Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Особенности объекта и предмета психологической науки. Житейская и научная психология. Житейская и научная психология.

Поиск

Вопрос 1. Особенности объекта и предмета психологической науки. Житейская и научная психология. Житейская и научная психология.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории, ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

 

 


 


 

Вопросы 30. Процессы памяти. Факторы, влияющие на ход и результативность мнемических процессов.

Процессы памяти

Запоминание. Эффективность запоминания зависит от особенностей самого запоминаемого материала. Лучше запоминается осмысленный материал. Исследования показали, что количество слов, запоминаемых испытуемых, если они объединены во фразу, в несколько раз превышает кол-во запоминаемых бессмысленных слов. Запоминание не всегда строится на смысловых связях, например, нельзя запоминать по смыслу ряды цифр, статистические данные, номера телефонов. Когда нельзя объединить материал в смысловое целое, его объединяют в структурное целое (расчленение и связывание материала поср-вом ритмизации, симметричного расположения и пр.). Например, стихи в силу ритма и рифмы лучше запоминаются, чем нерифмованный материал. Существенным условием эффективного запоминания является четкая расчлененность и связность материала. При прочих равных условиях особенно хорошо запоминаются начало и конец материала как структурно более выделяющиеся части (эффект края). Связность запоминаемого материала может носить также ассоциативный характер. Ассоциативные связи создаются в силу пространственной или временной смежности, сходства или контраста. Запоминание и воспроизведение зависит не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности (установок, интересов). память носит избирательный характер, т.е. мы запоминаем по преимуществу то, что для нас значимо, интересно. Установка является существенным условием запоминания (в эксперименте испытуемым дается инструкция запомнить). Установка может влиять и на длительность запоминания. В опытах Ааля учащимся предлагалось заучить два одинаковых по трудности отрывка, причем было указано, какой текст они должны будут воспроизводить на следующий день, а какой – через неделю. Проверка воспроизведения обоих отрывков была отложена на две недели. Проверка показала, что второй отрывок был воспроизведен лучше (установка на длительное запоминание).установки могут действовать неосознанно – описки, обмолвки, забытые вещи в теории Фрейда. В запоминании значительную роль играют эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, чем эмоционально безразличный. В зависимости от характерологических особенностей одни люди будут более склонны к запечатлению приятного, а другие – неприятного (в зависимости от жизнерадостного или пессимистического склада их личности). Запоминание эмоционально яркого впечатления (не зависимо от того, приятное или неприятное) будет зависеть от его значимости для данной личности. Запоминание может непроизвольным (запечатление) и произвольным (заучивание). Непроизвольное запоминание совершается непреднамеренно в ходе деят-ти, ставящей себе иную цель. Произвольное запоминание – это запоминание прямой цели действия субъекта. Запоминание зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Исследования Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. Запоминание картинок, получившееся непреднамеренно в ходе классификации картинок, без задачи запомнить оказалось выше, чем в случае когда перед испытуемым была поставлена задача картинки запомнить. Эксперименты Смирнова показали, что непроизвольное запоминание в пр-се деят-ти, целью которой не является запоминание, оказывается прочнее (иногда более чем в два раза), чем произвольное запоминание (специальное задание запомнить). Для запоминания важно повторение. Но повторение не должно быть механическим, а должно превращаться в переработку материала (новое, углубленное его осмысливание). Существенным условием запоминания является понимание. Для длительного запоминания важно правильное распределение повторений во времени (Эббингауз). Это целесообразнее, чем их концентрация на небольшом отрезке времени. При спешном заучивании (непосредственно перед зачетом), без систематической проработки, материал по большей части быстро забывается. Оптимальный темп заучивания – медленный сначала и более быстрый в дальнейшем.Большое значение для запоминания имеет первое воспроизведение.

Воспроизведение. Генетически ранним проявлением памяти является узнавание. Узнавание – это сохранение и воспроизведение внутри восприятия. Узнавание – это деятельность по сопоставлению образа с предметом.

Собственно воспроизведение. Это не механическое повторение заученного. Воспроизводимое не только воспроизводится, но и формируется, т.к. речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. В пр-с воспроизведения вкл-ся мышление, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Воспроизведение может совершаться непроизвольно (механизм ассоциаций и неосознанных установок). При наличии сознательной установки на воспроизведение возникает пр-с вспоминания или припоминания (при затруднениях). Рез-том вспоминания является воспоминание – частный вид представления. Воспоминание возможно там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Воспоминание – это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей страны.

Сохранение и забывание. Сохранение – не пассивное хранение материала. Это динамический пр-с, предполагающий овладение материалом, его переработку и отбор, участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации, конкретизации). Забывание – оборотная сторона сохранения. Сохранение материала зависит от участия его в д-ти ч-ка. Количество сохраненного материала обратно пропорционально его объему. Поэтому запоминаемый материал важно дозировать. Пр-с забывания изучался в опытах Эббингауза. Главная потеря материала после его заучивания приходится на первые 1-2 суток и особенно на первые полчаса-час, при этом общая утрата очень значительна (забывается 71% материала). Другие исследователи показали, что прочность запоминания осмысленного материала значительно выше, чем при запоминании бессмысленного. В опытах Рубинштейна интервал в 40 дней не давал значительного снижения процента воспроизведения.

Реминисценция – улучшение воспроизведения со временем. Например, в опытах дети не могли воспроизвести рассказ сразу после его прослушивания. Но по происшествии некоторого времени содержание рассказа восстанавливалось в их памяти, и они могли его воспроизвести. Реминисценция особенно ярко выступает у дошкольников (непосредственному воспроизведению препятствует эмоциональное торможение, следующее за аффективно переживаемым впечатлением). Реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала и овладению им. Разновидностью забывания является интерференция. Интерференция – ухудшение сохранения запоминаемого материала в рез-те наложения другого материала, с которым оперирует субъект. Различают ретроактивную интерференцию (наложение последующего материала на заучиваемый ранее) и проактивную интерференцию (наложение предшествующей информации на запоминаемую в настоящий момент). Объясняется наличием предела пресыщения (перегрузка психики в результате интенсивного воздействия сложных или сходных раздражителей на протяжении короткого отрезка времени). В рез-те возникает торможение по механизму отрицательной индукции, поскольку раздражители являются сильными. Это приводит либо к затруднению в образовании новых временных связей, либо к ослаблению уже выработанных связей. Эффект края, возникающий при запоминании материала, объясняется наличием обоих видов интерференции. Для того, чтобы избежать интерференции, следует делать перерывы при переходе от одной д-ти к др., середину материала повторять больше, чем начало и конец. Временное забывание м.б. вызвано запредельным торможением (следствие перевозбуждения клеток КГМ). Может возникать в состоянии утомления или остро выраженного желания что-либо вспомнить. Забывание, как и запоминание, носит избирательный характер. Оно зависит от не всегда осознанных ч-ком установок, выражающих направленность личности (Фрейд). Забывается то, что перестает быть существенным для личности или то, что идет вразрез с ее устремлениями. Забывается также то, что связано с этапами прошлой жизни личности, утратившими для нее актуальность (особенно если они были связаны с напряженной деят-тью). То, что закончено и исчерпано, скорее подвержено забыванию (Зейгарник).

Факторы, влияющие на ход и результативность мнемических процессов.

Мнемические приемы, которые использует человек для реализации задачи. Выделяют две группы приемов:

первая группа – простые мнемические приемы, точнее, более общие, используемые при организации всей умственной деятельности. Они не требуют дополнительной работы над материалом, подлежащим запоминанию. К этим приемам относятся:

- Наглядность. Запоминание улучшается потому, что при наглядности участвуют многие виды памяти (один и тот же материал запоминается на образном языке и на языке операционально-символическом);

 

- Закрепление только что понятого и осмысленного материала. Возвращение к тому материалу, в котором человек разобрался. Необходима сознательная установка на запоминание. Следуя после мыслительного процесса, произвольное смысловое запоминание может подпасть под иллюзию закрепленности понятого материала, результатом которой будет сильное забывание (до 25-75% изученного материала в первые же сутки);

 

- Повторение – классический прием, обеспечивающий закрепление материала, подлежащего запоминанию. Его продуктивность, в свою очередь, определяется несколькими условиями. Одно из них – активность. Повторение опирается не на узнавание, а на воспроизведение материала, чтобы не возникла иллюзия закрепленности материала. Повторение также должно быть распределено во времени, а не быть сплошным;

 

- Правильная организация умственной работы. Запоминание будет более продуктивным, если друг за другом будут следовать различные по характеру и по типу работы, так как последующая работа может стереть результаты предыдущей. Например, если после английского языка следующим будет русский, то возникнет так называемая интерферéнция, которая представляет собой взаимодействие двух и больше чисел процессов, при котором происходит нарушение или подавление деятельности одного из них.

 

вторая группа – сложные мнемические приемы. В них в наибольшей степени обнаруживается специфика произвольного смыслового запоминания. Эти приемы предполагают определенное структурирование материала, который требуется запомнить. Имеются следующие сложные приемы:

- Смысловая группировка (или аналитико-синтетический разбор). Она базируется на мыслительных операциях анализа и синтеза. При работе с учебным текстом алгоритм смысловой группировки будет следующий: ориентировочное чтение с целью ознакомления с объемом и т.д.; разбивка материала на законченные в смысловом отношении группы, не забывая при этом о законе кратковременной памяти (законе Миллера-Спеллинга: разбиваем информацию на 7±2 блока (установление основной мысли в каждом блоке, установление смысловых логических связей между частями)). Смысловая группировка становится мнемическим приемом лишь в том случае, если стала мыслительным навыком;

 

- Смысловые отношения. В основе этого приема лежит мыслительная операция сравнение. Суть его заключается в том, что сопоставляется материал уже запомненный и запоминаемый. Как и предыдущий прием, помогает запоминанию, если стал мыслительным навыком;

 

- Выделение смысловых и наглядных опор. В этом случае работы по запоминанию идут на двух языках: в словесной структуре и в наглядном образе.

 

Семинар

Вопрос 1. Особенности объекта и предмета психологической науки. Житейская и научная психология. Житейская и научная психология.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории, ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

 

 


 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.63.71 (0.013 с.)