Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности восприятия информации человекомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Два канала восприятия информации человеком из внешнего мира.
Известно, что у человека есть два независимых канала восприятия зрительной информации – интегрированный и дифференцированный (А.Н.Ануашвили. Система зрительного восприятия интеллектуального робота. Кандидатская диссертация. М., 1977). С помощью интегрированного канала человек распознает ситуацию в целом, без анализа деталей наблюдаемой сцены и вырабатывает цель действий. С помощью дифференцированного канала человек воспринимает детали наблюдаемой сцены, их координаты и реализует поставленные цели. Ниже приводится обобщение указанной модели восприятия зрительной информации на восприятие любой информации. Согласно предлагаемой модели, Человек воспринимает информацию из внешнего мира двумя основными способами. Эти 2 способа связаны с двумя началами человека – логикой и интуицией и, соответственно, - с функциями двух полушарий головного мозга. Ниже на рис.1.15 приводится трехуровневая структура психики человека с указанием двух каналов восприятия информации, которые в свою очередь связаны с функциями двух полушарий головного мозга человека.
Рис.1.15. Два канала восприятия информации: логический и интуитивный.
Как видно из рис.1.15, человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью двух независимых каналов интуитивного и логического. С помощью интуиции человек воспринимает информацию из внешнего мира в целом без анализа деталей и вырабатывает стратегию. Это – неосознанный процесс. С помощью логики (практического ума) человек воспринимает информацию из внешнего мира путем анализа деталей внешнего мира и вырабатывает тактику. Это – осознанный процесс. Информация – это образ, проявленный на языке потребителя. Другими словами, информация – это образ, который осознан и расшифрован логикой человека, проявлен на языке логики данного человека. Образ – это форма поля, промодулированная реальной внешней средой. Образы бывают зрительные, слуховые и др. Например, зрительный образ – это световое поле, промодулированное внешними предметами, внешней средой. Слуховой образ – это акустическое поле, промодулированное речевым аппаратом человека или техническим аппаратом. Эти поля формируют образы в основном для осознанного восприятия количественной информации из окружающего физического мира. Могут быть другие поля и другие образы для интуитивного (неосознанного) восприятия качественной информации о ситуации в целом.
Психологическая защита человека от информации
Механизм психологической защиты человека от информации можно объяснить следующим образом. Если сказанное выше изложить упрощенно, то образ преобразуется в информацию при переходе от правого полушария (интуиции, сверхсознания) к левому (логике, уму). При этом человек своей логикой осознает интуитивно воспринятые образы окружающего мира. Речь идет преимущественно о качественной информации (о качестве ситуации в целом). Образ, содержащий качественную информацию, воспринимается, в первую очередь, сверхсознанием. Этот процесс человеком не осознается. Данный образ имеет свое энергетическое выражение для данного человека при условии осознания, т.е. превращения в информацию. Эта информация является ключом к запуску энергии внутри организма человека. Если энергетическое выражение информации больше, чем собственная энергия человека, то срабатывает психологическая защита. В противном случае начнутся процессы разрушения организма. Психологическую защиту осуществляет «цензура» Сверхсознания (интуиции), которая оценивает энергетическое выражение данного образа для данного человека и, если оно больше, чем собственная энергия человека, то происходит блокировка информации. Сверхсознание выдает сознанию (логике, уму) искаженную информацию и одновременно - благородный мотив для действий. Вот этот благородный мотив и является частным выражением коллективного бессознательного. Человек частично переходит в мир иллюзий и, таким образом, защищает себя от реальной действительности, которая невыносима для его психики. Мир иллюзий красив и связан с удовольствием и благородным мотивом. Психологическая защита может спасти человека в экстремальной ситуации от быстрого разрушения и саморазрушения, хотя при этом человек ведет себя неадекватно. Долгое же пребывание человека в мире иллюзий означает устойчивое ослабление психической энергии, снижение степени гармонии личности. Поэтому, человека нужно готовить к встрече с реальной действительностью постепенно. Нельзя его быстро выводить из мира иллюзий, так как столкновение с реальной действительностью может привести к катастрофе.
Примеры психологической защиты человека от информации.
Приведем несколько примеров психологической защиты человека от информации. Вспомним басню Эзопа «Лиса и виноград». Лиса смотрит на виноград. Виноград зрелый. Но, лиса не воспринимает эту информацию. Она воспринимает искаженную информацию: «Виноград не зрелый. Если я съем, то у меня будет расстройство желудка». И лиса уходит под благородным мотивом сохранения своего здоровья. Мы же с вами знаем, что лиса не может достать виноград – у нее не хватает энергии. В этой древней басне заложен механизм психологической защиты от информации. Приведем пример из медицинской практики. Женщина привела свою трехлетнюю дочь вечером в больницу. Врач говорит: у вашей дочки признаки воспаления легких, советую оставить ее в больнице; пусть ночь проведет под присмотром врачей; утром приходите, и решим вопрос, где лечить, в больнице или дома. Мать приходит утром. Врач выходит и говорит: ваша дочка ночью умерла. Мать отвечает: пойду на рынок, куплю фрукты дочке, она фрукты любит и, как раз, через час вернусь. И ушла. В этом примере также присутствуют: искажение информации, благородный мотив для действий и неадекватное поведение. Вот еще один пример психологической защиты путем перехода в мир иллюзий. Одна женщина не имела детей. У нее были болезни органов. Но, она очень хотела иметь детей. Однажды утром она заявила своим родным: «Я ночью родила ребенка». Ее поместили в сумасшедший дом. Через 3 месяца врач психиатрической клиники говорит: она чувствует себя хорошо, все болезни прошли. Утром она приходит ко мне в кабинет и говорит: врач, я ночью родила ребенка. Мы говорим: какой у вас хороший ребенок! Она весь день ходит счастливая, ночью хорошо спит, а утром опять приходит и говорит: я ночью родила ребенка. Из приведенного примера видно, что эта женщина перешла в мир иллюзий, так как реальная действительность невыносима для нее. Она может находиться в мире иллюзий долгое время только в условиях искусственного физического мира в виде психиатрической клиники. Если ее быстро перевести из мира иллюзии в реальный мир, то может произойти катастрофа – какое-нибудь разрушение или саморазрушение. Например, если ей сказать: «Дура! Где у тебя ребенок – ты в психиатрической больнице!», то она может осознать свое состояние и покончить жизнь самоубийством или вас убить. Выше были приведены крайние примеры для наглядности. В повседневной жизни психологическая защита встречается часто в более простых проявлениях. Каждый обычный человек периодически нуждается в простых психологических защитах и частично находится в мире иллюзий.
Психологический иммунитет.
Психологическую защиту иногда путают с психологическим иммунитетом. Психологическая защита показывает слабость человека, нехватку энергии и поэтому оберегает человека от информации (в особенности от качественной информации). Психологический иммунитет является свойством сильного, гармоничного человека. Психологический иммунитет обеспечивает защиту человека от жизненных потрясений и болезней не путем блокировки информации и неадекватного поведения, а наоборот – путем восприятия реалистической информации из окружающего мира и выработки адекватного поведения. Психологический иммунитет в основном связан с повышенной способностью распознавания качества ситуации, прозрением, предвидением, стратегическим планированием и управлением. Если человек обладает сильным психологическим иммунитетом и высокой степенью гармонии личности, то он проявляет сильный дух, большой практический ум и способен на реалистическое творчество, созидательный труд и гармонизацию окружающего мира. Он может воспринимать качественную информацию по интуитивному каналу, количественную информацию по логическому каналу, осознавать свою интуицию своей логикой, выработать адекватную тактику, стратегию и гармонически сочетаться с окружающей средой и другими людьми, обществом. Чем сильнее общество, тем больше информации и тем меньше требуется защиты от информации, тем меньше конспирации и тайн. В то же время известно, что если сила тайная, то она увеличивается в 10 раз. Поэтому, слабые люди прибегают к конспиративным действиям, тайнам, укрываются от реальной действительности в тайных структурах и сектах, прячутся от информации и истины, создают хаос, т.к. боятся ответственности перед истиной (Истина есть информация о закономерном устройстве окружающего мира).
Восприятие времени Рассмотрим восприятие настоящего времени, ответственность за прошлое и чувство долга перед будущим для различных психологических типов. На рис. 1.16. приводится таблица 8 основных психологических типов, на которой обозначены сведения о восприятии времени различными психологическими типами. На рис.1.16. цифры указывают способность восприятия времени в процентах. Как видно из рис.1.16.: Логические лучше других воспринимают настоящее время, Интуитивные больше других чувствуют ответственность за прошлое, Стабильные больше других чувствуют ответственность перед будущим. Исходя из этого, можно проанализировать другие психологические типы. Например, рассмотрим два психологических типа: Интуитивный стабильный и Логический дестабильный. Интуитивный стабильный тип чувствует большую ответственность за прошлое и такую же большую ответственность перед будущим. Настоящее время он воспринимает очень слабо. Это означает, что он стремится создать будущее на основе прошлого опыта, а настоящее время ускользает от него. Для него не так важно все то, что происходит сейчас и здесь. Детали окружающего мира его не очень волнуют. Он нацелен на восприятие принципиальных событий. Такие люди являются стратегами, научными идеологами, настроены философски, инерционны и медлительны. Логический дестабильный тип очень хорошо чувствует настоящее время, все то, что происходит сейчас и здесь. Он воспринимает детали окружающего мира в реальном масштабе времени и реагирует на них импульсивно, исходя из сиюминутных задач. При этом для него не так важно, что было вчера или что будет завтра. Он не думает о прошлом или о будущем, он действует в настоящем. У него нет памяти о прошлом с точки зрения ответственности, хотя детали прошлого может помнить хорошо. Его мало волнуют последствия своих действий с точки зрения абсолютных принципов жизни, но может учитывать детали будущих событий с непременного выполнения инструкции. Такой человек является прекрасным исполнителем, и может проявить высшее исполнительское искусство в выполнении инструкции, при условии постоянного силового обеспечения и контроля со стороны структуры, в которую он входит в настоящее время. Таким образом, указанные два психологических типа с одной стороны противоположны, а с другой стороны хорошо дополняют друг друга. Они неосознанно стремятся друг к другу, так как вместе составляют полный психологический тип. При понимании этой ситуации они вместе могут добиться успехов и создать будущее на основе прошлого через настоящее. В практической жизни, как правило, эта ситуация ими не осознается и противоположность склонностей делает их совместную деятельность невыносимой. Аналогичным образом можно провести сравнительный анализ других психологических типов, что позволяет составить характеристики и рекомендации для психологической совместимости различных типов. Ниже на рис.1.17 приводится схема 49 психологических типов с указанием их способности восприятия прошлого, настоящего и будущего времени в процентном соотношении. При этом принято, что прошлое и настоящее дополняют друг друга и в сумме составляют 100%. Восприятие будущего времени зависит от согласованности восприятия прошлого и настоящего и вычисляется по формуле гармонии личности (является пропорциональной величиной степени гармонии личности). Рис.1.17. Восприятие времени различными психологическими типами (цифры обозначают проценты).
Б – будущее (ответственность перед будущим). Н – настоящее (восприятие настоящего времени). П – прошлое (ответственность за прошлое).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.01 с.) |