Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безопасность жизнедеятельности: структура, цели и задачи изучения, связь с другими науками.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Безопасность жизнедеятельности: структура, цели и задачи изучения, связь с другими науками. В 1990 г. Было произведено объединение 2-х курсов: курса охраны труда и гражданской обороны. Так появился курс БЖД. БЖД – это общепрофессиональная дисциплина, изучающая опасности в различных средах обитания человека (природной, производственной, бытовой, городской и т.п.) и меры защиты от них. Цель дисциплины – формирование у будущих специалистов необходимых знаний, умений и навыков по созданию таких условий (работы, поведения и проживания), которые бы гарантировали высокую работоспособность и сохранность здоровья человека в различных средах обитания, как в штатных, так и в экстремальных ситуациях. Задачи БЖД: 1. идентификация (распознавание) опасности, количественная оценка негативных воздействий среды обитания; 2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; 3. защита от опасности; 4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; 5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека. В структурном отношении дисциплина состоит следующих разделов: 1. теоретические основы БЖД; 2. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций, включающий следующие темы: классификация и общая характеристика ЧС; принципы и способы защиты в условиях ЧС; обеспечение жизнедеятельности в ЧС; пожарная безопасность; ликвидация последствий ЧС; 3. БЖД в условиях производства (охрана труда) включающий темы: правовые вопросы охраны труда; производственная санитария; техника безопасности. 4. Природные аспекты БЖД. Основным средством достижения безопасности жизнедеятельности в современных условиях является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также ее место в общей области знаний. Дисциплина базируется на следующих отраслях знаний: анатомия и физиология человека, инженерная психология, гигиена труда, техническая эстетика, физика, химия, математика, метеорология, правовые и профессиональные дисциплины. Дисциплина БЖД призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Связь человека с окружающей средой. Анализаторы, их виды, роль в обеспечении безопасности. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь тогда, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями как на человека, так и природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека. Состояния взаимодействия в системе «человек — среда обитания»: 1. комфортное (оптимальное), когда создаются оптимальные условия для деятельности и отдыха, для проявления наивысшей работоспособности; 2. допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека; 3. опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания; 4. чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде. Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) — недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Дисциплина БЖД направлена на защиту человека от воздействия опасных (приводят к травме или летальному исходу) и вредных (приводят к ухудшению самочувствия или заболеванию) факторов. Для поддержания системы «человек-среда» в безопасном состоянии необходимо согласовать действия человека с элементами окружающей среды. В основе естественной системы защиты от опасности лежит нервная система. Одно из основных свойств нервной системы – передача возбуждений с помощью условных и безусловных рефлексов. С помощью безусловных рефлексов человек неосознанно отвечает на опасность, что способствует самосохранению. С помощью условных рефлексов человек осознанно и адекватно реагирует на опасность, что позволяет избежать ее действия или снизить тяжесть последствий. Главным средством приема информации и формирования чувственных образов являются анализаторы. В составе каждого анализатора выделяют 3 отдела: 1) периферический, состоящий из рецепторов и специальных образований, которые способствуют работе рецепторов (органы чувств - слуха, зрения). 2) проводниковый - это проводящие пути и подкорковые нервные центры 3) корковый - области коры больших полушарий, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторов. Необходимо отметить, что все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение одной из них вызывает нарушение функции всего анализатора. Зрительный анализатор обеспечивает более 80% информации о внешнем мире, имеет важное значение в обеспечении безопасности; характеризуется следующими показателями: · острота зрения; · поле зрения; · яркостный контраст; · цветовосприятие; У людей могут наблюдаться отклонения в восприятии цвета, что увеличивает степень подверженности несчастным случаям (цветовая слепота – восприятие мира в сером цвете; дальтонизм, куриная слепота – резкое ухудшение зрения в сумерках). Слуховой анализатор воспринимает звуки, которые представляют собой акустические колебания в диапазоне 16-20 кГц. Важной характеристикой слуха является: · острота (слуховая чувствительность); · способность дифференцировать звуки различной интенсивности по ощущению их громкости. Звуковые сигналы могут информировать человека об опасности. Благодаря тому, что звуковые волны достигают обращенного к ним уха быстрее, можно определить место расположения источника звука. Тактильный анализатор. Играет важную роль при утрате человеком зрения. Тактильному анализатору свойственна быстрая адаптация (исчезновение чувства прикосновения).Время адаптации для различных участков тела изменяется от 2-20 с и зависит от силы раздражителя. Вкусовые и обонятельные ощущения играют в основном предупредительную роль. Температурная чувствительность характерна для организмов, поддерживающих с помощью терморегуляции постоянную температуру тела. Вестибулярный аппарат призван обеспечить сохранение равновесия. Указанные анализаторы находятся в сложном взаимодействии друг с другом. В реальных условиях на человека действуют одновременно несколько раздражителей, влияющих на всю систему анализаторов. Известно, что при вибрации или сильном шуме снижается чувствительность зрения. Поэтому при обеспечении оптимальных условий жизнедеятельности человека следует учитывать не только характеристики анализаторов, но и весь комплекс действующих на них раздражителей.
Законодательные и нормативные основы обеспечения безопасности труда. История их развития. Конституция РФ В конституции записано, что в РФ охраняются труд и здоровье людей. В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены. Гарантируется право на отдых, выходные, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, социальное обеспечение, на здоровье и медицинскую помощь.
Трудовой кодекс РФ -регулирует трудовые отношения людей. Отраслевые нормы и правила -требования и действия которых распространяются только на одну отрасль экономики. Последний законодательный документ – инструкция по охране труда на рабочем месте.
Компенсация производственных вредностей. Планирование затрат на компенсацию. Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является предоставление работникам всех организаций, вне зависимости от формы собственности, численности и деятельности, следующих компенсаций за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда: 1. Сокращение продолжительности рабочего времени минимум на 4 ч в неделю. 2. Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. 3. Льготное пенсионное обеспечение 4. Молоко или другие равноценные пищевые продукты (кисломолочные продукты, рыба нежирных сортов, говядина, яйца, творог, сыр 24% жирности). Они выдаются бесплатно работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. 5. Лечебно-профилактическое питание. Оно предоставляется бесплатно по установленным нормам для работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда. 6. Доплаты и надбавки. Работодатель обеспечивает компенсации за счет собственных средств. Существует два варианта их начисления. Первый - по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Второй - в соответствии со списками производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на получение дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня, лечебно-профилактического питания и т.д. Прогнозирование БЖД. Методы управления рисками. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска. Последовательность изучения опасностей: Стадия I — предварительный анализ опасности (ПАО). Шаг 1. Выявить источники опасности. Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности. Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т. е. исключить опасности, которые не будут изучаться. Стадия II — выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей. Стадия III — анализ последствий. Системный анализ безопасности— это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае, безопасности.
Устранение пыли Самый действенный способ устранения пыли может быть обеспечен только в результате тесного сотрудничества вентеляционщиков и технологов. Аспирационная система – это система вентиляции, основной задачей которой является отсасывание воздуха, содержание пыли в которого превышает 1 кг на 1 куб. м. Аспирационную вентиляцию очень часто используют в металлургических, химических, дробильных и литейных цехах. Основные примечания по аспирационных системам: 1. Длина всех воздуховодов должна быть наименьшей, прокладывать их стоит по кратчайшему расстоянию. 2. Воздуховоды нельзя размещать горизонтально – они должны располагаться вертикально или под углом 45-60 градусов (в пылеудаляющей вентиляционной системе укладывать воздуховоды горизонтально допустимо). 3. К каждой системе аспирации могут подсоединяться от 1 до 6 местных отсосов.
В процессе производственной деятельности в воздух рабочей зоны могут попадать вредные вещества различного происхождения (газы, пары, аэрозоли), которые способны вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья работающих. Основной состав загрязнителей воздуха на многих производственных участках включает в себя оксиды углерода, серы, азота, различные углеводороды, альдегиды (фенол формальдегид), пары минеральных кислот. Одним из важнейших факторов поддержания хорошего самочувствия и высокой работоспособности персонала является обеспечение определенной степени ионизации воздушной среды в рабочей зоне. Ионизация воздуха - процесс превращения нейтральных атомов и молекул воздуха в электрически заряженные частицы (ионы). Гигиеническая оценка степени загрязнения воздушной среды вредными веществами производится путем сопоставления фактической их концентрации в рабочей воздушной зоне (или в зоне дыхания) с предельно допустимой концентрацией, установленной нормативной документацией. Для санитарно-гигиенической оценки воздушной среды используется несколько видов предельно допустимых концентраций вредных веществ, которые установлены на основе рефлекторных реакций организма человека на присутствие в воздухе вредных веществ. + см. выше. Требования пожарной безопасности при уборке и хранении зерна, заготовке сена, приготовлении витаминно-травяной муки.
75. Противопожарные требования к планировке с.-х. предприятий и объектов. Противопожарные преграды. Системой предупреждения пожаров называется комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на исключение условий возникновения пожаров.
Для предупреждения распространения пожара с одного здания на другое между ними устраивают противопожарные разрывы. При определении противопожарных разрывов исходят из того, что наибольшую опасность в отношении возможного воспламенения соседних зданий и сооружений представляет тепловое излучение от очага пожара. Количество принимаемой теплоты соседним с горящим объектом зданием зависит от свойств горючих материалов и температуры пламени, величины излучающей поверхности, площади световых проемов, группы возгораемости ограждающих конструкций, наличия противопожарных преград, взаимного расположения зданий, метеорологических условий и т.д. Противопожарные преграды: стены, перегородки, перекрытия, двери, ворота, люки, тамбур-шлюзы и окна. Противопожарные стены должны быть выполнены из несгораемых материалов, иметь предел огнестойкости не менее 2.5 часов и опираться на фундаменты. Противопожарные стены рассчитывают на устойчивость с учетом возможности одностороннего обрушения перекрытий и других конструкций при пожаре. Противопожарные двери, окна и ворота в противопожарных стенах должны иметь предел огнестойкости не менее 1.2 часа, а противопожарные перекрытия не менее 1 часа. Такие перекрытия не должны иметь проемов и отверстий, через которые могут проникать продукты горения при пожаре.
Условия возникновения ЧС. 1. Наличие потенциальных опасных и вредных производственных факторов при развитии тех или иных процессов. 2. Действие факторов риска · высвобождение энергии в тех или иных процессах; · наличие токсичных, биологически активных компонентов в процессах и т.д. 3. Размещение населения, а также среды обитания. Стадии развития ЧС. 1 этап. Стадия накопления тех или иных видов дефекта. Продолжительность: несколько секунд — десятки лет. 2 этап. Инициирование ЧС. 3 этап. Процесс развития ЧС, в результате которого происходит высвобождение факторов риска. 4 этап. Стадия затухания. Продолжительность: несколько секунд — десятки лет. Под режимом защиты понимается применения средств и способов защиты людей, предусматривающий максимальное уменьшение возможных случаев заражения, отравления либо облучения людей и наиболее целесообразные их действия в зоне поражения.
Безопасность жизнедеятельности: структура, цели и задачи изучения, связь с другими науками. В 1990 г. Было произведено объединение 2-х курсов: курса охраны труда и гражданской обороны. Так появился курс БЖД. БЖД – это общепрофессиональная дисциплина, изучающая опасности в различных средах обитания человека (природной, производственной, бытовой, городской и т.п.) и меры защиты от них. Цель дисциплины – формирование у будущих специалистов необходимых знаний, умений и навыков по созданию таких условий (работы, поведения и проживания), которые бы гарантировали высокую работоспособность и сохранность здоровья человека в различных средах обитания, как в штатных, так и в экстремальных ситуациях. Задачи БЖД: 1. идентификация (распознавание) опасности, количественная оценка негативных воздействий среды обитания; 2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; 3. защита от опасности; 4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; 5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека. В структурном отношении дисциплина состоит следующих разделов: 1. теоретические основы БЖД; 2. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций, включающий следующие темы: классификация и общая характеристика ЧС; принципы и способы защиты в условиях ЧС; обеспечение жизнедеятельности в ЧС; пожарная безопасность; ликвидация последствий ЧС; 3. БЖД в условиях производства (охрана труда) включающий темы: правовые вопросы охраны труда; производственная санитария; техника безопасности. 4. Природные аспекты БЖД. Основным средством достижения безопасности жизнедеятельности в современных условиях является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также ее место в общей области знаний. Дисциплина базируется на следующих отраслях знаний: анатомия и физиология человека, инженерная психология, гигиена труда, техническая эстетика, физика, химия, математика, метеорология, правовые и профессиональные дисциплины. Дисциплина БЖД призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.209.100 (0.01 с.) |