Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие механизма государства и его структура.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственная власть, задачи и функции государства осуществляются при помощи государственного механизма. Понятия «механизм государства» и «аппарат государства» в своей основе совпадают. «Термин «механизм», - указывал профессор С.С.Алексеев, - лишь оттеняет целостность аппарата, его нацеленность на деятельность, на достижение известного результата».[38] Правда, в юридической науке и учебной литературе существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие государственного механизма включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, государственные организации и др.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.[39] При рассмотрении поставленного вопроса мы будем исходить из того, что механизм государства есть та реальная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть.[40] Он является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальный каркас, из которого оно состоит. Поэтому далее понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» мы будем употреблять как синонимы, ибо по своему объему и содержанию они совпадают. Итак, механизм государства - это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. [41] Приведенное определение позволяет выделить следующие наиболее общие характерные свойства механизма государства. Во-первых, механизм государства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и профессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений). Во-вторых, первичными структурными элементами механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы представляют собой иерархическую систему. Обособление отдельных элементов механизма и превращение их в доминирующую силу само по себе является показателем кризиса политической власти, который нередко испытывают государства. В-третьих, каждый государственный орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Поэтому, выступая от собственного имени, он действует как орган государственного властвования. В-четвертых, для обеспечения властных велений государственный орган при необходимости имеет возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения. В-пятых, механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Последнее означает, что сфера властных полномочий государственных органов должна строго ограничиваться правом, которое обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью. В различные эпохи развития цивилизованного общества механизм государства имел свои особенности, неодинаковую структуру. Это объясняется социально-экономическими и политическими причинами: национальным составом населения и территориальными размерами государства; геополитическим положением и климатическими условиями, а также целым рядом других факторов. История свидетельствует, что на ранних стадиях государственно-организованного общества государственный механизм был слабо развит, а его органы структурно не были дифференцированы по составу и компетенции. Вплоть до начального этапа развития буржуазного государства основу его механизма составляли силовые ведомства, а также ведомства финансов и иностранных дел.[42] Единый и целостный механизм современного государства весьма сложен, он имеет множество органов и учреждений, структурно подразделяется на крупные подсистемы. Последние занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Так, одну подсистему механизма образуют высшие органы государства (парламент, глава государства, правительство). Это они, как правило, находятся в поле зрения населения страны, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другую подсистему составляют органы правопорядка, суд, прокуратура, силовые структуры (армия, разведка и др.). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методом государственного принуждения. К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, здравоохранения, науки, образования, культуры и др. Таким образом, продвигаясь по пути социального прогресса, человеческое общество создавало такие механизмы государства, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Вследствие изменений, происходивших в общественной жизни, возникали новые и отмирали устаревшие структуры государственного аппарата. Но во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества, что и засвидетельствовала всемирная история государства и права. Итак, структура механизма государства является живым организмом, который изменчив и разнообразен. Однако при любых изменениях главное содержание деятельности механизма (аппарата) государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.[43] Формы этой деятельности во многом зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы. Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны, требуют постоянного внесения существенных поправок в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь должна строиться на тех принципах, которые обеспечивают более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся: 1. Принцип демократизма в формировании и деятельности 2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Данный принцип формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.[44] 3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. 4. Принцип законности, т.е. неуклонного соблюдения законов в деятельности всех составных частей механизма государства, в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями. 5. Принцип высокого профессионализма и компетентности государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Чтобы эффективно действовал механизм государства, следует также учитывать принципы планирования и прогнозирования, сочетания общегосударственных и местных интересов, всемерного учета и обеспечения прав человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.74 (0.009 с.) |