Сущность и социальное значение права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и социальное значение права.



Вопрос о сущности права - один из наиболее сложных в теории государства и права. Для того чтобы раскрыть сущность этого явления, необходимо, во-первых, определить социальные функции, социальную ценность права,[97] во-вторых, рассмотреть основные теории правопонимания, т.е. проанализировать природу права с акцентированием внимания на его отдельных особенностях, обусловленных национальными традициями, религиозными, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-экономическими факторами.

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, поведение людей, деятельность организаций и учреждений. Функции права можно подразделить на общесоциальные и специально-юридические. Общесоциальные функции - это направления правового воздействия, выражающие роль права во всей системе общественных отношений. В этом смысле функции права, в основном, совпадают с функциями государства.

Специально-юридические функции – направления правового воздействия, раскрывающие своеобразие права, его юридическое назначение. К специально-юридическим функциям относятся регулятивная и охранительная.

Регулятивная функция права позволяет ему упорядочивать общественные отношения посредством закрепления прав и обязанностей их участников в нормативно-правовых актах.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (наказаний, запретов, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.

В чем состоит ценность права? Ценность как философская категория - специфичное социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Следовательно, под ценностью права понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.

Ценность права выражается в том, что оно выступает средством:

- регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

- определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

- защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);

- утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры;

- обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных институтов, в которых заинтересовано общество);

- решения глобальных проблем современности (проблемы борьбы с терроризмом, экологических, экономических и т.п. проблем);

Данную оценку социальной значимости права с небольшими расхождениями разделяет большинство правоведов. Ценность права, его интерпретация как определенного порядка в обществе является объединяющим началом в различных правовых концепциях. Однако природа, содержание и формы данного порядка, установленного государством в виде социальных предписаний, государственно-властных велений, понимаются в науке по-разному.

В целом, с изрядной долей условности можно выделить следующие концепции (теории) права: естественно-правовую, историческую, материалистическую, психологическую, нормативистскую, социологическую.

Естественно-правовая концепция (нравственная школа права) сложилась в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Г. Гроций, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.

Естественно-правовая концепция разделяет право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), они выступают критериями позитивного права. Данная доктрина отождествляет право с моралью. По мнению ее представителей, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы.

Естественно-правовая концепция, столь привлекательная на первый взгляд, имеет ряд серьезных теоретических и практических недостатков. Во-первых, понимание права как абстрактных нравственных ценностей умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного. Во-вторых, такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое не может быть одинаковым у всех людей.

Историческая школа права сформировалась в конце ХVIII - начале XIX вв. Ее представителями были Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и некоторые другие. Они считали, что право - это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно. «Право растет вместе с ростом народа и набирает силу вместе с силой народа, и, наконец, умирает, когда нация теряет свою индивидуальность», - писал один из теоретиков исторической концепции права.[98] Следовательно, право – это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из общественного менталитета.

Историческая концепция, как и все другие, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Несомненным плюсом ее является то, что она справедливо подчеркивает естественность (эволюционность) развития права. В свою очередь, переоценка ее авторами роли правовых обычаев в ущерб законодательству, а также акцентирование внимания на форме, а не на содержании права – бесспорный минус данной теории.[99]

Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Материалисты понимают право как возведенную в закон волю господствующего класса, т.е. как сугубо классовое явление. «Право – по существу политическая категория, <…> одно из важнейших средств осуществления политики»,[100] - отмечал Д.А. Керимов, юрист-материалист.

Сторонники материализма выделяют четкие критерии правомерного и противоправного (правомерно все, что соответствует воле господствующего класса). Также их заслугой следует признать то, что они обратили внимание на обусловленность права социально-экономическими факторами.

Критики материалистической концепции, как правило, указывают на преувеличенную роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, на излишне жесткую связь права с материальными факторами, с экономическим детерминизмом, тем самым умаляя другие причины и условия, влияющие на право.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в ХХ в. Представителями ее являются Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие. Согласно этой доктрине, понятие и сущность права выводится не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания, чувства, связанные с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма).

Позитивное значение психологической теории состоит в том, что она обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Невозможно готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.

Недостатками данной теории можно считать преувеличенную роль психологических факторов. В рамках этой теории невозможно структурировать право, отличить его от иных социально-регулятивных явлений.

Нормативистская теория права сформировалась в ХХ веке. Представителями ее были Г. Кельзен (основоположник), Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев и др.

Нормативизм своими корнями уходит в формально-догматическую юриспруденцию XIX века - позитивизм, для которого характерно провозглашение безупречности существующих нормативно-правовых актов.[101]

Основные идеи нормативистской концепции заключаются в следующем:

- исходным (в частности, для концепции Г. Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

- по Г. Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими концепциями;

- в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Среди достоинств нормативизма необходимо выделить акцентирование внимания на таких определяющих свойствах права, как нормативность, системность и формальная определенность. Также нормативисты правы в признании за государством широких возможностей влияния на общественное развитие посредством установления и обеспечения основной правовой нормы.

В свою очередь, представителей нормативистской теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что влечет за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за недооценку связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами.

Однако, несмотря на все слабости нормативизма, следует признать, что система юридических знаний всегда базировалась на формуле: право – система писаных правил, т.е. основном постулате нормативистской концепции.

Социологическая теория права – продукт ХХ века. Она возникла, когда в юриспруденции начали применяться социологические методы исследования. Среди представителей социологической концепции Е. Эрлих, Ф. Жени, Р. Паунд и др.

Представители социологической юриспруденции полагают, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего. Согласно их взглядам, право – это юридические действия, практика, правопорядок, применение законов, т.е. реальное поведение субъектов правоотношений.

Положительными сторонами данной теории следует признать то, что ее сторонники фиксируют приоритет общественных отношений как содержания права, а также выступают за ограничение государственного вмешательства в экономику, за децентрализацию управления.

Слабой стороной данной теории является то, что если под правом понимать реализацию законов и реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной.

Оглядывая долгий путь правовой науки, можно, по-видимому, утверждать, что каждая теория, каждая школа имела свои основания считаться истинной в одних исторических условиях и ложной - в других. С помощью только логических доводов и сопоставлений цитат доказать преимущества одной теории перед другой невозможно. Решающий довод для того или иного вывода может дать общественная практика. Истинность теории заключается, как свидетельствует практика, в том, насколько убедительно она объясняет прошлое и настоящее и насколько ее выводы совпадают с будущим развитием общества.

 

Принципы и аксиомы права.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь прежде всего в нормах права, эти принципы пронизывают правовую жизнь общества, правовую систему государства. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное влияние на процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований.

Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения зависит уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права содействуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, они обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режимов, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества.[102]

В теории права используется ряд критериев классификации принципов права и, соответственно, подразделения их на различные группы. Наиболее распространенным является их подразделение на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или на одну отрасль права.

В соответствии с данным критерием принципы права, действующие во всей системе права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты, именуются общеправовыми принципами. К таковым относятся принципы:

- справедливости, т.е. соответствия между поступками лица и его социально-правовым положением;

- равноправия, что означает юридическое равенство всех перед законом и судом;

- гуманизма, что выражается в провозглашении человека, его прав и свобод высшей ценностью;

- демократизма, или свободы реализации гражданами своих прав, включая право на управление государственными и общественными делами;

- законности – полной и точной реализации норм права всеми и повсеместно.[103]

Межотраслевые правовые принципы охватывают собой две или более отрасли права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой (например, в уголовном и административном праве это принцип неотвратимости наказания, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном – принцип гласности судопроизводства). Межотраслевые принципы органически сочетаются с общими правовыми принципами. В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей каждый из правовых принципов приобретает свою специфику.

Принципы, распространяющиеся на отдельные отрасли права, называются отраслевыми. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Среди таких принципов можно выделить презумпцию невиновности в уголовно-процессуальном праве, принцип свободы труда в трудовом праве.

За многовековую историю права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в правовой науке получили наименование правовых аксиом (т.е. простейшие юридические суждения, полученные эмпирическим путем). Среди них можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; что не запрещено – то разрешено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение; все сомнения толкуются в пользу обвиняемого; кто щадит виновного – наказывает невиновного и др. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.025 с.)