Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям



Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям

(по методикам Е.П. Ильина)

Свойства нервной системы являются врожденными индивидуальными особенностями человека, которые обуславливают прямо или косвенно всю психическую организацию человека, его поведение и деятельность. Установлено, свойства нервной системы проявляются в задатках и развитии способностей, потребностях, мотивах, установках, темпераменте и предрасположенности к конкретным психическим состояниям, переносимости интеллектуальных и физических нагрузок, индивидуальном стиле и успешности выполнения деятельности.

Методика теппинг-тест используется, когда необходима срочная, оперативная оценка выраженности свойств нервной системы, не требующая длительных процедур обследования и расчета показателей. Наиболее информативны для исследования методики:

- для исследования лабильность нервной системы - 5-сек. теппинг-тест;

- для исследования силы процесса возбуждения - 30-секундный теппинг-тест.

Основные свойства нервной системы

 

Лабильность - скорость возникновения и прекращения нервного процесса на безусловно-рефлекторном уровне. Это свойство нервной системы является одним из основных факторов способности к быстродействию в элементарных актах.

Динамичность - скорость образования условного рефлекса. Если лабильность является свойством нервной клетки, то динамичность, по В.Д. Небылицыну, является свойством нервной системы в целом. Оно определяется скоростью реагирования на внешний раздражитель. Динамичность - это один из основных факторов быстроты процесса обучения.

Сила - работоспособность (выносливость) нервной системы при возбуждении или торможении в условиях воздействия интенсивного (положительного или отрицательного) раздражителя. В.Д. Небылицын видит объяснение такого феномена в разности абсолютных порогов чувствительности: сила - это, прежде всего, высокий порог чувствительности; слабость - низкий. По мнению И.П. Ильина, это происходит потому, что фоновый (привычный, удобный) уровень возбуждения у “сильных” ниже и они имеют больший резерв активации.

Подвижность - быстрота перестройки реакций с одного сигнального значения раздражителя на противоположный. Различают подвижность возбуждения, которая определяется скоростью перестройки положительного условного рефлекса на отрицательный и подвижность торможения, проявляющуюся в скорости перестройки отрицательного условного рефлекса на положительный.

Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста

Вариант 1.

30-ти секундный теппинг-тест.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

 

Оснащение. Стандартный лист бумаги, разделенный на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата. Секундомер. Карандаш.

 

Инструкция испытуемому: “По моей команде вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка, но так, чтобы их можно было сосчитать. На работу в каждом квадрате отводится 5 сек. Переходить от одного квадрата к другому будете по моей команде “Оп”.

 

Обработка результатов:

1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол.

2. По результатам построить графики (см. рисунки). Для чего отложить на оси абсцисс 5 секундные промежутки времени (или количество попыток), а на оси ординат - количество проставленных точек в каждом квадрате.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

- выпуклый тип (а) - темп нарастает до максимального в первые 10-15 с работы; в последующем, к 25-30 с он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые пять сек. работы). Этот тип кривой характеризует сильную нервную систему;

- ровный тип (б) - максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Данный тип кривой характеризует средне сильную нервную систему;

- промежуточный тип (в) - темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный и характеризует средне-слабую нервную систему;

- вогнутый тип (в) - первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным нарастанием темпа до исходного уровня. Данный тип также характеризует средне-слабую нервную систему;

- нисходящий тип (г) - максимальный темп снижается уже со второго 5 - сек. отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабой нервной системе.

 

а) б)

 

       
 
   
 

 

 


0 1 2 3 4 5 6 0 1 2 3 4 5 6

 

выпуклый тип ровный тип

 

в) г)

 

       
 
   
 

 

 


0 1 2 3 4 5 6 0 1 2 3 4 5 6

 

промежуточный и вогнутый тип нисходящий тип

 

Литература:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.- СПб: Изд-во “Питер”, 2000. - 560 с.

 

Вариант 2.

1. 5-ти секундный теппинг-тест. Определение максимальной частоты движений.

Состоит из двух 5 - сек. попыток. Этот теппинг-тест определяет лабильность нервной системы.

Инструкция испытуемому: “Возьмите в руку этот карандаш (ручку) и попробуйте показать свою максимальную частоту движений за 5 сек., т. е. поставить в квадрате как можно больше точек, но так, чтобы их можно было сосчитать (рассеянно). Команды я подавать не буду. По первому Вашему движению включаю секундомер”.

В момент окончания 5 сек. экспериментатор подает команду “стоп”.

После выполнения первой попытки и кратковременного отдыха (5 - 10 сек.) испытуемому предлагается вторая попытка: “Теперь попробуйте улучшить свой результат”. Экспериментатор вносит данные двух попыток в протокол.

 

 

2. 30-ти секундный теппинг-тест. Определение силы возбуждения.

Инструкция испытуемому: “А сейчас постарайтесь удержать показанный Вами темп в течении 30 сек., не распределяя усилий. На каждый квадрат выделяется 5 сек. Переходить от одного квадрата к другому будете по моей команде “Оп”.

Оснащение. На верхней части стандартного листа бумаги, для определения максимального темпа (5 с теппинг-тест) вычерчивается два квадрата. Для проведения 30-ти сек. теппинг -теста нижняя часть листа делится на 6 квадратов (частей). Секундомер. Карандаш.

Обработка результатов: все данные заносятся в протокол.

1. Определяется максимальный темп движений - значение лучшей 5-сек. попытки.

2. Определяется количество движений, показанных в последние 25 сек. выполнения 30-ти сек. теппинг-теста.

3. Вычисляется средний темп движений за последние 25 сек., т. е. полученное количество движений за это время делится на 5.

Показатель силы процесса возбуждения равен среднему темпу движений, показанному за последние 25 сек., деленному на величину максимального темпа.

Рассчитанные данные сравнить с табличными значениями:

 

Текст опросника

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

а) Да; в) иногда; с) нет.

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу»и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника: а) бандитом; в) святым; с) тучей

4. Когда я ложусь спать, я засыпаю:

а)быстро; в) нечто среднее; с) с трудом.

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а) пропустить большинство машин вперед; б) не знаю;

с) обогнать все идущие впереди машины.

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

а) Да; в) иногда; с) нет.

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

а) Верно; в) трудно сказать; с) неверно.

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть: а) Да; в) иногда; с) нет.

 

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами; в) затрудняюсь сказать;

с) борьбой и баскетболом.

10. Меня забавляет, что-то, что люди делают, совсем не похоже на то, чтоони потом рассказывают об этом:

а) Да; в) иногда; с) нет.

11. Читая о каком-то происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.

а) Всегда; в) иногда; с) редко.

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, могу быстро забыть об этом:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легковозбудимый, чем большинство людей:

а) Верно; в) затрудняюсь ответить; с) неверно.

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникает чувство раздражения к моим родителям:

а) Да; в) не знаю; с) нет.

19. Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям; в) не знаю;

с) в своем дневнике.

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный», это: а) небрежный; в) тщательный; с) приблизительный.

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

22. Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску; в) затрудняюсь ответить;

с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

24. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно: в) затрудняюсь сказать;

с) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись.

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

а) Да; в) возможно; с) нет.

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной; в) делают то и другое поровну;

с) дают советы.

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

а) Да; в) иногда; с) нет.

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер; б) не знаю;

с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь.

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я верю:

а) Верно; в) затрудняюсь ответить; с) нет.

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

а) Да; в) не знаю; с) нет.

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы; в) трудно сказать; с) играть в городки.

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

а) Да; в) не знаю; с) нет.

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

а) Да; в) иногда; с) нет.

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

а) Да; в) иногда; с) нет.

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве;

в) трудно сказать; с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.

37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) Луна; в) воздух; с) Солнце.

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня; в) нечто среднее; с) не беспокоит меня совершенно.

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти; в) не знаю;

с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа; в) не знаю; с) быть запертым в одиночестве.

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:

а) Да; в) иногда; с) нет.

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один; в) не знаю; с) живым и подвижным.

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами: а) Да; в) не знаю; с) нет.

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко: а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они мне кажутся неосуществимыми:

а) Верно; в) затрудняюсь ответить; с) неверно.

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) мартами в исполнении военных оркестров; в) не знаю; с) скрипичными соло.

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а) в деревне с одним или двумя друзьями; в) затрудняюсь сказать;

с) возглавляя группу в туристическом лагере.

50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние; в) трудно сказать; с) не стоят этого.

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

52. Когдамне все удается, я нахожу эти дела мелкими.

а) Всегда; в) иногда; с) редко.

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них;

б) затрудняюсь ответить;

с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.

54. Дом так относится к комнате, как дерево к:

а) лесу; в) растению; с) листу.

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко; в) иногда; с) часто.

56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть; в) не знаю; с) предпочитаю действовать наверняка.

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

а) скорее всего это так; в) не знаю; с) думаю, что нет.

58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен; в) трудно сказать;

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.

 

59. Я принимаю решение:

а) быстрее, чем многие люди; в) не знаю;

с) медленнее, чем большинство людей.

60. На меня большое впечатление производят:

а) мастерство и изящество; в) трудно сказать; с) сила и мощь.

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству.

а) Да; в) нечто среднее; с) нет.

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

63. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам; в) затрудняюсь ответить;

с) советоваться с моими друзьями.

64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что должно быть сказал какую-нибудь глупость.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

65. В школьные годы я больше всего получил знаний.

а) на уроках; в) трудно сказать; с) читая книги.

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь.

а) заняться другим вопросом; в) затрудняюсь ответить;

с) еще раз попытаться решить этот вопрос.

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. - без определенной причины.

а) Да; в) иногда; с) нет.

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.

а) Да; в) иногда; с) нет.

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд: 1, 2, 4,0, 5, — будет:

а) 10; в) 5; с) 7.

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.

а) Да; в) иногда; с) нет.

 

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

а) Верно; в) трудно сказать; с) неверно.

75. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интенсивной беседе; б) затрудняюсь ответить;

с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому.

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его.

а) Да; в) иногда; с) нет.

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:

а) Колумбом; в) не знаю; с) Пушкиным.

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

а) Да; в) иногда; с) нет.

79. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

80. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины; в) не знаю; с) быть кассиром.

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»; б) не знаю;

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов.

а) Да; в) иногда; с) нет.

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.

а) Да; в) иногда; с) нет.

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

а) Часто; в) иногда; с) никогда.

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 мин., отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают; в) идут правильно; с) спешат.

89. Мне бывает скучно: а) часто; в) иногда; с) редко.

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом. а) Верно; в) иногда; с) неверно.

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют. а) Да; в) иногда; с) нет.

92. Дома в свободное время я:

а) болтаю и отдыхаю; в) затрудняюсь ответить;

с) занимаюсь интересующими меня делами.

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми: а) Да; в) иногда; с) нет.

94 Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой: а) Да; в) иногда; с) нет.

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

а) Да, в большинстве случаев; в) иногда; с) нет.

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

а) Да; в) иногда; с) нет.

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями; в) не знаю; с) страховым агентом.

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т. д.

а) Да; в) иногда; с) нет.

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера; в) не знаю; с) где каждый играет за себя.

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

а) Да; в) иногда; с) нет.

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх: а) Да; в) иногда; с) нет.

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся:

а) Да; в) иногда; с) нет.

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

а) думать; в) видеть; с) сломать.

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

а) двоюродным братом; в) племянником; с) дядей.

Обработка результатов осуществляется в соответствие с ключом. Совпадение ответов «а»и «с»оценивается в 2 балла, совпадение ответа «в»- в 1 балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора личности. Исключением является фактор В - здесь любое совпадение ответа с «ключом»дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов; минимальная - 0 баллов.

Ключ 16 PF (16 ФЛО форма С)

 

Фактор Номер вопроса, баллы
1 фактор (А) 2 - в1, с2 19 - а2, в1 36 - в1, с2 53 - а2, в1 70 - а2, в1 87 - в1, с2
2.фактор (В) 3 - с1 20 - с1 37 - в1 54 - с1 71 - а1 88 - с1 104 - в1 105 - с1
3 фактор (С) 4 - а2, в1 21 - а2, в1 38 - в1, с2 55 - а2, в1 72 - в1, с2 89 - в1, с2
4 фактор (Е) 5 - в1, с2 22 - в1, с2 39 - а2, в1 56 - а2, в1 73 - в1, с2 90 - а2, в1
5 фактор (F) 6 - в1, с2 23 - а2, в1 40 - в1, с2 57 - а2, в1 74 - а2, в1 91 - в1, с2
6 фактор (G) 7 - а2, в1 24 - в1, с2 41 - а2, в1 58 - в1, с2 75 - а2, в1 92 - в1, с2
7 фактор (H) 8 - а2, в1 25 - в1, с2 42 - в1, с2 59 - а2, в1 76 - а2, в1 93 - в1,с2
8 фактор (I) 9 - а2, в1 26 - а2, в1 43 - в1, с2 60 - а2, в1 77 - в1, с2 94 - в1, с2
9 фактор (L) 10 - а2,в1 27 - в1, с2 44 - в1, с2 61 - в1, с2 78 - а2, в1 95 - а2, в1
10 фактор (M) 11 - в1, с2 28 - в1, с2 45 - а2, в1 62 - а2, в1 79 - а2, в1 96 - в1, с2
11 фактор (N) 12 - в1, с2 29 - а2, в1 46 - а2, в1 63 - а2, в1 80 - в1, с2 97 - в1, с2
12 фактор (O) 13 - в1, с2 30 - а2,в1 47 - в1, с2 64 - а2, в1 81 - в1, с2 98 - а2, в1
13 фактор (Q1) 14 - а2, в1 31 - а2, в1 48 - в1, с2 65 - в1, с2 82 - в1, с2 99 - а2, в1
14 фактор (Q2) 15 - а2, в1 32 - в1, с2 49 - а2, в1 66 - а2, в1 83 - в1, с2 100-в1, с2
15 фактор (Q3) 16 - а2, в1 33 - а2, в1 50 - а2, в1 67 - в1, с2 84 - в1, с2 101-в1, с2
16 фактор (Q4) 17 - а2, в1 34 - в1, с2 51 - в1, с2 68 - а2, в1 85 - в1, с2 102-а2, в1
Шкала (МД) 1 - а2, в1 18-в1, с2 35-в1, с2 52-а2, в1 69-в1, с2 86-в1, с2 103-в1,с2
                                   

 

Полученные «сырые» баллы переводятся в стэны по специальной таблице.

 

Таблица перевода «сырых» баллов в стэны

    Уровень развития качества личности
Фактор Низкие Средние Высокие
  Стэн                    
  МД A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 0-2 0-4 0-2 0-3 0-1 0-2 0-3 0-3 0-3 0-1 0-3 0-1 0-1 0-4 0-2 0-2 0-1 — — — — — — —   — — — 6-7     11-12 7-8 10-12 10-12 8-12 11-12 10-12 10-12 10-12 11-12 11-12

 

Ключ к опроснику

№ вопросов Наименование тактики поведения в конфликте
  Соперничество Сотрудничество Соглашение Избегание Приспособление
        а б
    б а    
  а       б
      а   б
    а   б  
    б   а  
      б а  
  а б      
  б     а  
  а   б    
    а     б
      б а  
  б   а    
  б а      
        б а
  б       а
  а     б  
      б   а
    а   б  
    а б    
    б   а  
  б   а    
    а   б  
      б   а
  а       б
      а   б
  а б      
      а б  
    а     б
    б     а
ИТОГ:          

Обработка результатов

Для оценки способов реагирования в конфликтной ситуации необходимо. По каждой шкале опросника подсчитать количество ответов, совпавших с ключом. Полученные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции взаимоотношений в сложных условиях, склонность к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, степень стремления к компромиссам, избеганию конфликтов или их обострению. А также степень адаптации к совместной коллективной деятельности.

Источник: Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990. 256 с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебн. пособие.- М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с. - С. 289-291.

Приложение 7

 

Приложение 8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям

(по методикам Е.П. Ильина)

Свойства нервной системы являются врожденными индивидуальными особенностями человека, которые обуславливают прямо или косвенно всю психическую организацию человека, его поведение и деятельность. Установлено, свойства нервной системы проявляются в задатках и развитии способностей, потребностях, мотивах, установках, темпераменте и предрасположенности к конкретным психическим состояниям, переносимости интеллектуальных и физических нагрузок, индивидуальном стиле и успешности выполнения деятельности.

Методика теппинг-тест используется, когда необходима срочная, оперативная оценка выраженности свойств нервной системы, не требующая длительных процедур обследования и расчета показателей. Наиболее информативны для исследования методики:

- для исследования лабильность нервной системы - 5-сек. теппинг-тест;

- для исследования силы процесса возбуждения - 30-секундный теппинг-тест.

Основные свойства нервной системы

 

Лабильность - скорость возникновения и прекращения нервного процесса на безусловно-рефлекторном уровне. Это свойство нервной системы является одним из основных факторов способности к быстродействию в элементарных актах.

Динамичность - скорость образования условного рефлекса. Если лабильность является свойством нервной клетки, то динамичность, по В.Д. Небылицыну, является свойством нервной системы в целом. Оно определяется скоростью реагирования на внешний раздражитель. Динамичность - это один из основных факторов быстроты процесса обучения.

Сила - работоспособность (выносливость) нервной системы при возбуждении или торможении в условиях воздействия интенсивного (положительного или отрицательного) раздражителя. В.Д. Небылицын видит объяснение такого феномена в разности абсолютных порогов чувствительности: сила - это, прежде всего, высокий порог чувствительности; слабость - низкий. По мнению И.П. Ильина, это происходит потому, что фоновый (привычный, удобный) уровень возбуждения у “сильных” ниже и они имеют больший резерв активации.

Подвижность - быстрота перестройки реакций с одного сигнального значения раздражителя на противоположный. Различают подвижность возбуждения, которая определяется скоростью перестройки положительного условного рефлекса на отрицательный и подвижность торможения, проявляющуюся в скорости перестройки отрицательного условного рефлекса на положительный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.145 с.)