Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышь в роли искусственного интеллекта

Поиск

Начало 60-х ознаменовало собой неожиданный и совсем непрогнозируемый скептиками-аналитиками революционный технический прорыв. Технологии бурно шагают вперед. Изобретатели сами удивляются своим детищам. Люди в восторге, весь мир в напряжении наступающих перемен. Тем не менее многие начинают верить в то, что наступающий день становится шагом в истории развития человечества в новую реальность, аналогов которой до сих пор человеческий интеллект представить не мог. Наиболее громоздко и уверенно в роли вестника новой эпохи в это время выступают США. Многие изобретатели ставят на появление изобретений, которые должны перевернуть мир с ног на голову именно в этой стране. Изобретения появляются одно за другим, начиная проявлять свои очертаемые контуры. В то же время начинают появляться и изобретения, которые на тот момент исторического времени просто не могли иметь какое-либо потенциальное значение в обществе, и прежде всего потому, что никто толком не мог предположить, как же, собственно, эти устройства могут быть приспособлены в обыденной жизни. Одним из таких устройств и стал изобретенный американским ученым Дагласом Эн-гельбартом прототип манипулятора для управления курсором, так называемый Mouse.

Инженерная карьера Энгельбарта началась в 1948 г. после окончания Университета штата Орегон в лаборатории, которая со временем вошла в состав NASA. Там вплоть до 1955 г. он занимался радарными системами, и прежде всего системами отображения информации. В то время на экран радара изображение выводилось без цифровой обработки. Существует легенда о том, что именно Энгельбарту, одному из первых в мире, пришла в голову мысль об объединении компьютера с экраном для вывода текстовой информации и изображений, однако доказательств этому нет. Тогда же Энгельбарту впервые пришлось столкнуться с тем, что постоянно преследовало его многие годы: идеи ученого, на десятилетия опережавшие свое время, не могли быть поняты другими. Долгое время Энгельбарт бился, пытаясь объяснить свои взгляды на компьютер в самых разных инстанциях, но везде получал отказ. И даже его разговор с Дэвидом Паккардом в компании Hewlett-Packard оказался бесполезным; тот не признал эти идеи полезными для своей фирмы. Оставалось одно — найти средства для организации собственной лаборатории. И она была создана под названием Augmentation Research Centre (ARC) в исследовательском институте Stanford Research Institute (SRI) Стэнфордского университета.

Изобретенное устройство не стало случайно появившейся на свет новинкой в ряду других, быстро погаснувших изобретений, а было создано в результате серьезной и методичной работы. По собственному признанию Энгельбарта, в то время мышь являлась лишь скромной частью более значительного проекта по созданию средств, расширяющих возможности человеческого интеллекта (augmenting human intellect). К началу 60-х в результате длительных работ по повышению продуктивности человеческого интеллекта и появилось на свет изобретение, лишь издали похожее на современную мышь. Даглас Энгельбарт работал над этой проблемой около 12 лет. В ходе этих работ были созданы специальные компьютеризированные рабочие станции, предназначенные стать помощником человеку при решении сложных задач. Оставалось решить только одну проблему — необходимо было придумать устройство, которое позволило бы пользователю быстро подвести курсор на информационном дисплее к определенной точке на экране и произвести некоторые действия — возрастающая с прогрессивной скоростью сложность построения заданных задач уже превышала возможности человеческого мозга, поэтому просто необходимо было создать систему, оболочку, программу либо что-то еще, что позволило бы преодолеть возникший на полпути барьер.

 

Так выглядело устройство из семейства мышек в конце 60-х годов

Дабы решить проблему наиболее рациональным путем, Энгельбарт собрал за круглым столом сотрудников SRI, занимающихся разработкой искусственного интеллекта. Спустя более 5 ч беспрерывного обсуждения, желая создать первую в мире интерактивную систему для работы с текстами и изображениями, сотрудники института пришли к выводу, что на данный момент ни один из имевшихся к тому времени манипуляторов (световое перо, джойстик и др.) не удволетворяет их требованиям. В 1966 г. команда Энгельбарта договорилась с Национальным космическим агентством (NASA) о проведении всех существующих на тот момент тестов устройств целеуказания для того, чтобы дать четкий ответ, какое из них является наиболее точным и удобным. NASA дадо положительный ответ, согласившись с необходимостью проведения этих тестов и начала их финансировать. И хотя мышь продемонстрировала свое абсолютное превосходство, но, как это обычно бывает, в силу своей специфики NASA потеряло к разработке оксфордских ученых интерес, и прежде всего из-за неспособности устройства работать в невесомости. Но это было уже позже. Чтобы найти единственно верный подход к идеальному прототипу необходимого манипулятора, сотрудниками был выполнен анализ возможностей устройств разных типов (в том числе управляемых коленом или стопой), построена таблица свойств, наподобие Периодической системы элементов Менделеева. Именно на основе этой таблицы аналитически и были выведены необходимые параметры еще не существовавшего к тому времени устройства, которое впоследствии и стало мышью.

Первый экземпляр такого манипулятора родился 9 декабря 1968 года в результате месяцев трудов идеолога Энгельбарта, программиста Джеффа Ру-лифсона и в техническом исполнении Билла Инглиша. Что же представляло из себя изобретенное устройство? Это была обычная деревянная коробка с двумя колесиками в днище и круглой красной кнопкой сверху. Сперва шнур располагался спереди, однако чтобы он не мешал движению устройства, его перенесли назад. Принцип ее работы был немного другим, чем у современных мышей, — устройство невозможно было передвигать по координатной доске наискосок, а если оператору надоедало постоянно переставлять мышь из одного положения в другое, он рывком передвигал ее, приподнимая над поверхностью, диск же все еще продолжал вращаться, а курсор двигался по экрану. Размер мыши был несколько меньше утюга, не уступал этому бытовому предмету и вес устройства. Первое сложновыговариваемое название X-Y Position Indicator for a Display System (Индикатор X-Y позиции для дисплейной системы) Даглас Энгельбарт дал в честь одноименного его собственного многостраничного труда. Название же Mouse появилось совершенно случайно. Подавая Энгельбарту чашку кофе, сотрудница заметила устройство и из-за провода, похожего на хвост, шутливо нарекла манипулятор мышью. Изобретателю название понравилось, и оно сразу же вошло в упот­ребление. Как ни странно, основной принцип работы современных мышей с тех пор ничуть не изменился.

Создатель первого "мышиного" устройства Даглас Энгельбарт

Однако, конечно, развитие мыши на этом не закончилось. И хотя ее развитие на протяжении 60—70 гг. до сих пор неизвестно, одно можно сказать точно — Энгельбарт десятилетия работал над развитием своих разработок, и мыши в том числе. Настоящий смысл новинка обрела лишь с появлением полного графического пользовательского интерфейса. Подобные разработки велись в 70-е годы в Пало-Альто, исследовательском центре компании Xerox. Их целью и было создание электронного аналога обычного рабочего стола. Результаты этой работы и вылились позже в Mac OS, Windows, в другие графические операционные системы.

В 1979 г. компания Xerox ознакомила Стива Джобса со своими разработками, которые он и использовал в Apple Lisa и Apple Macintosh. В конечном итоге Стэнфордский исследовательский институт продал лицензию компании Apple, которая в то время заинтересовалась новыми разработками для упрощения работы пользователя с графическим интерфейсом компьютера. Новые разработки быстро получили широкую популярность и известность у пользователей в связи с удобством их использования в различных программах, например в текстовых редакторах. Революционная разработка обошлась Apple всего в 40,2 тыс. долл. Таким образом, в начале 1983 г. на рынке появился Apple Lisa — первый в своем роде компьютер с настоящим оконным пользовательским интерфейсом, а его мышь стала первой мышью, которая получила широкое распространение за пределами исследовательских лабораторий. В том же году у IBM-совместимых компьютеров появились привычные двухкнопочные мыши (стандарт Microsoft Mouse). При этом по первоначальной задумке левая кнопка соответствовала клавише Enter, a правая в конкретной программе могла принимать функции Esc (отмена) и Ins (выделение). Трехкнопочные мыши (стандарт Mouse System) появились несколько позже. Впрочем, третья (средняя) кнопка во многих случаях бездействовала или дублировала левую, поэтому совместимость с прежним двухкнопочным стандартом полностью сохранялась, а для средней кнопки пользователь мог назначать ту или иную дополнительную функцию. Кстати, некоторые достаточно современные модели (например, Microsoft Mouse 400) по-прежнему выпускаются двухкнопочными, с возможностью эмуляции третьей кнопки (если она вдруг понадобится) одновременным нажатием двух имеющихся.

А что же сегодня?

Со времени своего изобретения мышь претерпела множество изменений. Прежде всего, к началу 80-х два диска на днище были заменены шариком, который крутил два валика, связанных с дисками, на которых были нанесены токопроводящие участки. Этих участков касались щетки. Когда токопроводящие участки замыкались — курсор двигался, а иначе стоял на месте. Естественно, такая конструкция вызывала большие проблемы. Она была ненадежной — токопроводящие участки часто засорялись, а щетки попросту стирались. Поэтому следующим серьезным шагом стало изобретение той мыши, которую мы и используем в повседневной работе — оптомеханиче-ской мыши. В такой мышке диски имеют прорези подобно шестеренкам с зубцами, с одной стороны диска стоит светодиод, а с другой — фотоприемник. Когда свет проходит через прорезь — появляется контакт, когда же между светодиодом и фотоприемником находится зубец, то контакта нет. Конструкция весьма проста и надежна, при этом не требует особых усилий для передвижения курсора. Не прошло и двух лет с появления оптомеханиче-ской мыши, как появилась ее более современная модель — оптическая мышь. Такая мышь не содержит шарика, а информация собирается специ­альным световым детектором. Правда, для оптической мыши нужен специальный расчерченный коврик, при этом и цена на нее заметно выше.

Впрочем, человеку свойственно думать не только о технической работе устройства. В последнее время на рынке мышиных манипуляторов все чаще можно заметить удивительные дизайнерские новинки и технологические приемы внешнего оформления мыши, о которых лет двадцать назад сложно было и подумать. С распространением компьютерной техники все чаще стало проявляться несовершенство человеческого организма, человек все чаще стал страдать от того, что все устройства, с которыми он работал, не были сконструированы согласно эргономическим принципам. В результате появились специально сконструированные мышеподобные устройства, имеющие форму, позволяющую руке человека лежать на ней в физиологически естественном положении, не подвергаясь опасности каких-либо заболеваний или усталости.

С течением времени человек снова стал желать большего. Хвост, т.е. кабель связи периферийного устройства с компьютером, на практике не очень удобен и имеет множество недостатков. Для решения этой проблемы компания Logitech, один из крупнейших производителей «компьютерных грызунов», первой представила «бесхвостые» модели, в которых используются различные варианты беспроводной связи (инфракрасная связь или радиосвязь). Такую мышь сегодня можно катать на расстоянии 1,8 м от подключенного к ПК радиоприемного устройства.

Впрочем, сегодня мышь — это уже не единственное периферийное устройство для управления курсором. В портативных компьютерах появился трекбол, мышка, при работе с которой перемещение курсора происходит от вращения пальцами самого шарика, кнопки же у такого устройства устанавливаются в непосредственной близости к шарику.

Еще один любопытный вариант, который был представлен еще в 1990 г. в Вестфиддском колледже Лондонского университета — устройство Bat («летучая мышь»), способная не ходить, не бегать, и даже не прыгать по компьютерному коврику. Она способна... летать. Устройство предназначено для управления курсором в трехмерном виртуальном пространстве. В такой мыши кроме обычного шарика в днище, вращающегося при катании по столу, сверху имеется полусфера (на манер трекбола), которую можно поворачивать в любом направлении: вперед — назад (в авиационной терминологии — по тангажу), вправо — влево (по крену) и по часовой — против часовой стрелки (по рысканию). Bat имеет также пять дополнительных кнопок, по одной для каждого пальца. Другой ле­тающий вариант — трехкнопочное устройство GyroPoint, являющееся в полном смысле этого слова ЗD-мышью. Гироскопические датчики, установленные в корпусе манипулятора, позволяют держать мышь в руке, одновременно свободно перемещая и поворачивая ее в пространстве, ограниченном длиной кабеля. Кроме GyroPoint существуют и другие трехмерные варианты, например в виде надеваемого на палец перстня с излучателем ультразвука. На корпусе же дисплея крепится легкая рамка, улавливающая сигналы от перемещения мыши. Кисть руки с надетым перстнем перемещается вблизи экрана по всем трем координатам, а электронная схема легко и просто определяет ее положение в пространстве и передает эти сведения в компьютер, как и информацию о нажат находящейся на перстне кнопки.

Вряд ли Даглас Энгельбарт представлял себе, какое будущее ожидает его мышку. Очередной изыск дизайна и констукции от Logitech

Существует и другой вариант мышиного манипулятора — чувствительный к нажатию сенсорный планшет. Одни из них ловят нажатие контакта между двумя пленками, другие — работают по излучению ультразвуковых или радиоволн вдоль пленки планшета. При этом движущийся палец меняет волновую картину, что и фиксируется приемными датчиками.

Около пяти лет назад такие устройства были слишком сложны и соответственно дороги, а потому и слишком редки в среде рядовых пользователей. Теперь же с развитием тонких технологий сенсорные планшеты становятся все более популярными, а спектр их моделей — все более разнообразным. В последние несколько лет стали появляться модели ноутбуков, в которых микропланшет (TouchPad) встроен в клавиатуру. И, наконец, у некоторых переносных компьютеров весь экран представляет собой одновременно один чувствительный планшет, что позволяет выбирать режимы и даже вводить символы непосредственно на поверхности экрана.

Таким образом, рынок мышек сегодня развивается с бурной скоростью. На суд пользователя представлены самые разнообразные по дизайну и функциональности варианты обычных периферийных устройств для передвижения курсора на экране. А что же будет завтра?

Заглянем в будущее...

В компьютерном мире пару лет назад произошел невидимый и неосознаваемый переворот. Развитие компьютерных технологий идет таким непредсказуемым образом, что сегодня даже самоуверенные прогнозисты не могут с уверенностью говорить о чем-либо конкретном. Изобретаемые устройства обладают прямо-таки фантастическими свойствами. Так, совсем недавно молодая австрийская компания The Other 90% Technologies Inc. представила мышь (назвать так устройство уже сложно) MindDrive — надеваемый на палец своеобразный перстень с датчиками, следящими за сопротивлением кожи пользователя и степенью наполнения кровью ее поверхностных капилляров. Здесь используется та же идея, что и в детекторах лжи. Дело в том, что любая активизация деятельности мозга быстро отражается на указанных параметрах, что позволяет реализовать управление курсором компьютера практически только «силой мысли». Но, чтобы программа научилась понимать своего хозяина, необходимо обучить ее индивидуальным особенностям пользователя, да и ему самому надо привыкнуть концентрироваться и расслабляться. Таким образом, уже можно говорить о средстве мысленного управления компьютером. Сейчас же существуют и действительно телепатические устройства, в которых с мозга пользователя снимается полная энцефалограмма, обрабатываемая затем по принципам, сходным с алгоритмами оптического распознавания символов, чтобы выделить из потока сигналов сбответствующие тем или иным мыслям операторы. Разумеется, каждый пользователь вначале должен обучить компьютер, а точнее систему, верно прочитывать его энцефалограмму, поскольку электромагнитные проявления деятельности мозга сугубо индивидуальны.

Наука не стоит на месте. Американские изобретатели уже раздумывают над возможностью управлять мышью с помощью чипа, укреплениего на глазной сетчатке, английские разработчики задумываются, как бы вмонтировать манипулятор в системный блок, ученые пытаются решить проблему усталости рук при долгой работе с мышью. В принципе можно не сомневаться, что нечто подобное уже в ближайшем будущем примет совершенно обыденную форму, а перед веком цифровых технологий возникнут новые вопросы, которые с течением времени будут решены так же, как их в свое время решил Даглас Энгельбарт.

По материалам интернета, vf@shopru.de

______________________________________________________________

Разбиение информации на узлы — серьезная проблема для автора гипертекста, который должен думать о восприятии смыслового содержания узла читателем. Естественно, разбиение должно обладать внутренним смысловым единством (внутренней когерентностью).

Связи

Именно связи обеспечивают нелинейное ветвление — сердцевину гипертекстовой функциональности. При описании связей в ги­пертексте часто используется понятие «якорь» (от англ. anchor) — это слово, фраза или картинка, которые либо подсвечиваются на экране, либо меняют форму курсора и воспринимаются как точки перехода в другое текстовое пространство.

Некоторые связи позволяют включать в систему графический браузер — средство, с помощью которого сеть (граф из узлов и свя­зей) отображается на экране. Без хранения межузловых связей невозможно говорить о графовой структуре сети.

Другие связи суть спецификации адреса для перехода и существуют только в момент их активизации. Например, кнопки, содержащие инструкцию «иди на страницу такую-то» (или что-то подобное).

Интерфейс пользователя

Эволюция гипертекстовых систем тесно переплетена с исследованиями, разработками, изобретениями в области человеко-машинного интерфейса. Иконки, кнопки, оконные интерфейсы, манипуляторы типа мышь и многое другое изобрели люди из гипертекстового сообщества.

Проектирование интерфейса в значительной степени сводится к ответу на вопрос: как пользователь может распознать связь (каково ее визуальное представление) и как эту связь можно активизировать?

Когда связь распознана и выбрана, осуществляется прыжок к новой информации. Такой мгновенный переход — новое качество чтения; оно не привычно для человека. Читатель журнала, например, встретив ссылку (или цитату) на другую книгу или статью, не бросает чтение, а доводит его до конца и лишь потом возвращается к ссылке. По ней он отыскивает в библиотеке работу, на которую ссылались. В гипертексте переходы по связям ведут к поиску в глубину с растущей стопкой (стеком) отложенных статей, к которым надо будет вернуться. При этом мощность (толщина) стека вырезок из разных контекстов смысловых блоков ничем не ограничена, в то время как оперативная память человека ограничена известным законом «пять плюс (минус) два объекта». В конце концов каждый пользователь вырабатывает для себя удобные способы путешествия по гипертексту, но проблему это не снимает.

После нескольких переходов по связям у пользователя теряется контекст исходной информации. Он забывает, откуда стартовал, куда и, главное, зачем двигается. Быстрая дезориентация пользователя — существенный недостаток гипертекста.

Вторая сложность — опасность когнитивной перегрузки. Она связана с тем, что процесс чтения сопряжен с множественными двигательными действиями пользователя, причем разного типа. Где-то он должен воспользоваться клавиатурой, где-то достаточно последовательных кликов мышью, где-то он должен активизировать поиск, а где-то включить визуальное поисковое внимание. Он должен находить, выбирать, выделять и активизировать связи, ждать реакции системы, пока совершаются переходы, возвращаться назад, искать окно, с которого началось ветвление.

Кроме того, система, как правило, подгоняет пользователя, это приводит к тому, что некоторая информация не читается, а сохраняется на жестком диске, или же ее адрес фиксируется в папке «Избранное», а чтобы информацию потом можно было найти, необходимо ее как-то обозначить, т.е. классифицировать. Впрочем, задача классификации решается и при элементарном формировании поискового запроса.

Иными словами, пользователь оказывается постоянно вовлеченным в сложнейшие когнитивные процессы: классификацию, систематизацию, распознавание образов, что, собственно, и может вызвать такого рода утомление.

Таким образом, введение в обычный текстовый формат гипертекстовых (перекрестных) связей увеличивает функциональность системы по сравнению со случаем статично-линейного текста. Однако некоторые особенности гипертекстовых систем делают написание гипертекста тяжелым трудом, а сам гипертекст — трудным для восприятия.

Пути и навигация

Гипертекст порождает метафору прокладывания пользователем пути в паутине гипертекстовых связей.

Путь — это последовательность из узлов и связей, которые посещает пользователь. Подчеркнем пространственную, а не временную сущность пути.

Понятие пути в гипертексте ввел Ванневар Буш, имея в виду аналогию с процессами в мозгу человека: «Человеческий ум работает ассоциативно. Ухватив, поняв что-то, он сразу цепляется за следующее, что предлагается, подсказывается ассоциацией мыслей в соответствии с некоторой сложной паутиной трейлов, которые поддерживаются ячейками мозга».

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Леонид Черняк

ВАННЕВАР БУШ — ЦАРЬ НАУКИ

Ванневар Буш

 

Чтобы понять мир Билла Гейтса и Билла Клинтона, попытайтесь сначала понять Ванневара Буша.

Майкл Шерри,

американский историк технологий

 

 

Становление новых технологий требует инвестиций, причем на начальных этапах, как правило, невозможно определить срок окупаемости. Такая ситуация сложилась и в первое десятилетие развития интернета, поэтому не стоит удивляться тому, что работы по его созданию носили чисто исследовательский характер, сеть могла развиваться исключительно на бюджетные деньги, источником которых стало Министерство обороны США. Спустя годы результат настолько превзошел исходные требования этого ведомства, что, вполне вероятно, второго примера использования двойных технологий, сравнимого по значимости с созданием интернета, не будет никогда.

Возникает естественный вопрос: как же могло случиться, что средства, выделенные на прикладные военные разработки, обернулись благом для всего просвещенного человечества? Заподозрить Пентагон в альтруизме сложно, и интуитивно понятно, что есть какая-то иная причина.

К счастью, в истории науки встречаются яркие и нестандартно мыслящие личности, обладающие не только даром научного предвидения, но и могучей способностью к тому, что теперь называют научным администрированием. За то, что в процессе решения прикладных оборонных задач удалось создать фундамент для интернета, мы должны быть признательны выдающемуся ученому и администратору Ванневару Бушу (1890—1974). Именно ему принадлежат основные идеи управления разработками двои-ного назначения, которые впоследствии позволили найти организационные формы и источники финансирования глобальных сетевых проектов.

В Буше удивительным образом и чрезвычайно органично сочетались три малосовместимых качества: он был крупным ученым академического толка и преподавателем, обладал универсальным инженерным видением и при этом был еще умелым руководителем. Все, кто знакомится с его биографией, не перестают удивляться широте увлечений. Поражает, например, такой факт: уже выйдя на пенсию, он до последних лет своей жизни занимался изготовлением в своей домашней мастерской уникальных хирургических инструментов.

О его научной деятельности, в том числе о предвидении гипертекста, о работах, связанных с созданием первых компьютеров, известно довольно широко, но с современных позиций трудно сказать, что оказалось более важным в карьере Ванневара Буша — эти исследовательские работы или его активность как организатора научных исследований.

До начала Второй мировой войны Буш вел преподавательскую и научную работу, был деканом в Массачусетском технологическом институте. Его судьба, как и судьба многих современников, была изменена войной: в 1940 г. от президента Рузвельта поступило приглашение войти в администрацию на должность советника по науке. Здесь по заданию президента США в обстановке полной секретности Буш занимался организацией работы ученых и инженеров, среди которых было немало эмигрантов из Европы, в американском военно-промышленном комплексе. Он стал одним из тех, кто за несколько лет вывел США с научной окраины (по сравнению с предвоенной Европой) на передовые позиции.

В ходе этой работы им была осознана необходимость в использовании высоких технологий для нужд военной индустрии. Тогда эта довольно тривиальная по нынешним временам мысль нуждалась в доказательстве. Преодолев сопротивление консервативно настроенных военных, с одной стороны, и леволиберальные взгляды европейских ученых-эмигрантов, с другой, Буш сумел нацелить тех и других на превращение науки в средство достижения военного превосходства.

Сила и влияние Буша оказались столь велики, что его называли царем (именно так — tzar) американской науки. Этого неформального звания он был удостоен прежде всего за то, что ему удалось организовать Манхэттенский проект. Поэтому не случайно, что в 1942 г. Буша назвали персоной, от которой зависит, выиграет Америка войну или, наоборот, проиграет. Помимо бомбы Буш стимулировал целый ряд военных проектов, начиная от нестандартных и малопрактичных средств для диверсий и заканчивая разработкой автомобилей-амфибий.

О деятельности Ванневара Буша написано немало, недавно вышла книга: G. Pascal Zachary «Vannevar Bush, Engineer of the American Century». Но это совсем другая, не слишком близкая к сети история, где основное место занимает тема создания ядерного оружия. Для нас же сейчас важно совсем иное: к каким выводам пришел Ванневар Буш, пребывая на посту советника президента Рузвельта по науке и являясь идеологом целого ряда военных разработок. Ванневар Буш изложил свои взгляды в записке для президента: «Предел науки — бесконечность» (Science: The Endless Frontier), поданной в 1945 г.

Буш первым понял, что в мирное время требуется принципиально иная модель организации научных исследований, чем для военных условий. В тот момент, когда война еще только приближалась к концу, он вынашивал идею конверсии науки, задумав поколебать незыблемость здания, построенного собственными руками. Это был довольно мужественный поступок: создав организационную структуру (назовем ее оружейной), с успехом использованную для создания бомбы, он сам же стал критиковать ее, считая, что она не всегда оптимальна для развития мирной науки, особенно для перспективных научных исследований.

Оружейная модель прежде всего предполагает приоритет определенных целей и задач, предложенных учеными или политиками (Буш называл их milestones — верстовыми столбами). Главными элементами такой модели являются государственное финансирование и планирование результатов. Буш признавал эти качества важными, но только для экстремальных условий, а мирная модель науки должна отличаться от оружейной приматом личности ученого и свободы творчества. Не случайно золотое правило, обеспечившее успех Кремниевой долины, звучит так: «Вначале действуй, разрешения спрашивай потом», — и оно явно следует принципам Буша.

Не стоит спорить с тем, что крупные государственные программы, например, связанные с исследованием космоса, не могут использовать иную модель, кроме оружейной, но для целого ряда случаев, когда нельзя заранее расставить верстовые столбы, как было с интернетом, требуется альтернативная модель, движущей силой которой является любознательность, познавательный и личный интерес ученых. Полезный результат таких работ поначалу не вполне очевиден, но перспективно мыслящее государство, как считал Буш, обязано финансировать и их, не требуя немедленной отдачи.

Приведем несколько высказываний, афористично выражающих его взгляды на роль личности ученого.

 

«Индивидуальность для меня — все. Я сделаю максимум возможного, чтобы снять любые ограничения».

«Дайте людям деньги и свободу, и они вернутся к вам с чем-то полезным».

«Сегодня все понимают, что авторами всех замечательных изобретений являются яркие индивидуальности, но при этом редко задумываются о том, что для них нужно создавать соответствующие условия».

А вот основные тезисы, вошедшие в записку «Предел науки — бесконечность».

Правительство должно поддерживать фундаментальные исследования.

Финансировать следует конкретных ученых, а не проекты.

• Средства должны выделяться тем организациям, где исследования происходят в обстановке открытости. Предпочтение следует отдавать университетам как наиболее открытым организациям.

• Необходимо финансировать наиболее перспективных исследователей — а потому поддерживать тех студентов, которые посвящают себя науке, вне зависимости от послужного списка и финансовых возможностей.

Но на этом влияние Ванневара Буша на развитие американской науки не окончилось, и мы можем сейчас найти множество примеров признания его трудов. В сентябре 1998 г. комитет по науке Конгресса США опубликовал меморандум «Раскрывая наше будущее: направления новой национальной научной политики» (Unlocking Our Future Toward a New National Science Policy, www.house.gov/science/science_policy_report.htm). В нем on-ределена на ближайшее десятилетие роль, которую должно играть государство в развитии науки. Документом признается, что основой государственной политики по отношению к науке остаются взгляды Ванневара Буша, выраженные в записке «Предел науки — бесконечность».

http://www.pcweek.ru/year2000/N2/CP 1251/Opinions/chaptI.htm

 

________________________________________________________________

Обычно гипертекстовые системы кроме возможности переходов по связям предоставляют и различные методы, помогающие прокладывать пути, т.е. осуществлять навигацию в гипертексте. Эти методы, не ограничивая свободу пользователя, направлены на преодоление дезориентации и дополнительной когнитивной нагрузки, от которых страдает читатель гипертекста и которые вместе получили название) «проблема навигации» (Navigation Problem).

У большинства гипертекстовых систем навигационную помощь предоставляют следующие средства.

Локальная карта, т.е. картинка всех связей и узлов, непосредственно связанных с текущим узлом. Она может быть графической (например, в виде блок-схемы) или текстовой (просто список). Локальные карты помогают читателю выбрать связь.

Глобальная карта — это графическое представление полной сети из узлов и связей. Из-за трудностей с отображением огромного числа связей такие карты малопригодны для реальных гипертекстов обьемом свыше сотни узлов. Больше всех с ними экспериментировали разработчики Intermedia] (Янкелович, Мейровиц, ван Дам). Локальные и глобальные карты в реальных гипертекстовых системах назывались графическими браузерами.

История (бэктрекинг). Посещенные узлы и связи текущего трейла сохраняются, и есть возможность вернуться в предыдущие узлы.

Туры (проложенные маршруты). Это хранящиеся пути, которые можно проходить по желанию. Подобное полезно при создании гипертекстовых учебников или демонстраций. Для больших сетей значение туров возрастает.

Поиск (в совокупности гипертекстовых узлов) — используются все достижения в области информационного поиска: булевские запросы, морфологический поиск, языки запросов и др.

Фильтры обеспечивают возможность ограничения области навигации пределами задаваемого фильтром подмножества узлов и связей. Такие подмножества называются видами (views) и могут быть сохранены для последующего повторного доступа.

Индекс представляет список подсвеченных слов, связей или узлов, упорядоченных по алфавиту, теме, автору, предмету и т.д. Индексы разрабатываются автором и имеют тот недостаток, что никак не учитывают точку зрения читателя на то, как он хочет использовать гипертекст.

Закладки — читатель может сохранить (пометить) свою текущую позицию, чтобы вернуться к ней позже.

Для больших и сложных гипертекстовых сетей растет необходимость использовать гибкую, интеллектуальную помощь в навигации.

Контент гипертекста

В настоящей книге часто употребляется термин «контент», который означает содержание, подразумевающее все то, что не относится к форме. Однако в мире, где средство само есть сообщение, как уже неоднократно отмечалось, и форма, и содержание составляют и содержание, и форму. Другими словами, разделение на то, что является контентом и в чем этот контент становится весьма условным. В той же степени условным, как разделение софт и хард, виртуал — консуетал и т.д.

Контент сайта в узком смысле — это его структура, т.е. набор навигационных кнопок, которые видит пользователь на домашней странице. Этот набор вместе с расположенными на первой странице пояснениями, концепциями, заглавиями, графическими элементами должен объяснить посетителю, куда он попал и что он здесь может почерпнуть.

 

На сегодняшний день уже сложилась некая типичная архитектура развивающегося сайта. Ее можно представить примерной схемой.

 

Типичная структура сайта

Титульная страничка — имидж сайта, ссылки на карту и на основные разделы. Карта сайта — схема навигации по сайту.

Регистрация — система обеспечения ограниченного доступа к некоторым разделам (делается либо с коммерческими целями, либо для установления интерактивных отношений с посетителями).

СТАНДАРТНЫЙ СЕРВИС

Конференция — зона телекоммуникационного общения посетителей сайта в режиме отложенного времени с помощью E-mail (иногда предполагается организация зеркала off-line конференций).

Чат — зона телекоммуникационного общения посетителей сайта в режиме реального времени «здесь и сейчас».

Баннеры — ссылки на другие сайты в виде картинок баннеров; существуют специальные системы обмена баннерами и баннерной коммерции, а также технологии баннерных каруселей. Баннеры кроме рекламной и коммерческой нагрузки могут быть элементами дизайна, а главное, могут определять, в какой зоне информационного пространства позиционирует себя данный сайт.

Статистика — в простейшем случае счетчик посещаемости страницы, в более сложных — динамические данные о посетителях, динамика посещаемости и т.п.; статистика необходима разработчикам сайта, а также тем, кто принимает решение о размещении на данном сайте своих баннеров.

Библиотека — библиографии, электронные версии книг, статей, документов (в том числе и мультимедиа), ссылки на другие библиотеки. Предполагается, что подборка должна быть интересной для посетителя, а форматы документов должны быть удобны для скачивания.

Архив — сборник документов, статей, программ, инструментов разработки и т.п.

Поиск — система поиска ресурсов на сайте.

Ссылки — библиотека ссылок на ресурсы, близкие тематике сайта.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ — презентационная страница организации, подготовившей данный телекоммуникационный проект (сайт).

Структура организации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.014 с.)