Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 13. Понятия об умениях и навыках. Формирование умений и навыков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Освоение любого конкретного вида деятельности подчиня- ется общим закономерностям развития деятельности. Теоретик и практик в области психологии деятельности В. В. Давыдов выделяет ряд общих закономерностей развития дея- тельности3. Во-первых, существует процесс возникновения, фор- мирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т. п.). Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, пре- вращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируют- ся в мотивах, действие может стать операцией и наоборот). В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвяза- ны в едином потоке человеческой жизни (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает рас- крытие ее взаимосвязей с игрой и трудом, со спортом и общест- венно-организационными занятиями и т. д.). В-четвертых, каж- дый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотноше- ний между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека. При целенаправленном и осознанном освоении любого вида деятельности следует учитывать именно эти основные психоло- гические закономерности. Освоение деятельности, превращение индивида в субъекта деятельности означает овладение им основ- ными структурными компонентами деятельности: ее потребно- стями и мотивами, целями и условиями их достижения, дейст- виями и операциями. Применительно к конкретной деятельно- сти речь будет идти об освоении конкретных мотивов, целей, действий и операций. С этой точки зрения пока еще мало изучены психологиче- ские особенности процесса освоения деятельности. Такой анализ сделан в большей мере применительно к игровой и учебной дея- тельности. Однако пока нет больших достижений при изучении конкретных форм профессиональной деятельности и психологи- ческих закономерностей ее освоения. Наиболее разработанными в настоящее время являются во- просы формирования конкретных умений и навыков. Хотя и здесь не прекращаются теоретические дискуссии и споры, свя- 3 Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981. 136 Раздел II. Онтология и психология жизнедеятельности человека занные, в частности, с самим определением умений и навыков. Если соотнести данные компоненты деятельности (точнее, ре- зультаты ее освоения) с ее структурой, то мы увидим, что эти ис- следования ведутся на уровне анализа действий и операций и связанных с ними целей и условий. Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. При этом в психологии есть две трактовки этих понятий. Согласно первой из них, умения и на- выки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык — как вторая ступень, означаю- щая уже хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия. Умение означает, что индивид усвоил соответст- вующее знание и может его применять, контролируя каждый свой шаг в соответствии с этим знанием. Навык же означает, что применение этого знания приобрело автоматизированный характер. ≪Навык, — указывал С. Л. Рубин- штейн, — возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ выпол- нения действия. То, что данное действие стало навыком, означа- ет, собственно, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее вы- полнение своей сознательной целью≫4. Согласно другой трактовке, умения и навыки относятся к разным действиям. Действия, которые выполняет человек, в ча- стности ученик, в процессе учения, весьма разнообразны и обра- зуют сложную иерархическую структуру. Среди них есть про- стейшие, которые приходится выполнять многократно, почти на каждом шагу, например действия чтения, письма, счета. Каждое из этих действий входит как составной элемент в более сложные действия, и поэтому необходимо, чтобы ученик мог выполнять их быстро и безошибочно, притом ≪не задумываясь≫, т. е. автома- тизированно. Вот такое автоматизированное выполнение про- стейших действий и называется навыком. Для выполнения более сложных действий, таких, как реше- ние каких-либо задач, написание сочинения, составление схемы, построение модели и т. д., ученик должен владеть действиями по применению знаний и навыков. Вот такое владение сложной сис- темой психических и практических действий, необходимых для 4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 29. Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека 137 целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками, называется умением. Следовательно, уме- ния — это сознательное применение имеющихся у ученика зна- ний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях, т. е. для решения соответствующих задач. Выполнение каждого сложного действия для ученика выступает как решение задачи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.235 (0.006 с.) |