Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль экономической безопасности в системе национальной безопасности

Поиск

Экономическая безопасность страны — это защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное разви­тие экономического потенциала страны и обеспечивающих повы­шение уровня благосостояния всех членов общества, его отдель­ных социальных групп и формирующих основы обороноспособ­ности страны от опасностей и угроз.

Эффективная система экономической безопасности — залог существования любой страны, тем более сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Для понимания сущности экономической безопасности важ­но уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие — один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то ее возможности выживания, сопротивляемости и приспособляемости к внутренним и вне­шним угрозам резко сокращаются. Устойчивость и безопас­ность — важнейшие характеристики экономики как единой си-

 


стемы. Устойчивость экономики отражает прочность и надеж­ность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки». Безопасность — это состояние объекта в сис­теме его связей с точки зрения способности к выживанию и раз­витию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.

Чем более устойчивы экономическая система (например, меж­отраслевая структура), соотношения производственного и финан­сово-банковского капитала и т.д., тем жизнеспособнее экономи­ка, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

Сущность экономической безопасности реализуется в систе­ме критериев и показателей. Критерий экономической безопас­ности — это оценка состояния экономики с точки зрения важней­ших процессов, отражающих сущность экономической безопас­ности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в развитых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, неза­висимости и возможности противостояния внешним угрозам; социальной стабильности и условий предотвращения и разреше­ния социальных конфликтов. В системе показателей — индикато­ров экономической безопасности — необходимо выделять уро­вень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы, экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики.

Экономическая безопасность государства основана на его фи­нансовом могуществе. В рыночной экономике основой финансов государства являются налоги; как правило, они составляют от 80 до 95% бюджета страны. Укреплять экономическую безопасность страны необходимо путем увеличения сбора налогов без усиления общей нагрузки на налогоплательщиков и даже при некотором ее снижении для отечественных производителей.

 

242
Для экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения — пре­дельные величины, несоблюдение которых препятствует нор­мальному развитию различных элементов воспроизводства, при­водит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разра­ботка эффективных мер политики экономической безопасности, является определение системы общих пороговых уровней сниже­ния экономической безопасности, которые можно охарактеризо­вать системой критериальных оценок общехозяйственного, соци­ально-экономического и финансово-экономического плана, от­ражающих:

а) предельно допустимый уровень снижения экономической
активности, объемов производства, инвестирования, без сохране­ния которого невозможно самостоятельное экономическое раз­витие;

б) предельно допустимый уровень снижения уровня и качест­ва жизни основной массы населения, после превышения которо-
го возникает опасность неконтролируемых социальных, трудо­-
вых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза
выживанию нации;

в) предельно допустимый уровень снижения затрат на сохра­-
нение и воспроизводство природно-экологического потенциала,
превышение которого вызывает опасность разрушения элементов
природной среды, нанесения непоправимого ущерба здоровью
нынешнего и будущих поколений и др.

Система пороговых значений экономической безопасности должна основываться на принципиальных положениях Государ­ственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.

Основные элементы экономической безопасности в общем виде:

1) способность страны иметь экономический потенциал, до­статочный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни;


2) способность страны самодостаточно воспроизводить и обеспечивать свое население по признанным мировым стандар­там жизненно необходимыми благами и обеспечивать благосо­стояние всех слоев населения;

3) способность страны сохранять высокий уровень стабиль­ности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестабилизирующих воз­действиях.

Мера обеспечения безопасности экономики определяется следующими обстоятельствами:

• степенью открытости экономики и интегрированностью ее в мировые хозяйственные связи;

• мерой притязаний других стран на экономическую или поли­тическую независимость данной страны и завоевание ее наци­ональной экономики;

• наличием потенциальных ресурсов для обеспечения защи­щенности;

• степенью влияния на развитие экономики теневого сектора.
Сегодняшнее состояние российский экономики в значитель­-
ной степени испытывает воздействие всех этих обстоятельств и
требует усиления механизмов защиты экономики.

Концепция экономической безопасности России должна ос­новываться на учете многообразия факторов, включая ее главный элемент — рост эффективности экономики. В связи с этим эконо­мическая безопасность — это способность национальной эконо­мики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних уг­роз и ее нормальное экономическое развитие.

Ситуация в экономике России и в мировой экономике обус­ловливает необходимость комплексного подхода к проблеме эко­номической безопасности, связанной с жизнеобеспечением об­щества и населения.

Таким образом, объектом экономической безопасности явля­ются экономическая система и институциональные преобразова­ния, способствующие повышению уровня экономической безо­пасности.

Предметы изучения — методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования экономических систем и инсти­туциональных преобразований, отвечающих требованиям эконо­мической безопасности.

244
Экономическая безопасность понимается как многоуровне­вое явление (рис. 7.2) и включает экономическую безопасность:

• страны в целом;

• региона;

• отрасли и отдельного предприятия;

• отдельного гражданина и предпринимателя.

Рис. 7.2. Экономическая безопасность

Обеспечение экономической безопасности представляет со­бой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики, оказывающих регулятив­ное воздействие на нее и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили. Рассмотрим эти меры.

1. Информационно-аналитические меры:

• мониторинг информации относительно уязвимости жизненно важных интересов и противодействия угрозам;

• выработка текущих и прогностических оценок развития эко­номических отношений в стране в плане предупреждения кризисных тенденций;

• разработка предложений о повышении эффективности систе­мы обеспечения экономической безопасности и др.

2. Меры регулятивного воздействия:

• локализация и нейтрализация угроз всем жизненно важным
интересам страны;

 


• устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения эконо­-
мической безопасности и др.

3. Меры прямого противодействия:

• противодействие носителям всех угроз жизненно важным ин­тересам страны;

• контроль за состоянием экономических отношений в стране;

• программа выхода из экономического кризиса и др.

В совокупности эти меры представляют собой политику обес­печения экономической безопасности.

Под безопасностью гражданина понимается состояние защи­щенности от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей. Личная безопасность любого гражданина вклю­чает в себя обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

Только обеспечив безопасность гражданина, личности, мож­но решить проблемы безопасности государства и общества в це­лом. Проблема обеспечения безопасности личности связана со всеми элементами и уровнями безопасности: национальной, гло­бальной, экономической, социальной и т.д. Поэтому важно не только обеспечить разработку мер по реализации интересов чело­века, но и проводить исследования по выявлению угроз жизненно важных интересов личности.

Под безопасностью предпринимателя следует понимать безо­пасность жизни предпринимателей, их сотрудников, клиентов, а следовательно, и безопасность их деятельности. Внешняя опас­ность заключается в том, что можно, украсть или заставить отдать деньги, организационно-финансовые инновации или важную информацию. Опасность может грозить и изнутри, со стороны ближайшего окружения, знакомых или попросту сотрудников, являющихся скрытыми «агентами влияния».

Экономическая безопасность организации обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на порядок управления и законные права организации, ее иму­щество, интеллектуальную собственность, благоприятную фи­нансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйствен­ных связей, социально-психологическую обстановку, производ­ственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.

Региональная безопасность связана с реализацией идеи нацио­нального единства, блокированием сепаратистских тенденций,

 

246
развитием дезинтеграционных экономических процессов. Анализ современной социально-экономической ситуации в стране пока­зывает, что причины складывающихся угроз экономической бе­зопасности имеют ярко выраженный региональный характер, причем они регионально дифференцированы.

В общих чертах структура региональной экономической безо­пасности России представляет собой комплекс экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, ко­торые призваны обеспечивать:

1) предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональ­ных структур в условиях кризиса и будущего развития;

2) защиту жизненно важных интересов страны и ее террито­рий в отношении ее ресурсного потенциала;

3) создание внутреннего иммунитета и внешней защищеннос­ти и дестабилизирующих воздействий;

4) конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость ее финансового положения;

5) достойные для цивилизованного человека условия и образ жизни, условия для обеспечения устойчивого и нормального вос­производства общественных процессов.

Экономическая безопасность региона — это совокупность ус­ловий и факторов, характеризующих текущее состояние эконо­мики, стабильность, устойчивость и поступательное ее развитие. Одновременно это и степень ее, с одной стороны, интеграции с экономикой Федерации, а с другой — региональной независи­мости.

Дальнейшее социальное и экономическое развитие нашего общества напрямую зависит от четкой региональной политики государства. Исходя из этого и учитывая необходимость обеспече­ния национальной и экономической безопасности России, госу­дарственная региональная политика призвана решать двуединую задачу:

а) активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и процветание ее экономики;

6) локализовать региональные конфликты, ликвидировать их
последствия, поэтапно устранять причины и факторы, их порож­дающие.

Дезинтегрирующее действие ряда региональных процессов несет в себе потенциальную угрозу национальной безопасности страны и сохранению единого экономического пространства.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.008 с.)