ТОП 10:

Особенности творческого мышления



Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилфорд. Он считал, что "творческость" мышления связана с доминированием в нем 4-х особенностей:

13. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

14. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование.

15. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

16. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.

См.: В.Н.Пушкин "Эвристика – наука о творческом мышлении".

Чтобы найти выход из проблемной ситуации, человеку необходимо создать новую, не имевшуюся у него ранее стратегию деятельности, т.е. совершить акт творчества. Психический процесс, с помощью которого решается проблема, вырабатывается новая стратегия, носит название продуктивного мышления, или эвристической деятельности.

Творческое (дивергентное) мышление характеризуется:

1. «Широтой категоризации», т.е. широтой ассоциативного ряда, отдаленностью ассоциаций. Наличие этого фактора предполагает склонность к широким обобщениям явлений, не связанных между собой наглядной категориальной связью.

Дивергентное мышление, по Дж. Гилфорду, определяется как «тип мышления, идущею в различных направлениях, т.е. «веерообразно». При этом человек не концентрируется на каком-то одном способе решения проблемы, а ведет поиск одновременно, по нескольким возможным направлениям, выдвигает сразу несколько вариантов гипотез и быстро переключается с проверки одной на другую.

Конвергентное мышление увязывает все допустимые элементы пространства, относящиеся к проблеме, воедино и находит единственно верную композицию этих элементов.

С.Медник полагает, что в процессе творчества присутствует как конвергентная, так и дивергентная состав­ляющая, точнее деление познавательного акта на эти составляющие описывает его неадекватно. Чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения.

2.Беглость мышления. Это означает богатство и разно­образие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула, а также возможность включения предмета во множество самых неожиданных связей, количество которых и определяется беглостью мышления. Особо важна «экспрессивная беглость» (по Дж.Гилфорду) как фактор высшей степени креативности.

3. Гибкость мышления. Означает способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому. В это же понятие включается скорость перехода от сознания к работе подсознания и наоборот.

4. Оригинальность мышления. Это наиболее трудно категоризуемый признак. Основным содержанием его является самостоятельность, необычности, остроумность решения (по отношению к стимулу или традиционным способам решения).

 

Воображение в творчестве

Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. деятельность воображения.

В процессе профессиональной художественной деятельности одни представления ассоциируются с другими, сливаясь в едином образе. Особенностью представлений художника является легкость их перехода из одной модальности в другую: от зрительных представлений к слуховым, от слуховых к двигательным и т.д. Таковы, например, видения актера.

Благодаря конкретным и ярким представлениям – зрительным, слуховым, двигательным, тактильным, обонятельным – актер живет в предлагаемых обстоятельствах роли и спектакля как в реальной жизни. К.Станиславский называл "кинолентой видений" ассоциативную систему представлений "предлагаемых обстоятельств", возникающих в процессе работы над ролью. Важной особенностью представлений становится их подчиненность творческому замыслу. Художник способен сознательно, в соответствии с творческими задачами управлять представлениями, возникшими как будто непроизвольно. В творчестве актера особую роль играют двигательные представления. Можно вырабатывать двигательные навыки, лишь представляя движение, то есть, тренируя двигательные представления. (См.: Биомеханику В.Э.Мейерхольда. Теорию сценического движения И.Э.Коха.)

И.М.Розет описывает внутренние механизмы фантазирования как продуктивной деятельности. Суть: неза­висимо от характера и результатов продуктивной деятельности, при ее выполнении всегда имеет место смещение оценок: с одной стороны, обесценивание информации, приемов и способов решений (механизм анаксиоматизации), с другой – повышенная оценка полученных результатов, использованных приемов (механизм гипераксиоматизации). Автор распространяет действие этих механизмов на любую продуктивную деятельность, что подтверждено серией экспериментов.

Т.Рибо.: Творческое воображение определяется единством трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и бессознательного и включает четыре стадии развития.

1 — переход от пассивного воображения к творческому;

2 — анимизм, или одушевление, окружающих пред­метов и явлений;

3 — игра;

4 — романтическая стадия.

Приемы создания образов воображения:

1.Агглютинация. 2.Гиперболизация. 3. Подчеркивание каких-либо признаков или заострение. 4. Схематизация. 5. Типизация.

Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций. Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям и мотивам творчества. Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями. Ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей – существенная сторона творческой фантазии.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.006 с.)