Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические и методологические основы↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
I. ВВЕДЕНИЕ
«Безопасность жизнедеятельности» - обязательная для изучения дисциплина в рамках базовой части «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»), реализуемого Российской академией правосудия. «Безопасность жизнедеятельности» - новая дисциплина в системе знаний, предоставляемых Российской академией правосудия. Она представляет собой область научных знаний, изучающей общие опасности, угрожающие социуму, закономерности их возникновения и проявления и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. Бакалавр по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» обязан знать мир опасностей, который реально существует и является постоянным спутником нашей жизни. Он должен понимать, что современный мир опасностей во многом субъективен и, к сожалению, негативно влияет на здоровье людей, природу и состояние техносферы. Уровни материального, социального и морального ущербов, обусловленных воздействием опасностей, огромны. Они непрерывно нарастают во многом из-за техногенных и антропогенных опасностей, обусловленных развитием техники, ростом численности населения Земли и его урбанизацией. Для ограничения и снижения негативного влияния опасностей на нашу жизнь и природу человек обязан владеть основами культуры безопасности жизнедеятельности и бережного отношения к природе. Каждый бакалавр должен обладать основными приёмами и способами реализации безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, знать требования безопасности к современной технике и технологиям. Реализация этих требований с целью минимизации или полного устранения ущерба от опасностей -важнейшая целевая функция каждого бакалавра. При реализации своих обязанностей в области безопасности бакалавр должен понимать, что его конкретные решения должны быть направлены на снижение негативного влияния внешних причин на травматизм и смертность работающих и населения и, в конечном итоге, на решение демографических проблем России. Цель образования по дисциплине - приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной и социально-бытовой деятельности. Основные компетенции дисциплины: 1. Понимание проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека. 2. Овладениеприёмами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества. 3. Формирование: - культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; - культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности; - готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; - мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности; - способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; - способностей обоснования и рационального принятия решений с точки зрения безопасности. В результате освоения дисциплины студент должен: 1. Знать основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, способы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; 2. Уметь: - идентифицировать основные опасности среды обитания человека; - оценивать риск их реализации; - выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности; - выбирать рациональные способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности. 3. Владеть: - законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды; - требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; - способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; - понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; - навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях студентов, полученных ими при изучении профессиональных, естественно-научных и гуманитарных учебных дисциплин, а также при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе (колледже). «Безопасность жизнедеятельности» изучается на лекциях, практических (ПЗ) занятиях, семинарах (С) и в ходе самостоятельной работы (СР). Уровень дисциплины ЗНАТЬ – это основной объём сведений, которые студенты получают в ходе лекций. Уровень дисциплины УМЕТЬ решается на ПЗ, на которых закрепляется как лекционный материал, так и знания, полученные в ходе самостоятельной работы (СР) и научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Уровень дисциплины ВЛАДЕТЬ достигается студентами в ходе семинаров, где детально отрабатываются все вопросы изучаемого материала в рамках предстоящей профессиональной деятельности. Учебно-материальное обеспечение курса включает специализированный класс «Безопасность жизнедеятельности», класс персональных компьютеров с установленным на них необходимым программным обеспечением «Консультант» и «Гарант» и подключёнными интернет-ресурсами по основам безопасности жизнедеятельности (принадлежность кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия), а также специальный медиа-курс на DVD –дисках. Рабочая программа дисциплины построена по модульно-блочному принципу. Под модулем (разделом) курса «Безопасность жизнедеятельности» понимается укрупненная логико-понятийная тематика, характеризующаяся общностью используемого понятийно-терминологического аппарата. Каждый модуль (раздел) состоит из трёх блоков (рис.1.1): - инвариантного блока, включающего ядро – необходимый минимум знаний, принципов и понятий курса «Безопасность жизнедеятельности»; - вариативного блока, под которым понимается укрупненная группа области знаний курса «Безопасность жизнедеятельности»; - блока вузовской образовательной программы с конкретными научно-практическими знаниями применительно к направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» квалификация бакалавр.
Рис.1.1. Модульно-блочная архитектура программы «Безопасность жизнедеятельности»
II. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (разделы дисциплины, темы занятий, количество зачётных единиц и часов) для студентов очной формы обучения
IV. ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I Раздел II РАЗДЕЛ III ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инвариантный блок Тема 3.1. Сущность и содержание чрезвычайных ситуаций. Сущность и содержание чрезвычайных ситуаций. Опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации. Определение аварии и катастрофы. Стихийное бедствие – как опасное явление или процесс геофизического, гидрологического, атмосферного или происхождения катастрофической ситуации. Экологическая катастрофа, как разновидность стихийного бедствия. Условия возникновения ЧС. Стадии развития ЧС. Поражающие факторы ЧС. Классификация ЧС. По источникам или сферам возникновения, по масштабам распространения, по причине возникновения, по характеру поражения, по скорости развития и распространения, по конфликтности, по возможности предотвращения. Классификация ЧС в соответствии с Постановлением Правительства №304 от 21.05.2007 г. Понятие риска. Основные причины и профилактика ЧС. Чрезвычайные ситуации военного характера. Происхождения. ЧС природного характера. Общая характеристика ЧС природного происхождения. Закономерности ЧС природного характера. Геологические, метеорологические и гидрологические ЧС, природные пожары, биологические и космические ЧС. ЧС техногенного происхождения. Связь техногенных ЧС с деятельностью человека и загрязнением окружающей среды. Общая классификация техногенных ЧС. Аварии на химически опасных объектах. Химическое загрязнение как поражающий фактор выбросов химически опасных веществ. Классы опасности вредных веществ. Аварии на радиационно-опасных объектах. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах. Аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах. Характер воздействия аварий на пожароопасных и взрывоопасных объектах на население и окружающую среду. Аварии на транспорте. Транспортные аварии. Поражающие факторы транспортных аварий. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на объектах коммунального хозяйства. ЧС социального характера: сущность, содержание и классификация. Социальные опасности и ЧС социального происхождения. Классификация ЧС военного характера. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях ЧС социального происхождения.
РАЗДЕЛ IV Происхождения Инвариантный блок РАЗДЕЛ V Чрезвычайных ситуаций. Инвариантный блок Объектах инфраструктуры.
Защита на пожароопасных объектах. Понятие пожара и пожарной безопасности. Степени огнестойкости строительных конструкций. Классы функциональной пожарной опасности. Классификация пожаров. Основные зоны пожара: горения, теплового воздействия, задымления. Классификация по признаку изменения площади. Основной показатель опасности пожара. Классификация по масштабам и интенсивности. Параметры и опасные факторы пожаров. Средства защиты от пожаров. Заблаговременные инженерно-технические и организационные мероприятия по защите от пожаров. Пожаротушение. Огнетушащие вещества. Технические средства пожаротушения. Лесные и торфяные пожары. Классификация лесных пожаров: низовые, верховые, подземные, торфяные. Понятие лесной пирологии. Тушение лесных пожаров. Основные методы тушения. Защита населения при лесных и торфяных пожарах. Виды взрывов и оценка опасных факторов взрыва. Защита на взрывоопасных объектах. Взрыв как физический процесс. Причины взрыва. Действие ударной волны. Средства защиты от взрывов. Взрывозащита людей при использовании ВВ. Взрывозащита технологического оборудования. Методика оценки пожаро-, взрывоопасности помещений и зданий. Защита населения и территорий на объектах инфраструктуры. ЧС в сфере строительства. Роль «человеческого фактора» в антропогенных ЧС. Масштабные ЧС, вызванные разрушениями гидротехнических сооружений (ГЭС, плотины, дамбы и др.). Методы обеспечения безопасности. Заблаговременное отселение людей из зон затопления. Оперативное противодействие разрушениям гидротехнических сооружений. Требования Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Характера.
Защита населения и территорий при землетрясениях. Классификация землетрясений. Последствия землетрясений. Защита населения и действия при землетрясении и в случае их возникновения. Оползни, сели и обвалы. Последствия. Защита населения при угрозе оползней, селей и обвалов и в случае их возникновения. Ураганы, бури и смерчи. Штормовые ветры, снежные метели и заносы.Последствия. Защита населения при угрозе ураганов, бурь и смерчей и в случае их возникновения. Наводнения и цунами. Классификация наводнений. Последствия наводнений и цунами. Защита населения при угрозе наводнений и цунами и в случае их возникновения. Комплекс предупредительных мер. Грозы. Повторяемость гроз на территории России. Молниезащита. Защита населения и территорий при эпидемиях. Основные возбудители эпидемий. Самая распространённая эпидемия – грипп. Проблемы СПИДА и атипичной пневмонии. Основные причины возникновения эпидемий. Комплекс противоэпидемических мероприятий. Характера. Защита населения и территорий в ЧС военного характера. Жертвы населения и территорий. Обычные средства поражения. Эффективность ОСП как ОМП. Классификация ОМП. Поражающие факторы при ядерном взрыве. Действие боевых отравляющих веществ. Поражающие факторы бактериологического оружия. Антигуманный аспект применения ОМП. Нормативная база для подготовки и защиты населения территорий Российской Федерации от опасностей военного характера - Федеральный закон «О гражданской обороне». Государственная политика в области ГО. Эвакуация населения. Эвакуация в условиях ЧС. Принципы и способы эвакуации. Производственный принцип эвакуации. Эвакуационные органы. Предназначение сборного эвакуационного пункта. Промежуточные пункты эвакуации. Правила поведения при эвакуации. Планирование эвакуации населения под управлением ГО и ЧС. Доведение выписки из плана ГО и ЧС до сведения руководителей органов и подразделений местного самоуправления, предприятий и организаций. Исходные данные для планирования эвакуационных мероприятий. План эвакуации населения. Принятие решения на эвакуацию. РАЗДЕЛ VI Современных условиях
Инвариантный блок
Раздел VII Раздел VIII Жизнедеятельности Инвариантный блок В чрезвычайных ситуациях
Управление защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Правовая основа защиты в ЧС. Основополагающий закон, регламентирующий организацию работ по профилактике ЧС и порядок действий – Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ. Федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, «Об охране окружающей среды» от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. Подзаконные акты исполнения по ЧС. Постановления правительства РФ: - «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» 01.07.1995 г. № 675; - «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» от 10.03.1995 г. № 263; - «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра» от 24.01.1998 г. № 1371; - «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794. Система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Структура БЧС. Государственное управление в ЧС. РСЧС. Функциональные подсистемы по делам ГО. Организация работы комиссии по ЧС объекта. Международное сотрудничество. Участие России в международном сотрудничестве по линии ООН, ЮНЕСКО и др. организаций. Специальная международная программа «Человек и биосфера». Международное сотрудничество по охране труда (МОТ). Международная организация по безопасности и охране труда (МАРБОТ). Сотрудничество и взаимодействие сил гражданской обороны (МОГО). Подготовка руководящего состава, сил ГО и населения к ведению спасательных работ. Заключение.
ВАРИАТИВНЫЙ БЛОК
Роль профессиональной области знаний в управлении и организации безопасностью жизнедеятельности. Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность. Особенности управления безопасностью труда в профессиональной области деятельности. ВУЗОВСКИЙ БЛОК
Нормативные акты, регламентирующие вопросы безопасности для конкретного профиля профессиональной деятельности, особенности их применения в профессиональной деятельности. Региональная система управления безопасностью, региональные законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы безопасности. Роль и задачи профессиональной деятельности в управлении безопасностью жизнедеятельности и снижении экологического и социального ущерба. V. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
|