Правовое регулирование экономических отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование экономических отношений.



Известно, что нормы праваявляются формой организации жизнедеятельности государства, общества, придают общественным связям определенность и устойчивость, обеспечивают необходимую стабильность и организованность экономической системы. Являясь порождением общественных отношений, они предназначены для их регулирования.

Не менее существенную роль в условиях рынка играют экономические законы, регулирующие в основном процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В жизни правового государства и гражданского общества правовые, экономические и иные нормы-правила функционируют одновременнои оказывают совместное влияние на поведение человека. Часто их воздействие носит комплексный характер, не исключающий противоречие одной нормы другой, взаимодополнения и т.п. Каждый вид норм действует в определенной сфере общественных отношений (экономические законы регулируют имущественные и финансовые отношения, юридические - правовые связи и зависимости). Но имеются и общие сферы жизнедеятельности, в которых одновременно действуют различные нормы экономики, права, нравственности и др. Так,хозяйственные отношения в условиях рыночной экономики, например, сделки купли-продажи, регулируются экономическим законом стоимости и юридическими актами, закрепляющими формы этой сделки.

Однако не только экономические, но и правовые отношения играют главенствующую роль, поскольку выражают государственную волю, являются государственным велением, не противоречащим общественной воле, велениям общества в целом. Нормы права выражают государственную волю и устанавливаются государством в определенных формах (законах, указах, постановлениях, решениях и т.п.). Они придают содержащимся в них правилам официальное значение. Выполнение правовых норм, в том числе и в экономике, обеспечивается государственным принуждением. В случае их нарушения соответствующие государственные органы принимают меры для восстановления нарушенных прав граждан или организаций либо для наказания виновных лиц.

Экономические и юридические законы отличаются друг от друга. Первые носят объективный характер, не зависящий от воли и сознания человека. Юридические законы создаются, изменяются и отменяются людьми в установленном порядке. И с этой точки зрения их существование субъективно, хотя характер юридических законов, их содержание в условиях рыночных отношений объективно обусловлены реальным уровнем экономического и политического развития общества. Юридические законы регулируют деятельность людей через их интересы, чтобы человек имел возможность удовлетворить свои материальные и иные потребности и интересы. В рыночной экономике он вступает в трудовые отношения, различного рода сделки - по обмену, купле-продаже вещей и предметов и т.д., одновременно осуществляя и требования экономических законов. Нередко даже не осознавая этого, люди становятся участниками одновременно и экономических, и правовых отношений.[89]

Оценку связей права и экономики, экономических и юридических законов, следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Важен баланс в соотношении экономики и права. Как уже отмечалось, экономика должна развиваться при минимальном вмешательстве государства. Однако это не означает самоустранение государства. Государство в условиях рыночной экономики должно использовать правовую форму для:

- определения целей и приоритетов экономического развития;

- закрепления равноправия всех форм собственности;

- определения круга субъектов рыночных отношений;

- вытеснения порочных средств ведения хозяйства и коммерции;

- осуществления налоговой, финансово-кредитной, протекционистской политики;

- антимонопольной деятельности и поддержки малого предпринимательства;

- разрешения экономических конфликтов и споров;

- установления юридических санкций за экономические правонарушения.

И в заключении темы «Государство, право, экономика» хотелось бы подчеркнуть, что, когда в Российской Федерации вмешательство государственных структур в экономику будет осуществляться только в правовой форме и только в рамках указанных выше направлений, наше экономическое благополучие не заставит себя ждать.

 

 

Тема № 10. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА.

1. Происхождение права.

2. Понятие и признаки права.

3. Сущность и социальное значение права.

4. Принципы и аксиомы права.

5. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.

 

Происхождение права.

Процесс познания права следует начинать с вопроса о его происхождении: всегда ли существовали общественно-правовые явления или они появились на определенном этапе развития человеческого общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления права, его характерные сущностные черты, отличие от других форм регулирования общественной жизни.

Общепризнанным является тот факт, что человечество живет в условиях государственно-правовой действительности более пяти тысячелетий.[90] Однако если мы приравняем всю историческую жизнь человечества к одним суткам, то на этот период по такому расчету придется всего четыре минуты.[91]

Человек, отделившись от животного мира более 2,5 миллионов лет назад[92] и приобретя современный нам облик около 30-40 тыс. лет назад,[93] с самых первых дней своего существования нуждался в определенных стандартах поведения, простейших правилах, трансформирующихся затем в право.

Для нормативной системы (системы регулирования) первобытной родоплеменной общины была характерна синкретичность норм, то есть нерасчлененность норм первобытной морали, религии, ритуалов (отсюда их название, введенное российским этнографом А.И. Першицем, – мононормы). Мононормы не имели представительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право и обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. В нормативной системе первобытного общества также доминировали запреты - табу. Считалось, что нарушение табу, т.е. непререкаемого запрета, карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов – кровнородственных браков. В этот период большое значение для регулирования общественных отношений имели мифы, легенды, сказания и т.д.

Право, как и государство, возникает в результате естественного исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Например, теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. По мнению авторов теории естественного права, истоки права надо искать в морали, нравственности и справедливости. Весьма обстоятельна и марксистская концепция происхождения права, примерная схема которой такова: общественное разделение труда и рост производительных сил приводят к появлению прибавочного продукта и частной собственности, это, в свою очередь, влечет за собой возникновение неравенства, классовых противоречий и, наконец, права как «возведенной в закон воли господствующего класса».

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» – новый каменный век), которая происходит примерно в 8-3 тыс. до н.э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товара, согласования интересов различных социальных слоев, т. е. установление общего порядка, соответствующего потребностям производящего общества. Мононормы заменяются обычаями, тексты которых с появлением письменности начинают записываться – складывается обычное право.

Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры. Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают особое содержание, форма, способы воздействия на поведение людей, механизм обеспечения.

Понятие и признаки права.

Право – это регулятор общественных отношений, содержание которого лучше всего раскрывается в его формальных признаках или свойствах, позволяющих отличить право от иных видов социальной регламентации, например, норм морали, обычаев, ритуалов, традиций, религиозных норм и т. д.

Одним из основных свойств права является нормативность. Нормативная природа права выражается в установлении в нормах права общего масштаба поведения, который определяет границы дозволенного, запрещенного, обязательного. «Норма» в переводе с латинского означает «образец». Этот образец закрепляется в правилах общего характера, регулирующих совокупность схожих случаев, ситуаций.

Регулятивное воздействие права осуществляется с помощью дозволений, запретов и обязываний, содержащихся в нормах. Наличие правил поведения общего характера говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными (возможными, необходимыми), а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, то есть санкций.

Общий масштаб, равная мера поведения, сформулированные в правовой норме, являются отражением общезначимых интересов, преобладающих в обществе идеалов, представлений о добре, справедливости.

Право официально. Официальность права означает, что оно исходит от государства. Все нормы права установлены или санкционированы государством. Право - это единственный социальный регулятор, создание и функционирование которого контролируется государством в полном объеме.

Системность права. Право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции (основного закона), которым не должны противоречить все иные нормы права, например, нормы, регулирующие организационно-управленческие отношения в сфере труда, то есть нормы трудового права.

Тот факт, что право всегда выступает в конкретной, официально выраженной письменной форме, позволяет сформулировать такой признак права, как формальная определенность. Формальная определенность права предохраняет его от произвольного изменения и толкования, обеспечивает внутреннее единство, взаимосвязь между отдельными нормами, подтверждает юридическую силу правовых норм.

Следующим важным признаком права является его общеобязательность. Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны соблюдать и исполнять их требования. Нормы права - властные предписания государства, в которых проявляется государственный суверенитет.

Общеобязательность права обеспечивается возможностью государственного принуждения. Оно выражается в защите субъективного права личности, в принуждении правонарушителя возместить причиненный ущерб, исполнить иные обязанности в отношении пострадавшей стороны, понести кару за совершенное правонарушение.

Процедурность права. Она заключается в наличии особого порядка принятия норм права, механизма их реализации и средств контроля за их исполнением.

Право - это универсальный общественный регулятор. Универсальность права означает, что оно неперсонифицированно (обращено ко всем без исключения) и постоянно (т.е. рассчитано на многократное использование). Некоторые нормы права адресуются отдельным категориям граждан, юридических лиц и т.д. Однако это не отражается на универсальности права, так как эти нормы, распространяясь на отдельных субъектов, остаются неперсонифицированными по своей сути. Так, например, нормы, содержащиеся в главе 49 Трудового кодекса РФ, распространяются не на всех индивидов без исключения, а только на тех, кто выполняет работу на дому (надомники).[94] Неперсонифицированность указанной нормы заключается в том, что она ориентирована на всех надомников независимо от расы, пола, религиозной, национальной или социальной принадлежности, характера выполняемой работы.

Связь права с государством. Этот признак выражается в том, что государство не только целенаправленно создает нормы права (правотворчество), но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохранительных органов (применение права). Причем связь права с государством двусторонняя - государственные органы и должностные лица создаются правом, существуют и действуют строго на основе права. Именно правовые нормы наделяют государственные органы полномочиями.

Указанные признаки или свойства права нельзя считать абсолютными или бесспорными. Некоторые правоведы помимо этих признаков выделяют еще и другие, например, А.В. Малько и Н.И. Матузов склоняются к тому, чтобы признать отличительным признаком права государственную волю,[95] а профессор А.И. Косарев рассматривает обеспеченность силой государственного принуждения как самостоятельное свойство права.[96]

Рассмотренные выше признаки, черты права позволяют нам вывести его общее определение.

Право – система общеобязательных правил поведения (норм), выражающих консолидированную волю общества, устанавливаемых либо санкционируемых государством в целях регулирования общественных отношений, реализация которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Право - это не только писаные нормы. Следует иметь в виду, что без соответствующего поведения субъектов права нормы останутся на бумаге, будут пустым звуком. Не меньшее значение в праве имеет система общественного порядка, формируемая на основе писаных норм.

Нетрудно себе представить, что приведенное определение, даже с оговоркой, касающейся реального поведения субъектов, может быть воспринято критически. Невозможно выработать единое определение, отражающее все грани такого сложного явления, как право. Юриспруденции известны десятки, сотни правовых теорий, по-разному раскрывающих природу права. Поэтому правопонимание возможно только в результате изучения и оценки различных правовых концепций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.96.240 (0.023 с.)