Общественная и философская мысль Беларуси XIX в.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественная и философская мысль Беларуси XIX в.



Народничество – идеи К. Калиновского (что говорилось в Мужицкой правде)

Во втор.пол .19 в. – проблема поиска национальной идентичности.

Рубеж 19-20 ст. – период национального возрождения.

- К концу 19 в. – оформление белорусской нации.

- бел.язык и культурно-историческая память реставрируется.

В 80-е гг. 19 в. – образуется группа Гоман. Издают т.н. Письма. Пишутся они подпольно - «Да беларускаямоладзи», «Письмыпра Беларусь», «Послания да землякоу-беларусау»- подпись ШчырыБеларус, «Письмы Данилы Баравика». Издают 2 номера газеты Гоман. Авторы констатировали отличие белорусов от поляков и русских. Протестовали против полонизации и русификации. 3- вскрывали реакционнность взглядов на бел.народ «як на нейкиматэрыял для усемагчымыхэксперыментау, а не як на жывуюнароднасць, здольнуюсамастойнараспараджаццасабою». В качестве тех, кому придется «реставрировать» национально-культурную память рассматривалась молодежь и интеллигенция, именно они должны пробуждать национальное самосознание и осознавать себя в качестве белорусского народа как самостоятельного, а не части русского или польского. Национальное движение, которое актуализирует идею самостоятельности, а также критика идей западно-русизма.

Хождение в народ – идеи учительства, просвещения, обучения детей на белорусском языке.

«Першыячытанни для дзетак-беларусау» - Э. Пашкевич и Я. Колас.

Беларуский букварь «Беларускийлемантар, абопершаянавукачытання» - по инициативе К. Каганца.

«Заглянесонца и у наша оконца» - периодич. издание, воглавляемоеЭпимахомШепило.

Наша Нива – полемические статьи, произведения Купалы, Коласа,тетки, Гаруна, Гарецкого, Богадновича.

Еврейское рабочее движении БУНД – а в Беларуси БСГ (бел соцграмада). Народничество. В Петербурге – кружок молодежи польской литовской и беларсукой – во главе с Адамом Гуриновичем. В Минске братьями Луцкевичами был организован кружок по изучению Беларуси и нац. вопроса. Питер – гуртокБеларсускаянароднайасветы.

Витебская школа – Пенн, Шагал, Белыницкий-Беруля. товарищества любителей ваяния, живописи и т.д. Первые концерты Рахманинова – в Минске. Создание профессиональной театральной труппы во главе с ИгантомБуйницким.


 

Особенности русского и польско-белорусского романтизма. Литература и искусство романтизма.

Скорее всего – белорусско-польский. Многие выходцы из бел причисляли себя и к бел и к польской культуры; процесс денационализации шляхты, бел к-ра вытесняется на периферию.

Первая треть 19 века – политика с позицией полонизацией. Бел вошла в состав Р.И вследствие раздела РП. С 20ых гг явление русификации даёт о себе знать в сфере образования. В частности-1823г –указ,согласно которому выходцы из литвы и бел запрещалось учится в зарубежных университетах. В 30е – процесс образования переходил на рус яз. Явление симблиоза контекстов идентичности бел и польского объясняется тем, что вхождение в составр Р.И рассматривалось как трагедия. Идеи нац освобождение Княжества лит и Польши сближали бел и польскую шляхту.

В нач 19 века, при Александре 1ом многое сделано для распространения образования и науки на бел-лит землях. 1803г – основание виленского университета, просуществовал до 1832,подготовил много талантливых людей. Университет входил в виленский учебный округ во главе с Адамом Чартарыйским. Это польский род, чрезвычайно богатый, приближен к Александру 1ому – либералу с множеством проектов, особенно в области образования.

Проект возрождения ВКЛ в рамках РИ, соединение земель,некогда туда входивших. Чартарыйский – главный преемник главной лит школы ВКЛ, она в свою очередь – преемница изуитской академии. В университете – высой ур образования, устойчивые традции зап-европейского образования. В ней – первый в пределах РИ зоологич университет.

Преподавали профессура: Боянус, Франк, Почобут-Адляницкий(открыл обсерваторию), снядетский. Атмосфера университета проникнута идеями свободомыслия.-

Нач 19 века – период общения культур, 1812г – наполеоновская война,которая для шляхты была не отечественной войной,а явлением освобождения от российского владычества. В университете существовала художественная школа, сложившаяся вокург факультета искусств. В университете образованы тайные общества – товарищество филаматов (Томаш Зам, Адам Мицкевич, Ян Чачот - организаторы) – любителей наук, филаматы – привеженцы нравственной и моральной чистоты. Писали и обсуждали трактаты широких взглядов: о софокле, о классицызме, о двух разновидностях власти, математические науки, об электричестве, о положении христиан.

С 1817гг – в россии так же организуются тайные товарищества, подозрения у власти, Ян Чачот, Томаш зам – высланы в отдалённые губернии России. Адам Мицкевич – имигрирован во франци, известен в полскокультурной диаспоры,многие польские роды выбрали эмиграцию; популярен в Петербурге,знаком с Пушкиным,события 1830-31 разрушила эту связь. Брец за независимость,пламенный революционер в борьбе за неависимость РП.

Виленский уни-т1803г – «рассадник» свободомыслия. Огромное значение предавалось изучению и исследованию родного края и родного языка – беларусского. Изучение традиций и обычаев. Планы расширения народного образования. Малевский – филомат, в Щорсах организовал ланкастарскую школу для крестья.

Парадигма романтизма вплодь до 40-50гг доминировавшая в польско-бел к-ры – практическообщественная деятельность. Романтизм тесно переплетался с просвещенческими идеями – ЧЕРТА бел-польского романтизма. Несмотря на колнизацию первые 4ре десятилетия вновь подняли вопрос о бел нац идентичности и бел языке. Поиск глубоких корней, культ явлений,свидетельствующих от отличности к-ры. Маркёром оказываются фольклор, традиции, обячаи. Актуально исследование и обращение к фольклору – маркёр нац культуры и идентичности. В рамках романтизма объявляется неотъемлимой частью ис-ва как и професиональное ис-во вцелом.

В России на протяжении 19 века действует ряд комиссий, собирающих инфу о беларуси. 1923г – Григаровичем издаётся архив Беларусскийх древних грамот. В нём – сведения о беларуси – демонстрируют отличительные черты и кач-ва,док-ва самостоятельности бел этноса среди восточно-славянскх клультур. Повальное увлечение собиранием различных песен, в т.ч. Ян Чачот. На основе фолькл материалов сам сочинял фольк песни, издаёт сборник «Исторические песни».

Любитель аутентичного фольклораЯн Борщевский.Известен как автор произведения. «Шляхтич Завальня, ци Беларусь у вантастычных апавяданнях». Тогдашние критики называли сборник бел циклом тысячи и одной ночи. Борщевский пишет 2 стихотворения Девонька и Гарэлица, по ним созданы песни, музыка написана Антоном Обрамовичем,которого рассматривают в кач-ве 1ого бел профес композитора. Беларускось – в использовании бел народных мотивов.Музыка сочинялась на основе бел мотивов и ритмов – подражание основным мотивам, темам и идеям. Музыкка- авторская.но напоминала нарудную музыку,некая стилизация. Среди произведений – «Вяселле» - по которому можно изучать свадебный обряд,его трёхчасная структура. Произведение – загадочная композиция «Марш Инферналь»(то что сопровождает похоронную процессию, похоронный марш). Рассуждения о смерти, бренности бытия. Глубокий композитор,работал в русле аутентичного фольклора,народной пени.

Различными композиторами писались сочинения подобия историч песен и вокальных миниатюр. На стихи Мицкевича – 21 муз миниатюра. Творчество Станислава Манюшки,жил в минске, дружил с Дуниным-Мартинкевичем, написал на его произведения «Идилия». Оперета – жанр очень популярный к началу 19 века; более серьёзная по звучанию и соц контектсу- опера «Галька». Писал хоралы,контаты, состоял в обществе святой цицилии, сочинял музыку для органа. Переезжает в Вильню, Варшаву. Большую часть деятельности провёл в Беларуси. Считается основателем национальной польской оперы. Манюшко обращался к песням,составленными Яном Чачотом – сборник «Сельские пени из-за нёмана» - на стихотворения Чачота.

Владислав Сыракомля – псевдоним, настоящее имя – Людвик Кондратович – написал знаменитое стихотворение Поштальён («Ямщик») – положено на музыку.Для его стихотворений характеро романтизация образов, стремление осознать роль жизни художника. Стихотворения – на бел языке «Добрыя весци», «Ужо птушки пяюць усюды». Для него характерен гражданский пафос, преветсвование революц 1848-49гг в Европе.

Автор Павлюк Багремом, «зайграй зайграй хлопчык малы». Родился в Барановичском р-не, был кузнецом. В кастёле деревни района - металическа люстра.В деревне Гроши – респ праздники поэзии и кузнечного мастерства.

Адам Мицкевич – поэт борец. Многие стихи написаны по воспоминаниям о бел крае. Многие польские поэты и критики обвиняли его за то что в его поэмах много беларусизмов, т.к. бел язык считался языком крестьян. Поэмма «Пан Тадэвуш», перевдена на бел язык Дуниным-Мартинкевичем,находилась под запретом; «Свитязь», «Дзяды» - самое бел произведение,маркёр в период 80-90ых при расширении нац движения.

В этот же период – анонимные произведения,написаные от руки. «Энеида навыворот» Равинского; поэмма «Тарас на парнасе» Вереницына. В основве – вост-бел диалект,наполненый сочной аппеляцией к нар пословицам, погаворкам,скабрезные нотки, ирония,сарказм,привлечение эффектов театра, рампы. Это – рококо, там встречаются черты рокальной культуры. Романтизм с доминантой рококо.

Хождение имели народные анонимные произведения «Гутарка Данилы со Стяпанам», «Вось яки свет стау», «Паномания» - сочинения глазами крестьян,как они видели образ жизни понов, аристократии. Переплетения фольклора со сказками,создающимися в 19 веке: пан и мужык,пан – польского происхождения, с плохим оттенком. Мужык – сметлив,хитёр,побеждает нехорошего пана. В России у того же пушкина – о попе и работнике его балде – тот же сюжет.

ИСКУССТВО,ЖИВОПИСЬ. Школа на базе виленского ун-та,готовит великих художников, в часности благодаря деятельности Рустема, Смуглевича. Валеньтий Ванькович – своеобразный художник. Родовое имение в степянке, дом ваньковичей – собирательный образ к-ры 19 века. Минск в это время живёт интенсивной жизнью, повальный бум увлечение музыкой, литературой, живописью. Ванькович закончил Полоцкую иезуитскую академию, просуществовала до 20огогода, учился в петербургской академии художеств. /Чарльд Гарольд/. Псещает Европпу,учится у итальянских живописцев, впадает в мистицизм.У него судьба метущегося героя. Гонимый внутреннеми страстями – творит в мистическо-христианском русле.Нам известен как портретист,пафс романтизма.прославляющий героя-освободителя – проявляется в фигуре «Адам Мицкевич на горе Айдак» - много симнволичного,присущего к-ре романтизма. Красный платок-кашне, поверх – ворот рубахи.Когдато такое носили карбонарии,борющиеся за независимость италии.Образ героя,стремящегося освободить польшу от русского ига.

Иосиф Алешкевич. Создал серию портретов,портрет АдамаЧартарыйского,пианисти марии шимановской, магнатов Радзивила и Сапеги.

Ян Дамель.Его работам присуще тяготение к историческому жанру,историч культ героев: «Смерть глинского в неволе». Михаил Глинский – неоднозначная фигура, известен как полководец, разбивший татар под Клецком («Анастасия Слуцкая» фильм). Человек интересной и трагич судьбы, правая рука Александра Ягелончика,затем оказался в неудел,подготовил заговор,убежал в московское гос-во. Его посадили в тюрьму. Картина «Освобождение Тадевушка Костюшки из темницы»,его выпустил павел перый - император россии.

Викентий Дмоховский – представитель романтизма, пейзажист. В позднем твор-ве приближется к реализму. Оставил виды бел-си, её природу: «Озеро Свитязь» - сходство его живописной манеры с творчеством Клода Лорена. Работа «Улица в вильно» - городской пейзаж.

Самый извесный худ Иван Хруцкий. Фактически является основателем нац бел живописи. «Мальчик в соломенной шляпе» - возможно,изображение его сына. Семейные потртреты: «Семейный портрет с женой и детьми», «Цветы и плоды» - сочный яркий натюрморт, за него ему присвоили звание академика.

К сер 19 века доминировать начинает реализм.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.006 с.)