Церковь Беларуси 15-16вв. Реформационное движение. Значение Брестской церковной унии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь Беларуси 15-16вв. Реформационное движение. Значение Брестской церковной унии.



В XVI веке вся духовная, культурная, экономическая и политическая жизнь Европы переживала грандиозные изменения, связанные с движением обновления церкви. Выдающиеся деятели белорусского Возрождения были одновременно и людьми Реформации. Это и Франциск Скарына, который напечатал Библию на белорусском языке, и Сымон Будны, который издал первый белорусский Катехизис и «об оправдании грешного человека перед Богом», где в доступной форме изложил основы веры, и Василь Тяпинский, который перевел Новый Завет на белорусский язык и подчеркивал необходимость возрождения родного языка и культуры. Это также магнат Микалай Радзивил Черный, который открывал по всей стране церкви, школы, типографии.

Беларусь в период ВКЛ- один из важнейших центров (ВКЛ образовано в 1240-м году и просуществовало до 1795. 1 Центр при Миндовге - Новагрудок). Основная вера – православная, но была и католическая и языческая религия. Но с подписанием в 1385 г Кревской Унии влияние католической Польши усилилось (соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём)

16 в – в Западной Европе начинается широкое движение против заселения католической церкви, которое вошло в историю под названием Реформация (лат- изменение). Прогрессинвое гражданство смело выступала за пересмотр, отмену многих позиций, которые обеспечивали этой конфессии почти неограниченную власть. Но главное – буржуазия выделила идею национальной церкви, тем самым положила начало возникновению нового рел. Направления – пратестантизм (с лат - противоречащие). Более знвковые его напрвления – это кальвинизм и лютеранство.

Реформация — это возобновление первоначального образа, исходной формы, возвращение к первоисточнику — Библии, к Божьему взгляду на Церковь, на общество, на человека. Сутью Реформационного движения стало учение Мартина Лютера, которое может быть выражено следующими принципами:

1. Sola gratia — только благодать (человек не может заслужить спасение, Бог Сам решил проблему греха и спасения человека, послав на смерть Своего Сына).

2. Sola fides — только вера (праведность является даром от Бога, который приходит через веру).

3. Sola Scriptura — только Писание (Библия является единственным критерием, указывающим Божественные стандарты для каждой сферы жизни человека).

4. Sola Christo — только Христос (нет иного пути спасения человека, как только вера в Иисуса Христа)

Реформационные идеи проникают на территорию Княжества Литовского уже в XV веке. Действительным началом Реформации на Беларуси стало издание доктором Франциском Скарыной из Полоцка Библии, переведенной на белорусский литературный язык того времени. Белорусская Библия, изданная Скарыной, появилась значительно раньше, чем подобные издания у соседних народов.

Во второй половине XVI века протестантские общины образовались во многих городах Беларуси: Несвиж, Берестье, Клецк, Ляховичи, Койданаво,Новогрудок. При общинах устраивались церкви, школы, типографии, госпитали, а «католики жаловались, что костельное пение в католической церкви стало заглушаться громкими звуками протестантских гимнов».

Широкое распространение идей Реформации на территории Великого Княжества связано с деятельностью одного из крупнейших представителей белорусской Реформации — князя Микалая Радзивила Черного, который хорошо понимал важность независимой национальной церкви в остановлении агрессии со стороны Московии и католической Польши. Известно, что князь изучал лютеровскую Библию и труды Жана Кальвина. Весной 1553 года он публично объявил, что является приверженцем кальвинизма,основал кальвинистский збор (церковь) при своем дворе в Бресте и 1 на территории Бел. типографию. В типографии Микалай Радзивил Черный издал Катехизис христианской веры для простого народа и знаменитую Радзивиловскую Библию (1563 г.). При непосредственном влиянии князя Радзивила книги начали издавать Сымон Будный, Матей Кавечинский, Лаврентий Кришковский.

Протестантизм в форме кальвинизма приняли и:феодал Кишки, Сапеги, Хадкевчи. Потом он распространился и в средним пласте населения.

ОБРАЗОВАНИЕ: тесно связано с религиозным акцентом. На протяжении 16 века в Беларусь приехало огромное количество различных орденов. По мере проникновения католицизма формировались разные ордена (иезуитский орден)

1579г – Академия иезуитская (бискуп Протасевич).

Петр Скарга, Францишак Суньер, Антонио Пассевино – приехали в Беларусь

Иезуитская система образования была четкой и продуманной. Он создавались как община Иисуса. Основатель – Найома. Включала бесплатные школы и коллегиумы. Туда допускались только избранные (в Академию). В бесплатные школы брали детей, которые сами приходили, либо во время сложных исторических событий, когда крестьяне сами оставляли своих детей у стен монастыря.

Было два курса: философии и теологии.

В курс философии входили: Математика, Метафизика, Физика, География, Греческий, Латинский, Еврейский, Немецкий, Французский, белорусский

В курс теологии входили: Священное Писание, Теология, Каноническое право, Казуистика.

Были общеобразовательный школы. Предусматривали изучение Псалтири, часослова, грамматики, письма (азбука), а также 7 свободных наук: включали тривиум (грамматика, риторика, диалектака), квадриум (арифметика, греческий, белорусский, латинский). Большую популярность имела Грамматика Лаврентия и Стефана Зизания. Затем Грамматика Милетия Смотритского.

 

Бресткая церковная уния 1596- объединение православной церкви Украины и Беларуси с католической церковью при подчиненности православной церкви Папе Римскому, признании основных католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии образовалась Украинская греко-католическая церковь (униатская церковь).

Основные причины заключения унии для православных епископов: 1) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства; 2) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой; 3) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля; 4) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.

О сновные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты: 1) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель; 2) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия. 3) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях

Последствия подписания унии. Польское правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.

Религия РП: 1)Римо-католицизм (государственная религия), Греко-католицизм (униатство)
Православие, Протестантизм, Иудаизм, Ислам

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.006 с.)