ТОП 10:

Семинар № 1. Проблема развития в психологии



Раздел 3. Психология развития

Семинар № 1. Проблема развития в психологии

План:

1. Проблема развития: методологический и исторический аспекты.

2. Созревание и развитие. Биологические основы развития.

3. Социокультурная детерминация в развитии. Социокультурный фон развития.

4. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе.

5. Соотношение обучения и развития. Влияние образования на развитие.

6. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.

Литература:

· Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.

· Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

· Басов М.Я. Проблема развития человека / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1977.

· Величковский Б.Т., Кирничев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. 1997.

· Выготский Л.С. Проблема развития высших психических функций / Психология. М., 2000. Раздел 3. Гл. 1. С. 512. .

· Выготский Л.С. Проблема культурного возраста / Психология. М., 2000. Раздел 3. Гл. 14. С. 736.

· Газман О. Воспитание как педагогическая поддержка // Народное образование № 6, 1998.

· Коменский Я. Великая Дидактика.

· Костюк Р.С. Принцип развития в психологии / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981.

· Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Избр. психол. произв. М., 1983. Т.1. Раздел 1.

· Леонтьев А.Н. К теории психического развития ребенка / там же. Раздел 3.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

 

По 1-му вопросу (Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Костюк Р.С. «Принцип развития в психологии»; Ананьев Б.Г. «Психология и проблемы человекознания»; Выготский Л.С. «Проблема развития высших психических функций»):

· проблема психического развития в психологии;

· диалектико-материалистическое учение об общественно-исторической обусловленности человеческого сознания;

· признаки развития (Л.С. Выготский);

· типы развития (Л.С. Выготский);

· факторы психического развития.

По 2-му вопросу (Леонтьев А.Н. «Биологическое и социальное в психике человека»):

· проблема наследственности и среды в развитии человека;

· роль биологического фактора в психическом развитии;

· биологические условия и предпосылки психического развития.

По 3-му вопросу (Леонтьев А.Н. «Биологическое и социальное в психике человека»; Асмолов А.Г. «Культурно-историческая психология и конструирование миров»):

· социальная ситуация развития;

· становление образа «Я». Социальная личность в психологических теориях;

· историогенез в изучении личности.

По 4-му вопросу (Леонтьев А.Н. «К теории психического развития ребенка»; Выготский Л.С. «Проблема развития высших психических функций»):

· формирование личностно-смысловой основы деятельности в школьном возрасте;

· потребность в социальном и профессиональном самоопределе­нии, в самостоятельности;

· духовная и социальная зрелость;

· обобще­ние способов познавательной и профессиональной деятельности (сис­тема ЗУМ: знания, навыки, умения).

По 5-му вопросу (Выготский Л.С. «Проблема культурного возраста»):

· культурно-историческое развитие личности;

· понятие культурного возраста;

· роль обучения и воспитания в развитии психики и формировании личности человека;

· соотношение обучения и развития (Ж.Пиаже, Л.С. Выготский).

По 6-му вопросу (Ян Амос Коменский «Великая Дидактика»; О. Газман «Воспитание как педагогическая поддержка»; Величковский Б.Т. и др. «Здоровье человека и окружающая среда»):

· здоровая природосообразная педагогика;

· понятие педагогической поддержки;

· поддержка физического и психического здоровья ребенка;

· поддержка успешности в общении со сверстниками и родителями.

 

Семинар № 2. Закономерности и динамика психического развития

План:

1. Понятие психического развития в отечественной психологии.

2. Исторический анализ понятия «детство». Детство как предмет науки.

3. Закономерности и специфика психического развития ребенка:

а) условие развития психики;

б) источники психического развития;

в) движущие силы психического развития;

4. Периодизация психического развития в детском возрасте. Стабильные и критические периоды развития.

5. Критерии психического развития.

Литература:

· Басов М.Я. Проблема развития человека / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1977., стр. 131-138.

· Выготский Л.С. Психология. М., 2000. Раздел 3 (Вопросы детской психологии) С. 892-911, 984-989.

· Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1977, стр. 409-415.

· Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, стр. 7-10.

· Костюк Р.С. Принцип развития в психологии / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981., стр. 10-13.

· Леонтьев А.Н. Теория развития психики ребенка. Хрестоматия по детской психологии. М.: Институт практической психологии. 1996, стр. 20-27.

· Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001. Гл.1.

· Фельдштейна Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития / В кн. «Психология развития» / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.,

· Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, стр. 27-31.

· Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. - М.,1995.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. Схемы возрастной периодизации рекомендуется законспектировать.

По 1-му вопросу (Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»; Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Д.Б. Эльконин «Психическое развитие в детских возрастах»):

· парадоксы и противоречия процесса развития ребенка, выделенные Д.Б. Элькониным;

· значение детства на разных этапах развития общества;

· зависимость продолжительности детства от уровня материальной и духовной культуры.

По 2-му вопросу (Д.И. Фельдштейн «Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития»):

· понятие детства и его этапов;

· детство как предмет детской психологии.

По 3-му вопросу (Л.С. Выготский «Проблемы психического развития ребенка», А.В. Запорожец «Условия и движущие силы психического развития ребенка»; Р.С. Костюк «Принцип развития в психологии»; Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Леонтьев А.Н. «Теория развития психики ребенка»):

· понятие роста и развития;

· признаки развития;

· преформированный и непреформированный типы развития;

· условия и движущие причины психического развития ребенка.

По 4-му вопросу (Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте», Л.С. Выготский «Психология» («Проблема возраста»):

· критерии периодизации психического развития;

· стадиальность развития по Л.С. Выготскому;

· периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину;

· кризисных и стабильных периодов развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;

По 5-му вопросу (Л.С. Выготский «Психология» («Проблема возраста»); Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте»):

· социальной ситуации развития;

· роль деятельности в психическом развитии ребенка;

  • понятие возрастных новообразований;

 

Раздел 3. Психология развития

Семинар № 1. Проблема развития в психологии

План:

1. Проблема развития: методологический и исторический аспекты.

2. Созревание и развитие. Биологические основы развития.

3. Социокультурная детерминация в развитии. Социокультурный фон развития.

4. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе.

5. Соотношение обучения и развития. Влияние образования на развитие.

6. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.

Литература:

· Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.

· Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

· Басов М.Я. Проблема развития человека / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1977.

· Величковский Б.Т., Кирничев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. 1997.

· Выготский Л.С. Проблема развития высших психических функций / Психология. М., 2000. Раздел 3. Гл. 1. С. 512. .

· Выготский Л.С. Проблема культурного возраста / Психология. М., 2000. Раздел 3. Гл. 14. С. 736.

· Газман О. Воспитание как педагогическая поддержка // Народное образование № 6, 1998.

· Коменский Я. Великая Дидактика.

· Костюк Р.С. Принцип развития в психологии / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981.

· Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Избр. психол. произв. М., 1983. Т.1. Раздел 1.

· Леонтьев А.Н. К теории психического развития ребенка / там же. Раздел 3.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

 

По 1-му вопросу (Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Костюк Р.С. «Принцип развития в психологии»; Ананьев Б.Г. «Психология и проблемы человекознания»; Выготский Л.С. «Проблема развития высших психических функций»):

· проблема психического развития в психологии;

· диалектико-материалистическое учение об общественно-исторической обусловленности человеческого сознания;

· признаки развития (Л.С. Выготский);

· типы развития (Л.С. Выготский);

· факторы психического развития.

По 2-му вопросу (Леонтьев А.Н. «Биологическое и социальное в психике человека»):

· проблема наследственности и среды в развитии человека;

· роль биологического фактора в психическом развитии;

· биологические условия и предпосылки психического развития.

По 3-му вопросу (Леонтьев А.Н. «Биологическое и социальное в психике человека»; Асмолов А.Г. «Культурно-историческая психология и конструирование миров»):

· социальная ситуация развития;

· становление образа «Я». Социальная личность в психологических теориях;

· историогенез в изучении личности.

По 4-му вопросу (Леонтьев А.Н. «К теории психического развития ребенка»; Выготский Л.С. «Проблема развития высших психических функций»):

· формирование личностно-смысловой основы деятельности в школьном возрасте;

· потребность в социальном и профессиональном самоопределе­нии, в самостоятельности;

· духовная и социальная зрелость;

· обобще­ние способов познавательной и профессиональной деятельности (сис­тема ЗУМ: знания, навыки, умения).

По 5-му вопросу (Выготский Л.С. «Проблема культурного возраста»):

· культурно-историческое развитие личности;

· понятие культурного возраста;

· роль обучения и воспитания в развитии психики и формировании личности человека;

· соотношение обучения и развития (Ж.Пиаже, Л.С. Выготский).

По 6-му вопросу (Ян Амос Коменский «Великая Дидактика»; О. Газман «Воспитание как педагогическая поддержка»; Величковский Б.Т. и др. «Здоровье человека и окружающая среда»):

· здоровая природосообразная педагогика;

· понятие педагогической поддержки;

· поддержка физического и психического здоровья ребенка;

· поддержка успешности в общении со сверстниками и родителями.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.011 с.)