Тема № 6. Типы и формы государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 6. Типы и формы государства.



ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Учебник для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция

Москва 2007

Рекомендовано к печати учебно-методическим советом ЯЭПИ (Ф) АТиСО

 

Рецензенты:

д-р. юр. наук, профессор Миронов Д.Н.

д-р. полит. наук, Мамедова Е.В.

 

Васильев Д.А.

Теория государства и права: Учебник для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 «Юриспруденция». Москва, 2007.

 

Настоящий учебник подготовлен в соответствии с государственным стандартом курса «Теория государства и права». Материал, содержащийся в работе, отражает наиболее обоснованную позицию ученых по ключевым вопросам общей теории государства и права. Также в учебнике анализируются дискуссионные положения современного государствоведения и общетеоретической правовой науки.

Содержание учебника базируется на новейшем законодательстве Российской Федерации и отражает все последние изменения в государственно-правовой организации российского общества.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Тема №1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

1. Предмет и объект теории государства и права.

2. Методология и функции теории государства и права.

3. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.

 

Тема № 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.

1. Первобытное общество: организация и механизм регуляции.

2. Общие причины и закономерности происхождения государства.

3. Теории происхождения государства.

 

Тема № 3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ.

1. Понятие государства.

2. Признаки государства.

3. Сущность государства.

4. Социальное назначение государства.

5. Государство в политической системе общества.

 

Тема № 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ.

1. Понятие механизма государства и его структура.

2. Органы государства и их виды.

 

Тема № 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.

1. Понятие и содержание функций государства.

2. Классификация функций государства.

Тема № 6. ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

1. Типология государств: подходы в науке.

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Государственный режим.

 

Тема № 7. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

1. Гражданское общество: понятие, генезис, признаки.

2. Понятие и признаки правового государства.

3. Пути и перспективы формирования гражданского общества и правового государства в России.

 

Тема №8. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ЛИЧНОСТЬ.

1. Правовой статус личности.

2. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

 

Тема № 9. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ЭКОНОМИКА.

1. Соотношение государства и экономики.

2. Правовое регулирование экономических отношений.

 

Тема № 10. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА.

1. Происхождение права.

2. Понятие и признаки права.

3. Сущность и социальное значение права.

4. Принципы и аксиомы права.

5. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.

Тема № 11. НОРМЫ ПРАВА.

1. Понятие и структура норм права.

2. Способы изложения норм права.

3. Виды норм права.

Тема № 12. ИСТОЧНИКИ ПРАВА.

1. Понятие и виды источников (форм) права.

2. Источники права Российской Федерации.

Тема №13. СИСТЕМА ПРАВА.

1. Понятие системы права. Соотношение системы права и системы законодательства.

2. Предмет и метод правового регулирования.

3. Понятие отрасли права и института права. Соотношение внутригосударственного и международного права.

4. Отрасли права Российской Федерации.

 

Тема № 14. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ.

1. Понятие правовой системы.

2. Правовые системы мира.

 

Тема № 15. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ.

1. Правотворчество. Юридическая техника.

2. Систематизация нормативных правовых актов.

 

Тема № 16. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА.

1. Понятие «реализация права» и его формы.

2. Применение права как особая форма реализации права.

3. Правоприменительные акты.

4. Толкование правовых норм.

5. Юридический процесс.

6. Пробелы и коллизии в праве. Аналогия закона и аналогия права.

 

Тема № 17. ПРАВООТНОШЕНИЕ.

1. Понятие, признаки и предпосылки возникновения правоотношений.

2. Состав правоотношений.

3. Виды правоотношений.

 

Тема № 18. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

1. Понятие и стадии правового регулирования.

2. Способы правового регулирования.

3. Пределы правового регулирования.

 

Тема № 19. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.

1. Понятие правосознания, его структура и виды.

2. Правовая культура.

 

Тема № 20. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

1. Понятие и виды правомерного поведения.

2. Понятие, признаки и виды правонарушений.

3. Состав правонарушения.

4. Юридическая ответственность: сущность, принципы, разновидности.

Тема № 21. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК.

1. Понятие, принципы и гарантии законности.

2. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ И ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Перечень вопросов.

2. Тематика курсовых работ.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Учебники и учебные пособия.

2. Дополнительная литература.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Государство и право – сложнейшие, взаимосвязанные явления. В повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с ними в процессе осуществления своих прав и обязанностей. Руководствуясь правовыми предписаниями, обращаясь в различные органы государства, мы зачастую не задумываемся, в силу каких причин они возникли и существуют, какова их внутренняя природа и назначение. Однако специалисты-правоведы обязаны глубоко осознавать, что собой представляют государство и право, какова их роль в жизни общества, механизм их взаимодействия и функционирования.

Целью преподавания учебной дисциплины «Теория государства и права» в высшей школе является обогащение знаний студентов научными представлениями о государстве и праве, формирование у будущих специалистов навыков и умений, необходимых для изучения отраслевых курсов права.

В преподавании теории государства и права имеются определенные трудности, обусловленные особенностями эволюции высшего профессионального образования на современном этапе развития России. В частности, весьма остро стоит проблема обеспечения учебного процесса учебной литературой. В данном случае речь идет не о количестве учебников, учебных пособий, курсов лекций и т.д. Их число, с учетом региональных изданий, приближается к 70. Однако при более подробном рассмотрении литературы бросается в глаза, что, во-первых, учебники по общей теории государства и права не всегда отражают содержание новейшего законодательства и все коренные изменения в государственно-правовой организации российского общества и, во-вторых, учебники не совпадают по структуре рассматриваемых вопросов, интерпретации материала.

Политический и идеологический плюрализм, утвердившийся в России, дал возможность высказывать разнополярные взгляды на процессы, происходящие в государстве и праве. Это открывает простор для научных исследований, преодолевается излишняя политизированность, абсолютизация узкоклассовых интересов. Такая ситуация, наряду с бесспорными положительными моментами, оказывает и некоторое отрицательное влияние на изучение теории государства и права. Господствовавшая ранее официальная марксистско-ленинская идеология во многом упрощала преподавание и изучение теории государства и права, универсализируя этот процесс. В настоящее время как таковой официальной правовой идеологии нет, и об универсализации процесса познания теории государства и права говорить в таких условиях весьма сложно. Авторы современных учебников, рассматривая те или иные государственно-правовые явления, высказывают разные, а иногда и диаметрально противоположные точки зрения. Разобраться в такой ситуации и определить собственную позицию студентам бывает нелегко, тем более, что аргументы, приводимые в разных учебниках, кажутся убедительными. Возникает вопрос: на пользу ли такое многообразие в подготовке студента по теории государства и права? И что делать студенту, если, например, в учебнике В.Н. Хропанюка указывается на существование трех источников права, в учебнике под редакцией В.М. Корельского, В.Д. Перевалова говорится о четырех формах (источниках) права, а в учебном пособии Марченко М.Н. и вовсе о семи?[1]

В этой ситуации студенту значительную помощь мог бы оказать современный учебник-путеводитель по теории государства и права, содержащий необходимый минимум знаний по изучаемой дисциплине. Именно такие задачи выполняет настоящее издание.

При подготовке учебника мы стремились учитывать современные достижения теории государства и права, не отбрасывая при этом устоявшихся в науке положений. Теоретический материал отражает наиболее обоснованную позицию ученых-правоведов по тому или иному вопросу. Кроме того, в учебнике анализируются дискуссионные положения современного государствоведения и общетеоретической правовой науки.

Мы отказались от рассмотрения теории государства и права в отрыве друг от друга. Государство и право освещаются нами в неразрывном единстве и взаимообусловленности. Полагаем, что теория государства и права должна быть сохранена как единая наука и учебная дисциплина, поскольку это обусловлено самим историческим процессом становления и развития государства и права, а также их социальной природой и функциональным назначением. К тому же опыт преподавания показывает, что усвоение научных положений о праве в отрыве от учения о государстве вызывает существенные и неоправданные трудности.

Учебник «Теория государства и права» состоит из двадцати одной темы, рассматриваемой в порядке, определенном Государственным стандартом. Темы, предложенные для изучения, разбиты на учебные вопросы, которые необходимо уяснить для общего понимания темы. Каждая из тем иллюстрируется примерами из политико-правовой практики. Ключевые определения теории государства и права выделены жирным шрифтом и курсивом. Ссылки на отраслевое законодательство даны с указанием на официальный источник опубликования. Законодательный материал приводится по состоянию на октябрь 2006 года.

При подготовке учебника мы постарались учесть все критические замечания, высказанные рецензентами. Здесь, по сравнению с предыдущими изданиями, расширен круг рассматриваемых тем, приведено большое количество аргументов по дискуссионным вопросам, имеется перечень экзаменационных вопросов по теории государства и права, тематика курсовых работ.

Автор надеется, что подготовленный им учебник поможет сформировать у студентов и слушателей твердые знания и представления о государственно-правовых явлениях, научит формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций юриста, использовать для их решения методы изученной науки, окажет им существенную помощь в изучении отраслевых юридических дисциплин.

 

Тема № 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

1. Предмет и объект теории государства и права.

2. Методология и функции теории государства и права.

3. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.

Понятие государства.

Научная мысль до сих пор не сумела дать исчерпывающее определение государства. Это объясняется тем, что общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов, невозможно в принципе. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства, выявляет у каждого из них большое количество особенностей и специфических черт, что, в свою очередь, порождает множественность дефиниций государства.

Приведем несколько известных определений понятия государства.

Г.Ф. Шершеневич определял государство как общность людей под одной властью и в пределах одной территории.[25] С ним соглашался Е.Н. Трубецкой, полагавший, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории».[26] Более развернутое определение государства можно обнаружить у И.А. Ильина, по мнению которого государство - это «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти».[27]

Австрийский правовед Л. Гумплович определял государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка».[28] Другой австрийский юрист Г. Кельзен полагал, что государство не что иное, как правовая организация политической власти, наиболее эффективная на данной территории.[29]

Эти ученые рассматривали государство с точки зрения социологии и юриспруденции. Наряду с приведенными дефинициями, в учении о государстве предпринимались попытки дать ему определение с точки зрения психологии, истории, теологии и т.д.

Отдельно следует сказать о марксизме, который привнес в представления о государстве классовый подход. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин считали государство политической организацией господствующего класса, которым является сословие собственников основных средств производства. «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».[30] Марксизм первостепенное значение придает насильственной стороне государственной власти - диктатуре класса.

Общественная практика доказала, что марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства истинно лишь на определенном, ограниченном во времени историческом этапе. Это, впрочем, не делает правомерным отрицание всякой, даже общетеоретической полезности марксизма.

Итак, для глубокого познания государства все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического изучения и использования понятия государства целесообразно его единое понимание, хотя в самом определении мы не исключаем различные вариации.

Все вышесказанное позволяет дать следующее, консолидированное определение государства.

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть и придающая праву общеобязательное значение.

Признаки государства.

Несмотря на специфичность и неповторимость каждого государства, создающие трудность его однозначной оценки, представляется возможным выделить набор универсальных признаков или свойств, присущих любому государству. Определение таких признаков имеет большое практическое значение вследствие того, что именно они позволяют обособить государство от других форм самоорганизации общества (религиозных организаций, политических партий и т.д.).

Исследователи по-разному подходят к характеристике признаков государства, поэтому попробуем отметить наиболее важные из них, не подлежащие какому-либо сомнению.

1.Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных, если государство – монархия, или граждан, если государство – республика.

Территория государства – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства.[31] К территории государства относится суша в пределах границ государства; все внутренние водоемы; территориальные воды; континентальный шельф; недра; атмосфера над сухопутной и водной территорией; объекты, принадлежащие государству, но находящиеся за его пределами (посольства, научно-исследовательские станции, военные базы, морские и воздушные суда, космические корабли, трубопроводы, подводные кабели связи и т.д.).

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.[32]

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональной группе управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения - государственный аппарат. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.[33]

Государственный аппарат сам по себе существовать не может. Его функционирование обеспечивается системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Следовательно, налогообложение – важная составная часть публичной (государственной) власти.

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны означает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, правоохранительные органы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Правовая система. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Наряду с основными признаками, каждое государство имеет еще дополнительные признаки. Среди них обычно называют государственный язык, культуру, денежную единицу государства, а также его атрибуты или символы – герб, флаг, гимн.

Государственный язык, культуру определяют как дополнительные признаки вследствие их значительной интеграции. Денежная единица многих государств также утратила свои национально-государственные корни и стала международным расчетным средством, например, доллар, евро.

Внешние символы государства нельзя назвать основными признаками государства из-за их некой искусственности, ориентированности на психику человека. Кроме того, символы государства сравнительно молоды – их история значительно моложе истории государства, насчитывающей уже более пяти тысячелетий.

 

Сущность государства.

Сущность государства есть совокупность наиболее важных и устойчивых внутренних сторон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребованность в обществе. Сущность государства может быть выявлена в сопоставлении с обществом, т.е. через обоснование его общественной полезности. Каждый индивид, каждая социальная группа имеет свои цели и потребности, отличные от потребностей других. Вместе с тем легко можно выделить интересы, которые одинаково важны для всех без исключения (например, правопорядок, здравоохранение, оборона и т.д.). Соответственно, государство представляет собой организацию, призванную решать общие дела. Государство – носитель концентрированной воли общества.

Сущность государства также проявляется через государственную власть. В.М. Корельский, в частности, пишет: «Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах».[34] Вопрос о фактической принадлежности государственной, или точнее, политической власти является весьма дискуссионным.

Так, Г. Моски, В. Парето, Т. Дай, являющиеся сторонниками теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами. Государственная власть, по их мнению, должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну, властвующую элиту, не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. Авторами этой теории являются Д. Белл, Д.Бренхейм, К.Дойч. Они считают, что властвовать и управлять могут и должны только профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены некоторых достоинств, но они страдают антидемократизмом, полным отрывом власти от народа.

Марксистская теория (К. Маркс, Ф.Энгельс, А.Я.Вышинский) доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда следует классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Социальная сущность государства марксистами решительно опровергается.

Классовый подход при раскрытии сущности государства - крупное завоевание научного обществоведения. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех государств, по меньшей мере, теоретически неверно.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины (Г. Ласки, Р. Даль, А. Пигу, Д. Кейнс и др.) исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. В этой связи особый интерес представляет теория конвергенции (с лат. «сonvergere» – сходиться, приближаться). Смысл теории конвергенции, последователями которой являются Д. Гилбрейт, Р. Арон, сводится к тому, что научно-техническая революция и модернизация системы управления со временем позволят создать «народное государство», т.е. государство, которое на основе частной собственности и абсолютного приоритета прав человека сможет обеспечить справедливое распределение ресурсов, ликвидировать социальное неравенство. Представители теории конвергенции рассматривают государство одновременно с классовых и социальных позиций.

 

Форма правления.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти - порядок формирования и функционирования высших органов власти.

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом (монархия) или же она принадлежит коллективному органу (республика).

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть формально или реально принадлежит единоличному правителю – монарху, занимающему свой пост по наследству.[60] Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются: пожизненное пользование властью главой государства (царь, король, император, шах); занятие престола по наследству или по праву родства; юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном, формальные черты монархического правления.

Выделяются следующие виды монархий: абсолютная (неограниченная), дуалистическая, парламентарная[61] (конституционная).

При абсолютной монархии власть монарха неограниченна. Для нее характерно полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха. В неограниченной монархии воля монарха - один из источников права. В настоящее время абсолютные монархии сохранились в Саудовской Аравии, Брунее.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Последний, однако, в ряде случаев фактически подчиняется монарху. Он обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, «монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними».[62]

Здесь мы охарактеризовали своего рода модель дуалистической монархии. Но в силу определенного исторического стечения обстоятельств она обретает в тех или иных странах несколько видоизмененный характер.

Дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, в частности, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и буржуазией. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма в прошлом существовала в Российской Империи (1905-1917гг.), Австро-Венгрии, Италии, Румынии; в настоящее время - в Марокко, Иордании, Кувейте и некоторых других странах арабского мира.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.

В парламентарной монархии правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха в значительной степени символична. Он «царствует, но не правит». Формально парламентарная монархия не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени. Примерами таких монархий могут служить Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.

Парламентарная монархия, в отличие от дуалистической, представляет чисто буржуазную форму правления и является политико-правовым отражением полной победы буржуазии над феодалами. Существование парламентарной монархии обусловлено не буржуазными производственными отношениями, а определенными историческими условиями (сила традиций, особенность политического противоборства различных политических сил, приверженность общества старым обычаям своей страны и др.)

Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства и др.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, в наше время наполнилась демократическим содержанием. Сейчас республиканская форма правления является самой распространенной в мире – примерно из 200 существующих ныне государств более 140 - республики.

Современные республики делятся на три вида: парламентарные, президентские и смешанные.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.

Президент в таких республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Такая форма избрания главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.

Отдельные авторы (В.Н. Хропанюк, С.А. Комаров) утверждают, что глава государства в парламентарной республике обладает довольно широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента, обнародует законы, издает указы, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д.[63] Действительно, формально глава государства в парламентарных республиках наделяется большими полномочиями, однако на практике он не оказывает столь значительного влияния на осуществление государственной власти.

На самом деле, в парламентарной республике любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность. В этой связи можно согласиться с известным российским правоведом Ю.А. Дмитриевым, который пишет: «Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства - премьер-министр (в ФРГ - канцлер)».[64]

Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, парламентом. Являясь лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте, он формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Есть основание утверждать, что парламентарная республика представляет собой такую организацию высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, правовую законность.

Примеры парламентарных республик – ФРГ, Израиль, Италия, Индия, Швейцария, ЮАР.

Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В ней президент сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерными юридическими признаками президентской республики можно считать следующие: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; формирование правительства президентом; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом и др.

В цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. Чтобы избежать диктата исполнительной власти на законодательную и судебную власть, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».

Президентская республика существует в США, Сирии, Аргентине, Бразилии.

Кроме парламентарной и президентской республик, существует смешанная (президентско-парламентарная или полупрезидентская) республика. Она характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не соответствующих ни одному признаку из рассмотренных выше типов республики.

Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, в Португалии, России, Франции, Польше).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.240.6 (0.078 с.)