Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности



Государственная стратегия в области обеспечения националь­ной безопасности, в том числе и экономической, осуществляется через систему обеспечения безопасности, которую образуют орга­ны законодательной, исполнительной и судебной власти, общест­венные и иные организации и объединения, должностные лица, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с Федеральным законом «О безопасности», Концепцией нацио­нальной безопасности Российской Федерации и Основами поли-


тики Российской Федерации в области развития науки и техноло­гий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (от 30 марта 2002 г. № Пр.-576).

В настоящее время Совет Безопасности Российской Федера­ции подготавливает новую Концепцию национальной безопас­ности страны, которая обусловлена объективными требованиями времени.

На Совет Безопасности Российской Федерации как конститу­ционный орган, осуществляющий подготовку решений Президен­та Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагается рассмотрение стратегических проблем государствен­ной, экономической, общественной, оборонной, информацион­ной, экологической и других видов безопасности, охраны здоро­вья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций, преодоления их последствий, обеспечения стабильнос­ти и правопорядка. Главными задачами Совета Безопасности РФ являются выработка общегосударственной политики обеспече­ния и совершенствования национальной безопасности, подготов­ка соответствующих единых регламентов и нормативов, форми­рование федеральных целевых программ и контроль расходования выделенных на них средств.

Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства. В Указе Президента РФ «О го­сударственной стратегии экономической безопасности Россий­ской Федерации» от 29 апреля 1996 г. № 608 содержатся основные принципиальные положения, связанные с обеспечением безопас­ности: «Цель государственной стратегии экономической безопас­ности — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личнос­ти, социально-экономической и военно-политической стабиль­ности общества и сохранения целостности государства, успешно­го противостояния влиянию внутренних и внешних угрозах. Без обеспечения экономической безопасности практически невоз­можно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане».

Обеспечение экономической безопасности страны должно носить характер государственной политики и предусматривать комплекс мер политического, экономического, административ­но-режимного пропагандистского и специального характера, объединенных единым стратегическим замыслом, единством це­лей и задач.

 

 


 


Государственная деятельность по обеспечению экономичес­кой безопасности страны включает в себя следующие элементы:

1) объективный и всесторонний мониторинг экономики и об­щества в целях выявления и прогнозирования внутренних и вне­шних угроз жизненно важным интересам объектов экономичес­кой безопасности;

2) разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних уг­роз;

3) организация работы по реализации комплекса государ­ственных мер по обеспечению экономической безопасности.

В целях обеспечения эффективности стратегии экономичес­кой безопасности должна быть сформирована система государ­ственного воздействия на экономику, позволяющая с наимень­шими потерями осуществлять регулирование важнейших эконо­мических преобразований, включая взаимодействие между ними, а также способная взять на себя функции регулирования и поддер­жания экономики страны на безопасном уровне. При этом долж­ны быть четко определены границы и условия государственного вмешательства в экономику (в частности, границы государствен­ного сектора), а также обеспечено развитие эффективных мер го­сударственного регулирования.

Реальным механизмом контроля за реализацией государ­ственной политики в области обеспечения экономической безо­пасности являются мониторинг экономической безопасности.

Главные цели мониторинга экономической безопасности:

• создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности РФ;

• оперативное обеспечение органов государственной власти РФ и ее субъектов информацией о состоянии угроз экономичес­кой безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области;

• информационное взаимодействие всех органов власти;

• контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.

Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:

1) разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, предусматривающего сбор и оценку информации с использованием пороговых значений и критериев экономической безопасности;

 

252

2) разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности;

3) оперативный анализ поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности, а также обеспечение информацией о действиях органов власти в целях скорейшего и наиболее эффективного устранения их послед­ствий.

В Доктрине информационной безопасности Российской Фе­дерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр.-1895, существенное внимание уделено обеспечению ин­формационной безопасности в области экономики страны, кото­рое играет ключевую роль в обеспечении национальной безопас­ности Российской Федерации.

Воздействию угроз информационной безопасности Россий­ской Федерации в сфере экономической безопасности наиболее подвержены:

• система государственной статистики;

• кредитно-финансовая система;

• информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;

• системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и ор­ганизаций независимо от формы собственности;

• системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информа­ции о внешнеэкономической деятельности государства, а так­же предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Переход к рыночным отношениям в экономике обусловил появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг мно­жества отечественных и зарубежных коммерческих структур — производителей и потребителей информации, средств информа­тизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угро­зы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом склады-

 


ваются благоприятные условия для несанкционированного до­ступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.

Серьезную угрозу для нормального функционирования эко­номики в целом представляют компьютерные преступления, свя­занные с проникновением криминальных элементов в компью­терные системы и сети банков и других организаций.

Недостаточность нормативной правовой базы, определяю­щей ответственность хозяйствующих субъектов за недостовер­ность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и т.п., препятствует нормальному функционированию хозяйству­ющих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опас­ны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений техноло­гии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов информации о внешне­экономической деятельности Российской Федерации.

Основные меры по обеспечению информационной безопас­ности Российской Федерации в сфере экономики:

• организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обра­ботки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

• коренная перестройка системы государственной статистичес­кой отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введе­ния строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контро­ля за деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения ком­мерциализации такой информации;

• разработка национальных сертифицированных средств защи­ты информации и внедрение их в системы и средства сбора,

 

254
обработки, хранения и передачи статистической, финансо­вой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

• разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;

• совершенствование нормативной правовой базы, регулирую­щей информационные отношения в сфере экономики;

• совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

Обеспечение экономической безопасности наряду с общего­сударственными средствами достигается также средствами, при­сущими каждой из сфер безопасности. Защита экономических интересов, прав и свобод общества и граждан обеспечивается все­ми институтами общества и государства. Передать эти функции в ведение одного органа — значит поставить его над всеми этими институтами, в том числе и над Конституцией РФ.

Необходимо создать соответствующую систему, каждый уро­вень которой решает круг задач, определяемых его компетенцией. При этом можно выделить несколько уровней, образующих сис­тему государственных органов и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безопасности:

государственно-региональная модель — на уровне Федерации и субъекта Федерации;

ведомственно-отраслевая модель — в отраслях с преимущест­венно государственной собственностью;

смешанная модель — в отраслях, где за государством закрепле­ны пакеты акций;

корпоративная модель — для акционерных обществ и финан­сово-промышленных групп.

Параллельно с государственной системой обеспечения эконо­мической безопасности в России с началом экономических ре­форм стала постепенно складываться негосударственная система в области экономической безопасности, нацеленная, прежде все­го, на безопасность предпринимательства, собственности и лич­ности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.02 с.)