Тема № 3. Понятие государства, его признаки и сущность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 3. Понятие государства, его признаки и сущность.



1. Понятие государства.

2. Признаки государства.

3. Сущность государства.

4. Социальное назначение государства.

5. Государство в политической системе общества.

 

Понятие государства.

Научная мысль до сих пор не сумела дать исчерпывающее определение государства. Это объясняется тем, что общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов, невозможно в принципе. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства, выявляет у каждого из них большое количество особенностей и специфических черт, что, в свою очередь, порождает множественность дефиниций государства.

Приведем несколько известных определений понятия государства.

Г.Ф. Шершеневич определял государство как общность людей под одной властью и в пределах одной территории.[25] С ним соглашался Е.Н. Трубецкой, полагавший, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории».[26] Более развернутое определение государства можно обнаружить у И.А. Ильина, по мнению которого государство - это «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти».[27]

Австрийский правовед Л. Гумплович определял государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка».[28] Другой австрийский юрист Г. Кельзен полагал, что государство не что иное, как правовая организация политической власти, наиболее эффективная на данной территории.[29]

Эти ученые рассматривали государство с точки зрения социологии и юриспруденции. Наряду с приведенными дефинициями, в учении о государстве предпринимались попытки дать ему определение с точки зрения психологии, истории, теологии и т.д.

Отдельно следует сказать о марксизме, который привнес в представления о государстве классовый подход. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин считали государство политической организацией господствующего класса, которым является сословие собственников основных средств производства. «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».[30] Марксизм первостепенное значение придает насильственной стороне государственной власти - диктатуре класса.

Общественная практика доказала, что марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства истинно лишь на определенном, ограниченном во времени историческом этапе. Это, впрочем, не делает правомерным отрицание всякой, даже общетеоретической полезности марксизма.

Итак, для глубокого познания государства все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического изучения и использования понятия государства целесообразно его единое понимание, хотя в самом определении мы не исключаем различные вариации.

Все вышесказанное позволяет дать следующее, консолидированное определение государства.

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть и придающая праву общеобязательное значение.

Признаки государства.

Несмотря на специфичность и неповторимость каждого государства, создающие трудность его однозначной оценки, представляется возможным выделить набор универсальных признаков или свойств, присущих любому государству. Определение таких признаков имеет большое практическое значение вследствие того, что именно они позволяют обособить государство от других форм самоорганизации общества (религиозных организаций, политических партий и т.д.).

Исследователи по-разному подходят к характеристике признаков государства, поэтому попробуем отметить наиболее важные из них, не подлежащие какому-либо сомнению.

1.Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных, если государство – монархия, или граждан, если государство – республика.

Территория государства – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства.[31] К территории государства относится суша в пределах границ государства; все внутренние водоемы; территориальные воды; континентальный шельф; недра; атмосфера над сухопутной и водной территорией; объекты, принадлежащие государству, но находящиеся за его пределами (посольства, научно-исследовательские станции, военные базы, морские и воздушные суда, космические корабли, трубопроводы, подводные кабели связи и т.д.).

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.[32]

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональной группе управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения - государственный аппарат. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.[33]

Государственный аппарат сам по себе существовать не может. Его функционирование обеспечивается системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Следовательно, налогообложение – важная составная часть публичной (государственной) власти.

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны означает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, правоохранительные органы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Правовая система. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Наряду с основными признаками, каждое государство имеет еще дополнительные признаки. Среди них обычно называют государственный язык, культуру, денежную единицу государства, а также его атрибуты или символы – герб, флаг, гимн.

Государственный язык, культуру определяют как дополнительные признаки вследствие их значительной интеграции. Денежная единица многих государств также утратила свои национально-государственные корни и стала международным расчетным средством, например, доллар, евро.

Внешние символы государства нельзя назвать основными признаками государства из-за их некой искусственности, ориентированности на психику человека. Кроме того, символы государства сравнительно молоды – их история значительно моложе истории государства, насчитывающей уже более пяти тысячелетий.

 

Сущность государства.

Сущность государства есть совокупность наиболее важных и устойчивых внутренних сторон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребованность в обществе. Сущность государства может быть выявлена в сопоставлении с обществом, т.е. через обоснование его общественной полезности. Каждый индивид, каждая социальная группа имеет свои цели и потребности, отличные от потребностей других. Вместе с тем легко можно выделить интересы, которые одинаково важны для всех без исключения (например, правопорядок, здравоохранение, оборона и т.д.). Соответственно, государство представляет собой организацию, призванную решать общие дела. Государство – носитель концентрированной воли общества.

Сущность государства также проявляется через государственную власть. В.М. Корельский, в частности, пишет: «Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах».[34] Вопрос о фактической принадлежности государственной, или точнее, политической власти является весьма дискуссионным.

Так, Г. Моски, В. Парето, Т. Дай, являющиеся сторонниками теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами. Государственная власть, по их мнению, должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну, властвующую элиту, не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. Авторами этой теории являются Д. Белл, Д.Бренхейм, К.Дойч. Они считают, что властвовать и управлять могут и должны только профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены некоторых достоинств, но они страдают антидемократизмом, полным отрывом власти от народа.

Марксистская теория (К. Маркс, Ф.Энгельс, А.Я.Вышинский) доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда следует классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Социальная сущность государства марксистами решительно опровергается.

Классовый подход при раскрытии сущности государства - крупное завоевание научного обществоведения. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех государств, по меньшей мере, теоретически неверно.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины (Г. Ласки, Р. Даль, А. Пигу, Д. Кейнс и др.) исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. В этой связи особый интерес представляет теория конвергенции (с лат. «сonvergere» – сходиться, приближаться). Смысл теории конвергенции, последователями которой являются Д. Гилбрейт, Р. Арон, сводится к тому, что научно-техническая революция и модернизация системы управления со временем позволят создать «народное государство», т.е. государство, которое на основе частной собственности и абсолютного приоритета прав человека сможет обеспечить справедливое распределение ресурсов, ликвидировать социальное неравенство. Представители теории конвергенции рассматривают государство одновременно с классовых и социальных позиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.063 с.)