Возникновение письменности как интегрирующего элемента культуры. Устное народное творчество, летописания, жития святых.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение письменности как интегрирующего элемента культуры. Устное народное творчество, летописания, жития святых.



Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.
Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа +предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян.

На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Тем не менее, эти виды фольклора сохранились.
Существовали также такие формы фольклора, не связанные с языческим культом, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. До 10 века был очень развит жанр былин(особенно о князе Владимире).

Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

С принятием христианства на Руси распространились грамотность, книжность, письменные законы, изменились представление о мире, смягчились нравы людей.

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира. Христианство меняло и сознание людей, наделяло человека личным самосознанием и обращала его духовную жизнь к Богу, меняло представление о природе, о жизни о самом себе (человек- то существо, которое наделено даром божественного, душой. В свою очередь, он несет ответственность).

Христианство, говорят, способствовало развитию письменность, однако мы может утверждать, что письменность была и до принятия Христианства ( гребень из Бреста с алфавитом, любовные надписи). Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность. Христианство повлияло на нравы и мораль.

Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Отзвуки этих песен слышатся, например, в летописной характеристике князя Святослава и в описании его походов. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» - профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов. Такими придворными певцами были, вероятно, упоминаемый в «Слове о полку Игореве» и «словутый певец Митуса», о котором говорится в Галицко-Волынской летописи.
Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом культуры средневековья. Его влияние на литературу сохранялось и в последующие столетия: писатели, поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал ее художественных средств и приемов.

Древнейшими дошедшими до нашего времени памятниками древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 г., Изборники 1073 и 1076 гг.

В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.

В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся к XI-XII вв. Среди них - частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи.

В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.

Кирилл и Мефодий – мыслители, составители алфавита (сначала глаголица, потом «кириллица»). Пишут в основном на пергаменте из кожи ягненка или теленка молодого. Появляется красная строка, которая выделяется красным, вводится книжная миниатюра. Книги обкладывали из обтянутых пергаментом доски (они были как обложки), Книги были очень дорогие, их прятали, покрывали золотом и серебром. Основа – религиозная литература. Прежде всего, это книги Библии (переведена на старославянский Кириллом и Мефодием), встречалась апокрифическая литература, жития святых («Жизнь и хождения Ефросиньи Полоцкой, составленной к 13 в; «Житие Крилла Туровского»).

Ефросинья Полоцкая основала несколько скрипториев, где переписывались книги (она отказалось от брака и в 13 лет постриглась в монашки), основала монастыри в Полоцке, Бельшецах). Она дала возможность основать одну из самых великих церквей – Спасская Церковь (12в).

Кирилл Туровский – 12 век, епископ Туровский. Он вел затворнический образ жизни, придерживался аскезы. Автор многих слов и поучений, в которых обращается к самым разным князьям (говорили, что это автор «о полку игореве», но это не подтвердили).

 

ЛЕТОПИСЬ – это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись.

ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА: вид церковной литературы - жизнеописания святых, биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.

Авраам Смоленский «Клементий Смолятич»- 13в. Знаменит изречением.

«Закон о благодати» Киевского Епископа Иллореона.

Патриотическая литература: Образец литературы- проповеди отцов церкви. Распространены были целые сборники под названием «Златоуст», «Маргарит» (слова и молитвы Кирилла Туровского; Клементия Смолятича и т.д.).

Апокрифическая литература: «Хождение Богородицы по мукам», «Хождения Агафья в Рай».

Туровское Евангелие ( 11век), найдено в 1865 году.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси

1113 год- написана «Повесть временных лет», которая была составлена монахом Киево-Печерского монастыря, Нестером. Использовал некий свод в качестве первоосновы. Он стремился тут показать единство славян, ответить на вопрос о их происхождении, расселение племен ( общностей, которых основаны на объединение родов), пытается объединить название племен ( Радимичи и Вятичи), легенда о возникновения Киева. Она писалась хронологически, отсюда и название «повесть», он пишет о событиям по годам.

К 12 века( 1185год) «Слово о полку Игореве» - исследовал Дмитрий Лихачев, который написал: «небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году оказался одной и самой значительной победой русского слова».

В основе грамотности образования лежали принципы всеохватывающего обучение, которое пришло из Византии и включающее : 1. Диалектику (Начальные знания по философии. Делилась на 2 уровня : 1уровень- философия теоретическая (богословие, арифметика, музыка, геометрия, астрономия, физиология-учение об окружающем мире); 2уровень – философия практическая: этика, политика экономика). 2. Риторика(включает: знание различных слов и умение ораторского искусства. Образец- слова Иоана Златоуста). 3. Грамматику (знание священного Писания. Основа – Евангелие, Псалтирь и ряд ветхозаветных Книг + античные источники, Гомер, Платон, Аристотель).

Школы создавали при церквях и монастырях.


6.Архитектура Древней Руси. Особенности архитектурных школ Беларуси (10-13 вв).

До конца 10 в на белорусских землях не сущ.ествовало монументальной архитектуры, но были богатые традиции деревянного зодчества. Принятие христианства очень повлияло на зодчество. Вначале постройки были деревянными, а потом каменными. В это время было основано большое количество городов в Беларуси.

Центр культуры – не только храм, но и город. Древние города на территории Беларуси: Полоцк, Туров, Изяславль.

Символ мощи: Софийские соборы: в Киеве (1037г при Ярославе Мудром- сын Рогнеды и Владимира), в Новгороде, в Полоцке (11 век) при Всеславе Чародее. Образцом послужил Константинопольский Софийский Собор.

Принципы Византийской архитектуры: в купольной системе это видно, но со временем – перемены.

К 12 веку создались местные архитектурные школы:

Крестовокупольная система (современный софийский собор переделан, не такой как раньше. Во время русско-Швейцарской войны в Полоцке стояли русские войска, а в соборе хранили боеприпасы. Потом собор взорвали, так как он был униатским, а Петр 1 и Меньшиков этим пренебрегли). Фундамент и стены устояли некоторые, их позже отреставрировали.

В Новгороде сохранилось больше аутентичности. Строили из тонкого прочного материала – кирпич, а потом из него стали делать фундамент.

Калужская церковь в Гродно (Борисоглебская Церковь. 12 век)- из красного кирпича, в ее стены вмонтированы кувшины, ее стены украшены мозаикой и моерикой, крестом.

12 в.: Город Владимир, который стал центром Владимиро-Сулжевского царства.

Церковь Покрова на реке Нерли (Покрова на Нерли) в городе Владимире.

Образец прикладного искусства- Крест Лазера Бокши.

 

12 -13 век Россия (удельный период): Ю. Долгорукий основывает Москву, Боголюбский переносит столицу из Ростова во Владимир, он его и построил. Это время расцвета Новгорода. Он – центр православной культуры. Создаются Храмы. Культ Бориса и Глеба.

Полоцкая архитектурная школа. В 12 в. Полоцкое княжество было самым сильным среди древнерусских (после Киева - столицы Древней Руси). На раннем этапе в ней присутствовала тенденция следования киевским образцам (Большой собор Бельчицкого Борисоглебского монастыряво многом напоминает церковь Спаса в Берестове, под Киевом). Только в сер. 12 в. сложилась своя традиция, которая наиболее ярко отразилась в творчестве мастера Иоана.Он первым из древнерусских мастеров решительно порывает с канонами византийско-киевской архитектуры и создаёт свой отличительный тип храма башневидной ярусной композиции ориентируясь в этом на свой прототип - полоцкую Софию (Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцке, Борисоглебская церковь в Бельчицах). ЧЕРТЫ ШКОЛЫ: 1) отход от византийских крестово-купольных структур. 2) Здания стали вытянутыми в плане, боковые нефы более узкими, доминирует средняя апсида, а боковые апсиды снаружи не выявлены и чаще всего спрятаны в толще алтарных стен. 3)характерна кладка со "спрятанным рядом", которая образовывала двухцветную гамму поверхности стены, реже - с чередованием слоев плинфы и известняка. 4) размещение подкупольного квадрата не над восточными, а над западными парами столбов, что придавало композиции зданий центричность.5)конструктивно-декоративная система перекрытия подкупольного квадрата ступенчатыми арками и образование кубического постамента для барабана главного купола, украшенного снаружи 3-лопастевыми арками.

Полоцкая школа оказала влияние на дальнейшее развитие архитектуры Беларуси и Руси 12- 16 вв.

Такие храмы строились в и Смоленске.

ВИТЕБСКАЯ ШКОЛА: единственный памятник- Витебской Благовещенской церкви, ЧЕРТЫ:используется система кладки с чередованием рядов плинфы и каменных блоков. (Такая техника кладки встречалась в Болгарии и Греции, откуда, вероятно, и были приглашены мастера в Витебск.)

ГРОДНЕНСКАЯ ШКОЛА: (2 пол 12 в.) она более локальная чем Полоцкая, т.к. охватила только Гродно и Волковыск. Единственный сохранившейся памятник - Гродненская Борисоглебская церковь на Коложе.Остальные 4 памятника, в т.ч. и княжеский дворец в Гродно, известны только по археологическим раскопкам.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ: 1)кирпичная ровнорядная кладка с применением природных валунов, а также некоторые другие черты.2) исключительная по разнообразию декоративная обработка фасадов. Для её использовались различные по цвету и размерам шлифованные камни и фигурные керамические плитки, из которых выкладывались кресты и другие фигуры. 3) Для улучшения акустики в верхние части стен и сводов вмуровывались керамические горшки - "голосники", горловины которых (диаметром 8-10 см) выходили в определённом порядке.

Примеры грод. школы: для украшения фасадов Нижней церквибыли использованы зелёно-глазурированные керамические плитки типа глубоких тарелок. Все гродненские каменные здания имели полы, выложенные разнообразными по форме и цвету глазурированными керамическими плитками со сложными геометрическими орнаментами.

Анализ клейм на плинфе свидетельствует, что в Гродно работали приглашённые из Полоцка мастера, которые позже переехали в Чернигов, где изготовляли плинфу для строительства очередной церкви.

В конце 12 в. монументальное строительство на Беларуси остановилось, в связи с феодальным распадом княжеств.


 

7. Монументальная живопись и книжная миниатюра в культуре восточных славян (10-13вв).

 

До конца 10 в на белорусских землях не существовало монументальной архитектуры, но были богатые традиции деревянного зодчества. Принятие христианства очень повлияло на зодчество. Вначале постройки были деревянными, а потом каменными. В это время было основано большое количество городов в Беларуси.

Центр культуры – не только храм, но и город. Древние города на территории Беларуси: Полоцк, Туров, Изяславль.

С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Нельзя забыть колоссального влияния христианства. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «„евангелием“ для неграмотных».Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками.

Вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, создало выдающиеся памятники церковной и светской живописи, замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров.

С появлением христианства стала распространяться живопись (роспись храмов) – фрески Софийского собора, Спасо-Преображенской церкви. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классич. византийской манерой письма использовали местные традиции.

В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков. Особенно широко применялись фресковые росписи. Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма — центральный «купол», подкупольное пространство, «алтарь» (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта15 в алтарной апсиде). Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни (состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п.).

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям.

Большое влияние имеет иконопись: Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика.

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.

Фресковая живопись, мозаика. Позднее складывалась новгородская школа живописи. ЧЕРТЫ: ясность идеи, реальность изображения, доступность, а также обилие шедевров, написанных в Новгородской земле. (Пример: фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.)).

Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский собор.

12 век – Новгород переживает расцвет (удельный период), это центр, республика тут власть в виде «вече». Становится одним из центром православной культуры. В 12 века создаются храмы. Архитектура проста, сурова и рациональна. Она не использует много украшений, простота форм, линий и очертаний. В это время культ Бориса и Глеба. Их смерть сопрягалась с принципом единства всей Руси и восточных славян. Церковь Спаса на Ниредице – украшена фресками на религиозную тематику + есть и социальная тематика (обеспокоенность постоянными междоусобными воинами).

 

КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА: Это особое явление древнерусской живописи. Древнейшая русская рукопись «Остромирово евангелие» (1056-57 гг.) украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостное наложенные фигуры которых сходны с фигурами; апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом.

В миниатюрах «Изборника Святослава» (1073) имеются портретные изображения великокняжеской семьи. В 12-13 вв. у нас появл. иллюстр. рукописи, в которых находились рисунки – минатюры. Самая известная – Радзивиловская летопись (около 600 рисунков), Оршанское и Лавришеское евангелие.

В 14 веке появляется «звериный стиль». Характерно для звериного стиля:1. стилизованное оформление заглавных букв, инициалов.2.В первых буквах использовались элементы в виде плетения, которые соединялись чудесными формами животных, встречались и человеческие фигуры.


 

8. Культура Руси удельного периода (сер 12. – 30-40гг 13вв). Культура удельного периода на белорусских землях и северо-восточной Руси (Владимиро-суздальская культура, культура Новогородской феодальной республики)

Период с начала феодальной раздробленности, до нашествия монголо-татар (12 век 30-40-е годы – до 40-х годов 13 века). Расцвет падает на правление Ярослава Мудрого (1019-1054гг). В этот период уже четко существуют другие княжества. Правление Брачислава Изяславовича. После смерти Ярослава Мудрого начинаются междоусобные воины между братьями, сынами Ярослава. Постепенно Полоцкое княжество дробится на мелкие княжества, особый вес приобретает Минского княжество (возглавляется Глебом). Киевское княжество постепенно теряет роль духовного и политического центра, который перемещается в северо-восточную Русь. Еще один центр – Галинско-волынская Русь.Каждый центр пртендует на превосходство.Это ослабляет Русь и нападают кочевники. Юрий Долгорукий– стремился захватывать земли. Он считается основателем Москвы в 1147году, купил ее у боярина. Ничего собой не представляло, но расположено в стратегическом плане было очень выгодно. Затем северо-восточная Русь расширяет свои границы, особенно при Андрее Боголюбском, который переносит столицу из Ростова во Владимир – 12 век. Он отстроил Владимир. Были построены Белокаменный Кремль с золотыми воротами и Успенский собор во Владимире. Церковь Покрова. Резиденция Андрея Боголюбского – село Боголюбово. Литературные источники: Моление и Слово Даниила Заточника – к 12- н 13 веков. Этот источник был открыт Карамзиным (19век). В Молении рассказана история Владимирского княжества и самого города Владимир. Сам автор Моления сопровождает свои мысли смехом, иронией (смеховая культура).

Владимиро-Суздальская земля:В XI в. здесь уже стояли крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль. Владимир Мономах основал названный в его честь Владимир-на-Клязьме и Переяславль. Возвышаться Северо-Восточная Русь стала при Владимире Мо-номахе. Так можно называть эту территорию, после того как Боголюбский построил г. Владимир.

12 век – Новгород переживает расцвет, это центр, республика тут власть в виде «вече». Становится одним из центром православной культуры. В 12 века создаются храмы. Архитектура проста, сурова и рациональна. Она не использует много украшений, простота форм, линий и очертаний. В это время культ Бориса и Глеба. Их смерть сопрягалась с принципом единства всей Руси и восточных славян. Церковь Спаса на Ниредице – украшена фресками на религиозную тематику + есть и социальная тематика (обеспокоенность постоянными междоусобными воинами).

БЕЛАРУСЬ: Полоцк – пытается стать центром. 1067г – сражение на Немиге (впервые упоминается Минск). Сражение с Владимиром Мономахом – разорил Минск, уничтожил полоцкую родословную, отправив полоцкую династию как рабов в Византию. В начале 13 века картина меняется. Полоцкому княжеству удалось сохранить независимость. Уровень развития общекультурный был низкий. Существовала опасность завоевания территории немецкими орденами (Тевтонский орден, Ливонский орден) и в 30-40-е годы 13 века – угроза со стороны монголо-татар. ЧТО ПРОИСХОДИТ:

· Князь теряет свое значение

· Киев теряет единство

· 1240 г – северо-восточная Русь под властью монголо-татар

· Под властью монголо-татар оказывается Киевщина

· Угроза для Беларуси

Объединение между балтами и протобелоруссами. Процесс образования единого государства ВКЛ. С 13 века ощущается проникновение в белорусскую культуру элементов западно-европейской культуры => романская культура и романское зодчество.


 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.018 с.)