Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 28. Воображение, его место в системе психологических процессов. Виды воображения. Психологические механизмы воображения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие о воображении Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе преобразования образов прошлого опыта. Это психическое отражение окружающей действительности в ее еще не существующих или фантастических аспектах. Воображение выражается в: 1) построении образа предметной д-ти субъекта до ее начала, ее ср-в и конечного рез-та; 2) создании программы поведения в неопределенной проблемной ситуации; 3) создании образов, заменяющих д-ть (грезы); 4) создании образов, соответствующих описанию объектов. Виды воображения Различают непроизвольное и произвольное воображение. Непроизвольное (пассивное) воображение означает, что трансформация образов происходит независимо от сознательного вмешательства субъекта. Целенаправленного оперирования образами здесь нет, они появляются сами собой. Движущими силами таких образов являются аффективные стороны неосознаваемых потребностей, влечений. Такая форма воображения встречается на низших уровнях сознания – в дремотных состояниях, в сновидениях, галлюцинациях. Образы непроизвольного воображения не направлены на воплощение их в жизнь. Такие образы выполняют аффективно-защитную функцию – ухода от реальности и трудностей, с ней связанных в мир фантазий. В выдуманном, иллюзорном мире ч-к удовлетворяет потребности, которые он не м. удовлетворить в действительности. Произвольное (активное) воображение означает, что образы формируются и преобразуются сознательно в соответствии с целью д-ти ч-ка. Активное воображение включает в себя репродуктивное и творческое воображение. Воспроизводящее (репродуктивное) воображение оперирует образами, пассивно воссоздающими реально существующие объекты, скрытые от прямого отображения в сенсорно-перцептивных образах. Строится по описанию. Эти объекты не могут быть восприняты, например из-за того, что относятся к прошлым историческим периодам. Репродуктивное воображение не тождественно памяти. Творческое воображение создает образы несуществующих еще объектов или фантастические образы. Строит образы посредством умственных усилий, которые не восстанавливают, а перерабатывают сенсорно-перцептивный опыт. Ценность творческого воображения зависит от того, насколько его образы являются: а) объективно значимыми и осмысленными, б) оригинальными, отличными от непосредственно данного. Психологические механизмы воображения Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит... Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...
Частный случай комбинирования - агглютинация - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела - оправдано. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - появился самолет. Минотавр - чудовище с туловищем человека и головой быка, русалка... Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия и т.д.
Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).
Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:а) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;
б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-паль-чик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);
в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения. A.M. Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее характерных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо. «Как строятся типы в литературе? - спрашивал A.M. Горький. - Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенно какого-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обло-мова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это -обобщенные типы».
Индивидуальные особенности воображения определяются:
1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;
2) характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;
3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.6.41 (0.01 с.) |