Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философский смысл проблемы бытия. Основные виды и диалектика бытия.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философский смысл проблемы бытия. Основные виды и диалектика бытия. В чем смысл проблемы бытия? Почему оно постоянно - с древности и до наших дней - обсуждается философия? Почему многие мыслители считали и считают ее исходной для систематических философских размышлений? Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы принимаем без сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная – естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется здесь, наличествует. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человечеству трудные вопросы. Размышления о бытии не может основываться на простой констатации существовании мира «здесь» и «теперь». Установив, что мир существует «здесь», не естественно ли заключить, что мир существует не только здесь, но и «там», за дальними горизонтами?… не значит ли это, что мир существует везде? Достаточно было сказать, что мир существует «теперь» и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем… возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно взаимосвязанные аспекты (проблемы). Первый аспект проблемы бытия – это есть цепочка мысли о бытии, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Как долго существуют отдельные вещи, люди, организмы? Они конечны, переходящие. Корень, смысл проблемы – в противоречивом единстве не переходящего бытия природы, как целого, и переходящего бытия вещей, человеческих существ. Второй аспект: мир существует как не переходящие единство в не и независимо от воли и сознания человека. Природа, человек, мысли, идеи,… - они образуют целостное единство, бесконечного не переходящего мира. Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития, и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей. Целесообразно выделить следующее различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы, как целого, и бытие вещей и процессов произведенных человеком. 2) Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие. 3) Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное. 4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.
2.1 Ф., её предмет, проблемы и роль в обществе. Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая выражается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей. В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ций Ф. является обоснование оправдание и анализ М. Ядром ф. на ранних стадиях ее развития было учение о первооснове всего сущего, из к-рой все возникает и в к-рую все превращается. Но при всей неоднозначности и видоизменениях позиций сохранялась основная задача: связать фрагменты человеческих знаний воедино. Тем самым проблема первоначала смыкалась с другой проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Т.о., ф. выступила как ф. природы. Постепенно в сферу ф. вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей. Предметом раздумий философов неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства и др. Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. Его содержание составляет альтернатива:...что явл-ся первичным: дух или природа.... В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составили 2 противоположных направления. Позиция, согласно к-рой мир объясняется, исходя из духа, сознания получила название идеализма: в ряде моментов он пересекается с религией. Философы же, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам к науке. Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Объективная и субъективная диалектика.???(метафизическая конц. развития) Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются м многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое и догматическое (его иногда именуют метафизическим). Догматическое мышление слабо учитывает связи, взаимодействия явлений. Такому мышлению присуще разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон предметов, рассмотрение их, как независимых друг от друга. Теряя и вида связи, взаимодействия, переходы, недиалектическое мышление лишает себя возможности раскрыть многосторонность и единство реальных предметов, явлений, процессов. Мир многогранен и разнообразен. Каждый предмет имеет множество свойств, качеств, сторон, взаимоотношений со всем миром. Вот пример, показывающий «многогранность» обыкновенного стакана. Стакан – стеклянный цилиндр, сосуд для жидкости, тяжелый предмет… Его можно употребить не только для питья, но и для бросания как пресс-папье, помещение для пойманной бабочки. Он может иметь художественную ценность (резьба, рисунок). При различных способов использования меняется связь предмета с окружающем миром и человеческой практикой. Отсюда следует вывод: чтобы действительно знать предмет, надо изучить все его стороны, все связи. Этого никогда нельзя достигнуть полностью, но требование всесторонности предостерегает от ошибок. Умение выделить связь разнообразных моментов – черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях. Наиболее сложным типом связи, оказавшимся непосильным для догматического мышления, является взаимодействие противоположностей. Суммируя различные характеристики предмета, догматическая философия односторонне выделяет некоторый их набор, исключая противоположное. Признав устойчивость мира, исключает его изменчивость и т.д. опыт осмысления связей вплоть до единства противоположностей – достижение диалектической мысли. Благодаря ему стало доступной для понимания и самая сложная связь – развитие. В философском учении о диалектике тесно связаны друг с другом приемы гибкого мышления и понимания подвижного бытия, которая раскрывается с помощью этих приемов. Иначе говоря, «субъективная» диалектика мысли выступает как отражение и способ постижения «объективной» диалектики.
Живо и неживое Всякий раз, когда человек сталкивается с неведомым ему доселе объектом, одна из первых мыслей, которая приходит ему в голову – является ли этот объект живым или неживым. Различия между живым и неживым – наиболее фундаментальная разграничительная линия для нашего восприятия. Живое – то чем человек и может питаться, и, следовательно, оно является объектом охоты, рыбной ловли, и т.д. вместе с тем это – в форме крупного животного – опасный соперник в борьбе за пищу, а то и смертельный враг, от которого надо защищатся. Человек, наконец осознает себя ка существо, наделенное жизнью и поэтому находящиеся в отношении родства ко всему живому. Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Человек, человеческое об-во и культура одновременно противостоят природе, и включены в нее. Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и поэтому более низкое, чем культура. Другая позиция: природа понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее культуру и человека. Античное мышление: природа - подвижное, изменяющееся целое, и человек не столько противопоставлен природе, сколько является одной из ее частей Идеал: жизнь в согласии с природой. Средневековье: природа - нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек (со всеми вытек. последст.). Эпоха Возрождения: природа - убежище, противостоящее развращенной и ппорочной человеч. цивилизации Промышленный капитализм: цель науки и техники - господство над природой. Природа - объект интенсивной преобразовательской деятельности. Естественнонаучное познание: идея испытания природы, стремление вырвать у нее тайны, свести все ее качественное многообразие к небольшому числу строгих количественных законов. Картины мира придумывай соотв. эпохе.
Философский смысл проблемы бытия. Основные виды и диалектика бытия. В чем смысл проблемы бытия? Почему оно постоянно - с древности и до наших дней - обсуждается философия? Почему многие мыслители считали и считают ее исходной для систематических философских размышлений? Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы принимаем без сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная – естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется здесь, наличествует. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человечеству трудные вопросы. Размышления о бытии не может основываться на простой констатации существовании мира «здесь» и «теперь». Установив, что мир существует «здесь», не естественно ли заключить, что мир существует не только здесь, но и «там», за дальними горизонтами?… не значит ли это, что мир существует везде? Достаточно было сказать, что мир существует «теперь» и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем… возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно взаимосвязанные аспекты (проблемы). Первый аспект проблемы бытия – это есть цепочка мысли о бытии, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Как долго существуют отдельные вещи, люди, организмы? Они конечны, переходящие. Корень, смысл проблемы – в противоречивом единстве не переходящего бытия природы, как целого, и переходящего бытия вещей, человеческих существ. Второй аспект: мир существует как не переходящие единство в не и независимо от воли и сознания человека. Природа, человек, мысли, идеи,… - они образуют целостное единство, бесконечного не переходящего мира. Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития, и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей. Целесообразно выделить следующее различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы, как целого, и бытие вещей и процессов произведенных человеком. 2) Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие. 3) Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное. 4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.
2.1 Ф., её предмет, проблемы и роль в обществе. Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая выражается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей. В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ций Ф. является обоснование оправдание и анализ М. Ядром ф. на ранних стадиях ее развития было учение о первооснове всего сущего, из к-рой все возникает и в к-рую все превращается. Но при всей неоднозначности и видоизменениях позиций сохранялась основная задача: связать фрагменты человеческих знаний воедино. Тем самым проблема первоначала смыкалась с другой проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Т.о., ф. выступила как ф. природы. Постепенно в сферу ф. вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей. Предметом раздумий философов неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства и др. Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. Его содержание составляет альтернатива:...что явл-ся первичным: дух или природа.... В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составили 2 противоположных направления. Позиция, согласно к-рой мир объясняется, исходя из духа, сознания получила название идеализма: в ряде моментов он пересекается с религией. Философы же, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам к науке. Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.48 (0.012 с.) |