Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникация в явлении постмодернизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Постмодернизм стал философским понятием после выхода в свет и широкого обсуждения книги французского философа Жан-Франсуа Лиотара «Постмодернистский удел», в которой он критиковал понятие метарассказа, или метаистории, т.е. власти единой повествовательной стратегии, парадигмы — научной, философской или художественной. Непосредственными предшественниками постмодернизма являются постструктурализм и деконструкция как философский метод. Они чрезвычайно близки основным установкам постмодернизма — постструктурализм и деконструкция свели историю к философии, а философию к поэтике. Главный объект постмодернизма — Текст с большой буквы. Постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества и, очевидно, предвестником информационного общества. В новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности — власть, деньги, обмен, производство — деконструируются. Постмодернизм в какой-то степени — это порождение идеи, что все слова уже сказаны, следовательно, каждое слово, даже каждая буква — это цитата. Эта идея получила выражение в так называемом принципе «культурной опосредованности». Иными словами, информация или сообщение, доставляемое потребителю, не имеет какой-либо самостоятельной ценности, поскольку является всего лишь комбинацией цитат. Имеют значение только сам факт этого сообщения и возникшая при этом коммуникация. Другой фундаментальный принцип постмодернизма — отказ от истины. Истина — это просто слово, которое означает то, что означает в словаре. Важнее при этом — не значение этого слова, а его смысл, его этимология, то, как оно употреблялось раньше. «Вполне соглашаясь с Витгенштейном, что истина — это слово, которое не имеет иного смысла, нежели тот, что это слово означает, и решительно не соглашаясь с марксизмом, утверждающим, что истина исторична, постмодернисты видят ее только как слово, как элемент текста, как в конце концов сам текст. Текст вместо истории. История — не что иное, как история прочтения текста». (Пятигорский, 1996). Рассказывание историй (stories) — одна из главных мифологем постмодернизма. Даже представители естественных наук, таких, как физика, рассказывают истории о ядерных частицах. Смысл этого высказывания согласуется с тем, что говорят философы-физики о зависимости эксперимента от экспериментатора и т.п. Интересно, что русское слово со-общение понимается чаще как передача информации, хотя его этимология (совместное общение) более подходит к смыслу слова коммуникация. Коммуникация — это своего рода одновременное рассказывание истории и проживание в ней. В этом рассказе не существует проблемы истины, ибо истинно само по себе со-бытие, в котором происходит рассказывание и развертывание истории. Понятно, что в таком понимании коммуникации нет возможности делать допущения о ее односторонности, вещательности. Здесь диалог и интерактивность, продуктом которого является само по себе событие коммуникации. В этом пункте важнейшее отличие постмодернистского понимания массовых коммуникаций от предшествующих методологических подходов. Именно это отличие позволяет исследовать современное телекоммуникационное пространство, интерактивное по своей сущности, как массовую коммуникацию, а не только как одно из средств массовой коммуникации. Другим аспектом, делающим постмодернизм удобным теоретико-методологическим инструментом для исследования массовых коммуникаций, является его особое отношение к понятию «текст». Постмодернизм первым заявил о том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, точнее, он создает множество реальностей. Текст порождает полионтологическую конструкцию, состоящую из множества виртуальных реальностей — со-бытий, которые описываются в со-общении-истории. Любая рассказываемая история-сообщение — это опять история создания и интерпретации текста. Множественность реальности отражается в тексте же, следовательно, тут не просто текст, а гипертекст. Понятие «гипертекст» является ключевым как для телекоммуникационных средств, так и для культуры постмодернизма в целом. Гипертекстовый способ представления информации (WWW, например, это не что иное, как глобальный гипертекст) превратился из технического средства в онтологический принцип, так как уже реальность и действительность открываются как гипертекст. Американский писатель Р. Федерман опубликовал роман в 1976 г., который можно читать (он так и называется — «На ваше усмотрение») с любого места, в любом порядке и последовательности по желанию читателя. Постмодернизм, являющийся на сегодняшний день базовой культурной парадигмой современной цивилизации, диктует свои правила формирования сообщений и их интерпретации, так как с постмодернистских позиций все, принимаемое за действительность, на самом деле лишь представление о ней, зависящее от точки зрения наблюдателя, смена которой ведет к кардинальному изменению самого представления. Восприятие человека объявляется обреченным на «мультиперспективизм: на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможность познать ее сущность» (Ильин, 1996).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.234.182 (0.007 с.) |