Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасности в системе «человек — машина»

Поиск

Повседневная жизнедеятельность человека тесно связана с широкой эксплуатацией и интенсивным использованием новой техники и технологии, реализацией автоматизированных и меха­низированных производственных процессов, которые, с одной стороны, превращают его из непосредственного исполнителя в оператора сложной системы «человек — машина», с другой — яв­ляются потенциальным или реальным источником вредных фак­торов и опасностей.

Безопасность деятельности человека на производстве обеспе­чивается разработкой мер защиты от опасностей в системе «чело­век — машина — производственная среда». Каждая из подсистем подвержена определенным опасностям, которые в сумме форми­руют все опасности в этой системе.

Подсистема «человек» всегда рассматривается как взаимо­связь организма человека и личности. Поэтому опасности этой подсистемы заложены в физиологических данных и психологи­ческих возможностях человека.

Любая деятельность подразумевает ряд обязательных психи­ческих процессов и функций, которые обеспечивают достижение необходимого результата. Важнейшие из них — это внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, обще­ние.

Процесс преобразования информации является важнейшим компонентом операторской деятельности и результатом интегри­рующего функционирования психофизиологических возможнос­тей человека.

В преобразовании информации участвуют следующие функ­циональные блоки: сенсорная память, первичная (оперативная)

167


память, вторичная (долговременная) память, блок повторения, блок ответа.

Информация поступает в зрительную, слуховую или сенсор­ную память. В сенсорной памяти фиксируются энергетические и пространственные характеристики поступающих сигналов. Ука­занное деление сенсорной памяти основывается на виде сохраня­ющегося в ней послеобраза. Важным свойством послеобраза яв­ляется представление исходного образа в виде словесных симво­лов, словесного описания (вербализованность).

Емкость зрительной сенсорной памяти достигает 36, слухо­вой —12 элементов.

Длительность хранения послеобраза в слуховой памяти — 1—2 с, в длительной сенсорной — до 120 с, для зрительной памяти дли­тельность следа яркости послеобраза составляет 40—50 с.

Важной характеристикой оперативной памяти является быст­рое исключение информации, не нужной для дальнейшей работы, благодаря чему освобождается место для хранения новых данных. Характеристика оперативной памяти изменяется под влиянием значительных физических нагрузок, экстремальных факторов и эмоциогенных воздействий.

Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длительного времени (часы, месяцы, годы). Объем долго­временной памяти в общем случае оценивают отношением числа стимулов, сохранившихся в памяти спустя длительное время (бо­лее 30 мин), к числу повторений, необходимых для запоминания.

Информация, поступившая в долговременную память, с тече­нием времени забывается. Объем усвоенной информации значи­тельно уменьшается за первые 9 ч — со 100 до 35%. Число удержан­ных элементов и через несколько дней практически не меняется.

Кратковременная память, которая связана прежде всего с пер­вичной ориентировкой в окружающей среде, направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигна­лов независимо от их информационного содержания. Задача дол­говременной памяти — организация поведения в будущем, требу­ющая прогнозирования вероятностей события.

Психологические процессы в обеспечении безопасной де­ятельности человека играют важную роль. Психологические со­стояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в тот или иной момент времени и могут оказывать положительное или не­гативное воздействие на течение всех психических процессов.

168


Психология — это наука о психологическом отражении дей­ствительности в процессе деятельности человека. Выделяют пси­хологию труда, инженерную психологию, психологию безопас­ности.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности, инженерная психология — процессы информацион­ного взаимодействия человека с техническими системами, а так­же требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. Объектом психологии бе­зопасности труда как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияю­щие на условия безопасности.

Можно сказать, что психология безопасности изучает психо­логические, т.е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них. Таким образом, психологию безопасности можно рассматривать как ос­новополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагиваю­щий проблему роли человека как основного участника несчаст­ных случаев и аварий.

Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. Почему люди, ко­торым от рождения присущ инстинкт самосохранения и самоза­щиты, часто становятся причиной собственных травм? Почему люди, отчетливо осознавая опасность, нередко поступают вопре­ки здравому смыслу и, стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев? Почему одни люди часто получают травмы, а другие — редко или никогда? Ответ на эти и многие подробные вопросы следует искать в человеческой психике.

Опыт свидетельствует, что основу аварийности и травматизма (до 60—90% случаев) часто составляют не инженерно-конструк­торские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки в области безо­пасности, пренебрежение правилами безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, в состоянии утомления, беспокойства, нервозности и т.д.

Исходя из задач и проблем психологии труда и ее безопаснос­ти целесообразно выделять производственные психические со­стояния и особые психические состояния, имеющие важное зна­чение и организации профилактики производственного травма­тизма и предупреждения аварийности.

169


Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Они выражаются в утрате живости, координации действий и других отрицательных действиях. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый.

Тормозной тип эмоционального поведения человека проявля­ется в полной заторможенности его действий, возникающих в необычных и ответственных ситуациях.

Возбудимый тип психического напряжения — это сложный биоэлектрический процесс, состоящий из множества сигналов-импульсов, приводящих в действие клетки и органы человека.

Особые психические состояния возможны у специалистов (опе­раторов). Эти психические состояния не являются постоянными, но, возникая спонтанно или под влиянием различных факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди осо­бых психических состояний выделяют пароксизмальные рас­стройства сознания, психогенные изменения настроения и состо­яния, связанные с приемом психически активных средств (стиму­ляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные состояния — расстройства различного про­исхождения (эпилепсия, обмороки и др.), характеризующиеся кратковременной (от секунды до нескольких минут) утратой со­знания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судороги. В операторской деятельности пароксизмальные состоя­ния могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, строителей и т.п. Со­временные средства психофизиологических исследований позво­ляют выявить лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и эффектные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Плохое настроение и апатия могут длиться от нескольких часов до 1—2 месяцев. При этом по­являются безразличие, вялость, замедляются темпы мышления и т.п. Кроме того, снижается самоконтроль, что может явиться причиной травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиться эффектные состояний (взрыв эмоций). В состоя­нии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональ­ное) сужение объема сознания. Лица, склонные к аффекту, отно­сятся к категории с повышенным риском травматизации, их не

170


следует назначать на должности с высокой степенью ответствен­ности.

На ситуацию, воспринимаемую человеком как обидную, воз­можны следующие реакции:

конфликт — реакция, возникающая, когда человеку прихо­дится выбирать между двумя одновременными потребностя­ми, например, конфликт между безопасностью и удобством, безопасностью и гордостью и пр. Необходимо учить работни­ков умению выбирать оптимальный, а не легкий вариант, ко­торый не обеспечивает безопасности;

неудовлетворенность — состояние упадка, агрессивности, жес­токости, а иногда смирения — например, человек, стремя­щийся каким-либо способом привлечь к себе внимание, со­противляется любой форме подчинения или совершает умыш­ленные проступки, чтобы бросить вызов своему руководителю или заслужить чье-либо одобрение;

срыв — при повторяющихся неудачах или чрезвычайной ситу­ации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и вне­шних потребностей. В этом случае у него также будут прояв­ляться смирение, пассивность, апатия, а в некоторых случаях и срыв;

тревога (тревожное ожидание) — эмоциональная реакция на опасность. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, го­раздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка. Тревога не только предупреждает субъекта об опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности. Она может проявляться как ощущение беспомощ­ности, неуверенности в себе, преувеличение опасности и др.;

 

страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существо­ванию индивида. Функционально страх служит предупрежде­нием о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее из­бежания. Страх варьирует в большом диапазоне (опасение, боязнь, испуг, ужас), может быть временным, не свойствен­ным данному человеку, или, наоборот, являться чертой его характера. Страх может быть адекватным и неадекватным сте­пени опасности;

испуг — рефлекторный внезапный страх. Наиболее сильная степень страха — ужас, когда страхом подавляется рассудок. Осознание опасности может вызвать различные эмоциональ­ные формы решения. Первая их форма— реакция страха —

171


проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступ­ках. Эта форма реакции отрицательно отражается на деятель­ности человека. Неявно выраженный страх, напротив, может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процесса­ми мышления проявляется как разумный страх в виде опасе­ния, осторожности и осмотрительности; • паника — это страх, достигающий силы аффекта и способный навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защит­ная агрессия). При панике человек допускает следующие на­иболее распространенные ошибки:

1) действие не совершается, так как паническое состояние приводит к оцепенению, остолбенению от ужаса и т.д.;

2) в автоматически выполняемой последовательности поступ­ков возникает пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации;

3) реакция на панику выражается в виде инстинктивных за­щитных движений, которые, однако, не соответствуют объектив­ным требованиям защиты;

4) человек продолжает автоматически выполнять действия без каких-либо изменений, вместо того чтобы прекратить или изме­нить их.

Перечисленные факторы постоянно или временно повышают опасность возникновения опасной ситуации или несчастных слу­чаев, но их не следует однозначно рассматривать в качестве при­чин, непосредственно их вызывающих.

Производственные психические состояния, которые возникают в процессе трудовой деятельности, группируют следующим образом:

• относительно устойчивые и длительные по времени состоя­ния;

• временные, ситуативные, быстро проходящие состояния;

• возникающие периодически в ходе трудовой деятельности.
По уровню напряжения, влияющего на эффективность и бе­-
зопасность деятельности, психические состояния делятся на не­
сколько типов.

Умеренные напряжения — нормальное рабочее состояние, воз­никающее под мобилизующим влиянием трудовой деятельности.

Повышенное напряжение — состояние, протекающее в экстре­мальных условиях, когда от работника требуется максимум физи­ческих и психических сил, резко выходящих за пределы физиоло­гической нормы.


Утомление — сложный и разнородный комплекс явлений. Полное содержание его определяется не только физическим, но и психологическим, результативно производственным и социаль­ным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматри­ваться по меньшей мере с трех сторон: 1) субъективной — как психическое состояние; 2) физиологических механизмов; 3) сни­жения эффективности труда.

При слабом утомлении изменений в психике не происходит. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не снизилась работоспособность. Вредно переутом­ление, при котором резко снижается работоспособность, а зна­чит, снижается и безопасность деятельности. При переутомлении указанные нарушения в психической сфере очень заметны.

Состояние монотонности — возникает в процессе определен­ной трудовой деятельности и отрицательно действует на работо­способность человека. В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторяющихся раз­дражителей. Понятие монотонности всегда связывалось с выпол­нением однообразных и кратковременных операций. Необходимо отличать состояние монотонности от состояния утомления. Их объединяет то, что они оба отрицательно влияют на работоспо­собность человека. Различие заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а со­стояние монотонности может возникать и при легкой совсем не утомительной работе. Утомление усиливает психическую напря­женность, а монотонность, наоборот, снижает ее.

Эмоциональное напряжение — может по-разному влиять на по­ведение человека. Напряженный тип поведения проявляется в об­щей заторможенности, скованности, импульсивности и напряжен­ности выполнения рабочих функций. Эмоциональное напряжение может проявляться в сознательном уклонении человека от выпол­нения своих функций, стремлении оградить себя от вмешательства в ход событий. Оператор в аварийных условиях испытывает затруд­нение мыслительной деятельности, застывает в определенной позе, трет руки, старается приспособиться к изменяющимся условиям, испытывает страх, проявляет инстинкт самосохранения. Такой тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым. Под влиянием страха операторы начинают действовать по привычке, что не соответствует сложившейся ситуации.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональ­ной формы неустойчивости человека являются аффективные


 


172


173


срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно. Это агрессивно-бес­контрольный тип поведения.

Но существует категория людей, которые при наличии надле­жащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значи­тельно улучшают показатели своей работы.

Напряженный тип поддается исправлению в процессе специ­ально организованного обучения, направленного на формирова­ние устойчивых навыков. Трусливый тип поведения может быть изменен путем определенных воспитательных воздействий.

В организации производственной деятельности очень важно учитывать особенности групповой психологии. Поведение масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отлича­ется от поведения одного человека.

В условиях производства (участок, цех и т.п.) действует группа людей, которая и должна принимать решения. В психологии это называется «групповым принятием решений» (ГПР). Процедура ГПР предполагает обязательное согласование мнений всех членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая является лишь фазой, предшествующей ГПР.

Возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы происходит из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересматри­вает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандар­ту группы. Суть таких изменений состоит в так называемом зара­жении — передаче эмоционального состояния от одного индиви­да к другому на психологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Этот процесс имеет хаотический характер. При наличии обратной связи заражение в силу взаимной индукции способно нарастать, приобретая вид циркулярной реакции. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств явля­ется циркулярная реакция — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи.

Отсутствие ясных целей порождает наиболее важное свойство толпы — быстрый переход из одного вида поведения в другой. Такие превращения происходят спонтанно, и в условиях чрезвы­чайных ситуаций (пожар, авария и т.п.) толпа, зараженная массо­вой паникой и трудно поддающаяся управлению, весьма опасна.

174


Массовая паника — один из видов поведения толпы. Психоло­гически характеризуется состоянием массового страха перед ре­альной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе так называемого взаимного заражения и блокирующего реальную оценку обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организа­цию совместного противодействия.

Выделяются социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с общей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание экс­тремальных событий (наводнение, землетрясения и пр.); обще­психологические условия (испуг, недостаточность информации об источнике опасности и пр.); физиологические условия (уста­лость, голод, опьянение).

Психологические причины создания опасных ситуаций и произ­водственных травм многообразны. В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части — мотивационную, ориентировочную и исполнительскую. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом.

Нарушение мотивационной части действий проявляется в не­желании выполнять определенные действия (операции). Наруше­ние может быть относительно постоянным и временным.

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда.

Нарушение исполнительской части проявляется в невыполне­нии правил (инструкций, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям

работы.

При нарушении любой из названных частей действий во избе­жание опасных ситуаций и несчастных случаев можно провести соответствующие профилактические мероприятия: мотивационные — пропаганда и воспитание, ориентировочные — обучение, отработка навыков; исполнительские — профотбор, медицинское обследование. Кроме того, причины возникновения опасных си­туаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно отнести к разным уровням:

• индивидуума (психические и физиологические характеристи­ки человека);

• ближней среды (условия труда, коллективные отношения, не­достаточный инструктаж по безопасности труда и др.);

175


• общества (недостаточная информация о профессиональных рисках и их последствиях, нарушения условий труда и пр.). Практика показывает, что временная склонность к несчастно­му случаю вызвана возрастом и стажем пострадавшего от травма­тизма. Отмечено два пика травматизма: у молодых работников и у лиц, имеющих рабочий стаж 10—15 лет.

Травматизм у лиц, имеющих трудовой стаж 10—15 лет, объяс­няется двумя обстоятельствами: во-первых, снижаются психичес­кие и физиологические функции в связи с выработкой устойчиво­го стереотипа; во-вторых, появляется пренебрежительное отно­шение к правилам безопасности в результате привыкания к опасности («вторичная беспечность»).

Разумеется, возраст и стаж не могут быть единственной и не­пременной причиной несчастных случаев, но могут стать предпо­сылкой производственного травматизма.

Выполняя работу, человек старается экономить силы. Именно по этой причине рабочие часто не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, игнорируют операции, необхо­димые для обеспечения безопасности, и др. Стремлению эконо­мить силы за счет выбора опасного способа действия способству­ют недостатки в организации труда, техники и технологии, а так­же безнаказанность нарушения инструкций по охране труда.

В формировании поведения каждого человека на производ­стве играют важную роль его индивидуальные качества, отражаю­щие совокупность социально-психологических и физиологичес­ких свойств: тип нервной системы, темперамент, характер, обра­зование, опыт, воспитание и пр.

Изучение поведения работающего позволяет выделить объек­тивные факторы производственной обстановки, создающие опас­ные действия и предопределяющие возникновение опасных ситу­аций:

• отсутствие со стороны работодателя (администрации) надле­жащего контроля за соблюдением правил безопасности;

• конструктивные недостатки средств защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

• конструктивные недостатки блокирующих устройств, позво­ляющих нейтрализовать ведение работ опасными методами;

• несовершенная технология производственных процессов;

• текучесть кадров, приводящая к привлечению на работу не­опытных рабочих, к сверхурочным работам;

176


 

• нарушение правил выполнения операций из-за отсутствия необходимого инструмента, материалов и др.;

• недостаточная надежность инструмента, оборудования и пр.;

• просчеты в проектировании оборудования;

• личностные факторы (ошибки инструктажа, опасное поведе­ние во время работы и пр.);

• неполное выполнение поставленной задачи;

• критические ситуации, не зависящие от условий задачи, кото­рые представляют собой потенциальную опасность (плохие условия труда, отсутствие средств индивидуальной защиты и т.д.).

Риск, связанный с перечисленными ситуациями, может быть исключен с помощью предупредительных мер технического и ор­ганизационного характера.

Деятельность оператора при решении определенных произ­водственных задач состоит из следующих этапов: восприятие ин­формации, ее оценка, анализ и обобщение на основе сформули­рованных ранее критериев оценки, принятия решения о действи­ях, приведение принятого решения в исполнение. На этих этапах оператор может допустить ошибочные действия, которые приво­дят к тяжелым последствиям (травмам, материальному ущербу, гибели людей).

В случаях когда опасные и неадекватные действия осущест­вляются осознанно, умышленно, они классифицируются как на­рушения. Если же человек не осознает, что выполняет опасное действие, то это ошибка.

Причины ошибок бывают непосредственными (зависят от пси­хологических возможностей оператора — от его восприятия смысла задачи, возможности принять решение и т.п.), главными (связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора, психологическим состоянием оператора) и способ­ствующими (зависят от состояния здоровья оператора, внешних условий, обучения и т.п.).

В системе «человек — машина» человек — наиболее сложный и переменчивый компонент. При решении любой задачи на его поведение влияет большое количество факторов, поскольку каж­дый оператор индивидуален, и одно и то же задание каждый вы­полняет по-своему.

177

Причины ошибок можно классифицировать следующим об­разом:

• ошибки в ориентации (недополучение информации);

 


• ошибки принятия решения;

• ошибки выполнения действий.

Ошибки в ориентации наиболее распространены: в одном случае имеется необходимая информация, но решение принято неправильно, и это может привести к несчастному случаю; в дру­гом случае информация и принятое решение могут быть правиль­ными, но ответное действие ошибочным.

Из этого следует, что нужно совершенствовать процесс получе­ния информации и выполнения двигательных действий, т.е. опера­тор должен быть информирован обо всем, что он должен знать и уметь. Ему необходимо обеспечить оптимальные условия для пере­работки информации и правильного реагирования, чтобы он мог принять оптимальное решение для безошибочного действия.

Ошибки делятся также на обратимые (которые могут не при­вести к несчастному случаю) и необратимые, на предсказуемые (которые предсказуемы и легко устранимы) и систематические.

Часто ошибки в деятельности оператора вызваны его плохим самочувствием.

Чтобы понять, что привело оператора к совершению ошибки, нужно знать его особенности и состояние. Особенности человека можно разделить на врожденные и временные.

К врожденным особенностям относятся биологические и на­следственные характеристики человека, в том числе анализаторы, двигательная система, психомоторная система и интеллект. Вре­менные состояния, способствующие возникновению ошибок, — это физическая и психологическая усталость, т.е. снижение вни­мания, мышечной силы и работоспособности.

В условиях современного производства получили распростра­нение кабинеты психологической разгрузки. Психотерапевты могут обучать персонал предприятия навыкам активной саморе­гуляции (аутогенной тренировке, специальной дыхательной гим­настике, нервно-мышечной релаксации и др.). Это позволяет ра­ботникам за счет произвольного расслабления повысить надеж­ность выполнения решений, особенно в стрессовых ситуациях. Наряду с кабинетами психологической разгрузки применяются и другие средства психотерапевтической помощи непосредственно на рабочем месте (функциональная музыка, производственная гимнастика и др.). Комплексное использование этих средств дает возможность в значительной степени компенсировать неблаго­приятные воздействия факторов производственной среды на ор­ганизм человека.

178


В силу своих биологических возможностей, а также времен­ных состояний человек представляет собой до известной степени ненадежный элемент производственной системы. Однако нена­дежность человека в производственной системе весьма относи­тельна. Более того, именно человек благодаря свои биологичес­ким особенностям часто исправляет ошибки системы.

Выявлено, что большинство ошибок человек совершает из-за неудовлетворительной конструкции системы, с которой он рабо­тает. Все промышленные предприятия фактически являются сис­темами «человек — машина», и при их разработке необходимо учитывать особенности как человека, так и машины. Нельзя все случаи ошибок при эксплуатации машин объяснять лишь халат­ностью работающего, необходим детальный анализ причинных факторов.

В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью (стрессом), кото­рая способствует снижению работоспособности, нарушению ко­ординации движения и устойчивости психологических функций.

Вместе с тем в условиях часто возникающего стресса, когда мобилизуются все ресурсы организма и достигается максималь­ный положительный эффект, здоровье человека нарушается по причине продолжительного психического и физического напря­жения. По мнению специалистов, оптимальная нагрузка рабочих и их готовность к труду обеспечиваются при 40-60%, а в особых случаях — кратковременно при 80% максимальной нагрузки. Ос­тальные 20% максимальной нагрузки следует рассматривать как резерв, допустимый к использованию лишь в исключительных случаях (при возникновении угрозы для жизни).

Для предупреждения аварийной ситуации и отработки необ­ходимых в таких случаях действий следует спрогнозировать ава­рийную ситуацию и ее последствия, а затем проводить тренинг оператора для работы в условиях, близких к аварийным.

Поведение человека в экстремальных условиях зависит от его психологической готовности к ним, которая разделяется на забла­говременную, общую (или длительную) готовность и временную, ситуативную (само состояние готовности).

Степень готовности человека к успешным действия в аварий­ной ситуации зависит от его личностных особенностей, уровня подготовки, полноты информации о случившемся, наличии средств для ликвидации аварии и пр. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздра-

179


жителем, приводящим к ошибочным действиям, является непол­нота информации. Таким образом, в ходе тренинга необходимо выработать навыки поведения в условиях неполной информации, переключения с одной установки действий на другую, прогнози­рования и предвосхищения событий, а также умение восприни­мать не все элементы производственной ситуации, а только необ­ходимые.

Следует планировать свои действия — этому поможет предва­рительный анализ возможных вариантов действий при возникно­вении тех или иных ситуаций в процессе работы вплоть до ава­рийных.

Способами мобилизации и регуляции самоуправления явля­ются: самоубеждение, самоободрение, самоанализ, устранение признаков эмоциональной напряженности и пр. Но создание психологического настроя на безопасность является следствием внимательного отношения коллектива предприятия к вопросам безопасности. Серьезное восприятие работником проблем безо­пасности зависит от соответствующего отношения к этим пробле­мам руководителей производства. Если руководство проявляет заботу о здоровье людей и их безопасности, то в коллективе созда­ется положительный настрой на безопасность жизнедеятельности. Любой несчастный случай, независимо от его тяжести, должен привлекать внимание не только руководителей, но и всего коллек­тива. В целом политика безопасности жизнедеятельности коллек­тива предприятия должна быть направлена на поиск и реализацию путей предупреждения несчастных случаев в различных сферах че­ловеческой деятельности. Особое значение имеет строгий контроль за соблюдением человеком правил безопасности поведения, а так­же стимуляция безопасности жизнедеятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.8 (0.014 с.)