Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпирические формы и методы научного познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом (т.е. на эмпирическом уровне преобладает живое созерцание => исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения). Эмпирическое познание - это процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы: 1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств; 2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений; 3. представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Характерные признаки эмпирического познания: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность. Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт (от лат. factum - сделанное). Степин выделяет 2 подуровня Эмпирич Уровень: а) непосредственные наблюдения и эксперименты, результатом которых являются данные наблюдения (+ моделирование); б) познавательные процедуры (способы структурирования: О,С,И), посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.
Описание - представление эмпирических данных в качественных терминах. Одним из требований описания является универсальность. Сравнение - представление эмпирических данных в терминах, отражающих различную степень выраженности какого-либо свойства. (Например, теория более точна или более правдоподобнее.) Сравнение не требует эталона т.е. можно упорядочивать предметную область без введения единиц измерения. Измерение - есть операция приписывания количественных характеристик изучаемого объекта свойствам и отношениям. Особое требование – это точность, (в исследовании необходимо формулировать степень точности достаточную для выполнения конкретной задачи). Измерение: прямое (измерение длины), косвенное (времени, температуры; температура – энергия движения молекул). Наблюдение – это исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений,процессов окружающего мира Структура наблюдения как исследовательской ситуации: - Субъект - Объект - Условие наблюдения. Наблюдение делится на: 1) прямые (объект доступен) и косвенные (объект не доступен, доступны только его следы и т.п., которые он оставил). Сплошное/выборочное и непрерывное/прерывное и др. 2) систематическое и случайное. Научные наблюдения всегда целенаправленны и осуществляются, как систематические, а в систематических наблюдениях субъект всегда контролирует приборную ситуацию. Эти наблюдения предполагают особое, деятельное отношение субъекта к объекту, которое можно рассматривать, как своеобразную квазиэкспериментальную практику. Случайные наблюдения могут стать импульсом к открытию тогда и только тогда, когда они переходят в систематические. Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие " факт " имеет следующие основные значения: 1) Некоторый фрагмент действительности, относящиеся либо к объективной реальности ("факты действительности"), либо к сфере сознания и познания ("факты сознания"). 2) Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины. 3) Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Чтобы получить эмпирический факт необходимо осуществить по меньшей мере 2 типа операций: 1) Рациональную обработку данных наблюдений и поиск в них устойчивого инвариантного содержания. 2) Истолкование выделяемого в наблюдениях инвариантного содержания В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, их совокупность образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении или опровержении теории. Эксперимент - это исследовательская ситуация изучения явления в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет управлять ходом данного процесса (Ф. Бекон). Основная задача изолировать явление от не существенных влияний, выделить интересующие свойств и отношения в «чистом виде». Эксперимент позволяет варьировать условия среды, воспроизводить их при необходимости и создавать явление или отношения в естественном виде не существующие (соединение каких-либо веществ).
Независимые переменные (устанавл. исследователем) – та часть условия, которыми можно управлять. Зависимыми переменными - та часть переменных, которые изменяются при варьирование независимых переменых. Этапы экспериментального исследования: 1) Разработка программы или рабочей гипотезы, помимо цели методики, условий, здесь разрабатывается еще смысл и адекватность исследованию. 2) План эксперимента. 3) Проведение эксперимента с обязательным протоколированием. 4) Анализ и обобщение и интерпретация данных (истолкование). Классификация эксперимента: 1) По условиям проведения. Естественный и искусственный эксперимент. Естественный ближе к наблюдению. 2) По целям. Преобразующий, контролирующий, констатирующий, решающий. 3) По степени контролируемости. Активный и регистрирующий. По количеству факторов. Однофакторный и многофакторный эксперимент. Таким образом, эмпирический опыт никогда - тем более в современной науке - не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Билет № 9
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.008 с.) |