Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 15. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общение как коммуникация Вся система отношения человека к другим людям реализуется в общении. Понятие "общения" является одним из центральных в системе психологического знания: Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Его специфика определяется тем, что в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другой, происходит взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами и др. В общении человек формируется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Результат общения - налаживание определенных отношений с другими людьми. Благодаря общению осуществляется интеграция людей, производятся нормы поведения, взаимодействия. Связь людей в процессе общения является условием существования группы как целостной системы. Общение координирует общие действия людей и удовлетворяет потребность в психологическом контакте. Потребность в общении является одной из первичных потребностей ребенка. Она развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте) к более сложным (сотрудничество, интимно личное общение). В процессе индивидуального развития изменяются мотивы общения. М.И. Лисина очертила такие стадии развития потребности ребенка в общении: потребность во внимании и доброжелательности взрослого (первое полугодие жизни), в сотрудничестве (ранний дошкольный возраст), в заинтересованности взрослого запросами ребенка (младший и средний дошкольный возраст), во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст). Основные мотивы в общении детей дошкольного возраста - познавательные, деловые и личностные. Вербальные и невербальные средства общения Передача любой информации возможна посредством знако- вых систем. В психологии выделяют вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную Коммуникацию, использующую различные неречевые знаковые системы (рис. 9). Речь является самым универсальным средством коммуника- ции. Речь есть процесс общения человека с другими людьми по- средством естественного языка. Язык общественно-историчен и социален. Разные общест- венные условия, разные пути развития порождают разную лекси- ку, разный строй языка. Поэтому эффективность общения пред- полагает общий для общающихся язык. Важны и такие факторы, как образование, общая культура и культура речи. В психологии и психолингвистике речь разделяют на внеш- нюю, ориентированную на других, и внутреннюю, предназна- Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека 143 ченную для самого себя. В свою очередь, внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на моно- логическую и диалогическую. Монологическая речь существует в форме лекции, доклада, ораторской речи и т. д. Каждый из выделенных видов речи имеет свои социально-психологиче- ские особенности. Важнейшим способом общения является диалогическая речь, т. е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Диалог предполагает и включает: уникальность и равенство партнеров; различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждо- го на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером; ожидание ответа и его предвосхищение в собствен- ном высказывании; взаимодополнение позиций участников об- щения, соотнесение которых и является целью диалога. Развернутость, полнота и расчлененность диалогической ре- чи могут быть различными. Речь может быть сокращена настоль- ко, что разговаривающие могут понимать друг друга буквально ≪с полуслова≫. Это определяется тем, насколько они представля- ют то, о чем идет речь, насколько это ясно из того, что сказано раньше, что происходит сейчас; тем, как много общего между собеседниками, как велико их стремление понять друг друга. На- против, отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудно- сти в понимании истинного смысла речи и требует более полно- го и развернутого построения речи. В процессе общения наиболее часто встречаются фатиче- ский, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов. Фатический диалог — это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах фатическое общение имеет характер ритуала, ибо соз- дает индивиду ощущение сопричастности своим соплеменникам. Информационный диалог — это обмен информацией самого различного свойства. Часто имеет место в преподавании (в фор- ме сообщения, выступления и последующего обсуждения). Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения, в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т. п. Дискутанты особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, стремятся достичь определенного изменения поведения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах 144 Раздел II. Онтология и психология жизнедеятельности человека жизнедеятельности, так как взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии. Исповедальный диалог — самое доверительное общение — происходит в том случае, когда человек стремится выразить и разделить свои глубокие чувства и переживания. Это интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разде- лении ими общих смыслов и ценностей жизни. Хотя вербальная речь и является универсальным средством общения, она дополняется употреблением неречевых, или невер- бальных, средств общения. В психологии выделяют четыре фор- мы невербального общения: кинесику, паралингвистику, проксе- мику, визуальное общение. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему. Кинесика — это система средств общения, включающая в се- бя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предста- ет как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук — жестикуляция; лица — мимика; позы — пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию коммуникации при- дает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначны- ми при употреблении одних и тех же жестов в различных нацио- нальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения, по замечанию С. Л. Рубинштейна, представляют своего рода ≪подтекст≫ к неко- торому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно рас- крыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внут- реннее содержание во внешнем действии. ≪Этот язык, — писал С. Л. Рубинштейн, — располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения — это сплошь и рядом ме- тафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвы- сится над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т. п., он собственной персоной изображает образ, которому придается пе- реносное значение. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, суще- ственнейшим актом воздействия на людей≫7. 7 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М, 1989. Т. 2. С. 163. Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека 145 Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также ≪добавки≫ к вербальной ком- муникации. Паралингвистическая система — это система вока- лизации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстра- лингвистическая система — включение в речь пауз, других вкра- плений, например покашливаний, плача, смеха, сам темп речи. Проксемика — особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в каче- стве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, явля- ются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размеще- ние партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. Эксперимен- тально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по обще- нию, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нор- мативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Ряд исследований в этой области связан с изучением специфи- ческих наборов пространственных и временных констант коммуни- кативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название ≪хронотопов≫. Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп ≪больничной палаты≫, ≪вагонного попутчика≫ и др. Специфика си- туации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воз- действия: например, не всегда объяснимую откровенность по отно- шению к первому встречному, если это ≪вагонный попутчик≫. Визуальное общение — это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Такое общение имеет важное зна- чение в работе педагогов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.013 с.) |