Народное поэтическое творчество раннего Средневековья



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народное поэтическое творчество раннего Средневековья



Мифологический эпос – древнеирландский (кельтский), понятие саги. Проблематика и поэтика. Древнеисландский (древнескандинавский) эпос. Старшая и Младшая Эдда. Скандинавские саги. Лирика скальдов.

Письменная литература на латинском языке

Клерикальная и светская литература на латинском языке: клерикальная и светская. Поэзия вагантов: проблематика и художественное своеобразие.

Литература зрелого Средневековья

Общая характеристика эпохи зрелого средневековья. Национальное прошлое как основная проблематика героического эпоса. Роль устной традиции в формировании сюжетов. Историческое и вымышленное. Французский героический эпос. Тема «милой Франции», идеи патриотизма и защиты христианской веры в «Песне о Роланде». Своеобразие героя. Немецкий героический эпос. Древняя легендарная основа и черты новой феодально-рыцарской культуры в «Песне о Нибелунгах». Роль фантастического начала. Испанский героический эпос. Историческое и художественное своеобразие «Песни о моем Сиде». Понятие «реконкисты».

Характерные черты эпического стиля народных героических поэм зрелого средневековья.

Рыцарская (куртуазная) культура и литература зрелого Средневековья

Основы рыцарской культуры. Рыцарские добродетели. Появление новых идеалов (эстетизация личной доблести, чести, любви рыцаря, культ Прекрасной Дамы). Понятие «куртуазность».

Рыцарская лирика

Возникновение рыцарской поэзии. Провансальская лирика трубадуров. Основные мотивы и жанры. Северно-французская лирика труверов. Немецкая поэзия миннезингеров.

Рыцарский роман

Возникновение рыцарского романа, основные циклы, эстетика и поэтика. Особенности героя. Типология рыцарского романа. Особое значение «бретонского» цикла (лэ, романы о Тристане и Изольде, Артуровские романы, творчество Кретьена де Труа).

Городская литература зрелого Средневековья

Общая характеристика средневекового города. Площадная культура города: творчество жонглеров, кукольные театры, народные праздники. Демократический характер городской литературы, ее связь с народным творчеством. Особенности героя. Антиклерикальные мотивы. Своеобразие стиля.

Основные эпические жанры городской литературы: фаблио, шванки, животный эпос («Роман о Лисе»), дидактическая аллегорическая литература («Роман о Розе»). Городская лирика. Процессы секуляризации религиозного театра и религиозной драмы, развитие городской драмы – мистерии, миракли, интермедии, моралите, соти, фарсы. Немецкие шванки.

Литература эпохи Возрождения

Историческое содержание эпохи. Кризис средневековой церкви и средневекового мышления. Становление гуманистической этики и культуры в опоре на возрождение античных традиций и идеалов. Формирование нового типа личности – человека-творца в эстетике Ренессанса. Воплощение идей о гармоничном человеке, его взаимоотношений с обществом и природой в живописи эпохи Возрождения. Идеи «гражданского гуманизма»

Возрождение в Италии

Причины раннего утверждения гуманистической культуры в Италии, этапы ее развития (Предвозрождение или Проторенессанс, Зрелое или Высокое Возрождение, Позднее Возрождение – общая характеристика).

Творчество Данте Алигьери

Становление личности Данте. Влияние поэзии «нового сладостного стиля» на эстетику Данте. «Новая жизнь» - «книга памяти»; vita nova как центральное понятие книги. Художественные и композиционные особенности. Философские трактаты Данте («Пир», «О народной речи»).

«Божественная Комедия» как философско-художественный синтез средневековой и новой гуманистической культур. Традиции и новаторство жанра. Основная сюжетная ситуация «Комедии» и ее историко-культурная основа. Система художественных образов и своеобразие композиции. Пространственно-временная организация поэмы. «Космос» Данте. Своеобразие изобразительных средств.

Творчество Франческо Петрарки

Учено-гуманистическая деятельность Петрарки, его трактаты как отражение глубоких противоречий мировоззрения. Художественное своеобразие, проблематика и поэтика сборника «Канцоньере».

Творчество Джованни Боккаччо

Учено-гуманистическая деятельность Боккаччо. «Декамерон» - вершина творчества писателя. Тематика, источники сюжетов, характер их переосмысления. Роль сюжетного обрамления. Особенности поэтики. Основные циклы новелл. Концепция личности и особенности героя в «Декамероне». Дальнейшее развитие жанра новеллы в итальянской литературе.

Возрождение во Франции

Своеобразие французского Возрождения. Политическая, социальная и культурная ситуация. Взаимоотношения гуманизма и Реформации. Роль абсолютизма в распространении гуманистических идей. Влияние итальянской культуры. Периодизация.

Поэзия Франсуа Вийона

Переходный характер лирики Вийона. Выражение в ней глубокого кризиса средневекового мировоззрения и зарождение нового понимания человека и мира. Хронологические рамки творчества поэта и его «литературное окружение». Темы, идеи, образы лирики Вийона.

Франсуа Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Учено-гуманистическая деятельность Рабле. Синтез учено-гуманистической и народно-смеховой культуры в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Особенности народных источников (карнавальное мироощущение и народное площадное слово). Система образов в романе (пиршественные образы, гротескный образ тела, древние народно-праздничные образы, гротескный образ тела, древние народно-праздничные образы). Амбивалентный характер смеха. Образы Рабле и современная ему действительность. Эпопея Рабле – грандиозная энциклопедия жизни Франции XVI века.

Деятельность «Плеяды»

Кризис французского гуманизма и «Плеяда». Трактат Ж.. дю Белле «Защита и прославление французского языка» - манифест «Плеяды». Пьер Ронсар – крупнейший поэт «Плеяды». Его философская, политическая лирика, тема любви в его поэзии, система выразительных средств.

Возрождение в Англии

Историческое развитие Англии в XVI в. основные этапы в развитии английского гуманизма. Джефри Чосер – крупнейший представитель раннего английского гуманизма. Проблематика и поэтика в его «Кентерберийских рассказах». Томас Мор – «христианский» гуманизм Мора и его общественно-политическая деятельность. «Утопия» Мора и ренессансная утопия «золотого века». Своеобразие утопии как литературного жанра. Поэзия и драма до Шекспира.

Творчество Шекспира

Личность Шекспира, периодизация его творчества. Общая проблематика и художественное своеобразие сонетов Шекспира. Проблемы перевода.

Исторические хроники Шекспира.

Проблема – человек и государство – главная тема хроник Шекспира. Проблема историзма. Исторические хроники как национальная эпопея. Выдвижение политических и исторических проблем в центр сюжетной ситуации. Первая и вторая тетралогии хроник. Ричард III, Генрих IV. Значимость «народного фона» в Генрихе IV, роль Фальстафа.

Комедии Шекспира

Особенности комического у Шекспира. Утверждение гуманистических идеалов, нравственности и человеческой личности в комедиях. Оптимизм мироощущения. Поэтика комедий. «Сон в летнюю ночь» как образец комедии Шекспира. Драма «Венецианский купец» как переход к «трагическому» периоду в творчестве Шекспира.

Трагедии Шекспира

Понятие трагического у Шекспира. Типология героя. Промежуточный характер «веронской» трагедии «Ромео и Джульетта», связь первой трагедии Шекспира с другими произведениями 1590-х гг.

«Гамлет» как трагедия столкновении личности с «безличным веком» и как трагедия «знания жизни». Борьба Гамлета с «мировым» злом и трагический разлад в его сознании. Суть гамлетовского вопроса «быть или не быть?». Понятие «гамлетизм».

«Отелло» - трагедия «обманутого доверия» (А.С. Пушкин). Общественный и нравственно-философский смысл конфликта воплощенного в столкновении Отелло и Яго, порожденных одной эпохой. Образ Дездемоны (апофеоз любви и отрицание «утопии любви»). «Макбет» как перевернутый вариант «трагедии доблести». Взаимодействие внутреннего и внешнего конфликтов как порочного заколдованного круга. Отсутствие антигероя. Значение образа леди Макбет. «Король Лир» как социально-философская трагедия «состояния мира». Конфликт героя с общим мироустройством. Образ Короля Лира и концепция личности в трагедии. Значимость линии Глостера, Корделии, Шута.

Трагикомедии Шекспира – поиски в них положительного решения трагических проблем современности. «Буря» как наиболее характерное отражение утопических идеалов автора. Черты кризиса гуманистического сознания Шекспира и изменение архитектоники драмы, роли фантастики в развитии действия, стиля.

Возрождение в Испании

Своеобразие культурно-исторических процессов в Испании XV-XVI вв. Борьба демократического и аристократического направлений в культуре испанского Возрождения. Утопизм положительных идеалов в испанском гуманизме. Развитие жанра романа в испанской ренессансной литературе (пасторальные, рыцарские, плутовские романы). Особое значение плутовского романа, его эстетики и поэтики для становления романа Нового времени. «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как классический образец плутовской повести.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.012 с.)