понятия – “государственная экологическая экспертиза” (ГЭЭ). Оно содержится в ст. 35 и 36 Закона “Об охране окружающей среды”: Государственная экологическая экспертизаявляется обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду”.Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как “организационно-правовую форму предупредительного контроля и... самостоятельный вид управленческой деятельности”, а эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению “предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, стандартов, материалов, сырья, продукции, изделий и иных веществ... решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)”. В сопоставлении с западной терминологией предлагается ГЭЭ рассматривать как стадию экологической оценки. В законодательстве обозначены лишь общие типы объектов,подлежащих экологической экспертизе: все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

К предплановым материалам ( работам) относятся документыинформационно-методического характера, содержащие экономические, социальные, собственно экологические и иные характеристики объекта планирования. К предплановым работам обычно относят: прогнозы развития отраслей хозяйства, территориальные комплексные схемы охраны природы и состояния окружающей природной среды и т.д. К предплановой документации относятся: генеральные схемы расселения, схемы и планы развития городов и территорий, в том числе районной планировки (застройки) населенных пунктов, комплексные схемы охраны и использования отдельных природных ресурсов, схемы различных специальных зон и территорий (в т. ч. зон экологического бедствия, свободных экономических и эколого-экономических зон).

К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки строительства (трассы), технико-экономические обоснования (ТЭО), основные положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные условия на строительное проектирование и т.д.

К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные рабочие проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также иная рабочая и сметная документация.

Объектами ЭЭ являются также материалы экологическихобоснований лицензий. К объектам экологической экспертизы законом отнесены также экологические обоснования сертификатов.

Экологический аудит – это независимая, объективная, систематическая, документированная и регулярно проводимая процедура получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита и разработки соответствующих рекомендаций и предложений на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки соответствия деятельности хозяйствующих объектов определенным критериям экологического аудита (требованиям действующего природ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.234.182 (0.017 с.)