Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 29. Память, ее место в системе психических процессов. Виды памяти.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие о памяти Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти. Виды памяти: 1)деление памяти по времени сохранения материала: -мгновенная(иконическая)- память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ. -кратковременная- представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на.после-дующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. -оперативная - память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. -долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, по павшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами. -генетическая - можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание. 2) по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору -зрительная - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. -слуховая — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ. -двигательная - представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточ ной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти. -эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. -осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. 3) По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала: - непроизвольная - запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). - произвольная - такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Вопросы 30. Процессы памяти. Факторы, влияющие на ход и результативность мнемических процессов. Процессы памяти Запоминание. Эффективность запоминания зависит от особенностей самого запоминаемого материала. Лучше запоминается осмысленный материал. Исследования показали, что количество слов, запоминаемых испытуемых, если они объединены во фразу, в несколько раз превышает кол-во запоминаемых бессмысленных слов. Запоминание не всегда строится на смысловых связях, например, нельзя запоминать по смыслу ряды цифр, статистические данные, номера телефонов. Когда нельзя объединить материал в смысловое целое, его объединяют в структурное целое (расчленение и связывание материала поср-вом ритмизации, симметричного расположения и пр.). Например, стихи в силу ритма и рифмы лучше запоминаются, чем нерифмованный материал. Существенным условием эффективного запоминания является четкая расчлененность и связность материала. При прочих равных условиях особенно хорошо запоминаются начало и конец материала как структурно более выделяющиеся части (эффект края). Связность запоминаемого материала может носить также ассоциативный характер. Ассоциативные связи создаются в силу пространственной или временной смежности, сходства или контраста. Запоминание и воспроизведение зависит не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности (установок, интересов). память носит избирательный характер, т.е. мы запоминаем по преимуществу то, что для нас значимо, интересно. Установка является существенным условием запоминания (в эксперименте испытуемым дается инструкция запомнить). Установка может влиять и на длительность запоминания. В опытах Ааля учащимся предлагалось заучить два одинаковых по трудности отрывка, причем было указано, какой текст они должны будут воспроизводить на следующий день, а какой – через неделю. Проверка воспроизведения обоих отрывков была отложена на две недели. Проверка показала, что второй отрывок был воспроизведен лучше (установка на длительное запоминание).установки могут действовать неосознанно – описки, обмолвки, забытые вещи в теории Фрейда. В запоминании значительную роль играют эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, чем эмоционально безразличный. В зависимости от характерологических особенностей одни люди будут более склонны к запечатлению приятного, а другие – неприятного (в зависимости от жизнерадостного или пессимистического склада их личности). Запоминание эмоционально яркого впечатления (не зависимо от того, приятное или неприятное) будет зависеть от его значимости для данной личности. Запоминание может непроизвольным (запечатление) и произвольным (заучивание). Непроизвольное запоминание совершается непреднамеренно в ходе деят-ти, ставящей себе иную цель. Произвольное запоминание – это запоминание прямой цели действия субъекта. Запоминание зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Исследования Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. Запоминание картинок, получившееся непреднамеренно в ходе классификации картинок, без задачи запомнить оказалось выше, чем в случае когда перед испытуемым была поставлена задача картинки запомнить. Эксперименты Смирнова показали, что непроизвольное запоминание в пр-се деят-ти, целью которой не является запоминание, оказывается прочнее (иногда более чем в два раза), чем произвольное запоминание (специальное задание запомнить). Для запоминания важно повторение. Но повторение не должно быть механическим, а должно превращаться в переработку материала (новое, углубленное его осмысливание). Существенным условием запоминания является понимание. Для длительного запоминания важно правильное распределение повторений во времени (Эббингауз). Это целесообразнее, чем их концентрация на небольшом отрезке времени. При спешном заучивании (непосредственно перед зачетом), без систематической проработки, материал по большей части быстро забывается. Оптимальный темп заучивания – медленный сначала и более быстрый в дальнейшем.Большое значение для запоминания имеет первое воспроизведение. Воспроизведение. Генетически ранним проявлением памяти является узнавание. Узнавание – это сохранение и воспроизведение внутри восприятия. Узнавание – это деятельность по сопоставлению образа с предметом. Собственно воспроизведение. Это не механическое повторение заученного. Воспроизводимое не только воспроизводится, но и формируется, т.к. речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. В пр-с воспроизведения вкл-ся мышление, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Воспроизведение может совершаться непроизвольно (механизм ассоциаций и неосознанных установок). При наличии сознательной установки на воспроизведение возникает пр-с вспоминания или припоминания (при затруднениях). Рез-том вспоминания является воспоминание – частный вид представления. Воспоминание возможно там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Воспоминание – это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей страны. Сохранение и забывание. Сохранение – не пассивное хранение материала. Это динамический пр-с, предполагающий овладение материалом, его переработку и отбор, участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации, конкретизации). Забывание – оборотная сторона сохранения. Сохранение материала зависит от участия его в д-ти ч-ка. Количество сохраненного материала обратно пропорционально его объему. Поэтому запоминаемый материал важно дозировать. Пр-с забывания изучался в опытах Эббингауза. Главная потеря материала после его заучивания приходится на первые 1-2 суток и особенно на первые полчаса-час, при этом общая утрата очень значительна (забывается 71% материала). Другие исследователи показали, что прочность запоминания осмысленного материала значительно выше, чем при запоминании бессмысленного. В опытах Рубинштейна интервал в 40 дней не давал значительного снижения процента воспроизведения. Реминисценция – улучшение воспроизведения со временем. Например, в опытах дети не могли воспроизвести рассказ сразу после его прослушивания. Но по происшествии некоторого времени содержание рассказа восстанавливалось в их памяти, и они могли его воспроизвести. Реминисценция особенно ярко выступает у дошкольников (непосредственному воспроизведению препятствует эмоциональное торможение, следующее за аффективно переживаемым впечатлением). Реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала и овладению им. Разновидностью забывания является интерференция. Интерференция – ухудшение сохранения запоминаемого материала в рез-те наложения другого материала, с которым оперирует субъект. Различают ретроактивную интерференцию (наложение последующего материала на заучиваемый ранее) и проактивную интерференцию (наложение предшествующей информации на запоминаемую в настоящий момент). Объясняется наличием предела пресыщения (перегрузка психики в результате интенсивного воздействия сложных или сходных раздражителей на протяжении короткого отрезка времени). В рез-те возникает торможение по механизму отрицательной индукции, поскольку раздражители являются сильными. Это приводит либо к затруднению в образовании новых временных связей, либо к ослаблению уже выработанных связей. Эффект края, возникающий при запоминании материала, объясняется наличием обоих видов интерференции. Для того, чтобы избежать интерференции, следует делать перерывы при переходе от одной д-ти к др., середину материала повторять больше, чем начало и конец. Временное забывание м.б. вызвано запредельным торможением (следствие перевозбуждения клеток КГМ). Может возникать в состоянии утомления или остро выраженного желания что-либо вспомнить. Забывание, как и запоминание, носит избирательный характер. Оно зависит от не всегда осознанных ч-ком установок, выражающих направленность личности (Фрейд). Забывается то, что перестает быть существенным для личности или то, что идет вразрез с ее устремлениями. Забывается также то, что связано с этапами прошлой жизни личности, утратившими для нее актуальность (особенно если они были связаны с напряженной деят-тью). То, что закончено и исчерпано, скорее подвержено забыванию (Зейгарник). Факторы, влияющие на ход и результативность мнемических процессов. Мнемические приемы, которые использует человек для реализации задачи. Выделяют две группы приемов: первая группа – простые мнемические приемы, точнее, более общие, используемые при организации всей умственной деятельности. Они не требуют дополнительной работы над материалом, подлежащим запоминанию. К этим приемам относятся: - Наглядность. Запоминание улучшается потому, что при наглядности участвуют многие виды памяти (один и тот же материал запоминается на образном языке и на языке операционально-символическом);
- Закрепление только что понятого и осмысленного материала. Возвращение к тому материалу, в котором человек разобрался. Необходима сознательная установка на запоминание. Следуя после мыслительного процесса, произвольное смысловое запоминание может подпасть под иллюзию закрепленности понятого материала, результатом которой будет сильное забывание (до 25-75% изученного материала в первые же сутки);
- Повторение – классический прием, обеспечивающий закрепление материала, подлежащего запоминанию. Его продуктивность, в свою очередь, определяется несколькими условиями. Одно из них – активность. Повторение опирается не на узнавание, а на воспроизведение материала, чтобы не возникла иллюзия закрепленности материала. Повторение также должно быть распределено во времени, а не быть сплошным;
- Правильная организация умственной работы. Запоминание будет более продуктивным, если друг за другом будут следовать различные по характеру и по типу работы, так как последующая работа может стереть результаты предыдущей. Например, если после английского языка следующим будет русский, то возникнет так называемая интерферéнция, которая представляет собой взаимодействие двух и больше чисел процессов, при котором происходит нарушение или подавление деятельности одного из них.
вторая группа – сложные мнемические приемы. В них в наибольшей степени обнаруживается специфика произвольного смыслового запоминания. Эти приемы предполагают определенное структурирование материала, который требуется запомнить. Имеются следующие сложные приемы: - Смысловая группировка (или аналитико-синтетический разбор). Она базируется на мыслительных операциях анализа и синтеза. При работе с учебным текстом алгоритм смысловой группировки будет следующий: ориентировочное чтение с целью ознакомления с объемом и т.д.; разбивка материала на законченные в смысловом отношении группы, не забывая при этом о законе кратковременной памяти (законе Миллера-Спеллинга: разбиваем информацию на 7±2 блока (установление основной мысли в каждом блоке, установление смысловых логических связей между частями)). Смысловая группировка становится мнемическим приемом лишь в том случае, если стала мыслительным навыком;
- Смысловые отношения. В основе этого приема лежит мыслительная операция сравнение. Суть его заключается в том, что сопоставляется материал уже запомненный и запоминаемый. Как и предыдущий прием, помогает запоминанию, если стал мыслительным навыком;
- Выделение смысловых и наглядных опор. В этом случае работы по запоминанию идут на двух языках: в словесной структуре и в наглядном образе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.014 с.) |