Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Мигеля Сервантеса

Поиск

Многообразие жанров в творческом наследии Сервантеса. Роман «Дон Кихот» как вершина и итог развития ренессансной прозы Испании. Первоначальный замысел романа и его дальнейшая эволюция. Особенности сюжетостроения (сюжетная ситуация) как отражение самой испанской действительности. Противоречивость образа Санчо Пансы, его эволюция. Социальный и философский смысл образа Дон Кихота, его эволюция. Проблема соотнесения образов Дон Кихота и Санчо Пансы. Понятие «донкихотство» и дальнейшая судьба романа.

Творчество Лопе де Веги

Состояние национальной драмы в XVI в. Теоретические положения Л. де Веги-драматурга. Идейное и художественное новаторство народно-героических драм («Фуэнте Овехуна»). Комедии о любви («Собака на сене»). Особенности поэтики комедии интриги. Драматурги школы Л. де Веги.

Общая трудоемкость раздела дисциплины «Зарубежная литература второй половины XX века» составляет 3,5 зачетные единицы, 135 часов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Введение     Л: 2 СР:2   К Практическое задание-1
  Литература Средневековья   2-7 Л: 12 СР: 18 ПР-6 К: еженед. Практические задания – 2-6 Участие в практ. занятиях – 2-7.
  Литература эпохи Возрождения   8-18 Л: 20 СР: 31     ПР-8 К: еженед. Практические задания – 7-15 Реферат -10 Участие в практ. занятиях – 8-15 Экзамен – 36 ч- 18 неделя

Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

По разделу 1.

Практические задания:

· Дать определение понятия «средневековье» и «средневековая литература»; дать периодизацию средневековой литературы.

· Охарактеризовать влияние христианства и католической церкви на средневековую литературу Европе.

· Оценить роль античной культуры и народного творчества в развитии средневековой литературы.

По разделу 2.

Практические задания:

· Дать характеристику устного народного творчества и письменной литературы на латинском языке в развитии культуры раннего Средневековья.

· Выделить особенности мифологического эпоса (героический и фантастический).

· Определить стилевые особенности «Старшей Эдды», установить суть аллитерационного стиха и гномических строф в «Эдде».

· Прочитать «Прорицание вельвы», «Речи Высокого» и найти в них эпитеты, кеннинги, синонимы, примеры выражения абстрактных понятий («обида», «смерть», «война», «счастье», «глупость» и др.).

· Определить жанровую систему клерикальной и светской литературы на латинском языке, выполнить целостный анализ стихотворения ваганта (любого – на выбор).

· Выявить предмет героического эпоса зрелого Средневековья.

· Установить соотношение исторической действительности и эпической правды в героическом эпосе зрелого Средневековья.

· Описать своеобразие «Песни о Нибелунгах».

· Определить темы, идеи и художественные особенности романского героического эпоса.

· Найти характерные черты эпического стиля в любой из героических поэм зрелого Средневековья (4-5 примеров).

· Охарактеризовать рыцарскую система ценностей, определить понятие «куртуазность»

· Назвать основные мотивы и жанры лирики трубадуров.

· Определить своеобразие поэзии труверов и миннезингеров.

· Назвать основные циклы рыцарских романов, описать основные черты их эстетики и поэтики (сюжетная модель, хронотоп, принципы построения системы героев, позиция автора).

· Прочитать 1-2 рыцарских романа на выбор, проследить накопление идеализации и идеальности главного героя романа – рыцаря или главной героини – Прекрасной Дамы (портрет, одежда, отношения с другими людьми, отношение к себе).

· Определить, в чем заключается своеобразие городской литературы, по сравнению с другими литературными потоками зрелого средневековья.

· Охарактеризовать жанрово-родовую картину городской литературы зрелого средневековья.

· Сделать общий анализ композиции фаблио (одного – на выбор)

 

По разделу 3.

Практические задания:

· Охарактеризовать причины увядания средневекового символизма мышления и становления новой гуманистической этики и культуры; роль античных идей и идеалов в становлении ренессансной литературы и новизну гуманистического понимания человека, общества, природы и их взаимоотношений.

· Назвать периоды в истории ренессансной культуры и объяснить логику ее эволюции.

· Назвать причины раннего утверждения гуманистической культуры в Италии и этапы ее развития.

· Охарактеризовать понятие «новый сладостный стиль» в творчестве Данте и «vita nova» как центральное понятие книги «Новая жизнь».

· Выделить черты средневековой и новой гуманистической культуры, воплотившиеся в «Божественной Комедии» Данте.

· Выделить особенности жанра «Божественной Комедии», составить схему дантова мироздания, подобрать примеры образов-символов, цветописи и звукописи, числовой символики поэмы.

· Назвать основные проблемы сборника «Канцоньере», особенности лирического героя произведений Петрарки, особенности итальянской сонетной формы, проанализировать любой сонет Петрарки с точки зрения стихосложения

· Назвать жанровые признаки новеллы; охарактеризовать новеллы Дж. Боккаччо как первый этап в истории европейской новеллы эпохи Возрождения (особенности тематики, героя).

· Соотнести новеллы «Декамерона» Дж. Боккаччо и новеллы М. Наваррской и Б. Деперье (по материалу, жанровому регистру, типу повествования) и охарактеризовать эволюцию жанра.

· Определить место «Кентерберийских рассказов» Д. Чосера в истории развития европейской новеллы эпохи Возрождения.

· Выявить причины и смысл циклизации новелл в европейской литературе эпохи Возрождения.

· Прочитать по несколько новелл (на выбор) из «Декамерона» Дж. Боккаччо, «Гептамерона» М. Наваррской, «Новых забав и веселых разговоров» Б. Деперье и «Кентерберийских рассказов» Д. Чосера, сделать целостный анализ одной из новелл, введя ее в контекст истории развития жанра новеллы в европейской литературе эпохи Возрождения.

· Определить особенности французского Ренессанса и его периодизацию.

· Назвать основные темы, проблемы и черты поэтики лирики Вийона, проанализировать любую балладу с точки зрения основных мотивов, авторской философии человека и мира.

· Выделить и охарактеризуйте народно-смеховой пласт повествования в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и пласт, отражающий современную автору действительность, сформулировать суть синтеза двух культур (карнавальной и новой гуманистической) в романе Рабле.

· Определить основные идеи трактата Ж.. дю Белле «Защита и прославление французского языка» - манифеста «Плеяды».

· Выделить темы, идеи и систему выразительных средств в лирике Ронсара; сделать целостный анализ стихотворения Ронсара «Веретено».

· Назвать основные этапы в развитии английского гуманизма, определить жанрово-родовую палитру английской ренессансной литературы.

· Охарактеризовать своеобразие творческой эволюции Шекспира.

· Проанализировать поэтику и проблематику одного из сонетов Шекспира.

· Выявить разницу между итальянской и английской сонетной формой.

· Охарактеризовать проблему историзма в хрониках Шекспира, показать развитие темы «человек и государство» от первой ко второй тетралогии.

· Выявить своеобразие комического у Шекспира, назвать особенности поэтики комедий; проанализировать приемы создания комического эффекта в комедиях Шекспира (на материале одной комедии - на выбор).

· Выявить основные тенденции развития «трагического» периода творчества Шекспира; охарактеризовать своеобразие трагического, определить суть внешних конфликтов в трагедиях, описать место трагикомедий в творческой эволюции писателя.

· Сделать анализ текста (один на выбор): монолог Гамлета «Быть или не быть?», развитие внутреннего конфликта Отелло, образ шута в «Короле Лире», финал трагедии «Макбет»

· Охарактеризовать своеобразие Возрождения в Испании.

· Описать развитие жанра романа в испанской ренессансной литературе (пасторальные, рыцарские, плутовские романы).

· Выявить эстетику и поэтику плутовского романа, его значение для становления романа Нового времени.

· Проанализировать соотношение смешного и серьезного в изображении героя анонимной повести «Жизнь Ласарильо с Тормеса».

· Охарактеризовать жанровое своеобразие романа Мигеля Сервантеса «Дон Кихот», особенности сюжетостроения, принципы создания системы героев, социальный и философский смысл образа Дон Кихота, его эволюции; проанализировать речь Дон Кихота перед пастухами о «золотом веке».

· Определить состояние национальной драмы и национального театра в Испании XVI в.

· Назвать основные положения теории Л. де Веги-драматурга.

· Охарактеризовать идейное и художественное новаторство Л. де Веги-драматурга, подобрать фрагменты текста из комедии «Собака на сене» для характеристики особенностей поэтики комедии интриги.

Реферат по книге М. М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»:

1. «Карнавальное начало» в понимании М. М. Бахтина

2. Опыт анализа «пиршественных сцен» романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в книге М. М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».

3. Образы романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и современная ему действительность.

4. Анализ гротескного образа тела у Рабле в книге М. М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».

5. Бахтинское понимание образов материально-телесного низа в романе Рабле.

6. Проблема смеха Рабле в книге М. М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»

7. Бахтинская концепция площадного слова в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

8. Народно-праздничные образы в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Темы практических занятий:

1) Литература Средневековья: эволюция.

2) Данте – последний поэт средневековья и первый поэт Нового времени

3) Французская поэзия эпохи Возрождения

4) Поэтика романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

5) Комедии В. Шекспира. Их место в мировой комедийной традиции

6) Трагедии Шекспира: специфика трагического.

7) Драматургия Лопе де Веги: поэтика и проблематика

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.74 (0.009 с.)