Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классический период развития науки. Кризис классической рациональностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классическийпериод развития европейской науки начинается с 16 в длился до конца 19го века. Классическая наука исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности, (т.е оформить себя как сугубо объективное знание ). Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Начало первого - классического - периода в истории науки обычно связывают с именем И. Ньютона. Велик вклад Ньютона и в математику, и в оптику, однако, фундаментом классического естествознания стала созданная им механика, которая не только навела порядок в огромном эмпирическом материале, накопленном многими поколениями ученых, но и дала в руки людей мощный инструмент однозначного предсказания будущего в широкой области объектов и явлений природы. Он считал: «Богу –только роль творца, но не более того, далее все идет по заканам физики». Парадигма относилась к жесткому детерминизму. Мировоззрение здесь рассматривалось, как хорошо отлаженный механизм. Просуществовала до середины 19 века (разрешена волновой теорией
Выделяют следующие типы рациональности: 1) Классическая (связана с дедуктивной моделью развития Эвклида и Декарта). 2) Неклассическая (до 2-ой половины 20 века – связана с появлением в европейском мышлении иррациональных явлений и с развитием позитивизма). 3) Постнеклассическая (связана с тем, что проблемы научного знания приобретали новый ракурс в новой парадигме рациональности в связи с развитие научно-технической цивилизации и выявлением антигуманитарных составляющих такого развития).
В 17-18в в Европе начинается первая научная революция результатом которой становится утверждение принципа рациональности. Кроме того происходит формирование первых наук: механики и физики. В ходе этой научной революции появляется то, что позже получило название научной рациональности. В результате научной революции формируются основные черты научной рациональности: 1) Научная рациональность признала правомерность только тех идеальных конструкций, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте (наука начинает отделяться от философии и превращаться в исследовательскую технику). 2) Наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечной цели, но и цель вообще. Изъятие целевой причины превратило природу в незавершенный ряд явлений и событий, не связанных с внутренним смыслом, создающим органическую целостность. 3) Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, объясняемых исследователями. 4) Бытие перестало рассматриваться как абсолют, Бог или единое. 5) Человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не божественному разуму, а самому себе и наделялся статусом суверенности. 6) Основным содержанием тождества бытия и мышления становится признание возможности отыскать такую единую, идеальную конструкцию, которая бы полностью соответствовала изучаемому объекту. Научная рациональность стала объяснять все явления путем установления между ними механической причинно-следственной связи.
Кризис. В условиях глобализации и смены типов цивилизованности, оставить науку без философской рефлексии ее оснований, превратить ее в простую утилитарно нацеленную технику означает возврат во времена раннего Средневековья. То есть к тем условиям, когда зарождающаяся наука существовала только в головах немногочисленных мыслителей, разобщенных и чуждых миру королей, крестьян, торговцев и разбойников. Глобальный кризис затронул рациональность, создав проблемную ситуацию и в науке, и в философии. Выжить для них означает найти новые формы и методологические позиции, позволяющие и дальше решать практические задачи. XX век отмечен глобальным кризисом классической европейской рациональности, потребовавшим разработки новых методологических позиций в науке. Сегодня можно наблюдать обостренное противоборство позитивистского и гуманитарного типов рациональности. В психологии это проявилось в проблеме ее нового самоопределения: является ли она естественной наукой, изучающей психику как объективный и не зависящий от личности феномен природы, или же относится к числу гуманитарных наук. Следующий результат намечающейся смены типа рациональности – вывод о недостаточной эффективности субъект-объектной парадигмы в философии и науке XXI века. Это способствует тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. К примеру: в физике стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности. Прежний тип научного объяснения и обоснования объясняемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать другому типу объяснения, выраженного в терминах непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности (т.е на сену картинкам пришли формулы). Если вдруг понадобится…. Первая научная революция ( 17-18в) Ее содержание определило гелиоцентрическое учение Я. Коперника. Он положил конец геоцентрической системы, отверг на основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов. Кроме того, он высказал мысль о движении как естественном свойстве материальных объектов, подчиняющихся определенным законам, и указал на ограниченность чувственного познания («Солнце ходит вокруг Земли»). Кроме того происходит формирование первых наук: механики и физики. В ходе этой научной революции появляется то, что позже получило название научной рациональности. Наука того времени была сугубо эмпирической, Галилей и Ньютон внесли, что наука – это единство эмпирии (опыта) и теории.
Вторая научная революция конце 18 первой четверти 19 века. Её чаще всего связывают с именами Галилея, Кеплера и Ньютона В учении Г. Галилея (1564—1642) в центре его научных интересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции, исследование им свободного падения тел имели большое значение для становления механики как науки. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания, без строгого количественно-математическое описание. Происходят существенные изменения в науке, определившие ее переход к новому дисциплинарно-организованному состоянию (речь о естествознании). К дисциплинарной обособленности привело изменение философских оснований, в частности разработка идей взаимосвязи и развития объектов реальности (идеи диалектики). Иоган Кеплер установил три закона движения планет относительно Солнца. Кроме того, он предложил теорию солнечных и лунных затмений и способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем и др. И. Ньютона. Главный труд Ньютона — «Математические начала натуральной философии» (1687) — это, по выражению Дж. Бернала, «библия новой науки», «источник дальнейшего расширения изложенных в ней методов». Появляются такие науки как биология, химия, геология и др. (теория естественного обора (Дарвин), теории клеточного строения (Шван), закон сохранения и превращения энергии (Майер, Джоуль), Менделеев и т.д.). Билет № 15 Неклассический период развития науки - неклассическая наука (I пол.и весь 20 века – период разработки релятивистского и квантового подхода к науке и не только в естествознании. Завершается работа первого периода, т.е наука полностью отвергает объективизм классического периода. Все больший интерес занимает проблема субъектов в познании, влияния «тени субъекта» на результат познания. Формирование неклассической науки проходило под воздействием двух причин: - изменение места и функции науки в обществе – в конце 19 века наблюдается кризис установок классической науки. Буржуазные революции и дальнейшие события привели к распространению идей иррациональности истории. Появляется высказывание о том, что сознание человека погружено в мир и зависит от него, а значит мир абсолютно объективен. - изучение новых предметных областей и новых объектов микро- и мегамира, стимулирующих появление новых фундаментальных теорий.
Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.
Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века - М. Планком и А. Эйнштейном.
Принципиально новое: 1. Решающие шаги в становлении новых представлений были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию. 2. Второй особенностью неклассического естествознания является преобладание же упомянутого вероятностно-статистического подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма. 3. Далеко за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. 4. Для неклассического естествознания характерно объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, в современной науке идеи непрерывности и дискретности уже не являются взаимоисключающими, а могут быть применены к одному и тому же объекту, в частности, к физическому полю или к микрочастице (корпускулярно-волновой дуализм). 5. Произошла в неклассической науке и переоценка роли опыта и теоретического мышления в движении к новым результатам. Прежде всего, была зафиксирована и осознана парадоксальность новых решений с точки зрения "здравого смысла". В классической науке такого резкого расхождения науки со здравым смыслом не было. Основным средством движения к новому знанию стало не его построение снизу, отталкиваясь от фактической, эмпирической стороны дела, а сверху. Явное предпочтение методу математической гипотезы, усложнение математической символики все чаще стали выступать средствами создания новых теоретических конструкций, связь которых с опытом оказывается не прямой и не тривиальной. Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира. Формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, "фотографирующей" исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания. Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике. Изменяются идеалы и нормы доказательности и обоснования знания. В отличие от классических образцов, обоснование теорий в квантово-релятивистской физике предполагало экспликацию при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия). Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п. Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации. Билет № 16
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.88 (0.014 с.) |