Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественная и философская мысль Беларуси XIX в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Народничество – идеи К. Калиновского (что говорилось в Мужицкой правде) Во втор.пол.19 в. – проблема поиска национальной идентичности. Рубеж 19-20 ст. – период национального возрождения. - К концу 19 в. – оформление белорусской нации. - бел.язык и культурно-историческая память реставрируется. В 80-е гг. 19 в. – образуется группа Гоман. Издают т.н. Письма. Пишутся они подпольно - «Да беларускаямоладзи», «Письмыпра Беларусь», «Послания да землякоу-беларусау»- подпись ШчырыБеларус, «Письмы Данилы Баравика». Издают 2 номера газеты Гоман. Авторы констатировали отличие белорусов от поляков и русских. Протестовали против полонизации и русификации. 3- вскрывали реакционнность взглядов на бел.народ «як на нейкиматэрыял для усемагчымыхэксперыментау, а не як на жывуюнароднасць, здольнуюсамастойнараспараджаццасабою». В качестве тех, кому придется «реставрировать» национально-культурную память рассматривалась молодежь и интеллигенция, именно они должны пробуждать национальное самосознание и осознавать себя в качестве белорусского народа как самостоятельного, а не части русского или польского. Национальное движение, которое актуализирует идею самостоятельности, а также критика идей западно-русизма. Хождение в народ – идеи учительства, просвещения, обучения детей на белорусском языке. «Першыячытанни для дзетак-беларусау» - Э. Пашкевич и Я. Колас. Беларуский букварь «Беларускийлемантар, абопершаянавукачытання» - по инициативе К. Каганца. «Заглянесонца и у наша оконца» - периодич. издание, воглавляемоеЭпимахомШепило. Наша Нива – полемические статьи, произведения Купалы, Коласа,тетки, Гаруна, Гарецкого, Богадновича. Еврейское рабочее движении БУНД – а в Беларуси БСГ (бел соцграмада). Народничество. В Петербурге – кружок молодежи польской литовской и беларсукой – во главе с Адамом Гуриновичем. В Минске братьями Луцкевичами был организован кружок по изучению Беларуси и нац. вопроса. Питер – гуртокБеларсускаянароднайасветы. Витебская школа – Пенн, Шагал, Белыницкий-Беруля. товарищества любителей ваяния, живописи и т.д. Первые концерты Рахманинова – в Минске. Создание профессиональной театральной труппы во главе с ИгантомБуйницким.
Особенности русского и польско-белорусского романтизма. Литература и искусство романтизма. Скорее всего – белорусско-польский. Многие выходцы из бел причисляли себя и к бел и к польской культуры; процесс денационализации шляхты, бел к-ра вытесняется на периферию. Первая треть 19 века – политика с позицией полонизацией. Бел вошла в состав Р.И вследствие раздела РП. С 20ых гг явление русификации даёт о себе знать в сфере образования. В частности- 1823г –указ,согласно которому выходцы из литвы и бел запрещалось учится в зарубежных университетах. В 30е – процесс образования переходил на рус яз. Явление симблиоза контекстов идентичности бел и польского объясняется тем, что вхождение в составр Р.И рассматривалось как трагедия. Идеи нац освобождение Княжества лит и Польши сближали бел и польскую шляхту. В нач 19 века, при Александре 1ом многое сделано для распространения образования и науки на бел-лит землях. 1803г – основание виленского университета, просуществовал до 1832,подготовил много талантливых людей. Университет входил в виленский учебный округ во главе с Адамом Чартарыйским. Это польский род, чрезвычайно богатый, приближен к Александру 1ому – либералу с множеством проектов, особенно в области образования. Проект возрождения ВКЛ в рамках РИ, соединение земель,некогда туда входивших. Чартарыйский – главный преемник главной лит школы ВКЛ, она в свою очередь – преемница изуитской академии. В университете – высой ур образования, устойчивые традции зап-европейского образования. В ней – первый в пределах РИ зоологич университет. Преподавали профессура: Боянус, Франк, Почобут-Адляницкий (открыл обсерваторию), снядетский. Атмосфера университета проникнута идеями свободомыслия. - Нач 19 века – период общения культур, 1812г – наполеоновская война,которая для шляхты была не отечественной войной,а явлением освобождения от российского владычества. В университете существовала художественная школа, сложившаяся вокург факультета искусств. В университете образованы тайные общества – товарищество филаматов (Томаш Зам, Адам Мицкевич, Ян Чачот - организаторы) – любителей наук, филаматы – привеженцы нравственной и моральной чистоты. Писали и обсуждали трактаты широких взглядов: о софокле, о классицызме, о двух разновидностях власти, математические науки, об электричестве, о положении христиан. С 1817гг – в россии так же организуются тайные товарищества, подозрения у власти, Ян Чачот, Томаш зам – высланы в отдалённые губернии России. Адам Мицкевич – имигрирован во франци, известен в полскокультурной диаспоры,многие польские роды выбрали эмиграцию; популярен в Петербурге,знаком с Пушкиным,события 1830-31 разрушила эту связь. Брец за независимость,пламенный революционер в борьбе за неависимость РП. Виленский уни-т 1803г – «рассадник» свободомыслия. Огромное значение предавалось изучению и исследованию родного края и родного языка – беларусского. Изучение традиций и обычаев. Планы расширения народного образования. Малевский – филомат, в Щорсах организовал ланкастарскую школу для крестья. Парадигма романтизма вплодь до 40-50гг доминировавшая в польско-бел к-ры – практическообщественная деятельность. Романтизм тесно переплетался с просвещенческими идеями – ЧЕРТА бел-польского романтизма. Несмотря на колнизацию первые 4ре десятилетия вновь подняли вопрос о бел нац идентичности и бел языке. Поиск глубоких корней, культ явлений,свидетельствующих от отличности к-ры. Маркёром оказываются фольклор, традиции, обячаи. Актуально исследование и обращение к фольклору – маркёр нац культуры и идентичности. В рамках романтизма объявляется неотъемлимой частью ис-ва как и професиональное ис-во вцелом. В России на протяжении 19 века действует ряд комиссий, собирающих инфу о беларуси. 1923г – Григаровичем издаётся архив Беларусскийх древних грамот. В нём – сведения о беларуси – демонстрируют отличительные черты и кач-ва,док-ва самостоятельности бел этноса среди восточно-славянскх клультур. Повальное увлечение собиранием различных песен, в т.ч. Ян Чачот. На основе фолькл материалов сам сочинял фольк песни, издаёт сборник «Исторические песни». Любитель аутентичного фольклора – Ян Борщевский. Известен как автор произведения. «Шляхтич Завальня, ци Беларусь у вантастычных апавяданнях». Тогдашние критики называли сборник бел циклом тысячи и одной ночи. Борщевский пишет 2 стихотворения Девонька и Гарэлица, по ним созданы песни, музыка написана Антоном Обрамовичем, которого рассматривают в кач-ве 1ого бел профес композитора. Беларускось – в использовании бел народных мотивов. Музыка сочинялась на основе бел мотивов и ритмов – подражание основным мотивам, темам и идеям. Музыкка- авторская.но напоминала нарудную музыку,некая стилизация. Среди произведений – «Вяселле» - по которому можно изучать свадебный обряд,его трёхчасная структура. Произведение – загадочная композиция «Марш Инферналь» (то что сопровождает похоронную процессию, похоронный марш). Рассуждения о смерти, бренности бытия. Глубокий композитор,работал в русле аутентичного фольклора,народной пени. Различными композиторами писались сочинения подобия историч песен и вокальных миниатюр. На стихи Мицкевича – 21 муз миниатюра. Творчество Станислава Манюшки, жил в минске, дружил с Дуниным-Мартинкевичем, написал на его произведения «Идилия». Оперета – жанр очень популярный к началу 19 века; более серьёзная по звучанию и соц контектсу- опера «Галька». Писал хоралы,контаты, состоял в обществе святой цицилии, сочинял музыку для органа. Переезжает в Вильню, Варшаву. Большую часть деятельности провёл в Беларуси. Считается основателем национальной польской оперы. Манюшко обращался к песням,составленными Яном Чачотом – сборник «Сельские пени из-за нёмана» - на стихотворения Чачота. Владислав Сыракомля – псевдоним, настоящее имя – Людвик Кондратович – написал знаменитое стихотворение Поштальён («Ямщик») – положено на музыку.Для его стихотворений характеро романтизация образов, стремление осознать роль жизни художника. Стихотворения – на бел языке «Добрыя весци», «Ужо птушки пяюць усюды». Для него характерен гражданский пафос, преветсвование революц 1848-49гг в Европе. Автор Павлюк Багремом, «зайграй зайграй хлопчык малы». Родился в Барановичском р-не, был кузнецом. В кастёле деревни района - металическа люстра.В деревне Гроши – респ праздники поэзии и кузнечного мастерства. Адам Мицкевич – поэт борец. Многие стихи написаны по воспоминаниям о бел крае. Многие польские поэты и критики обвиняли его за то что в его поэмах много беларусизмов, т.к. бел язык считался языком крестьян. Поэмма «Пан Тадэвуш», перевдена на бел язык Дуниным-Мартинкевичем,находилась под запретом; «Свитязь», «Дзяды» - самое бел произведение,маркёр в период 80-90ых при расширении нац движения. В этот же период – анонимные произведения,написаные от руки. «Энеида навыворот» Равинского; поэмма «Тарас на парнасе» Вереницына. В основве – вост-бел диалект,наполненый сочной аппеляцией к нар пословицам, погаворкам,скабрезные нотки, ирония,сарказм,привлечение эффектов театра, рампы. Это – рококо, там встречаются черты рокальной культуры. Романтизм с доминантой рококо. Хождение имели народные анонимные произведения «Гутарка Данилы со Стяпанам», «Вось яки свет стау», «Паномания» - сочинения глазами крестьян,как они видели образ жизни понов, аристократии. Переплетения фольклора со сказками,создающимися в 19 веке: пан и мужык,пан – польского происхождения, с плохим оттенком. Мужык – сметлив,хитёр,побеждает нехорошего пана. В России у того же пушкина – о попе и работнике его балде – тот же сюжет. ИСКУССТВО,ЖИВОПИСЬ. Школа на базе виленского ун-та,готовит великих художников, в часности благодаря деятельности Рустема, Смуглевича. Валеньтий Ванькович – своеобразный художник. Родовое имение в степянке, дом ваньковичей – собирательный образ к-ры 19 века. Минск в это время живёт интенсивной жизнью, повальный бум увлечение музыкой, литературой, живописью. Ванькович закончил Полоцкую иезуитскую академию, просуществовала до 20огогода, учился в петербургской академии художеств. / Чарльд Гарольд /. Псещает Европпу,учится у итальянских живописцев, впадает в мистицизм. У него судьба метущегося героя. Гонимый внутреннеми страстями – творит в мистическо-христианском русле.Нам известен как портретист,пафс романтизма.прославляющий героя-освободителя – проявляется в фигуре «Адам Мицкевич на горе Айдак» - много симнволичного,присущего к-ре романтизма. Красный платок-кашне, поверх – ворот рубахи.Когдато такое носили карбонарии,борющиеся за независимость италии.Образ героя,стремящегося освободить польшу от русского ига. Иосиф Алешкевич. Создал серию портретов, портрет Адама Чартарыйского,пианисти марии шимановской, магнатов Радзивила и Сапеги. Ян Дамель. Его работам присуще тяготение к историческому жанру,историч культ героев: «Смерть глинского в неволе». Михаил Глинский – неоднозначная фигура, известен как полководец, разбивший татар под Клецком («Анастасия Слуцкая» фильм). Человек интересной и трагич судьбы, правая рука Александра Ягелончика,затем оказался в неудел,подготовил заговор,убежал в московское гос-во. Его посадили в тюрьму. Картина «Освобождение Тадевушка Костюшки из темницы»,его выпустил павел перый - император россии. Викентий Дмоховский – представитель романтизма, пейзажист. В позднем твор-ве приближется к реализму. Оставил виды бел-си, её природу: «Озеро Свитязь» - сходство его живописной манеры с творчеством Клода Лорена. Работа «Улица в вильно» - городской пейзаж. Самый извесный худ Иван Хруцкий. Фактически является основателем нац бел живописи. «Мальчик в соломенной шляпе» - возможно,изображение его сына. Семейные потртреты: «Семейный портрет с женой и детьми», «Цветы и плоды» - сочный яркий натюрморт, за него ему присвоили звание академика. К сер 19 века доминировать начинает реализм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.012 с.) |